Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Т. Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. М.: Центр
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Следы сарматов в Польше


Археологические данные заставляют предположить, что западные аланы (возможно, это были анты) распространились на территорию современной Польши, где они представлены как отдельная ветвь. В первых веках нашей эры Польшу заняли славянские народы пшеворской культуры, но в начале III века их культура подверглась существенным изменениям. Вместе с характерными сарматскими завитковыми фибулами с «ножкой, загнутой вверх» и железными наконечниками для копий, на которых серебром инкрустированы тамги, вдруг стала появляться гончарная керамика понтийского (дакского) происхождения. Богатые захоронения, которые до тех пор не были известны в пшеворской культуре, очевидно, были могилами правителей, по всей видимости завоевавших страну незадолго до этого. Самое известное из них находится около Сакрау, в Силезии. Среди погребального инвентаря было найдено множество предметов, произведенных в Северном Причерноморье, и пряжки дня ремней сарматского типа.
Чем вызваны эти изменения? Документальные свидетельства (особенно тамги) указывают на антов Бессарабии или, возможно, на другой западноаланский народ — аорсов, которые восприняли элементы боспорской культуры за время их проживания в степях Северного Причерноморья бок о бок с Боспорским царством в I и II веках н. э. О присутствии сарматов в Польше упоминается в Лангобардских хрониках VI века (Origo Gentis Langobardorum), в которых описывается путешествие лангобардов с их исконных земель в низовьях Эльбы в район среднего течения Дуная, в ходе которого им пришлось с боем пробиваться через Антаиб — земли антов. Существует множество интерпретаций, но наиболее правдоподобной представляется гипотеза Ф. Дворника о том, что территория антов включала Силезию и Малую Польшу, через которую лангобарды прошли по пути на юг.
Королевство аланских антов в Польше просуществовало недолго и в V веке было покорено гуннами, пришедшими из Венгрии. Тем не менее древние сарматские традиции сохранялись в Польше еще в течение долгого времени. Вера в сарматское происхождение поляков была широко распространена среди польского дворянства. Тамги появляются на монетах XI века и сохраняются в польской геральдике, где они появляются в стилизованной форме полумесяцев, стрел, подков и т. д.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Роксоланы на Дунае


Обратимся теперь к роксоланам — одному из двух сарматских народов, которые первыми покинули степи Северного Причерноморья. К середине I века роксоланы были вынуждены переселиться на запад от Днепра. Некоторые из их племен осели между Днепром и дельтой Дуная (вытеснив языгов, которые занимали эти земли ранее), но большая их часть двинулась дальше на юг, и к 62 году относится упоминание об их присутствии на равнинах Южной Румынии.
Мы уже проследили за передвижениями роксоланов на Дунае вплоть до середины I века. Зимой 69 года они снова вторглись в Мезию и уничтожили Галлийский легион, но другая римская армия вскоре застала их врасплох и жестоко наказала за набег. В 85—86 годах они снова напали на Мезию и сражались в траянских войнах на стороне даков, а языги, жившие в то время на венгерской равнине, — на стороне римлян. Когда в 107 году император Траян праздновал триумф, пленных роксоланов вместе с даками вели по улицам Рима. На колонне Траяна в Риме изображен спасающийся бегством отряд роксоланских всадников, одетых в чешуйчатые доспехи.
После дакийских войн роксоланам платили субсидию, чтобы они не совершали набеги на границы Римской империи, но в 118 году такая практика прекратилась. Последовало еще одно восстание, подавленное императором Адрианом, преемником Траяна, и выплата субсидии возобновилась. Король роксоланов стал вассалом Рима в 228 году. Возможно, это был Распараган, чье имя упоминается в двух надписях в Пуле и в Истрии (Хорватия). Роксоланам было позволено установить связь через территорию римской провинции Дакии с родственным им народом — языгами, которые жили в Банате и на Венгерской равнине.
Мир длился до 260 года, когда готы вторглись в Дакию. Вскоре после этого, в 271 году, римляне ушли из Дакии. Появление готов оставило отчетливый след в культуре роксоланов. В течение III и IV веков, в особенности во время правления императора Галлиена (253—268 гг.), сарматы совместно с готами предпринимали множество набегов на римскую территорию к югу от Дуная, но, какие именно сарматские племена в этом участвовали, до сих пор не ясно. Так, например, сарматы, изображенные на арке Галерия (297 г.), могут с равным успехом быть и роксоланами, и западными аланами.
В 331 году готы и таифалы предприняли попытку вытеснить роксоланов из Валахии (Южная Румыния), и часть из них была вынуждена переселиться далее на запад, на земли
языгов, где найдены «диагональные» захоронения, датируемые этим временем. В 377 году остатки роксоланов под давлением остготов, на которых, в свою очередь, наседали гунны, покинули территорию Румынии. Часть из них нашла прибежище в римской Мезии, другие отступили на запад и присоединились к родичам в Венгрии.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Сарматские памятники Молдавии и Бессарабии


В Румынии к востоку от Карпат известно около тридцати мест, где были обнаружены археологические останки нескольких различных сарматских групп.
На равнине Восточной Валахии и в Южной Молдавии сарматские захоронения являются как групповыми, так и одиночными. Погребальный инвентарь включает бусы, броши, маленькие бронзовые зеркала с отверстием в ручке (часть их украшена тамгами), иногда железные мечи и один или два глиняных сосуда. По своему характеру эти погребения соответствуют началу позднего сарматского периода на Украине — подобные же предметы погребального инвентаря, датируемые II и III веками, находили в курганах около реки Молочной. Поэтому вполне вероятно, что румынские захоронения, которые связывали с роксоланами, принадлежат скорее восточным аланам, которые, придя на эти земли, смешались с роксоланами и растворились среди них. В пользу такого предположения говорит наличие деформированных черепов в нескольких могилах.
Останки сарматов также были найдены в поселениях и на кладбищах (захоронения преимущественно в погребальных урнах после кремации) культуры Килиа-Поенешти, распространенной в предгорьях Карпат на юге Молдавии и в Валахии. Народы, составлявшие ее, вероятно, изначально были дако-гетами или карпами. Среди предметов погребального инвентаря — типичные для сарматской культуры бусы, бронзовые зеркала, часто разбитые в соответствии с сарматским ритуалом, небольшие бронзовые колокольчики и т. д. Особенный интерес представляют погребальные урны, гончарные изделия с зооморфными ручками, сильно напоминающие сарматские сосуды низовьев Волги и Северо-Западного Кавказа, но не сарматского производства. Захоронения на кладбище производились преимущественно в III веке. Характер и количество этих останков предполагает, что сарматы составляли относительно большую часть населения, хотя впоследствии и растворились среди коренных народов.


Рис. 63. План и погребальный инвентарь сарматского захоронения III века н. э. на кладбище Тыргшор в Южной Румынии; пятьдесят процентов черепов, найденных на этом кладбище, были деформированы

В Молдавии и Бессарабии сарматские останки составляют значительную часть общего числа захоронений; в данном районе также было найдено несколько отдельных сарматских могил. Поселения и кладбища принадлежат местной ветви украинской Черняховской культуры, получившей название Синтана де Муреш, которая включила в себя многие элементы предшествующей дако-гетской культуры. Погребальный инвентарь типичен дня раннего этапа позднесарматского периода в степном поясе к востоку от Днепра: бронзовые кольца и другие личные украшения; бусы из стекла и сердолика; бронзовые зеркала, часть из которых украшены знаком тамга; иногда железные мечи, однажды встретился римский стеклянный кубок. Один из скелетов в Митоке был посыпан белым веществом (мелом?) так, как это было принято в раннем и среднем сарматских периодах на востоке; на черепе отчетливо виден след от бронзовой диадемы. Этой группе археологических памятников принадлежит также каменный валун с выгравированными на нем тамгами, найденный в Северной Бессарабии, в селе Тецкань.
Ветвь сарматов, вероятно западные аланы (аросы, асы), в конце II века осела на севере Молдавии и в прилегающих областях Бессарабии; знаки тамги указывают, что эта группа зародилась на северо-западном побережье Азовского моря. По-видимому, впоследствии к ним присоединилась небольшая группа восточных аланов — их восточных родичей, которые принесли с собой обычай деформации черепов, зафиксированный в некоторых сарматских захоронениях в Румынии.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Языги в Венгрии: ранний период


Языги были одним из первых сарматских племен, которые переправились за Дон и положили начало исходу из степного пояса Нижнего Поволжья. В средний сарматский период они жили где-то степях Приднестровья, но их присутствие ощущалось и далее на юг, на Дунае и в Добрудже, которая тогда входила в состав Римской империи. Вероятно, в 20—30-х годах они переселились на запад, чтобы уйти от наступавших роксоланов, и оказались на севере Венгерской равнины и в Восточной Словакии. Маршрут, которым они двигались, до сих пор не установлен: некоторые исследователи полагают, что они подошли к Карпатам через Буковину и, перейдя через горы, оказались в верховьях Тисы, в то время как другие считают, что они перемещались по долине Дуная в обход Карпат. На новом месте они частично вытеснили, но преимущественно покорили кельто-дакское население. Тацит упоминает котинов и осов как местные племена, обитавшие на северо-востоке от современного Будапешта и платившие дань языгам. Археологические данные указывают, что местное население сохраняло свою самобытность, по крайней мере, до конца III века, и о его влиянии на пришельцев свидетельствует целый ряд предметов: брошей, браслетов, преимущественно латенского типа, найденных в ранних сарматских захоронениях.
Присутствие языгов на Венгерской равнине повлияло на географические представления того времени. Автор одной из первых карт мира (около 12 г.) Агриппа считает даков восточными соседями тевтонских племен, в соответствии с положением на северной границе империи в его время, когда дакийские племена жили в Северной Венгрии и Восточной Словакии к востоку от германских племен — свевов. Однако тридцатью годами позже, около 44 года, Помпоний Мела ввел термин «Сарматия» (Sarmatia) дня земель, лежащих к востоку от «Германии» (Germania). Таким образом, в работе, написанной через двадцать лет после появления языгов на Венгерской равнине, автор фиксирует ситуацию, сложившуюся к тому моменту в тех областях, хотя и оставляет старое название Скифия (Scythae) для причерноморских земель, в которых сарматы сменили скифов за несколько веков до этого.
В своем описании Северо-Западной Европы Помпоний Мела использует сведения, полученные римской морской экспедицией, которая в 5 году достигла Ютландии. Из всех германских племен, обитающих в тех местах, лишь одно — гермионы — жило к востоку от Эльбы, но Помпоний Мела не знал о негерманских, предположительно протославянских племенах, которые были их соседями. По-видимому, он предполагал, что все они были сараматам — как это было
в граничащих с Римской империей территориях Венгрии, и поэтому применял название «сарматы» ко всем негерманским племенам к северу от Дуная и к востоку от Эльбы.


Карта Европы, составленная по описанию Помпония Мелы, около 44 года

Использование названия Сарматия для всех негерманских стран Центральной Европы сохранилось, хотя граница между Германией и Сарматией проведена уже по-другому. Птолемей и его последователи сдвинули ее к Висле и растянули Сарматию так, что она включала всю Центральную и Восточную Европу.
Языги, которых римляне именовали «сарматами», оставались на Венгерской равнине в течение 450 лет и, поскольку они были изолированы от своих родичей, живших в Северном Причерноморье, их история имеет мало общего с другими сарматами, остававшимися на востоке. Главным связующим звеном между двумя группами были роксоланы и аланы, которые, отойдя на восток после ряда крупных конфликтов на Украине, перешли через Карпаты и присоединились к языгам. Пришельцы, как правило, нарушали сложившийся порядок и портили отношения с соседними народами, в частности с Римской империей, навлекая тяжкие последствия на себя и на местных сарматов — языгов.
История сарматов в Венгрии может быть разделена на три периода: ранний (приблизительно 20—160 гг.), средний (160—260 гг.) и поздний (260—430 гг.). В течение раннего периода языги, очевидно, были в хороших отношениях с римлянами; они, по всей видимости, имели с ними договор, по которому служили наемниками в римском войске. В 50 году кавалерийский отряд языгов сражался в войске короля свевов Ванния, который был в то время вассалом Римской империи. Хотя территория языгов граничила с римской Паннонией, они никогда не вторгались в эту провинцию, их основные силы были сосредоточены против даков, с которыми они сражались как союзники Рима в траянских войнах 85—88 и 101 годов. Однако в 92 году, проникнув по дакской территории к Дунаю, они разорили римскую провинцию Мезию. В 105 году эти земли были отбиты у них королем даков Децебалом, но годом позднее Дакия была завоевана римлянами. В 117—119 годах Адриан вынужден был сражаться с языгами, нападавшими на римскую Дакию (Трансильванию) с запада, и роксоланами, совершавшими набеги с востока (из Валахии). Разбив сарматов, римляне заключили с ними договор, который привел к миру, продлившемуся более пятидесяти лет.
Судя по самым ранним останкам, языги были довольно немногочисленным народом; у них существовало три постоянно изменявшихся территориальных сообщества. Захоронения этого периода плоские и группируются в большие кладбища. Они оснащены очень бедно: глиняные сосуды, иногда железные ножи, бусы, редко броши, только короткие мечи с кольцом на месте головки эфеса — тип, заимствованный у прохоровской культуры раннего сарматского периода. В нескольких могилах, вероятно самых ранних, встречаются декоративные золотые пластины различной формы, пришитые к предметам одежды на причерноморский манер. В более поздних захоронениях никаких предметов, характерных для Северного Причерноморья, уже не встречается, и это явный признак того, что были разорваны все связи со странами к востоку от Карпат.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Средний сарматский период в Венгрии


Начало нового периода ознаменовалось расторжением мирного договора и участием сарматов в Маркоманских войнах (166—172, 177—180 гг.) в качестве одного из основных противников Рима. Их усилия теперь были направлены на запад, против Паннонии; сообщается лишь об одном сарматском вторжении в Трансильванию (167 г.), когда римляне были вынуждены временно покинуть дакийские золотые копи.
В 169 году сарматы перешли через Дунай и вторглись в Паннонию, но потерпели сокрушительное поражение от Марка Аврелия. У Диона Кассия мы находим яркое описание сражения на льду замерзшего Дуная. Мир был заключен только в 175 году, после чего Марк Аврелий принял титул Сарматский, и в честь его победы была отчеканена имперская монета. Условия мира были очень суровы для сарматов: им предписывалось не приближаться к Дунаю и выделить 8000 всадников для римской армии, из которых 5500 были отправлены в Британию. Остальные были размещены на северных границах в отрядах численностью по 500 человек, и на сегодняшний момент обнаружено четыре участка, где сохранились их следы. В Честере — римской крепости на Адриановом валу — были найдены шоры из экипировки лошади катафракта и множество бусин, типичных для венгерских сарматов. Сарматский отряд в крепости Морбий упоминается в Списке почетных должностей (Notitia Dignitatum), а в древней крепости Бреметеннак у Рибчестера, рядом с Ланкастером, были найдены записи о сарматском конном отряде из 500 человек. Наконец, с пребыванием сарматов в Британии связывают стелу из Честера с выгравированным на ней рельефом скачущего всадника.
О судьбе этих людей ничего не известно, но большинство из них никогда не вернулось на родину. В Бреметеннаке образовалось поселение ветеранов, которое так и не переросло в настоящий город, но просуществовало до первой половины V века.
В Дакии после всего двухгодичного перемирия снова началась война, и языгам удалось добиться смягчения условий предыдущего договора. Им было позволено плавать по Дунаю на своих лодках, чтобы поддерживать контакты с роксоланами, которые жили на румынской равнине к востоку от Дакии и служили для них источником поставок бус и других товаров восточного происхождения, составлявших их обычный погребальный инвентарь.


Рис. 65. "Сарматы (языги и аланы) в Западной Европе. Известные из исторических источников даты приведены в рамках: / — В 175 году Марк Аврелий нанес поражение языгам и потребовал, чтобы пятитысячный отряд их кавалерии был переброшен в Англию. // — Путь отрядов аланов, отступавших перед гуннами. III — Последняя часть их маршрута: уступив вестготам, аланы присоединились к вандалам и слились с ними. IV — Известные из исторических источников пере движения аланских отрядов на службе у римлян во Франции. (Топонимы, связанные с аланами: Алесон-Орн; Алэнь-Од; Аллен-о-Бёф; Аллен; Алленвилль-ен-Друэ; Алленкур; Аллан)


Столкновения с римлянами происходили достаточно регулярно. Нам известно, что император Максимин Фракиец принял титул Максимин Сарматский после кампании против языгов 236—238 годов, а также что языги в союзе с квадами вторглись в 248—250 годах в Дакию и в 254 году в Паннонию.
Археологические останки среднего сарматского периода в Венгрии более многочисленны, широко распространены и во многих отношениях отличаются от останков раннего периода, хотя они по-прежнему свидетельствуют о кочевом, пастушеском образе жизни. Погребальный инвентарь состоял из глиняных сосудов, брошей и очень коротких железных мечей, преимущественно с навершием эфеса, но иногда с кольцом (в мужских захоронениях) или завитком (в женских). Одна новая черта — это так называемая «сумка пастуха» — коллекция предметов, состоящая из железного ножа, железного шила, кремня и огнива, иногда туда же входил оселок.


Рис. 66. Сарматские бусины из римской крепости в Честере на Адриановом валу, где размещался отряд сарматской кавалерии. Единственный известный аналог — бусины из сарматских захоронений в Венгрии

Некоторые богатые захоронения, известные как курганы группы Сентеш-Надьхедь, разбросанные по всей территории языгов, хотя и немногочисленны, но представляют особый интерес. Они, очевидно, принадлежат представителям правящего класса и отличаются от остальных по погребальному ритуалу и инвентарю. В них часто встречается оружие, и вместе с хозяином в них, как правило, хоронили коня. Многие предметы восточного происхождения — индийские бусины, пришитые к одежде тонкие золотые или бронзовые бляшки из Северного Причерноморья. Выдающийся экземпляр был обнаружен в Силе, центре римской области Паннония, вероятно в могиле сарматского князя, павшего в сражении во II веке.
В средний сарматский период в Венгрии в погребальном инвентаре увеличивается количество предметов восточного происхождения: сосудов с зооморфными ручками, типичных для сарматов-аланов низовьев Волги и Кубани, а также ювелирных изделий из Северного Причерноморья, что ясно указывает на прибытие свежей волны сарматов. Однако установить их происхождение достаточно трудно. Вполне вероятно, что это была ветвь роксоланов или, возможно, группа западных аланов, отошедшая на запад в результате событий конца I и II века. Вступив на Венгерскую равнину, пришельцы должны были подчинить себе языгов, но среди ученых до сих пор нет единого мнения, прибыли ли они в Венгрию после Маркоманских войн, то есть после 180 года, или до 166 года, и тогда их появление послужило толчком к началу войны.


_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Поздний сарматский период в Венгрии


В середине III века начинается закат венгерских сарматов, получивший название поздний сарматский период. К северу от сарматов были расположены земли воинственного тевтонского племени гепидов; в 260 году готы овладели Дакией, которую римляне уже не могли больше защищать, и в 271 году образовали могущественное Вестготское королевство. Несмотря на опасность, грозившую их восточным границам, сарматы в союзе с квадами продолжали совершать набеги на Паннонию (самые разрушительные из них были в 282—283 годах), пока в период между 290 и 313 годами восемь последовательных римских экспедиций под предводительством императора Галер ия и его преемников Константина и Лициния, впоследствии принявшего титул Сарматский, не опустошили земли языгов.



Эти римские карательные экспедиции ослабили, но не сломили сарматов. Однако у них уже не было сил противостоять вестготам, напавшим на них в 321 году незадолго до вторжения в Паннонию. Но в 322 году римляне под руководством императора Константина разгромили вестготов, их король пал в бою, и сарматы были спасены.
Возобновление сарматами действий, вызывавших столь бешеное недовольство римлян, по-видимому, связано с внутренними изменениями, вероятнее всего, с новой волой пришельцев с востока. Содержание захоронений указывает на то, что у них существовали три различных социальных слоя: низший класс, вероятно потомки коренных жителей — даков, занятый в основном сельским хозяйством и не утративший национальной самобытности; средний класс, по-видимому первая волна языгов, которую поглотили последующие волны пришельцев с востока; правящий класс, возможно появившийся здесь в III веке, чьи гробницы и несколько курганных могильников концентрируются преимущественно к северо-востоку от Тисы.
Естественно, археологические останки этих трех групп до определенной степени отличаются друг от друга. Могилы первой группы — Баймок-Морохалом — плоские, в них не найдено никакого оружия. Кладбища второй группы — Кишзомбор-Эрнохаза — содержат до тридцати плоских захоронений чисто сарматского типа в деревянных гробах, в которые положены «сумка пастуха», личные украшения и в некоторых случаях железный меч и римские монеты; в одной из могил был найден длинный железный обоюдоострый меч, типичный для роксоланов. Останки третьей группы состоят исключительно из курганных захоронений, погребальный ритуал и инвентарь которых совпадает с плоскими захоронениями второй группы, но, в отличие от них, в этой группе встречаются оружие, лошади, ювелирные изделия тонкой работы понтийских мастеров и завитковые фибулы «с ножкой, загнутой вверх». Близость готов и гепидов привела к появлению в инвентаре предметов, характерных для этих народов. Особый интерес для нас представляет курганное захоронение, датируемое примерно 300 годом, которое было найдено близ города Херпалы, на восточной окраине территории языгов, где сарматский воин, очевидно принадлежавший к правящему классу, был погребен со своим конем. В могиле были найдены характерные сарматские бусины и умбон (выступ в центре щита) тевтонского типа, покрытый пластиной из позолоченного серебра с узором в понтийском стиле.
Члены третьей группы, вероятно, были потомками правящего класса предыдущего, среднего сарматского периода. Но по-видимому, пришельцы представляли собой важный и определяющий элемент; Старое название «языги» уже не упоминается в письменных источниках того времени: ему пришел на смену термин «сарматы». Очевидно, от старого названия отказались, поскольку власть перешла к пришельцам, принадлежавшим к другому племени, название которого до сих пор не установлено. Предметы понтийского импорта заставляют предположить, что пришельцы были родом из Северного Причерноморья — вероятно, это были аланы, жившие до этого в степных землях к западу от Днестра и вынужденные отступить перед нашествием готов.
Последний этап позднего сарматского периода в Венгрии начался приблизительно в 332 году, когда разразилась губительная гражданская война. Подчиненное племя сарматы лимиганты восстало против своих хозяев сарматов ардагарантов, также именуемых «свободными сарматами». Сообщается, что в сражении участвовало более 100 тысяч варваров и ардагаранты потерпели поражение. Часть из них бежала к квадам и готам, но большинство нашло прибежище на территории Римской империи и получило земли в Паннонии, сегодняшней сербской Воеводине.
В 355 и 357 годах лимиганты вторглись в Верхнюю Мезию и Нижнюю Паннонию и подвергли их разграблению, но были разбиты императором Констанцием в 358 году. После этого власть ардагарантов была восстановлена и наследник престола царевич Зизаис был сделан их царем. Однако на следующий год, недовольные своими новыми землями, они попросили разрешения обосноваться за границами империи, а затем предприняли попытку отомстить за потерю своих территорий коварным убийством императора. Он спасся, и все племя было перебито римлянами.
Сообщается, что сарматские набеги на Паннонию имели место в 364, 374 и 378 годах, когда они были отброшены императором Феодосием. В 384 году Феодосий вместе со своим сыном Аркадием и соимператором Валентинианом нанес сарматам сокрушительное поражение.
Концом этого периода обычно считается 430 год — время нашествия гуннов; но упоминания о сарматах в Венгрии все еще встречаются в письменных источниках почти пятьюдесятью годами позже.

Археологические исследования дают нам дополнительные сведения о последнем сарматском периоде в Венгрии. Три позднесарматские группы по-прежнему различимы, хотя их погребальный инвентарь изменился. Захоронения появляются примерно в тех же границах, что и раньше, но их становится значительно меньше, и их невозможно разделить на лимигантов и ардагарантов.
Самые заметные различия встречаются в группе Тапе-Малайдок, пришедшей на смену группе Кишзомбор-Эрнёхаза. Новые типы фибул, пряжек и бусин встречаются наряду с экземплярами, характерными для предыдущих периодов. Самое значимое нововведение — появление в могилах оружия. Предметы, появляющиеся в этот период в погребальном инвентаре, также встречаются и у двух других групп, и эти изменения говорят о приходе новых этнических элементов, смешавшихся с местными сарматами, хотя последние остались верны традициям предшествующего периода.
В это время курганные могильники впервые появляются на юге, в междуречье Дуная и Тисы, где было найдено лишь очень незначительное количество археологических останков предшествующего периода. Они гораздо больше, чем на севере Венгерской равнины, хотя погребальный инвентарь почти идентичен. Под курганами обнаружено несколько диагональных захоронений, по-видимому с останками вождей племен. Эту группу относят к ветви роксоланов, которые под давлением вестготов покинули Валахию и присоединились к родственным народам на юге Венгерской равнины.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Вторжение гуннов


Захват остготами Украины около 200 года н. э. положил конец иранскому владычеству на юго-востоке Европы, длившемуся более тысячи лет. Остготское правление принесло этим краям почти два века процветания, и сарматская и готская культуры оказывали друг на друга взаимное влияние.
Остготской империи не суждено было просуществовать дольше, чем ее предшественникам в Северном Причерноморье, где скифские и сарматские племена последовательно сменяли друг друга на протяжении двух сотен лет.
Около 355 года н. э. гунны вступили в Европу и заполонили степи низовьев Волги и Дона. Их наступление знаменует начало новой эры — эры тюркского господства в Восточной Европе, продлившейся около восьми веков. Во II и III веках н. э. гунны уже захватили древнюю родину сарматов в Азии и теперь стали хозяевами на последних остававшихся сарматских землях. Часть живших там восточных аланов отступила на запад, другие искали прибежища на Кавказе, но большинство было захвачено гуннами, которые впоследствии увлекли их за собой в Центральную Европу. Непреодолимый натиск гуннов продолжался, и в 375 году н. э. они уничтожили Остготское королевство.
Свирепые набеги гуннов имели катастрофические последствия для всего Северного Причерноморья. Цветущие боспорские города были опустошены, некоторые (например, Танаис) были полностью разрушены и уже никогда не отстроены заново. Народы Черняховской культуры, коренное население Украины, покоренное остготами, также сильно пострадали. Их поселения были сожжены, и большинство из них, по всей видимости, бежали на юг Румынии или перешли Карпаты и осели в Трансильвании.



Серебряная с позолотой «готская» фибула, инкрустированная цветным стеклом; позолоченная ременная пряжка и золотые украшения из погребения знатного сармата в Эране, Нормандия, около 400 года н. э.; две простые серебряные «готские» фибулы из Байора и Страсбурга во Франции

В результате последней большой сармато-аланской миграции, начавшейся после гуннской катастрофы, отдельные племена разошлись почти по всем землям от Волги до Испании и даже до Китая на востоке. В сущности, это был конец существования сарматов как отдельного народа. У разделенных на мелкие группки и разбросанных по разным регионам сарматов не было возможности сохранить свою национальную самобытность, и им суждено было раствориться либо среди последующих завоевателей, либо среди покоренных народов тех стран, куда они отступили.
Очень похожей была участь остготов. После их поражения часть остготов осталась в Крыму и вместе с осколками аланов вынуждена была признать владычество гуннов. Но большинство, включая вестготов, живших к югу от Днестра, и часть западных аланов, отступило на запад. Император Валент разрешил им пересечь Дунай и поселиться в границах Римской империи. Однако вскоре на новом месте возник конфликт с римскими чиновниками, который привел к восстанию, и в знаменитой битве при Адрианополе в 378 году н. э. римская армия была разбита объединенными силами готов и аланов (чья кавалерия сыграла в этом сражении решающую роль), а сам Валент был убит. Это послужило толчком целой цепи событий, которые завершились разграблением Рима остготами в 410 году н. э. и ознаменовали конец старого порядка в Европе.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Аланы в центральной и западной Европе


Судьбы аланов, отступивших на запад перед нашествием гуннов, складывались весьма причудливо, и проследить путь всех мелких аланских группировок — задача не из легких. Еще до гуннского вторжения в западные области Северного Причерноморья аланы и готы переняли друг у друга стиль некоторых украшений и других предметов. Это означало, что материальные культуры этих народов прибрели схожие черты, и поэтому аланские погребения часто трудно отличить от готских. Более того, поскольку аланы были отрезаны от своей традиционной среды обитания — степей, их культура претерпела значительные изменения.
Однако есть несколько специфических предметов, присутствие которых в захоронении может служить четким признаком сармато-аланского происхождения погребенного в нем человека. Среди таких предметов — маленькие бронзовые зеркала и золотые пластинки с характерным узором, пришитые к одежде. Аланы также переняли от готов «готские фибулы», и после готского вторжения они, вместе с остготами, внесли свой вклад в распространение более или менее модифицированной формы «готских фибул» среди нескольких тевтонских племен.
Большинство «готских фибул» приписывается готам, даже те из них, что были найдены на севере Франции, где не было зафиксировано присутствия ни остготов, ни вестготов, и несмотря на тот факт, что находка датируется более ранним временем, чем предполагаемая дата прибытия готов во Францию. Западные «готские фибулы» и другие фибулы подобного типа, найденные в ряде различных могильников в Центральной Европе, могут быть отнесены к западным аланам, отступавшим под натиском гуннов.
Немногочисленные археологические останки, но более всего краткие упоминания, разбросанные в письменных источниках, в которых говорится о переселении народов в раннем Средневековье, проливают определенный свет на рассеяние аланов по миру. Эти записи дают нам возможность подробно проследить историю одной конкретной группы. В 377 году довольно многочисленная группа перешла Дунай и вместе с отрядом гуннов присоединилась к вестготам и остготам, грабившим территории Римской империи на Балканах.
В 380 году н. э. эта группа аланов вместе с остготами и гуннами переместилась на север и осела в Паннонии. Двадцать лет спустя они присоединились к вандалам и перешли в римскую провинцию Норик, граничащую с Паннонией на северо-западе. Здесь им противостояли римляне иод руководством Стилихона, который обещал им землю в обмен на союзнические обязательства. В 402—408 годах н. э. они сражались в римской армии против вестготов.
Однако в 406 году н. э. они вместе с вандалами и свева ми предприняли попытку вторжения в Галлию. Под предводительством царя Респендиала они перешли Рейн около Майнца и нанесли поражение франкам. Часть аланов служили царю Гоару, который перешел на сторону римлян, но большинство сражалось в отрядах Респендиала, и два союзных тевтонских народа отправились в «тур де Франс», круша и опустошая на своем пути города и деревни. Не встречая никакого сопротивления, они дошли от Майнца через Трир, Реймс, Аррас, Амьен до Парижа, Орлеана, Тура, Бордо и Тулузы. В 408 году н. э. после двух лет бесчинств и грабежей в Галлии аланы двинулись в Испанию и вместе со своими союзниками полностью опустошили полуостров, после чего осели в Лузитании (территории современной Португалии и Испании к северу от Мадрида).
В 418 году н. э. аланы потерпели сокрушительное поражение от вестготов, которых римский император завербовал для усмирения «варваров». Царь аланов Адцак погиб в сражении, и остатки народа бежали в Галисию, где они смешались с вандалами. Король вандалов принял титул Rex Vandalorum et Alanorum (Король вандалов и аланов), который сохранялся за его преемниками до падения королевства вандалов в 533 году н. э.
Так закончилось независимое существование этой ветви аланов. Спустя сорок лет после того, как они покинули свои родные степи, они пересекли весь континент. Но даже тогда их скитания не закончились: в 422 году они вместе с вандалами покинули Галисию и перебрались на юг Испании, а в 429 году переправились в Африку, где постепенно растворились среди вандалов.
Другая группа аланов также добралась до Франции. В царствование Гоара они в разное время вступали в союзы с вестготами и римлянами; вероятно, это как раз те аланы, про которых известно, что они были в Нарбонне в 416 году и потом в Орлеане. По-видимому, они не сталкивались с гуннами в 451 году, но в 452 году были покорены вестготами. До нас доходят сведения о других аланских царях, принимавших участие в запутанных конфликтах, которые так характерны для раннего Средневековья. В конце концов аланы слились с коренным населением Франции, но в память об их присутствии сохранилось больше тридцати французских топонимов, образованных от названия «сарматы» или «аланы», среди которых название города Алансон. Вполне возможно, что их потомки — жители провинции Бос, в исторической области Орлеан.
Немногочисленные археологические останки, которые можно отнести к кочующим группам сарматов-аланов, были найдены на западе Венгрии. В их число входят богато обставленные захоронения в Лаа-на-Дие; Унтерзибенбрунне (недалеко от Вены) и Эране (Нормандия), датируемые приблизительно 400 годом н. э. Среди их погребального инвентаря встречаются «готские» серебряные фибулы (два экземпляра из Эрана позолочены и украшены цветными камнями), различные украшения и маленькие бронзовые зеркала. Известно множество «готских» серебряных фибул из Франции (Труз, долина Соны, департамент Об), найденных в местах, где из исторических хроник известно о присутствии аланов. Аналогичные фибулы, хотя и немного ушедшие от первых в своем развитии, были найдены в Испании в Альбацине (рядом с Гранадой) вместе с частью золотого ожерелья; в погребении рядом с Карфагом были обнаружены мелкие сарматские золотые бляшки.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Аланы «в обозе» гуннов


V век стал последним для венгерских сарматов. В 405 году н. э. гунны достигли Венгрии, и до 432 года н. э. они были хозяевами на большей части территории страны, поработив жившие там народы, включая остатки сарматов. Большой контингент восточных аланов — сарматского племени, вступившего в Центральную Европу последним, — по всей видимости, пришел следом за гуннами, насколько об этом можно судить по захоронениям того времени, содержащим керамику гуннского типа и другие предметы восточного характера. В данном контексте имеет смысл упомянуть погребение Хохфельдена, около Страсбурга. Найденный в нем погребальный инвентарь носит интернациональный, «готский» характер, но зеркальце наводит на мысль, что похороненный в нем человек был сарматом на службе у гуннов.



После смерти Аттилы венгерские сарматы освободились от власти гуннов, но только затем, чтобы в 472 году н. э. потерпеть поражение от короля вестготов, Теодориха. В этой битве пали два сарматских царя — Бука и Банай. Вскоре после этого их земли были захвачены гепидами, и это, похоже, последнее упоминание о венгерских сарматах в письменных источниках. Римляне именовали сарматов Latrunculi (разбойники, грабители), но при этом они представлялись им столь грозными противниками, что шесть римских императоров, одержав победу над таким врагом, сочли титул Сарматский достаточно почетным. В честь этих побед были также отчеканены монеты.
Можно проследить связь между поселениями, основанными восточными аланами на службе у гуннов, и названиями современных славянских народов. Так, например, слово «серб» неславянского корня. Оно упоминается Плинием Старшим в I веке н. э. и встречается у Птолемея в III веке как название одного из племен восточных аланов, обитавших в степях к северо-востоку от Азовского моря. В IV веке н. э. они предположительно попали под власть гуннов. В начале V века н. э. Вибий Секвестр писал, что «Эльба отделяет свевов от сербов»; и в Средние века страна под названием Белая Сербия занимала территории современных Саксонии и Тюрингии, то есть области, ранее относившиеся к Гуннской империи. Вероятнее всего, подразделение гуннской армии, контролировавшее данный регион, состояло в основном из восточноаланских сербов, которые после смерти Аттилы получили независимость. Коренные германские народы, жившие к западу от Заале, по-видимому, сбросили аланское ярмо, но славянам, жившим к востоку от реки, это не удалось. Интересно заметить, что самая большая концентрация захоронений конца V века н. э. с искусственно деформированными черепами приходится как раз на этот район.




Это заставляет предположить, что аланские сербы в конце концов растворились среди покоренного славянского населения, и единственный след их пребывания там — это сорбы, крошечный славянский народ Юго-Восточной Германии, также известный под именем венды. Тот же самый процесс предположительно происходил в Сербии. Здесь нашла себе пристанище другая ветвь аланских сербов, либо, что более вероятно, сюда с севера переселилась другая группа славян под предводительством уже славянизированных аланских сербов.



Рис. 71. Топонимы, связанные с сарматами-аланами, сражавшимися в войсках гуннов в V веке, и распространение богатых княжеских захоронений в Центральной и Восточной Европе. Точки — топонимы аланского происхождения типа Хотин, Кетен и т. д., произошедшие от сарматского слова, обозначающего крепость или укрепленное поселение; квадратики — топонимы типа Клваты, Харватце, связанные с поселениями хорватов; крестики — богатые захоронения гуннских правителей начала V века н. э. в Центральной и Восточной Европе

Слово «хорват» имеет похожую историю. Греческое слово Horoathos было найдено на каменных табличках в Танаисе — древнем городе в устье Дона. Согласно византийскому императору Константину Багрянородному (912—925 гг. н. э.), белые хорваты — славянский народ, населявший верховья Вислы и север Богемии. Арабские путешественники середины X века отмечают у них наличие некоторых сарматских черт: кроме царя у них в каждой области был старшина — жупан (слово неславянского происхождения); царя кормили молоком кобылы; среди населения был распространен обычай деформации черепа и высшая знать носила неславянские имена. Существуют разные мнения относительно этимологии слова «хорват»: иранского оно происхождения или славянского, но аргументы в пользу того, что народ, носивший это название, был иранского происхождения, представляются более убедительными.


Рис. 72. Меч и золотой лук (атрибут правителя) из погребения гуннского вождя в Якушовице

Здесь мы также можем предположить, что гунны поручили восточным аланам, именовавшимся также хорватами, контролировать области, расположенные к северу от Карпатских и Судетских гор. Топонимы аланского происхождения (Хотынец, Хотимск, Хотень, Хотин, Кетен и др.) можно найти на территории Белоруссии, Украины, Польши, Венгрии и Германии. После распада империи гуннов они, возможно, управляли страной самостоятельно, поскольку не существовало организованной силы, способной свергнуть их господство. В конце концов они восприняли славянскую культуру, и их название перешло на покоренный народ, который стал называться «белые хорваты», аналогично тому, как сербы в Саксонии назывались «белые сербы».
Присутствие западных аланов, правивших Южной Польшей от имени гуннов, подтверждается наличием богатых захоронений начала V века н. э. Одно из них, принадлежащее гуннскому правителю, погребенному со своим конем и золотым луком — атрибутом власти, было найдено в Якушовице около Кракова. Другое богатое погребение — Ендрыховице, около Вроцлава. Среди погребального инвентаря — отлитый из бронзы котел и золотая диадема, инкрустированная гранатами. Оба погребения — гуннские, но головные украшения похожи на те, что носили алане кие женщины. Другие захоронения с востока на запад: Большой Каменец около Курска; Новогиреевка на Конке; Мелитополь, Тилигульский лиман; Кончести, Бессарабия; Апахида около Клужа; Сегед на Тисе; Чорна; Страже в Словакии; Пжемечаны к северу от Кракова; Вольфсхайм около Висбадена; Альтлусхайм около Майнца; Флонхайм около Бориса; Мундельсхайм около Страсбурга. На присутствие сарматов в Польше указывают также названия древних крепостей типа Хотин, а также несколько топонимов, связанных с хорватами. В Польше есть также несколько топонимов, считающихся производными от названия племени сербов.




_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Остатки аланских племен в Восточной Европе


Под давлением обрушившихся на них гуннов большинство аланских племен отступило на запад, но многие остались в степях и впоследствии растворились среди гуннов или других тюркских народов (утигуров, кутригуров, хазар, болгар), которые последовательно, друг за другом, становились хозяевами на юге Восточной Европы. Отдельные группы аланов смогли сохраниться в степи вплоть до XIII века, когда Гийоме Рубрук встретил их между Крымом и Уралом
на своем пути ко двору великого хана Золотой Орды в Каракоруме.


Рис. 73. Золотая диадема, инкрустированная янтарем, сердоликом и гранатами; бронзовое зеркало с орнаментом и тонкая золотая фольга, которая служила для украшения деревянного седла; все эти предметы найдены в княжеском захоронении около Мелитополя на Украине
вместе с железным мечом с золотой пластиной на рукояти, несколькими золотыми украшениями и скелетом лошади


На Украине известно множество сарматских захоронений IV—V веков н. э. в верховьях Днепра. Некоторые исследователи полагают, что они были оставлены аланами «в обозе» гуннов. Для этой группы характерны так называемые «речные могилы» — плоские захоронения в поймах рек, заливаемых весенним половодьем. В таких могилах воинов часто хоронили вместе с конями и клали в них золотые украшения, оружие и богато украшенную конскую упряжь. Аналогичные «речные могилы» были обнаружены на Волге и в отдельных районах Казахстана.
Вероятно, также алане кого происхождения около десятка богато обставленных «княжеских» захоронений и могил, где похоронены женщины в золотых коронах с полудрагоценными камнями или цветным стеклом. Они разбросаны на огромных пространствах от Казахстана (Боровое) до Венгрии (Чорна) и Польши (Якушовице, Ендрыховице). Великолепнейший пример такой короны был обнаружен в могиле женщины из Керчи (Пантикапея) в Крыму. В Восточной Европе существовал древний обычай, хорошо представленный в останках 2-го тысячелетия до н. э.: женщины носили диадемы тонкой работы или декоративные обручи. Этот обычай был широко распространен среди сарматов-аланов (например, великолепные «короны» из кургана Хохлач около Новочеркасска). Погребения с богато украшенными «аланскими» диадемами гуннского периода находят в Восточной Европе исключительно в тех местах, где были аланские поселения. Два из них (Бухаэни, Контешти) найдены в районе реки Прут — территории, управлявшейся аланами (антами). Предметы инвентаря: аланское бронзовое зеркало (Мелитополь) или бронзовый котел — свидетельствуют об аланском характере погребений. Этот обычай позднее переняли гунны, но гуннские диадемы (Караагач) были другого типа.
Другим позднейшим аланским племенем были анты, которых Иордан считает славянским народом, добавляя, что «венды (славяне) хотя и происходят от одного корня, но носят три разных имени: венды, анты и склавины». Однако это не противоречит идентификации антов как аланов (асов): сарматы, очевидно, образовывали на данной территории правящий класс, который постепенно славянизировался. Этот процесс, вероятно, завершился не ранее VI века н. э., хотя многие сарматские традиции сохранились. Среди них — тамги и связанные с ними верования, которые передались покоренному славянскому населению. Герб старой русской правящей династии Рюриковичей, чьей столицей был Киев, произошел от тамги.
Согласно историческим записям, власть антов, одно время бывших в подчинении у остготов, распространялась в VI веке на территорию между Днестром и Днепром и далее. Центр их царства, вероятнее всего, находился к востоку от
Днепра: большое количество приписываемых им археологических останков найдено в районе Канева. По всей видимости, царство это было разрушено аварами в начале VII века. Несколько кладов с ценными серебряными предметами, принадлежавшими антам, было закопано в то время в районе Канева, очевидно для того, чтобы они не достались завоевателям. Эта дата совпадает с последним упоминанием об антах в письменных источниках.
Небольшие аланские сообщества на побережье Черного моря, в районе Херсона, отмечаются в XIII веке. Другие небольшие группы аланов, искавшие убежища в Крыму и частично слившиеся с готами, упоминаются даже в конце XVII века, когда они все еще сохраняли обычай деформации черепа. Скорее всего, они жили преимущественно на южном берегу. Известно, что к 1240 году аланы уже приняли христианство, и епископом Аланским был Федор. В XIV веке район между Феодосией и Алуштой носил название Алания, и архиепископ Херсонский, так же как и архиепископ Готский, считал его частью своих епархий.
Археологические останки, датируемые с V по VII век, которые можно хотя бы частично атрибутировать аланам, были найдены в Южном Крыму к юго-востоку от Севастополя и на юго-восточном побережье, включая знаменитое кладбище Суук-су, содержащее множество готских погребений. Многие захоронения носят выраженные аланские черты, включая деформацию черепов.
Можно также упомянуть группу аланов, завершившую свой исторический путь дальше всех от родины. Православные христиане асу (аланы), очевидно восточноевропейского происхождения, составляли отряд монгольской армии в Китае. И самое необычное: по свидетельству францисканского миссионера Одорико Порденоне, совершившего в 1316—1330 годах путешествие по странам Востока и побывавшего в Китае, 30 тысяч аланов, исповедовавших православие, жили вместе со своими семьями на побережье напротив острова Формоза (Тайвань). Порденоне пишет, что они состояли на жалованье у великого царя, но больше о них ничего не известно. Вероятно, их насильно переселили в Китай в XII или, что более вероятно, XIII веке.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Аланы на Кавказе


Наконец мы подошли к аланам Кавказа. Их современные потомки — осетины, небольшой народ, живущий в предгорьях Кавказа, — единственные люди, до сих пор говорящие на языке когда-то многочисленных и могущественных сарматов, хотя и сильно измененном.
Сарматские племена, достигшие Кавказа в IV веке до н. э., и позднее держались исключительно в предгорьях и прилегающих степях. После гуннского вторжения большие группы аланов из степей низовьев Волги, пришедшие в этот регион, разделились на две части: одни осели в предгорьях и слились с сарматскими племенами, появившимися здесь раньше, но большинство углубилось дальше в горы. Они проникли в высокогорные области Центрального Кавказа и заселили области, которые до этого принадлежали народам кобанской культуры железного века.
В конце VI века кавказские аланы пережили нападение авар, а затем — алтайских тюрок. С 650 года они находились в вассальной зависимости от хазар и часто упоминались в хрониках того времени. Мы знаем, например, что в 558 году вождь аланов Саросий сообщил Юстиниану, сыну Германария, константинопольскому военачальнику в Колхиде, что царь авар хочет установить отношения с Византией. Имя аланского правителя Итаза упоминается в VIII веке. Вся область от долины Кубани до Дагестана именуется Аланией. Эта земля управляется аланами, чьи князья и княжны часто вступают в брак с царствующим домом Грузии в Закавказье. Когда аланы пришли на эти земли в IV веке н. э., они покорили местные племена неиранского происхождения и жили с ними бок о бок в одних и тех же деревнях, хотя и хоронили своих мертвых на отдельных кладбищах. Это тесное взаимодействие затронуло обе культуры, но в конце концов аланы растворились среди местного населения, которое, по-видимому, превосходило их количеством.
Аланские захоронения также найдены в Дагестане, но на более поздних этапах; область изначальной аланской культуры существенно сжалась вследствие постепенного культурного слияния аланов с местным населением. Сначала исчезли восточная и западная оконечности, и наконец осталась лишь область, ограниченная северными предгорьями Центрального региона. Но страна все еще была известна как Алания, и аланы часто упоминались в хрониках.
Татаро-монгольское нашествие положило конец существованию аланов: с этого момента их имя больше не упоминается, и Алания исчезает из письменных источников. На их месте мы теперь встречаем названия современных народов Северного Кавказа, которые, очевидно, произошли от аланов.
Для культуры истинных средневековых северокавказских аланов типичны катакомбные захоронения, посыпанные углем, продолжающие традицию, принесенную из степей низовьев Волги. Деформированные черепа встречаются только в самых ранних захоронениях, и после
I века этот обычай был уже полностью забыт. В целом могилы обставлены очень скудно, погребальный инвентарь обычно состоит из глиняных сосудов. Технология производства гончарных изделий претерпела ряд изменений, знаменующих собой этапы развития культуры. По времени эти этапы соответствуют V—VII, VIII—IX и X— XI векам соответственно. Другие предметы встречаются в погребальном инвентаре очень редко; среди них — бронзовые фибулы, серебряные ушные подвески, бронзовые зеркала и мелкие золотые или серебряные бляшки, пришитые к одежде. В нескольких случаях среди погребального инвентаря были железный меч и детали конской уздечки, а также византийские монеты и золотые браслеты II века. Богатые захоронения найдены только на кладбищах последнего периода.
Захоронения последнего периода во многих отношениях отличаются от более ранних, и самые характерные из них находятся на кладбище у станицы Змейской. В большинстве из них среди погребального инвентаря найдено оружие и конская упряжь. Обычно оружие — это сабли так называемого «хазарского» типа, часто встречавшиеся в Европе на протяжении Средних веков. Деревянные ножны часто покрывали обкладкой из золотой, серебряной или бронзовой фольги с выгравированным на ней рисунком. Луки встречаются часто, но наконечников для копий найдено лишь несколько штук. Пешие воины сражались обоюдоострыми
боевыми топорами. Гийоме Рубрук (ХШ век) утверждает, что «аланы были хорошими оружейными мастерами», намекая, что их оружие пользовалось широкой популярностью. В одной могиле находили до четырех богато украшенных седел в полном сборе. Среди украшений иногда встречаются золотые пластины, подобные узоры можно видеть и на конской упряжи. Фигурный орнамент на этих предметах напоминает кобанский стиль начала железного века, распространенный в центральной части Кавказа, и, по всей видимости, произошел от него. Не найдено никаких шлемов, щитов или кольчуг.


Рис. 74. Позолоченные бронзовые и серебряные личные украшения, украшения для седел и т. д. из аланских катакомбных захоронений у Змейской на Северо-Восточном Кавказе, X—XII века

Бронзовые или стеклянные браслеты, бусы из стекла или янтаря и другие личные украшения обычно входили в погребальный инвентарь женских захоронений. Обращает на себя внимание большое количество янтаря, указывающее на связь с Киевом и балтийским янтарным побережьем. Социальное расслоение находит отражение в погребальном инвентаре.
Аланы поддерживали отношения с Грузией, Арменией, Арабским Востоком, Византией и Киевской Русью. Однако восточные и западные области аланской территории отличаются друг от друга в этом вопросе, как это можно видеть на примере стиля и архитектуры сохранившихся до наших дней христианских церквей, хотя современное население почти полностью исповедует ислам. В восточных областях преобладают церкви в византийском стиле вследствие присутствия византийских миссионеров, в то время как в центре храмы больше похожи на грузинские, поскольку это была область влияния грузинских миссионеров. Различные названия Алания и Ас, данные двум частям страны средневековыми писателями, подразумевают политическое деление территории.
Напоследок следует упомянуть салтово-маяцкую культуру, поскольку некоторые исследователи относят ее к аланскому типу. Она представлена большим количеством захоронений и поселений, найденных в двух основных районах ее распространения, довольно далеко отстоящих друг от друга, с очень незначительным количеством археологических памятников между ними. Один район расположен в долине нижнего течения Дона и его западных притоков, другой покрывает большую территорию бассейна верхнего Донца в лесостепной полосе Украины. Люди этой культуры были оседлыми земледельцами и животноводами и одновременно искусными мастерами. Существует два немного отличающихся друг от друга типа захоронений и поселений, вероятно оставленных различными группами, одну из которых, возможно, составляли аланы. Культура просуществовала около 200—250 лет, с VIII по X век н. э.


Рис. 75. Находки, характерные для салтово-маяцкой культуры VIII—IX веков н. э.

Явное сходство между некоторыми предметами салтовомаяцкой культуры и северокавказской аланской культуры ранней стадии (IV век н. э.) навело некоторых исследователей на мысль, что люди салтово-маяцкой культуры — это аланские колонисты, которые переселились туда с Кавказа. Но против такого предположения говорит расстояние, отделяющее две группы салтово-маяцкой культуры от Кавказа (в одном случае это 400 км и в другом — более 600 км), и время, разделяющее кавказские памятники позднего сарматского периода и салтово-маяцкие находки.


_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Заключение


Есть нечто печальное в судьбе сарматов, чью пеструю историю мы вкратце проследили. В разные исторические эпохи эти народы побывали почти во всех странах Запад-ной Европы, а на Востоке дошли до самого Китая. Потомки тех, кто прибыл в Англию в 175 году н. э., вероятно, до сих пор живут в этой стране. Сарматскую историю трудно отделить от истории многих других народов и стран, поскольку в течение многих веков вся Восточная Европа была их вотчиной и носила название Сарматия. Теперь они почти забыты. В современном мире мало что напоминает об их существовании — осетины, названия нескольких славянских народов, слова сарматского происхождения в славянских языках, топонимы в Восточной Европе, элементы польской геральдики (отмененной в 1920 году), смутные традиции сарматского происхождения, все еще сохранившиеся у части польского дворянства, и множество археологических памятников. Вот и все. Роль, которую они сыграли в формировании различных славянских народов, низведена почти до нуля более поздней экспансией кочевников с Востока — авар, булгар и мадьяр, не дошедших до Западной Европы.
Сарматы были «варварским» народом, но они внесли немалый вклад в развитие роскошного сармато-боспорского искусства и наследовавшей ему «готской» традиции, которая позднее легла в основу многих течений в искусстве средневековой Западной Европы, — меровингского, англосакского, романского. Но и тут их роль обычно обходят молчанием.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  












_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Май 09, 2012 4:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  







ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ



1,2. Золотые пластины из Амударьинского клада с изображением фигуры сака (скифа) с «волшебной лозой» в руках, около 400 года до н. э. Британский музей.

3. Саки-амюргии, подносящие дань персидскому царю. Барельеф на стене дворца Ксеркса в Персеполе. V век до н. э.

4. Сарматский (роксоланский) отряд катафрактариев, бегущий от римской кавалерии. Рельеф на колонне Траяна в Риме.

5. Погребение вооруженной сарматской женщины, похороненной вместе со слугой. IV век до н. э., Холодный Яр на Тясмине, Украина, курган 20.

6. Золотые подвески (височные украшения) с изображением конных воинов; лошади, предположительно, запряжены в повозку. Найдено в савроматском княжеском захоронении V века до н. э. в кургане Сазонкин Бугор рядом с Черным Яром на Нижней Волге. Астраханский краеведческий музей.

7. Два савроматских глиняных сосуда в форме «цветочного горшка» из захоронения у Верхнего Погромного, около Волгограда (нижневолжская группа). Эрмитаж, Санкт-Петербург.
8. Костяная пластина в форме пантеры — часть конской упряжи из савроматского кургана 8 у Верхнего Погромного, около Волгограда. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

9. Крылатый грифон, украшающий конец гривны, Сибирь. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

10. Золотая ажурная бляшка, Сибирь. Сидящая женщина представляет европейский расовый тип, в то же время на лицах обоих мужчин явно видны следы монголоидной примеси. Головной убор
женщины напоминает деревянные шлемы, которые носили женщины, погребенные в V веке до н. э. в курганах урочища Пазырык. Фигуры, изображенные на бляшке, вероятно, относятся к
татарской культуре. Оригинал хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

11-12. Керамика, характерная для прохоровской культуры, из захоронения Новониколаевское, курган 9, погребение 2 и захоронения Нижнее Водяное, курган 3, погребение 3, оба около Волгограда. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

13. Глиняные сосуды из Калиновки, курган 55, погребение 8.
Среднесарматский период.

14—16. Железные кинжалы прохоровской культуры из захоронений Волгоградской области: Средняя Ахтуба, курган 2, погребение 7 и курган 8, погребение 8; Верхнее Погромное, курган 7, погребение 9.

17. Стеклянная амфора египетского происхождения из Керчи-
Пантикапея. Конец VI—V век до н. э. Национальный музей, Вар-
шава.

18. Стеклянная амфора сирийского происхождения, найденная в Северном Причерноморье. Конец VI века до н. э. Национальный музей, Варшава.

19. Золотой витой браслет с концами в виде львиных головок из княжеского захоронения Куль-Оба в Крыму, недалеко от Керчи. Оригинал хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

20. Золотая ваза из кургана Куль-Оба с изображением скифа, натягивающего лук. Оригинал хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

21. Золотая обкладка горита (чехла для лука) из царского кургана под Мелитополем, IV век до н. э.

22. Личные золотые украшения и стеклянные бусы из женского захоронения в царском курганном могильнике под Мелитополем, IV век до н. э.

23-24. Спиральный золотой браслет с зооморфными украшениями на концах и золотой браслет на руку выше локтя из Верхнего Погромного около Волгограда, курган 3, погребение 2. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

25. Золотой спиральный браслет на руку выше локтя с зооморфными украшениями на концах.

26. Золотой спиральный браслет с зооморфными украшениями на концах из Калиновки около Волгограда, курган 55, погребение 8. Предметы, представленные на вкладках 23—26, относятся к среднему сарматскому периоду, со II века до н. э. по середину I века н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

27. Массивная золотая пластина с изображением пантеры, свернувшейся клубком. На месте глаза, ноздри, уха, когтей и хвоста изначально были вставки, около 400 года до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

28. Золотая гривна из Сибири с концами в виде львиных голов. На месте глаз, ушей и в углах пастей вставки из бирюзы. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

29. Золотая пластина в форме орла-грифона, держащего в когтях ибекса. В верхней части крыльев орла и глазах ибекса — вставки красного стекла, а тело ибекса выложено голубыми стразами. Сибирь. Оригинал хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

30. Золотые пластины из Сибири с изображением оленя, терзаемого двумя хищниками. Фигуры выложены цветным стеклом и стразами. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

31. Керамика из курганного могильника в станице Марьевской, Кубань, Северо-Западный Кавказ, III—II века до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

32. Терракотовая статуя Кибелы, найденная в боспорском (греческом) городе Мирмекий в Крыму, II век до н. э. Это боспорское божество, вероятно, произошло от богини всех животных, которой поклонялись в Малой Азии. Впоследствии культ Кибелы получил распространение у части скифских и сарматских племен, которые поклонялись ей как богине природы. Ее изображения часто встречаются в скифо-сарматском искусстве. Национальный музей, Варшава.

33. Мраморная плита с изображением Трифона, найденная в Танаисе, боспорском городе в устье Дона. Всадник одет в доспехи сарматского воина. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

34. Золотая диадема со вставками из гранатов из станицы Бесленеевской на северо-востоке Кавказа, шедевр греческого ювелирного искусства среднесарматского периода. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

35. Зооморфные изображения на концах ожерелий из клада на реке Прут, Бессарабия, типичные для IV—III веков до н. э.

36. Серебряная фалера из Северного Причерноморья, точное место находки неизвестно, II век до н. э. Кабинет монет и медалей Национальной библиотеки Парижа.

37. Бронзовые пряжки, украшенные ажурными тамгами, из Керчи-Пантикапея. Британский музей.

38. Каменный валун из Кривого Рога на Украине, с выгравированными на нем тамгами, относящимися к различным периодам. Музей археологии, Одесса.

39. Небольшое бронзовое зеркало с тамгой, отлитой с обратной стороны. Степные районы Северного Причерноморья. Музей доисторического и раннего исторического периода, Берлин.

40. Большой бронзовый котел из района междуречья Дона и Донца с отлитой на нем тамгой. Исторический музей, Москва.

41—43. Предметы из погребения сарматской царицы около Новочеркасска: золотая диадема со вставками из драгоценных камней; золотой кувшин с ручкой в виде оленя; золотая чаша с зооморфными ручками; золотой короб для игл и два короба для благовоний, обложенные золотыми пластинами, один из них с крышкой, закрепленной золотой цепью. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

44. Реконструкция внешности сарматской царицы из Новочеркасска.

45. Римские монеты с изображением римских императоров, принявших титул Сарматский после победы над венгерскими сарматами. Верх: аверс ауреуса Марка Аврелия; две монеты эпохи
Коммода (выпущены 177—178 гг. н. э.), на реверсе стилизованное изображение варварских доспехов, взятых в качестве трофеев. Британский музей.

46. Поврежденное надгробие римского гарнизонного кладбища в Честере с изображением сарматского всадника в чешуйчатых доспехах, вероятно из отряда роксоланов. Музей города Честера.

47. Железный кинжал со вставкой цветного стекла на рукояти, найденный в захоронении 143 в Сентеш-Киштоке. Среднесарматский период в Венгрии. Музей города Сентеша.

48-49. Бусы, фибулы, кольца, золотые пластины, найденные в погребениях раннего сарматского периода в Венгрии, I и II века н. э. Музей города Сентеша.

50. Ожерелья из бусин различного типа и подвески из просверленных раковин из захоронения 112 в Кишзомборе. Позднесарматский период в Венгрии. Музей города Сентеша.

51. Коллекция предметов, так называемая «сумка пастуха» (железный нож, шило, точильный камень, огниво, кремень) и ожерелье, найденное в захоронении 73 в Кишзомборе. Позднесарматский период в Венгрии. Музей города Сентеша.

52. Бронзовые браслеты, бронзовые и железные фибулы и другие предметы из захоронений Сентеш-Яксор. Позднесарматский период в Венгрии. Музей города Сентеша.

53. Посеребренный умбон (выступ в центре щита) германского типа с сарматским орнаментом из сарматского княжеского захоронения в Херпалы на северо-востоке Венгрии, III век н. э.
Оригинал хранится в Будапештском историческом музее.

54—56. Личные украшения и другие предметы из погребения гуннского вождя, вероятно сармато-аланского происхождения, раскопанного в Якушовице, к северу от Кракова, в Польше. В той
же могиле были найдены меч и золотой лук, атрибут правителя (см. рис. 72). Археологический музей, Краков.

57-58. Три серебряные сарматские фибулы «готского» типа, найденные в районе города Труа на севере Франции. Музей города Труа.

59. Серебряный клад из Мартиновки на Украине, предположительно собственность правящей династии антов — славянизированных потомков аланских антов, разбитых тюркским племенем
аваров около 600 года н. э. На оборотной стороне ременных концов имеется поздняя форма тамги. Британский музей.

60. Серебряная обложка для ножен из позднего аланского (XI—XII века) катакомбного захоронения в Змейской в Северной Осетии на Кавказе. Серебряная обложка украшена орнаментом и вставками гранатов и альмандинов. Археологический институт, Москва.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.