Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Языческие руки христианской Параскевы.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2015 12:25 pm    Заголовок сообщения: Языческие руки христианской Параскевы. Ответить с цитатой  

Было отмечено на основе скульптуры из новгородского музея, что у нее руки приподняты вверх, точно так же, как у женского божества в языческих мотивах вышитых полотенец.



Эти слова вызвали неимоверное жжение в поясничной области у мракобесов. Оказалось, что "Параскева держала в правой руке меч, а в левой город (или крест и Евангелие), а вовсе не воздевала руки в молитве, как Оранта. Это типичный иконографический образ" и что "мотив воздетых рук появился в христианстве задолго до христианизации Руси". Остальная критика свелась к обсуждению кулинарных талантов моей жены. Видимо, изможденными постом (или постами?)) ) мракобесы видят в языческой кулинарии угрозу такого же плана, как и в гонениях Диоклетиана.

Ну, начнем, пожалуй.

а) Во-первых, очень интересно, откуда мракобесы выискали "типичный иконографический образ" Параскевы с мечом и городом? Эти атрибуты стандартно отдавались св. Николаю. На иконах же у Параскевы стандартно крест и свиток. Попытка отвечать за христианские традиции при полном не знании оных - это так же отличительная черта клерикального мракобесия. Интереса ради, я попытался узнать, откуда пошло столь любопытное мнение. И результат просто выбил меня в десятиминутку смеха: оказывается, нашему "специалисту"-критику некто привел пример атрибутики в воздетых руках на образе св. Николая, но лютая попоболь помешала ему услышать сказанное до конца, после чего в "разгром" меня и попал перл о Параскеве с мечом и городом.

б) Во-вторых. "Христианский образ до крещения Руси". Я больше скажу: образ божества с поднятыми руками (руками держащими нечто) возник даже задолго до христианства. Чего наши чтецы быдлии так же не знали.
А археологи тем не менее отслеживают его примерно с 1600 г.до н. э. (пример - критская богиня со змеями). Причем, прошу обратить внимание, было найдено две богини со змеями - большая и малая. Первая держит змей в опущенных руках, вторая в поднятых.

Еще есть изображение скифской богини, держащей в руках по водоплавающей птице (1850-1550 г.до н.э.)

Скифская бляшка ("богиня в калафе") из Куль-Оба (4 в до н.э.) изображает женщину, держащую в одной поднятой руке меч, в другой - голову.

Или - беотийская амфора 680 г. до н.э., на которой в окружении двух волков изображена богиня с поднятыми руками.

Если же отталкиваться от того, что руки богини могут быть не только подняты, но и опущены, то помимо Крита, можно вспомнить и Чатал-Хююк с его изображением богини со львами (7 тыс. лет до н.э.) или распространенные по всему Средиземноморью в античности изображения Кибелы (чьи руки либо опущены ко львам, либо же одна из рук гладит зверя, а вторая держит культовый предмет, лежащий на спине второго животного) и мн. др.

Если подытожить: культовые изображения богини, чьи руки держат ее атрибуты или культовых животных (часто соотносимых исследователями с ее сыновьями) встречаются в Европе с 7 тысячелетия до н.э., когда монотеизмом и не пахло. Руки богини могут быть подняты и опущены, что трактуется рядом исследователей (вспомнить того же Рыбакова), как знак различия двух разных божеств, выполняющих разные аспекты одной и той же работы. Этот образ был распространен по всей Европе и частично - Азии. Отголоски его можно встретить в русских вышивках, где некая богиня держит в поднятых или опущенных руках птиц, либо же узду коней (с наездниками или же без лных). Причем, насколько я могу судить, изображений богини с живыми существами на данный момент найдено больше, нежели изображений ее с неживыми предметами (вроде женщины из Куль-Оба), потому можно предположить, что культ богини-матери "с сыновьями" был более развит и живуч, нежели культ, в котором богиня просто держала свои атрибуты.

И вот, мы подходим к самому главному - истерике мракобесов на тему того, что "язычники сперли христианский образ для своих божков". Во первых, если сопоставить вышеуказанные даты со временем возникновения христианства или породившего его иудаизма, то получится, что образ богини-матери примерно на 7 тыс лет древнее. А во-вторых, именно в языческом своем варианте (богиня с животными) он сохранился и в русских вышивках вплоть до недавнего времени, изображения же Параскевы как раз относится к другому типу - богиня с атрибутами. Образу менее древнему, но так же языческому.
Так что впору тут уже говорить о том, что именно христианская традиция слизала для своих нужд языческий образ, будучи не в состоянии дойти до чего-то сопоставимого самостоятельно. О том, как народ переносил "идольские" традиции на образ Параскевы уже писали Чичеров, Можаровский, Святский ("народ молится перед этим идолом"). Мадлевская и Максимов свидетельствовали о языческом почитании Параскевы (в т.ч. и жертвоприношениях) в христианском уже мире. Лавров описывал уже обряд "вождения Пятницы", где оную изображала обычная женщина.
О тождестве образов языческой Мокоши и Параскевы-Пятницы писали многие ислледователи - Рыбаков, Белова, Иванов, Топоров. Сопоставление дат говорит о древности образа, идущего еще от языческих времен. И только клерикальные мракобесы все еще тщатся доказать, что "язычники все слизали у христианства" - не теориями прамонотеизма от любителя галлюцинаций Лэнга, так рукоблудием на христианский символ в руках языческого божества.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.