Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Книга "История религий"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Стрибожий конь
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5057
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2016 2:03 pm    Заголовок сообщения: Книга "История религий" Ответить с цитатой  

После полуторагодовалого ожидания увидела свет книга, к содержимому которой я слегка приложил лапу.




Это учебник "История религий" для академического балакавриата, выпущенный издательством "Юрайт" (Москва). Его авторы:

Лебедев Владимир Юрьевич — профессор, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Тверского филиала Государственной академии славянской культуры;

Прилуцкий Александр Михайлович — профессор, доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Григоренко Андрей Юрьевич - профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой религиозного факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета имени. А.И. Герцена

Книга написана простым языком. В сжатом виде она излагает суть самого понятия религии и развитие различных религиозных конфессий (все формы христианства, ислам, иудаизм, буддизм, славянское язычество, воззрения Ирана, Индии, Китая, Японии и архаичные формы) от момента их появления вплоть до нашего времени. При этом, на суд читателя ради всестороннего рассмотрения выкладываются (с авторскими комментариями) самые различные трактовки и рассмотрения того или иного явления. При этом авторы подчеркивают,что отказались от апологетики любой формы религии, и, применяя порой иронию, не затрагивают ей никаких религиозных воззрений.
Часть содержимого книги я бы счел, как минимум, дискуссионным. Например - отсыл к "тысячам расстрелянных священнослужителей" в годы советской власти, утверждение, что взгляды современного неоязычника не могут быть тождественны дохристианской религии славян, ссылку на слова патриарха Кирилла о "цивилизованном выборе" князя Владимира. Внушает досаду момент рассмотрения славянской письменности: авторы, видимо не смогли договориться, и в одном отрезки книги мы видим упоминание "черт и резов" в качестве "аналога письменности" (стр 156), а в другом - уже слова о том, что аргументы о существовании докирилловского письма не считаются убедительными( стр 156).

Но отдельно я подчеркнул бы и многие положительные моменты:

Например, приведенные теории прамонотеиста Лэнга, считавшего достоверным источником галлюцинации, приведены с указанием их противоречия относительно подлинной картины архаичных верований.

Про нынешних "христианских активистов" и различные интернетные сообщества, направленные на распространение христианства или борьбу с нехристианскими конфессиями, авторы пишут: "Современные отечественные лингвисты бьют тревогу: в обществе сформировался и ширится круг так называемых любителей, которые имеют самые экстравагантные представления о языке, распространяют свои лженаучные взгляды. К сожалению, в теологии мы наблюдаем подобное явление. Под влиянием радикального протестантизма сложилось примитивное представление о том, что теология — «это просто», изучить ее можно, старательно запомнив содержание нескольких брошюрок, переведенных с английского для неподготовленных читателей. Подобные прозелиты считают себя достаточно компетентными, чтобы делать безапелляционные заявления по сложнейшим теологичеким вопросам, что в целом создает в обществе искаженное представление о теологии, ее методах, постановке вопросов и т.д. Данная проблема не ограничена только неопротестантскими общинами — в различных конфессиях появляется достаточное количество «интернет-богословов», которые готовы всем объяснить, «что такое настоящая теология». К сожалению, агрессивность таких теологов прямо пропорциональна их невежеству. В профессиональной медицине таким неформальным медикам не доверили бы и ключей от клистирного кабинета, но в теологии они почитают себя все изучившими и все познавшими."

Относительно славянского язычества авторы перечисляют многие из источников, пригодных для объективного суждения об этой конфессии. Хотя это указание и содержит сожаление о том, что на данный момент нет их достаточного количества. Также авторский коллектив прямо указывает на порожденные "человеческим фактором" проблемы, мешающие системному и непредвзятому изучению дохристианской религии славян: "политизацию и идеологизацию научного дискурса, тяготение к крайностям гиперкритицизма или же полное отсутствие критики источников; тяготение к неубедительным реконструкциям и непроверяемому гипотезированию; необоснованная категоричность многих обобщений и выводов; нежелание учитывать различные имеющиеся подходы к интерпретации материала; уверенность в том, что научные концепции могут быть опровергнуты простым предположением, пусть даже и высказанным в категорической форме. " Авторы без постыдной в данном случае скромности бьют тревогу: " гипотезы без должного обоснования объявляются теориями, полемика ведется с позиций априорного владения истиной, предположения, созвучные той или иной концепции, рассматриваются, независимо от их аргументированности, как доказательства. Иногда предложения доказываются реконструкциями, выполненными на основе этих самых предположений, несмотря на то, что такого рода доказательства не являются сколько-нибудь убедительными. Исследователи славянского язычества без должного основания зачастую объявляют концепции своих оппонентов опровергнутыми на основании одного лишь своего несогласия, иногда оформленного в виде статьи в журнале, а иногда даже и без этого. Наблюдаются частые случаи безответственного обвинения как в русофобии, так и в национализме, шовинизме, предательстве национальных интересов — и все это на основании оценки научных, а не политических взглядов исследователей. "

О язычестве славян, как системной религии, авторы отмечают, что следует весьма осторожно относиться к убеждениям о заимствовании славянами объектов религиозного культа у соседей. А также считают нужным привести цитату Нидерле о том, что вершины славянской культуры опровергают теории о религиозной отсталости славян.

О культовых изображениях в религии славян авторы пишут, что современные примитивные находки сложно соотнести с богами, поскольку "трудно предположить, что они не наделяли своих богов величием и красотой". Там же прямо указано, что в старинных хрониках упоминались несохранившиеся до наших дней идолы тонкой работы.

Там же приводится любопытное свидетельство о "болотных городищах", которые авторы считают святилищами на основе отсутствия в культурном слое бытового мусора.

Также авторы, вопреки современной моде, не отрицают такого явления, как православно-языческий синкретизм, и не стараются причислить сохранившиеся языческие праздники к христианской традиции.

Рассматриваются авторами и современные течения, как родноверы, так и причисляющие себя к оным. Примерно изложена их программа и убеждения. При этом отмечено, что в среде родноверия есть течение, дистанцирующееся от радикалов и фальсификаторов, и реконструкции этого течения наиболее близки к научным.
Также положительными моментами можно назвать то, что авторы не стесняются выкладывать цитаты из древних хроник, прямо указывающие на падение нравов в среде духовенства.

Если обобщить... Эта книга - не первая попытка рассмотреть развитие различных религий и дать оценку их современным формам. Но здесь она отличается качественным подходом и доступностью изложения. Авторы стараются быть непредвзятыми, и, хотя я согласен далеко не со всем изложенным в книге, все же прошу отметить, что оная является серьезным шагом вперед по сравнению с трудами других исследователей, которые нередко страдали от политической и религиозной зашоренности. Здесь прямо озвучены проблемы в подходе к изучению язычества, вместо привычной истерии на тему "примитивного язычества" мы видим ссылки на опровергающие это первоисточники, а столь же традиционная концепция "фантастичности" современного родноверия содержит здесь признание существования "исторического направления", наиболее согласного с наукой.

Что же касается меня, то моя роль при создании этой книги невелика. Я не автор и даже не соавтор, на что и не претендую. Просто я, по просьбе одного из авторов, в меру своих познаний предлагал к рассмотрению собственные взгляды на древнее и современное язычество славян. Что-то из излагаемого мною я нашел в отрывке о славянских культовых изображениях, что-то - в распределении современного неоязычества по течениям. Быть может - где-то есть еще мои следы, но я считаю пошлым читать интересную книгу, имея цель найти в ней себя любимого.

Скрытимир.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Стрибожий конь Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.