Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Кравцов, Лагутин Русское устное народное творчество.
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

еория происхождения искусства.

Советская наука придерживается теории трудового происхождения языка и искусства. Она отвергает буржуазные теории — биологическую, игровую и религиозную.
Первая из этих теорий, т. е. биологическая, основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству—врожденная способность человека, что он получает ее от природы. Однако «законы красоты» складывались исторически, постепенно. Они стали зарождаться с того времени, как в труде, в общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.
Вторая из теорий, игровая, основана на мнении, что искусство произошло из игры как подражания трудовым процессам. Но это утверждение несостоятельно, потому что искусство в известных нам формах связано не с игрой, а с трудом и та же игра ведет свое начало от труда.
Третья теория, религиозная, утверждает, что искусство происходит от религии и как бы представляет ее особую форму. Это утверждение, в частности, основывается на том, что почвой многих произведений фольклора служит мифы. Эта теория несостоятельна потому, что искусство и религия —две различные формы общественного сознания и не происходят друг от друга. Кроме того, религия начинает развиваться позже искусства. В этом нас убеждают разыскания археологов и этнографов. На ранних ступенях развития общества религии еще не существовало.
Искусство и труд. Возникновение и развитие искусства связано с трудовой деятельностью первобытного человека, а возникновение и развитие искусства слова связано с возникновением и развитием языка, который также возникает и развивается в связи с необходимостью общения людей в процессе труда. Все это целостный, единый процесс.
Первичные формы искусства связаны с трудом. Но, естественно, в них проявляются и те формы мышления, какие свойственны тому времени: анимизм, магия, тотемизм, а затем и мифология.
Древнейшие наскальные и пещерные рисунки изображают зверей, на которых охотился человек, а также и самого человека. Пляски воспроизводили трудовые действия, характерные для охоты, посева, молотьбы. Слово также сопровождало труд и облегчало его. Оно рождалось в общении людей, и чаще всего во время труда. Прежде чем появилась песня, должен был возникнуть язык. Точнее, в процессе возникновения и развития языка возникали и развивались его художественные элементы. Они приобретали все большую выразительность. Огромную роль в зарождении поэзии играл ритм. Сначала это был ритм трудовых действий, которому подчинялась речь. Восклицания и выкрики, сопровождавшие труд, соответствовали ритму труда. Согласуя действия работающих людей, ритм облегчал труд и поэтому доставлял известное удовольствие; здесь скрыты корни эстетического действия ритма, которое появилось и обогащалось в поэзии и музыке.
В человеческом языке все более и более развивались выразительные элементы, приобретавшие эстетический характер. Это были ритмические звуки, звукоподражания, эмоциональные восклицания, зачатки интонационной мелодии, повторения звуков и отрывков речи. Постепенно усложнялся словесный текст, обогащались выразительные средства языка. Слово приобретало все более богатые поэтические функции. Рядом с прямым его значением развивалось переносное значение. Вырабатывались приемы композиции, образные средства, обогащался ритм. Этот процесс, очевидно, уже совершался в так называемых трудовых песнях.
Трудовые песни вначале имели целью облегчить труд, объединить усилия работающих. Позже в них проникают отражения трудового процесса, картины быта, картины природы, складывается своеобразная образность. Весьма важной их задачей становится передача трудового опыта от поколения к поколению. Трудовые песни исполнялись во время работы. Но позже они стали исполняться и во время отдыха, однако связи с трудом не потеряли; только эта связь стала не такой прямой и непосредственной, а более сложной и опосредованной. Трудовые песни приобрели известную самостоятельность. Другие поэтические жанры, возникавшие позже, стали еще более самостоятельными. В фольклоре все более усиливалось эстетическое начало. Трудовые песни вошли затем в игру, в хоровод, в обряд, как песни «А мы просо сеяли, сеяли» и «Уж я сеяла, сеяла ленок» в русском фольклоре.
Синкретизм. Связь всех видов искусства с трудом обусловила своеобразную слитность их существования, так называемый синкретизм. В древнем искусстве отдельные его виды — музыка, танец, поэзия, живопись (татуировка, костюм) — часто существовали вместе в одном произведении. Наиболее самостоятельным, особым видом искусства были живопись и скульптура (резьба по дереву и кости), что объясняется тем, что эти виды искусства пространственные и отличаются от временных — музыки, танца, поэзии, произведения которых располагаются не в пространстве, а во времени. Эти однотипные, временные искусства и существовали слитно в древнейший период жизни общества. Впоследствии они разделяются на самостоятельные виды и развиваются сообразно своим особенностям. Но синкретизм древнего искусства сохранился в некоторых видах народного творчества —в играх, хороводах, обрядах, где существуют слово, напев и движение, взаимно увеличивая выразительность друг друга.
Общие особенности древнейших форм фольклора. Фольклор доклассового, первобытно общинного строя у многих народов имел общие черты в силу того, что народы мира в основном проходили сходные ступени исторического развития. Фольклор этой общественной формации характеризуется следующими особенностями:
в нем еще ясно сохраняются связи с трудовыми процессами;
проявляются следы мышления древней эпохи — анимизма, магических воззрений, тотемизма, мифологии;
реальные явления переплетаются с вымышленными, фантастическими;
развиваются некоторые черты реалистичности: конкретность изображения природы и человека; верность действительности в содержании и формах (условность изображения появляется позже);
постепенно складываются роды, виды и жанры, из которых наиболее древние — пословицы, сказки, загадки, заговоры, легенды; на последнем этапе этой формации зарождаются героический эпос и предания;
господствует коллективное, хоровое начало творчества, одна- 296 ко начинают выделяться певец или запевала;
произведения еще не существуют в устойчивой традиционной форме, как на поздних ступенях развития фольклора, а имеют форму импровизации, т. е. текст, создаваемый в ходе исполнения;
постепенно обогащаются сюжеты, образность, выразительные средства, художественные формы, которые становятся все более традиционными.
Древнейшие формы русского фольклора. Древнерусские племена в своем общественном и культурном развитии прошли такие же ступени, как и племена других европейских народов. Они занимали среднерусскую равнину, территории по Днепру, жили поселениями, расположенными по берегам рек и холмам, строили города, развивали торговлю, ремесла и промыслы. Основой их хозяйства становился земледельческий труд, хотя они занимались также охотой, скотоводством и собиранием грибов, диких плодов и меда. Основой общественного строя был род, роды объединялись в племена, племена в союзы племен, на почве которых и возникла древнерусская народность.
Земледельческий труд и родовой строй определили отличительные особенности их материальной и духовной культуры. У них существовал парный брак. Браки совершались путем «умыкания», похищения или путем купли-продажи за выкуп («вено»). Но у некоторых племен долго еще держались групповые браки, которые по древним обычаям совершались у рек, где встречались представители разных племен и родов. Род был устойчивой общественной единицей, в основе которой лежали общий труд и общее владение имуществом.
Земледелие и родовой строй наложили и свой отпечаток на устно-поэтическое творчество этого времени, прежде всего на трудовые и обрядовые песни. И те и другие были связаны с земледелием, и в тех и в других сказывался родовой строй. Уже в этот период, очевидно, сложились обряды, обусловленные распорядком земледельческих работ в течение года, и песни, сопровождавшие работу, например жнивные.
В жанрах фольклора этого времени, в их темах, сюжетах, героях, образности, ритмике отразились древние - формы труда и всего уклада жизни. В устно-поэтическом творчестве древнерусских племен ясно сказывались особенности мировоззрения того времени —анимизм, магизм, тотемизм, мифология. Они долго затем сохранялись в обрядовой и необрядовой поэзии, в сказках, пословицах и загадках. Но все это искусство было подчинено земледелию, необходимости получить урожай и приплод скота; все это регулировалось родовой организацией жизни.
Анимизм проявился в одухотворении сил и явлений природы, например солнца и месяца, в песнях об их женитьбе, в одухотворении земли («мать сыра земля»), воды, растений, в образах водяного и лешего, в олицетворении Мороза, Весны, Масленицы, Коляды, Овсеня, Костромы. В заговорах обычно обращение к заре-зарнице. В сказках действуют Морской царь, Месяц, Ветер Мороз.
Магия сказалась в заговорах и заклинаниях, в гаданиях о 297 погоде и урожае, в рассказах о колдунах, в превращениях гребешка в лес, а полотенца в реку, в таких чудесных предметах, как скатерть-самобранка и ковер-самолет.
Тотемизм выразился в культе медведя и в образе медведя-помощника, в сюжетах о превращении людей в зверей, животных и птиц в людей. Древнерусские племена почитали птиц —лебедя, сокола, петуха, кукушку; петуха, вероятно, потому, что он извещал О наступлении рассвета, а кукушку потому, что она возвещала приход весны. В сказках и былинах есть сюжеты о чудесном происхождении героев от животных, от змея. В песнях балладного типа есть сюжеты о говорящих растениях, вырастающих На могилах людей. В сказках, особенно в сказках о животных, по и не только в них, нередки образы животных, говорящих и действующих, как люди.
Мифология древнерусских племен уже приняла форму определенной системы представлений. Она включала в себя существа Двух типов: богов и духов. В древнерусских летописях и других памятниках письменности и в некоторых жанрах фольклора есть упоминания богов Сварога, Дажьбога, Перуна, Стрибога, Ярилы, Пелеса. Каждый из них воплощал в себе определенное начало или стихию природы, хотя не все еще уточнено наукой в значении древнерусских богов. Сварог был богом солнца, Дажьбог — богом-подателем жизни, Перун —богом грома, Стрибог — богом метра, Ярило — богом света и тепла, Белее — богом — покровителем скота. Одухотворениями сил и явлений природы были водяной пеший, полевик.
У древнерусских племен широко был развит культ предков, Связанный с родовым строем. Он сказался в олицетворении рода
и рожениц, которым приносились жертвы, в похоронных обрядах и поминании предков (радуница, русалии, семик).
Славянская мифология не была столь законченной системой, как греческая. Это объясняется тем, что славяне в своем историческом развитии миновали рабовладельческий строй. В мифологии славян есть только зачатки деления богов на старших и младших соответственно общественному строю государства. Между тем пример Древней Греции и Древнего Рима свидетельствует о том, что мифология особенно богато расцветает в пору рабовладельческого строя.
Памятники фольклора древнерусских племен до нас не дошли. Летописи и памятники других жанров древней литературы сохранили лишь некоторые свидетельства об устно-поэтическом творчестве того времени. В произведениях же фольклора более позднего времени сохранились остатки древнего творчества и древних представлений, так называемые пережитки. Эти пережитки более ясны в календарных обрядовых песнях-колядных, весенних, в заговорах, загадках, причитаниях по мертвым, в сказках и в некоторой мере — в былинах.
Понятно, что в древнерусском фольклоре были не только жанры, в которых отразились анимизм, магия, тотемизм и мифология,но жанры семейно-бытового характера, так как существовали личные отношения внутри рода, парный брак. Наконец, накапливался трудовой и жизненный опыт, который запечатлевался в пословицах. Пока трудно выделить с уверенностью те произведения, которые относятся ко времени доклассового, дофеодального общества; но несомненно, что развитие фольклористики в будущем даст возможность решить эту задачу более основательно. Восстановление картины древнерусского народного творчества - важная научная проблема, требующая обстоятельного изучения.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Фольклор периода феодализма

Социально-исторические условия существования фольклора. Эпоха феодализма была временем расцвета русского народного поэтического творчества. Это обусловлено важными социальными процессами, которые тогда переживало русское общество, большими историческими событиями и значительными явлениями культурной жизни русского народа.
Феодальный строй начинает формироваться у русских племен примерно с VII в. Но ранние формы феодализма определились в IX в. Во второй половине IX в. русские племена были объединены усилиями киевских князей в одно сильное и богатое государство —Киевскую Русь.
На территории русских земель установился феодальный общественный строй, который отличался от первобытно общинного рядом особенностей. В этот период сложились два основных класса — крестьяне и землевладельцы; средства производства, и прежде всего земля, принадлежали феодалам, которые эксплуатировали крестьян, заставляя их работать на себя. Развитие производительных сил привело к разделению земледельческого и ремесленного труда, к росту городов, развитию торговли и промыслов, разрушало замкнутость натурального хозяйства. Эксплуатация крестьян поднимала их на борьбу против феодалов. Интересы феодалов защищало государство (законы, суд, военная дружина _и церковь), а также феодальная идеология — философия, мораль, искусство. Однако и народные массы вырабатывали свою идеологию. Устно-поэтическое творчество народа воплощало в себе важнейшие идеи народной философии и морали. В феодальном обществе складываются две культуры —господствующего класса и угнетенных народных масс. Вторая была представлена прежде всего п различных видах народного искусства, в том числе в фольклоре. II области искусства слова наметилось четкое разграничение социальных функций: если возникшая в этот период письменность в основном служила интересам господствующего класса, то фольклор служил интесам народных масс. Однако это не означало, что в письменности 11С отражались общенародные идеи и стремления, а в фольклоре — идеи и стремления господствующих классов.
Период феодализма на Руси был длительным —с IX в. до середины XIX в. История русского народа и история его устно-поэтического творчества этого периода делятся на четыре этапа: IX—XII вв.— ранний феодализм, время существования Киевского государства; XIII—XV вв. —время феодальной раздробленности, когда русские земли распались на мелкие, враждующие между собой княжества, а процесс объединения, в котором важную роль играло Ростово-Суздальское княжество, происходил лишь в Северо-Восточной Руси; XV—XVII вв.— создание централизованного Русского государства — Московского; XVIII в.— первая половина XIX в. — разложение феодального общества в связи с начавшимся и все более усиливающимся развитием капитализма. Соответственно истории народа развивалось и его искусство. Каждый их этих исторических этапов имеет свои особенности в устном поэтическом творчестве.
Для Киевского государства важнейшей задачей было объединение русских племен прежде всего в целях борьбы с южными кочевниками (печенегами, половцами), а затем монголами. Этому служили общие усилия киевских князей, боровшихся против феодальных междоусобиц и сепаратистских стремлений отдельных княжеств. Этому стала служить и новая религия, принятая при князе Владимире, — христианство. Язычество нередко имело племенной характер, христианство стало общенародной религией. Князь Владимир еще до принятия христианства пытался сделать 300 Киев не только политическим, но и религиозным центром. При нем были поставлены на одном из городских холмов статуи языческих богов — Перуна, Дажьбога, Стрибога. Но позже он должен был пойти на принятие христианства, которое стало официальной религией Киевского государства, содействовало объединению русских племен и процессу образования русской народности. Христианство способствовало также расширению международных связей государства, служило почвой для возникновения и распространения письменности. Оно оказало влияние и на устное творчество народа.
Христианство привилось на Руси не сразу. Долгое время существовало так называемое двоеверие, т. е. совмещение старой религии — язычества — и новой — христианства. Влияние их было взаимным. Так, например, христианство воздействовало на язычество путем распространения религиозных легенд; влияние язычества на христианство выразилось, в частности, в приспособлении христианского святого Власия к значению бога Велеса, покровителя домашнего скота. Процесс взаимодействия язычества и христианства проявляется во взаимодействии фольклора и письменности. Народное творчество во многом стало основой древней русской письменности, но впоследствии все более заметным становится влияние письменности на фольклор.
Политическое и культурное значение Киевского государства исключительно велико: Киев, как говорит летопись, стал матерью русских городов. Развитие культуры русских племен привело к расцвету фольклора.
Тяжелые последствия для развития народного творчества и всей культуры русского народа имели монголо-татарское нашествие и распадение Киевского государства на удельные княжества, постоянно враждовавшие между собой. Тем не менее и этот период характеризуется большим богатством устного поэтического творчества народа, которое было своеобразным ответом народных масс на важные исторические события и социальные процессы.

Новые явления в фольклоре. В народном творчестве этого времени прежде всего сохранялись жанры, возникшие на предшествующем этапе развития фольклора. Эта календарная обрядовая поэзия, связанная с земледельческими работами и языческими верованиями, семейно-бытовая обрядовая поэзия (особенно причитания) и предания фантастического характера.
Однако в фольклоре происходят и новые важные процессы. Устно-поэтическое творчество приобретает все большую самостоятельность, развивая свою эстетическую сторону, отделяется от мифологии и обрядов, хотя еще сохраняет связь с ними. Сказки о животных и загадки утрачивают тотемистический характер и все более приобретают иносказательно-аллегорический смысл. Но мотивы превращений широко живут в сказках, песнях балладного типа, входят в художественную литературу, становясь чисто поэтическим приемом, как превращение Игоря в «Слове о полку Игореве».
Древнерусская письменность свидетельствует о существовании многих жанров фольклора в это время. Значительная часть этих жанров —архаические, например заклинания (см. обращения Ярославны к ветру, солнцу и Днепру в «Слове о полку Игореве»). «Повесть временных лет» под 985 г. упоминает о клятве князя Владимира при заключении мира с болгарами: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». Эта клятва близка заговорным, закрепительным формулам. Летопись упоминает об игрищах, плясках, песнях. Под 1068 г. рассказывается о суевериях, о языческих праздниках, например, русалиях, о причитаниях на похоронах. В «Слове о полку Игореве» это известный плач Ярославны, в летописи под 1054 г.— плач по Ярославу Мудрому его сына, под 1078 г. —плач Ярополка по убитом Изяславе, а под 1178 г. —плач новгородцев по князю Мстиславу.
Особенно много засвидетельствовала древняя письменность пословиц, которые, очевидно, были весьма распространенным и любимым жанром русских людей. Это пословицы о крещении Руси («Добрыня крести мечом, а Путята —огнем»), о войне и мире («Мир стоит до рати, а рать до мира»), о княжении («Не идет место к голове, а голова к месту»). Свидетельствует летопись и об употреблении загадок в переговорах и спорах.
Исключительно популярны были в Древней Руси исторические предания. В летописях приведено немало рассказов большого исторического значения, например рассказы о бое Кожемяки, об осаде Белгорода, о смерти Олега, о мести Ольги за Игоря, об основании Киева. В основе их лежат устные народные предания. Популярность исторических преданий объясняется патриотическими мотивами, стремлением передать потомкам сведения о прошлом, которым уже начинают гордиться. В преданиях значительную роль играли фантазия и политическая тенденция; они были подчинены патриотическим задачам объединения всех русских людей, что вызывалось опасностью нападения со стороны южных кочевников.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Героический эпос.

Важнейшей особенностью фольклора Киевской Руси является возникновение героического эпоса — былины. В них в поэтической и гиперболизированной форме отразилась защита русскими людьми родной земли, борьба с печенегами, половцами и татарами. Для былин характерен образ богатыря, который встречается и в летописных сказаниях. Таков русский богатырь Кожемяка —младший сын в семье, который бьется с печенегом, а печенежский воин «велик и страшен». В этом определении узнается народно-поэтическая манера изображения персонажей.
Процесс образования Русского государства и идея единства и защиты Русской земли поэтически воплотились в былинах, которые циклировались вокруг Киева как центра Русской земли. В них воспевалось могущество и величие Киевского государства, звучал призыв к борьбе с кочевниками и разбоями внутри страны (образ Соловья-разбойника), прославлялся героизм русских людей и их преданность родине. В киевском цикле былин созданы образы славных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Важной особенностью былин этого цикла служит появление нового мотива — вражды богатыря и князя, в чем сказались растущие противоречия между князем и народом, князем и дружиной. Следует напомнить, что в летописи рассказывается о столкновении князя Владимира с дружиной и о столкновении певца Митуса с галицко-волынским князем Даниилом, которого Митус отказался прославлять. Поэтому конфликт Ильи Муромца с князем Владимиром в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и в былине «Бунт Ильи против Владимира» отражает явления, которые стали возникать еще в Киевской Руси. Поэтому былины с подобными мотивами нельзя относить к позднему времени, как это делают некоторые исследователи фольклора.
В это же время сложился и другой цикл русских былин, так называемый новгородский, в котором отражена жизнь вольного торгового города. В былинах этого цикла —о Садко, о Василии Буслаеве — показаны быт города, его богатство, характеризуются торговля, социальные отношения.
Можно утверждать, что в период Киевской Руси были выработаны основные формы и поэтика русского былинного эпоса, который затем прошел длительный путь исторического развития.
Период феодальной раздробленности вносит в народное творчество много нового. В фольклоре этого времени нашли отражение междоусобицы и споры князей (например, в былинах о Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче), соперничество городов Киева и Чернигова, Киева и Галича-Волынца, описание новых городов Ростова и Рязани —все это были картины удельной Руси. Народ осуждал споры и междоусобицы, утверждал единство русских земель.
В это время получает развитие тема борьбы с монгольским нашествием, наиболее ярко выраженная в жанре былин.
Новые жанры. В конце XIII — начале XIV в. зарождается новый эпический жанр фольклора — историческая песня. Ее тематика во многом связана с монголо-татарским гнетом. Такова песня о Щелка-не Дюдентьевиче, перекликающаяся с летописной повестью о тверском восстании 1327 г. С историческими песнями и.преданиями перекликается и известная повесть о походе Батыя на Рязань, рисующая образ русского богатыря Евпатия Коловрата. Цикл исторических баллад связан с монголо-татарским нашествием, в частности высокопоэтическая баллада об Авдотье-Рязаночке.
В русском фольклоре XIII—XV вв. художественные формы приобретают все более традиционный характер. Это касается и былин, и исторических песен, и сказок, о которых дошло немного сведений, но которьге были весьма популярны, о чем можно судить по настойчивым запретам церкви «басни баять». Сказочные мотивы проникают и в рукописную литературу, в летописях встречаются характерные сказочные формулы. Так, в псковской летописи под 1266 г. в призыве Домонта к псковичам постоять «за свое отечество» приведены слова: «Кто стар —будь мне отец, а кто молод — брат!»
В фольклоре, как и в письменности этого времени, сильно сказывается религиозное влияние, которое проявляется в религиозно-нравоучительном тоне повествования (пословицы, «Моление Даниила Заточника»).
Для этого периода характерно широкое отражение жизни русских земель в различных фольклорных жанрах, развитие социальной сатиры в сказках и пословицах, темы бедности и богатства. Возрастает идейное значение фольклора, в котором все ярче звучат антифеодальные тенденции, критика князей и бояр. Фольклор выражает идеологию народных масс и в области религиозных представлений: в фольклорных произведениях появляются иронические выпады против церковников. Церковь же начинает борьбу против «бесовских игрищ» и песен.
Фольклор времени Киевской Руси и феодальной раздробленности в известной степени противостоял письменности, которая служила интересам феодальных верхов и церкви. Фольклор удовлетворял идейно-эстетические запросы народа и выражал его воззрения. Письменность была мало доступна широким народным массам. Однако и в письменности звучали общенародные идеи.
На этом этапе развития русского фольклора изменяется характер коллективности творчества. Ранее он проявлялся в прямой форме (песня, например, создавалась хором или группой работающих лиц), теперь возрастает роль отдельных одаренных певцов, сказителей, сказочников. Появляются даже профессионалы — скоморохи. О них сохранилось немало свидетельств древней письменности. Скоморохи упоминаются в «Повести временных лет» под 1068 г. Теперь коллективность творчества проявляется в том, что произведения фольклора живут в коллективном бытовании, обрабатываются и изменяются, вбирают в себя художественный опыт народа.
Изменения в русском фольклоре. С конца XV до XVIII в. происходят значительные изменения в русском фольклоре. Они вызваны новыми социальными процессами и новыми историческими событиями. Образование, развитие и укрепление централизованного Московского государства сопровождалось процессом формирования русской нации. Русские земли в ходе борьбы с внешними врагами — сначала татарами, затем поляками — объединялись вокруг Москвы. Объединение не всегда происходило мирно. Оно имело форму соперничества и борьбы крупнейших городов — Москвы, Новгорода, Твери. Значительная роль Москвы в успешной организации борьбы с внешними врагами содействовала ее возвышению. Расширялась территория Русского государства. Присоединены были Казань и Астрахань, завоеваны обширные сибирские земли. В ходе этого укреплялась царская власть. Усиливалась борьба с боярством, получившая отражение в русской пословице «Времена шатки —береги шапки» (имеются в виду высокие боярские шапки).
Вместе с тем происходил процесс закрепощения крестьян. Крестьяне обязаны были отрабатывать у помещика за землю, на которой жили и которую обрабатывали. Полное закабаление крестьян произошло в начале XVII в., когда была отменена единственная льгота —право крестьян уходить с земли в Юрьев день (26 ноября); отмена была узаконена указом 6 марта 1607 г. и запечатлена в русской пословице «Вот тебе, бабушка, и Юрьев 394 день!». Усиление эксплуатации вело к еще большему обнищанию крестьян, бегству их на юг —на Дон, в южные степи. На этих землях создавалось вольное казачество. Все эти обстоятельства служили почвой крестьянских волнений и восстаний. Таким было восстание под предводительством Степана Разина. Характерно, что крестьянство, выступая против дворян, не теряло еще веры в батюшку-царя, который придет и поможет народу.
Мечты народа о счастливой и свободной жизни служили основой утопических легенд об избавителях. Эти легенды обычно носили религиозную окраску. Цари, правившие Московским государством, не приносили народу избавления от кабалы, и в сознании народа создавался образ идеального царя.
XVI—XVII вв. в истории Русского государства были бурным временем. Поэтому вполне естественно, что и народное творчество переживает значительные изменения. Основной особенностью русского фольклора этих двух веков было широкое отражение русской истории в самом популярном жанре — исторической песне. Это период расцвета исторической песни. Она становится значительным, важным в идейном и художественном отношении жанром. Историческая песня испытывает сильное воздействие былины. Это видно и в системе выразительных средств, и в стихе, и в некоторых сюжетных мотивах. Однако гораздо более значительным было влияние исторической песни на былину. Оно внесло в былину социальную остроту, изменения в форме и стихе.
Изменения, происходившие в это время в русском народном творчестве, были двух видов: одни касались фольклора в целом, общего его характера, другие — отдельных жанров. Изменения общего характера состояли в следующем: сложившиеся ранее жанры, будучи довольно устойчивыми в образах, стиле и композиции, впитывали в себя новые тематические особенности:
в большинстве жанров широко развиваются исторические темы в связи с важными историческими событиями этого времени (исторические песни, предания, сказки, например об Иване Грозном, пословицы);
все большее место в фольклоре занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением; в песнях и сказках выражались антикрепостнические настроения;
происходит вторая историческая циклизация сюжетов и образов героев вокруг Москвы и приурочение к Москве старых сюжетов; основой служит идея единства русских земель;
складываются основные особенности русского, украинского и белорусского фольклора и начинается взаимообогащение фольклора трех восточнославянских народов.
Изменения отдельных жанров сводились к уменьшению распространенности того или иного жанра или, напротив, к ее возрастанию, а также к тому, что жанры вбирали в себя новые темы и сюжеты.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Эпоха расцвета русского фольклора.

В XVI—XVII вв. русский фольклор был исключительно богат. Документальные свидетельства—летописи, судные дела, грамоты и первые записи народно-поэтических произведений, сделанные в это время,—подтверждают бытование многих жанров фольклора. Одним из наиболее популярных жанров были пословицы. Они зафиксированы во многих памятниках письменности. В них ярко отражается русская действительность этих двух веков; например, до нас дошло немало пословиц о бегстве крестьян на юг: «Кабалка лежит, а Ивашка бежит». Многосторонне характеризуется бесправное положение народных масс, неправедные суды, взяточничество судей: «Не бойся истца, бойся судьи»; «Брюхо — что неправедный судья: и молча просит». Пословицы были настолько распространены, что составлялись их сборники, которые охотно переписывались. Пословицы характерны и для переписки Ивана Грозного.
Широко бытовали обряды, календарные и семейные. Решения стоглавого собора и «Домостроя», а также указы и грамоты царя Алексея Михайловича —свидетельства беспощадного гонения на «бесовские игры» и «бесовские действа». Власти и церковь преследовали тех, кто исполнял языческие обряды и пел песни. Как отмечается в грамоте Алексея Михайловича 1649 г., в то время «кликали» многие люди Коляду, Овсеня и Плугу, в народе жили купальские, новогодние и крещенские обряды. Густынская летопись XVII в. дает любопытное пояснение: «Купало бяше бог обилия».
Семейно-бытовые обряды и сопровождающая их поэзия были в полном расцвете, хотя и запрещались. Однако этого рода обряды было трудно запретить, так как они были общенародными. Похоронные причитания бытовали по всей стране, как и свадебный обряд. Последний, вероятно, в это время вобрал в себя некоторые особенности, связанные с княжеско-боярским бытом (терминология: князь, боярин, тысяцкий, княгинюшка, боярышня).
Это произошло потому, что и в княжеско-боярской среде бытовал тот же народный обряд.
Есть основания предполагать, что в это время широко расцветает народная лирика, которая тогда отличалась большим многообразием жанров. Во всяком случае в начале XVII в. и в конце его были сделаны записи лирических песен разного типа: хороводно-игровых («Береза»), песен служилых людей («Бережо-чек зыблется»), песен семейно-бытовых («Рябина») и любовных («Да ой не плачьте, мои ясны очи», «Пойду я, молоденька, погуляю»),
XVI—XVII вв. характеризуются богатым развитием сказки. В них отражаются и исторические моменты (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах), и бытовые (сказки о муже и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы. Особенно популярными были сказки о неправедных судьях и начальниках. Это нашло отражение и в рукописных повестях, например в известных повестях о Ерше Ершовиче и Шемякином суде. Сказки о животных приобретают ясный социально-сатирический аспект. Характерным, например, становится образ лисы-судьи. Сказка оказывает большое влияние на литературу, особенно на жанр повести. Ее воздействие проявилось и в стихотворной повести о Горе-Злочастии.
Былины в это время также широко бытуют. Они известны на Севере и в среднерусской полосе. В XVII в. были сделаны первые записи былин (о князе Владимире и богатырях киевских, об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче, о Ставре Годиновиче). Героические сюжеты были особенно популярны в связи с борьбой против внешних врагов. Эта популярность сказалась и на литературных жанрах: создаются повести, использующие былинные сюжеты: «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград», «Повесть о Сухане».
Однако особенно популярным в XVI—XVII вв. стал жанр исторических песен. В 1619 г. для англичанина Ричарда Джемса, приехавшего в Москву, были сделаны записи нескольких исторических песен («Плач Ксении Годуновой», песня о смерти Скопина-Шуйского и др.). Исторические песни этого времени еще многосторонне связаны с былинами в приемах повествования, в стихе. Они были политически актуальным жанром, так как разрабатывали сюжеты важных исторических событий. Вместе с тем они были более реалистичными в изображении жизни, чем былины. Исторические песни охватывали широкий круг явлений русской действительности. Их герои — не легендарные богатыри, а реальные исторические лица. Форма и стиль исторических песен хотя и близки былинным, в то же время отличаются от них большей свободой в композиции и стихе, меньшей устойчивостью формул и повторений, новыми моментами в содержании и художественных средствах.
Исторические песни охватили широкий круг событий русской истории: время Ивана Грозного, взятие Казани, борьбу с крымскими татарами, походы Ермака, борьбу русского ополчения против польской шляхты, события времени Алексея Михайловича, восстание под предводительством Степана Разина. Для песен характерны образы Ивша Грозного, Ермака, Разина, яркая картина Смутного времени, передача настроений крестьянства, что придает им большое идейно-эстетическое значение.
Итак, русское народное поэтическое творчество в XVI—XVII вв. переживало расцвет, играло важную роль, удовлетворяло идейно-эстетические потребности народных масс, для которых все еще мало была доступна письменность. Народное творчество жило богатой жизнью, несмотря на то что подвергалось постоянным преследованиям; именно к этому времени относятся многочисленные указы о запрещении песен, обрядов, сказок. Власти и церковь ополчаются на скоморохов. Причиной этого служило то, что скоморохи были носителями народного искусства, в их репертуаре большое место занимали сатирические песни о боярах, судьях, попах. На царя они не поднимали руку. Народ был на стороне царя, выступавшего против бояр, что отразилось в пословице: «Лучше Грозный царь, чем семибоярщина».
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений.
Традиции в фольклоре и по их характеру, и по формам проявления имеют намного большее значение, чем в литературе. Народный певец исполняет обычно ранее сложенную песню, тогда как поэт всегда создает новое стихотворение, а от предшествующей поэзии усваивает лишь накопленный в ней художественный опыт. Традиционность в народном поэтическом творчестве выражается в относительной устойчивости словесного текста, напева и характера исполнения, передаче произведений, как правило, без значительных изменений от поколения к поколению, сохранении в течение веков произведений с определенными сюжетами и героями, формами и выразительными средствами. Именно поэтому по записям XVII—XIX вв. мы можем в известной мере судить о былинах XI—XIII вв. и исторических песнях Х1У-ХУП вв. Традиции — результат коллективного творчества и вместе с тем форма коллективного сохранения произведений фольклора. Традиция, как и коллективность творчества, свойственна не только словесному фольклору. Она присуща и другим видам народного искусства — музыке, танцам, резьбе, вышивкам. Традиция имеет свои социально-исторические основы и обусловлена важными жизненными обстоятельствами. Каковы же эти условия и обстоятельства? Во-первых, народное творчество зародилось в первобытно общинном строе, когда были весьма устойчивы общественные формы жизни, народный быт и представления, что определило устойчивость форм фольклора. Но, сложившись в это время, традиция была поддержана известной устойчивостью форм жизни и в более поздние периоды истории. В связи с изменениями самого характера жизни традиция постепенно ослаблялась. Во-вторых, в произведениях народного творчества глубоко отражены важнейшие особенности реальной действительности, запечатлены важные объективные качества человека и природы. Это можно сказать не только о пословицах, жизненные обобщения которых сохраняются веками и будут еще долго сохраняться, но и о песнях, характеризующих духовный мир человека, его общечеловеческие свойства, мысли, чувства и переживания. Это можно сказать даже об отдельных образах и поэтических элементах народно-поэтических произведений. Определения «зеленый луг», «синее море», «серый волк», «сабля острая» и т. п. действительно отмечают качества этих предметов, и эти определения трудно заменить какими-нибудь другими. Это и сделало их устойчивыми. В-третьих, народное творчество воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило народные художественные вкусы, которые вырабатывались веками. Они ценны тем, что в них воплощены объективные законы красоты. В-четвертых, сами произведения фольклора — значительные художественные достижения. Они удовлетворяют народные идейные и эстетические запросы и служат важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени. Народ отметил необходимость долговечного слова: «Говори гак, чтоб надолго стало». В-пятых, фольклорное произведение приобретает устойчивость благодаря своей устной форме, в которой оно передается от певца к певцу, от поколения к поколению. Устная форма требует запоминания, заучивания наизусть. В России были певцы, которые помнили до трехсот песен, а сказочники— до ста и более сказок. Перечисленные выше условия служат почвой традиционности народного творчества, большой устойчивости фольклорных произведений. Однако большая устойчивость в фольклоре отнюдь не означает того, что в нем не происходит никаких изменений. Специфика фольклора в том и состоит, что в нем в рамках общей устойчивости происходят постоянные, непрерывные, никогда не прекращающиеся изменения. В чем же они выражаются? Изменения могут происходить и одновременно во всем народном творчестве, и в отдельных его частях или элементах. Может изменяться общий характер народного творчества: так, например, в конце XIX — начале XX в. весь русский фольклор становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью; иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений. Может изменяться жанровый состав фольклора: возникают и развиваются новые жанры, а старые или утрачивают свои прежние черты, или отмирают, выходят из употребления. Могут создаваться новые произведения и перерабатываться существующие. Причем переработка может идти и по линии их развития, и по линии разрушения (подробнее об этом в разделе «Вариативность в фольклоре»). Могут изменяться и отдельные элементы поэтики. Например, традиционные фольклорные эпитеты становятся все менее устойчивыми, менее употребительными^ появляются новые эпитеты, которые используются более свободно, нежели старые, традиционные. Может существенно изменяться и вся художественная система фольклора, как это, например, характерно для народно-поэтического творчества советского периода. В жанрах фольклора советского времени мы отмечаем своеобразное сочетание двух художественных систем —старой и новой. Фольклор может испытывать влияние литературы, усваивать свойственные ей ритмы и рифмы, фразеологию, выразительные средства. В него могут входить произведения литературы и перерабатываться соответственно художественным нормам народного творчества. Все перечисленные выше формы и типы изменений фольклора' имеют свои жизненные корни: они происходят в силу изменения социально-исторических условий жизни, в связи с новыми событиями и фактами истории. Так, исторические события XVI в. вызвали появление песен об Иване Грозном и Ермаке. В силу изменения общественных отношений и форм быта, а вместе с тем народных воззрений в XX в. стали выходить из употребления свадебный обряд, а с ним и свадебные песни. Но в это время получила широкое распространение частушка. Причиной изменений в фольклоре являются не только социально-исторические, но и эстетические факторы: изменение художественных вкусов народа, в том числе под влиянием литературы, а затем и кино. Певцы и сказочники нередко помнят очень много произведений. Но человеческая память не безгранична. Сказочник или певец не в состоянии точно воспроизвести текст всех произведений, которые он слышал. Да и не все жанры фольклора в одинаковой степени устойчивы в своем тексте. Особенно подвижными в текстовом отношении являются прозаические жанры фольклора. Кроме того, у каждого талантливого певца или сказочника своя художественная манера, и она проявляется в привычных для него сюжетных ходах, способах характеристики героев, употреблении выразительных средств. Изменения в текст и напев вносятся также в зависимости от обстановки исполнения, состава слушателей: для своих односельчан певец или сказочник будет исполнять произведения более свободно, нередко с ироническими замечаниями по поводу тех или иных героев, для других —менее свободно; для детей сказка будет рассказываться иначе, чем для взрослых и т. д. В результате отмеченных выше причин и условий фольклорные произведения в живом бытовании непрерывно изменяются. А это приводит к тому, что они нередко одновременно живут во множестве вариантов.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Сопоставление русского фольклора с фольклором других народов позволяет выявить не только их общие и сходные черты, но и отличия — особенно в сказках, преданиях, исторических и лирических песнях. Русский фольклор отличается ярким своеобразием, которое определяется прежде всего неразрывной связью устно-поэтического творчества с жизнью русского народа, его историей, бытом и трудом.
Своеобразие русского фольклора складывалось еще в древние времена, когда русские племена стали обособляться от других славянских племен, образовывать союзы племен, на основе которых позже возникла народность, представлявшая собой более широкую общность людей по сравнению с племенными союзами. Уже в раннем русском фольклоре мы находим черты, отличающие его от фольклора других народов. Позже на эти черты наложились отражения особенностей позднефеодального и капиталистического периодов, что усилило национальное своеобразие русского устного поэтического творчества. И в социалистическую эпоху, когда сформировались новые, социалистические нации, сохраняются многие ранее возникшие особенности русского фольклора, но, естественно, к ним присоединяются новые черты, обусловленные новой исторической эпохой, социалистическим общественным строем.
Характер культуры в любом эксплуататорском классовом обществе соответствует его структуре. В культуре нации существуют две культуры — культура господствующих классов и культура народная (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 24, с. 129). Первая развивается в благоприятных условиях и в силу этого может оказывать «давление» на культуру народную. Последняя же существует в тяжелых условиях, а нередко и прямо преследуется, как преследовались народные обряды, предания, песни, сказки, особенно сатирические. Фольклор относится к народной, демократической культуре. Но именно в нем наиболее ярко отразились национальные особенности культуры. Показательно, что в период
романтизма, когда возникла тенденция создания национально самобытной культуры и искусства, литература, музыка, живопись за сюжетами, формами и выразительными средствами обратились к народному устному творчеству.
Особенности русского фольклора. Яркое национальное своеобразие русского народного поэтического творчества проявляется многосторонне: и в содержании, и в форме произведений. В фольклоре отражаются жизнь, быт и дух русского народа. Белинский считал, что народная поэзия «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, поверкою его человечности, зеркалом его духа» (Поли. собр. соч., т. 5, с. 329).
Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры. В нем постепенно развивались социалистические, демократические элементы, которые порой принимали революционный характер (песни о Разине и Пугачеве, сатирические образы, рабочий фольклор, политические частушки).
Основная особенность нации — общность — проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же песни, сказки и пословицы. Фольклор различных русских областей отличается идейным единством, общностью жанров и стиля, естественно, с некоторыми областными отличиями. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает 372 общие для трудового народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа. В старом, традиционном русском фольклоре весьма популярны были сказки о мужике и барине, потому что вопрос о крепостном праве был важнейшим вопросом русской жизни, а основной частью населения страны было крестьянство. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите родины. В его устном творчестве отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают Русскую землю. Патриотическая тема —важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времен гражданской и Великой Отечественной войн.
Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. Она имела большое значение во все времена русской истории, особенно в период феодализма, когда удельные князья в своих междоусобных распрях ослабляли Русскую землю, что было важнейшей причиной долголетнего владычества многоло-татаров на Руси.
В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Он есть и в летописях, и в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли создается разнообразными средствами. В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях —Волги-матушки, тихого Дона. Действие обычно развертывается в определенных местах русской
земли: «Ой, вы, горы, горы Воробьевские», «Ох ты, степь, поле чистое, степь Саратовска», «Как за реченькой за Камышинкой» Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно" русская; чистое поле, береза, калина.
Так же ярко и поэтически говорится о русских городах. В былинах Киев — стольный и великий, Новгород — славный и великий Чернигов — славный. Своеобразна такая характеристика города:
Ах, ты батюшка, Ярослав-город!
Хорошо Ярослав построился.
Как и в три ряда — город, стены каменны...
Русский фольклор дает многостороннюю картину народного труда - земледелия в обрядовых песнях (весенних и дожиночных) создает образ пахаря. Даже богатыри в былинах —Микула Селнинович и Илья Муромец — выполняют «крестьянску работушку». Следует отметить, что в эпосе среднеазиатских народов богатыри не пахари, а пастухи. В болгарских лирических песнях, в отличие от русских, герой также обычно пастух.
Отношение русского человека к природе — это отношение земледельца. В обрядовых и игровых песнях речь идет об урожае и приплоде скота. Об этом просят Коляду. Весну просят, чтобы она принесла «Короб житушка, два - пшеничушка». Персонажи русских народных песен сеют пшеницу, лен, хмель, косят сено жнут жито.
В русских песнях, сказках, былинах нарисованы картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, проводов в рекруты, изображается жизнь сирот и вдов. Действие происходит в русской крестьянской избе, у которой «петух на коньке», «окна косящатые» (с косяками), в избе есть красный угол, лавки, полати, печь, сени, горенка, крыльцо, клеть. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, повойники, а мужчины — зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины, пьют квас, пиво, мед, зелено вино. Но бытовая обстановка — жилье, костюмы, быт и обычаи — только дополняют главное — образ Русской земли и образ русского народа.
Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах или обобщенно («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «хрестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имен (мужик, солдат) или носят распространенные в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко Святогор Забава).
Герои русских былин, сказок и песен отличаются от героев фольклорных произведений других народов. Они получают особые определения: «богатыри святорусские». В центре русских героических былин стоит князь Владимир, в центре сербских и болгарских героических (юнацких) песен —крали (королевич Марко), в центре хорватских и словенских —король Матияш. Действия русских богатырей также отличаются от действий богатырей в фольклоре других народов. Так, богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить Русскую землю, королевич Марко в болгарских
героических песнях борется с врагами, захватившими его родную землю.
Русский фольклор отличается особым составом жанров. Так, только в нем есть былины и частушки. Напротив, в нем нет некоторых жанров, какие есть в творчестве других славянских народов: например, мифические песни у болгар, в которых действуют демонические существа самовилы (у сербов вилы). Те жанры русского фольклора, которые сходны и одноименны с жанрами других народов, имеют отличия в сюжетах, строении, персонажах, повествовании и стихе. Различается даже жанровая терминология. Некоторые жанры называются одинаково, например песни. Но многие имеют свои национальные названия: у русских «сказка», у болгар «приказка», у сербов «приповетка», у поляков «байка», у чехов «погадка», у словаков «розправка», у словенцев «правлица»; у русских «загадка», у чехов и словаков «гаданка», у словенцев «уганка»; у русских «пословица», у чехов «пржислови», «порекадло», у поляков «пшислове», у словенцев «преговор».
У русских, как и у других восточных славян, хорошо развиты обрядовая поэзия и сами обряды; у южных и особенно западных славян они беднее. У западных славян календарная поэзия бедна и сильно христианизирована; у южных славян она богаче и отличается рядом особых обрядов и песен, как Пеперуда —обряд, совершаемый в засуху: девушка наряжается бабочкой, ее водят по полям и домам, обливают водой и при этом поют соответствующие песни. Характерно, чтов календарную поэзию некоторых южных славян проникли мотивы и образы эпической поэзии, например короля Марко и царя Ивана Шишмана; подобного нет у русских. У западных славян колядки, особенно у поляков, христианизировались. Семейные обряды и песни также различаются: у русских нет поверий об Ориснице, какие есть у болгар. Орисница — мифическое существо; она является в дом во время родов и предсказывает будущее ребенку, ее просят о счастье для него.
Прозаические жанры в русском фольклоре отличаются от подобных форм у других славян. В русских сказках более устойчивы формулы «жили-были» и особенно «в некотором царстве, в некотором государстве»; в русских сказках о животных чаще действуют звери, у поляков — птицы; у русских лису обманывает петух, у поляков — гусь, а в сюжете «битый небитого везет» в русских сказках лиса одурачивает волка, в польских — медведя. Аналогичные персонажи сказок у разных славянских народов имеют различные имена: у русских — баба-яга, у_ словаков — ежи-баба, у русских—Иванушка-дурачок, у чехов —Йиржи. Различаются аналогичные персонажи и некоторыми характерными признаками: у болгар персонажи, подобные Иванушке-дурачку, чаще хитрецы, например болгарский хитрый Петар. В русских быличках, которые представляют собой разновидность демонологических легенд, действуют лешие, домовые, водяные, с которыми встречается человек, в болгарских и сербских — самовилы, вилы и дивы.
Различным образом происходила так называемая циклизация эпических песен в русском и южнославянском эпосе: в русском — она шла вокруг политических центров (Киевский цикл, Новгородский цикл), а у южных славян - вокруг тероев: Момчила Марка и др.
В русском фольклоре нет таких жанров, как сербские и болгарские гайдуцкие песни и польские, чешские и словацкие збой-нйцкие песни. Но русские разбойничьи, или, как их называл Белинский, удалые, песни близки к ним. Однако между ними есть и существенные различия: гайдуки и збойнюси боролись не только против помещиков, богачей, но и против внешних врагов, поработивших их родину,— турок и немцев, а русские разбойники боролись с внутренними врагами народа — барами, воеводами, купцами и попами.
Русские балладные песни при значительном сходстве с подобными песнями Других славянских народов имеют и свои национальные особенности. По разнообразию тем и сюжетов они более богаты, чем балладные песни западных славян, и менее богаты, нежели баллады южных славян. Русские баллады не столь архаич- ны, как южнославянские; в них нет такого значительного книжного влияния, как в балладах западных славян. В русских балладах есть свои особые, характерные сюжеты, неизвестные южным и западным славянам (баллады «Насильный постриг», «Молодец и река Смородина», «Князь Роман и Марья Юрьевна»). Если же сюжеты русских баллад и баллад других народов сходны, то их конкретная разработка различна. У поляков и чехов очень популярен сюжет о страданиях сироты, у русских он присутствует в некото- 375 рых балладах лишь как отдельный небольшой эпизод.
Средисоциально-бытовых болгарских песен значительное место занимают своеобразные песни жнецов; подобных песен нет в русском фольклоре.
ч В русском фольклоре есть малая лирическая форма — частушка. Она многими своими характерными особенностями напоминает украинскую коломыйку и польский краковяк. Все жанры такого типа польский фольклорист Юлиан Кшижановский справедливо называет «припевками», так как они сопровождают танец, пляску или, точнее, — приплясывание. Русские частушки отличаются более свободной формой.
Так все жанры русского фольклора характеризуются своими довольно определенными особенностями, отличающими их от сходных жанров фольклора других народов.
Отличается и система художественных средств русского народного поэтического творчества: в эпических песнях более часто используются устойчивые формулы, особенно зачины, типические места, постоянные сравнения и эпитеты, в лирических песнях — символика, особенно в форме психологического параллелизма обращения к природе.
Русский народный стих по своей ритмической структуре весьма отличается от стиха устного творчества других славянских народов. Стих былин и старших исторических песен, а также части баллад — тонический, многосложный. Он имеет три или четыре сильных ударения, не закрепленных за определенным местом; здесь нет стоп, как в силлаботонической системе, в группу объединены слоги с неопределенным числом неударных слогов. Ритм связан с синтаксическим строением стиха. Стих обычно имеет паузу; первая часть его поется с повышением, вторая с постепенным понижением тона.
Русскому лирическому народному стиху широко свойствен так называемый распев: растяжение и варьирование по высоте слогов и замедление темпа. Музыкальная сторона русского фольклора исключительно самобытна и своеобразна.
Язык фольклора в течение многих веков трудом талантливых мастеров выработал систему выразительно-изобразительных средств, в основе которой лежит народная поэтическая фразеология.
Национальное своеобразие русского фольклора не следует рассматривать как механическую сумму перечисленных особенностей. Суть национального своеобразия состоит в органической слитности этих особенностей, в их внутреннем соответствии друг другу, что создает их единство. Фольклор — живое творческое явление.
Следует подчеркнуть, что национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, т. е. развивающееся и изменяющееся. Основа вопроса состоит в том, что фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь, и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, психического склада (характера), моральных и эстетических понятий.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 10, 2016 11:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Отдельные интересные моменты из книги "Русское устное народное творчество" (Н. И. Кравцов, С. Г. Лагутин)

1) Другой остросатирический образ сказок —поп. Поп изображается в сказках как жадный, сластолюбивый невежда, лицемер, который не верит тому, чему учит других. Обличение попа — одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью. Поп обычно нарушал все заповеди и оставался безнаказанным, что приводило к мысли о ложности религиозного учения. К тому же в сказках нередко пародируется церковная служба. Поп за деньги может и козла похоронить по церковному обряду. В сказке «Похороны козла» архиерей хотел было наказать такого попа за кощунство, но, получив «мзду», лишь обругал за то, что поп «не соборовал козла». Поп нередко выступает как лентяй и невежда (сказки «Безграмотная деревня», «О попе в мешке»). Весьма популярны сказки о любовных похождениях попа. Поп ходит и к купчихе, и к барыне. Но если тут все кончается для него благополучно, то попытки ходить к жене мужика или плотника приносят ему много огорчений. Сатиричен и образ попадьи.

2) Антицерковный характер легенд явно виден в сюжете прощенного грешника. Это сюжет важного социального смысла. В легенде «Грех и покаяние», а также в легендах со сходными сюжетами человек, совершивший тяжкий грех, искупает его длительным трудом, но никак не может искупить. Но когда он убивает барина, попа, купца или разбойника, грехи ему тотчас же прощаются. Особенно показательна легенда «Рах разбойник». Разбойник под влиянием пустынника решает спасти свою душу. Это ему долго не удается. Но «вот раз видит он, что едет большой дорогой кулак-купец, и думает себе разбойник: —«А что, сколько этот купец из мужиков денег выжал? Все на него жалуются... Рады бы все деревни были, кабы его не было... Хорошо его убить!» Как подумал, так и сделал: купца зарезал, а деньги, которые с ним были, по всем окрестным деревням роздал. И испугался разбойник, что опять старый грех совершил: человека убил... И подошел к нему старичок и сказал: «Ты не человека убил, а свой грех». Легенду подобного типа обработал Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (легенда о Кудеяре).

3) Поп служит метафорой таких предметов, как цеп, бадья, поросенок


Отдельные интересные моменты из книги "Русское устное народное творчество" (Н. И. Кравцов, С. Г. Лагутин). Часть 2.

1) Традиционная лирическая песня оперирует значительным количеством самых разнообразных символов. Так, символом молодца в ней являются соловей, селезень или голубь. В качестве символов девушки в ней выступают белая лебедушка, серая утушка или сизая голубка. Еще шире, чем из мира животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов употребляются предметы и образы из мира растительного. Часто символом девушки в них являются калина, малина или сладкая вишня, а символом молодца — зеленый дуб, хмель или виноград.

2) Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это прежде всего распространяется на числительные. В этой связи В. П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числитель-пых—общее правило для считалки: раз —ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т.п.; два —двази, дванцы, дванчик и т.п.; первый —первички, первенцы, первенцики; второй, другой —дру-гичники, другенцы, другенцыки» [17, 112]. В искаженной форме в считалках могут выступать не только числительные, но и другие части речи. Например:
Ази, двази, Шума, рума;
Тризи, изи, Дуба, крест...
Пятам, латам,
Особенности заумного языка считалки ученые возводят к древнейщей условной речи, к табу счета (запрету пересчитывать, произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитает куриные яйца, то куры перестанут нестись, и т. п. Поэтому прямой счет заменялся условным, обычные слова — их выдуманными заменителями.

3) Как мы знаем, из русских народных песен самыми древними являются обрядовые календарные песни (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, троицкие и др.). Эти песни имели магическое значение, в некоторых из них заметен налет христианской религии. Понятно, что в новых социально-исторических условиях, в советское время, когда коренным образом изменилось мировоззрение народа, эти Песни не могли продолжать жить-. Постепенно отмирают календарные обряды, а вместе с ними выходят из употребления и сопровождающие их песни. Утратив свои первоначальные магические функции, некоторые календарные песни в отдельных случаях бытовали как песни свадебные, хороводные, детские, а потом и совсем вышли из употребления.
В связи с постепенным отмиранием свадебного обряда переставали бытовать и многие сопровождающие его песни. Однако некоторые свадебные песни исполняются и до сих пор. Это относится прежде всего к такому их виду, как величания. Во многих районах страны советскими фольклористами были записаны величальные песни «Во горенке, во новой», «Как на дубчике два голубчика», «Ой, у солнышка лучи ясные», «У голубя, у голубя», «Как во рюмочке, во серебряной» и др.
Величальные песни сохранились благодаря особенностям содержания и функций. В целом свадебный обряд до нас не дошел, но свадьба и в наши дни —это праздник, веселье; осталась такая часть обряда, как свадебное застолье с его традицией поздравлять, величать молодых. В этих условиях величальные песни оказываются необходимыми.
В хорошей сохранности до нас дошли многие свадебные песни, не связанные с каким-то конкретным моментом свадебного обряда, а в символической обобщенно-поэтической форме говорящие вообще о свадьбе, бракосочетании. Это такие общеизвестные песни, как «Вдоль по морю синему», «Веселая беседушка», «Отставала белая лебедушка», «Ох, вы соколы, вы соколы» и др. Эти песни отличаются большой поэтичностью. Они давно оторвались от свадебного обряда и бытуют теперь как общелирические песни.
Все же следует заметить, что обрядовых песен сохранилось сравнительно немного. Значительно большую жизненность в советское время обнаружили различные необрядовые лирические песни. Так, например, во многих местах в пооктябрьское время были записаны такие необрядовые любовные песни, как «Ивушка зеленая», «Снежки белые пушистые», «Во саду, садочке соловей поет», «Молодка, молодка молоденькая», «Ох ты, Ваня, разудала голова» и др. Нередко исполнялись песни и о семейной жизни: «Лучина, лучина березовая», «Калина с малиной рано расцвела», «Из-за лесу, лесу темного» и др. Все эти песни высокопоэтичны. Они несут в себе высокие идеи гуманизма, благородства, верности в любви и дружбе. Их отличает богатство выражаемых чувств и эмоций
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.