Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Этнография Ленобласти

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:40 pm    Заголовок сообщения: Этнография Ленобласти Ответить с цитатой  

Очень интересная аллегория в свадебной песни из д. Загривье (Ленобласть) "был ли ты, был, Иванушка у заутренки". Там жених заибирающий невесту у ее отца сравнивается с лучником, который стрелой "отлучает" звезду от месяца.

Очень интересен одиниз этапов свадебной традиции д. Загривье (Ленинградская обл). Этот этап называется "богу молиться" и он довольно распространен, но в данной местности он происходил несколько... неипично. Цитирую.
Т. Н. Злотникова (д. Загривье): "богу молиться в дом к невесте с жениховой стороны приезжают отец, мать, братья. Отец с матерью (и жениха, и невесты) стоят перед невестой и женихом и заставляют кланяться, дадут поцеловать икону, обнесут ее три раза в решете, в котором соль, хлеб. Под ноги жениху с невестой стелят шубу мехом наверх".

Вот и вся суть молитвы. Обращения к богу я не наблюдаю. Христианский атрибут только один - икона, но она действует в комплексе (сложена в решето с другими предметами обярда). Манипуляции с хлебом и солью не похожи на церковные ритуалы, напротив - абсолютно аналогичны имеющимся в обережной магии (хлеб - святость, соль - гроза нечисти, плюс предмет, отображающий божество). предположу, что икона сменила в этом обряде домашнего идольца. Плюс шубы. В ритуалах, как правило, их использовали либо для запугивания (обряд запугивания детей), либо для изображения нечисти (избиваемый "черт), либо для отсыла к тотемной древности (свекровь, встречающая поезд в шубе навыворот). При обережных обрядах запугивание или отсыл к нечисти - нонсенс, потому предположу, что здесь шуба играла рудиментальную роль обряда приобщения к тотемному предку-зверю.

О свадебной порче. Опыт колдовства в наши дни.

"В деревне Поречье (Ленинградская область) рассказывали, что "если у жениха отец или мать угрубили кому-нибудь из соседей, этот сосед "вставляет медведя". Лошадь с повозкой не идет во двор. Старые люди в глаза лошади "вставляли медведя", лошади кажется, что во дворе медведь стоит, вот и не идут". В целях охраны от "порчи" повсеместно делали на пути свадебного поезда ворота из соломы, зажигали их и проезжали сквозь горящие ворота. В деревне Рудно (Ленинградская область) рассказывали: "у нас в аккурат было около речки - больше места-то не было никакого, - около речки сделаны большие ворота и зажжена солома. А ведь лошади-то с ума сходят. Были лошади-то хорошие - с овса да с хлеба. Они уже всяко скачут, боятся огня. А тут - через огонь. Так лихо подстегивают, что : "Нет, бежите! Нет, бежите через огонь"

(Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А.Мехнецов, Е.Мельник. Л., 1985.)

Свадебный обряд " отгонять дрему".

"В деревнях Рудно, Монастырек, Вороново (Ленобласть) и в деревнях Новосельского сельсовета свекровь, снимая шаль с невесты, " отгоняла дрему". Рассказывает Е.Г Николаева (д. Монастырек): "Невеста завязавши - не видать ее лица. А сюда (к жениху) приедет - свекрова развяжет шаль и вот машет шалью по девкам - по нам, по девкам - по нам: "Дрему, дрему! Дрема на вас, спите вы!" Это чтобы невеста не была такая сонная, была заботная. Вот она этот сон вытряхивает на всех, вот для чего это машут. не соня бы была, не спала бы... А мы уж тут песни во всю ревем! А тут: "привели к нам неженку, привели к нам хваленку". В деревне Рудно мать жениха снимает платок, которым закрыто лицо невесты, и машет им в сторону девушек, которые поют "привели к нам неженку": "дрема на вас, дрема на вас, дрема на всех девушек! А нашей невестке, нашей доченьке - жить, веселиться и радоваться!"

(Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А.Мехнецов, Е.Мельник. Л., 1985.)

Свадебный обычай "ходить на водокшу" и его аналоги.

К.Г. Густяхина (д. Загривье): "На второй день <после свадьбы> невеста выходит на колодец за водой (на водокшу), пояса вяжет на колодец - на углы кладет и на крюк вяжет - всего пять штук. А мы уже в окошко караулим, как бы не опоздать за этими поясами. Кто первый, тому и достанется. Шафера и шаферицы придут. невеста почерпнет воду из колодца, только снимает с крюка - ей обратно выливают. Кто выльет, того обвязывали поясом - дарили".

В д. Рудно невеста осталяла пояс не только на колодце, но и на сарае.

В д. Поречье, кроме колодца, молодая должна была одаривать многое другое. "Если она пришла домой и до нее тетка или сестра мужева взяла веник, невеста должна подарить этот веник платком. Тоже пойдет корову доить - должна обтереть платком корову и подарить корову платком - обвязать платком рога. А две да три - значит три платка. Это наши матерья рассказывали. Вот она начала в семье работать, куда бы она не пошла - вот в сарай за сеном пойду, - обязательно должна подарить пояс, за пилами в пилушню пошла - обязательно должна пояс там оставить".

Так же говориться, что поясов в Ленобласти (Сланцевский район) на свадьбе дарили много - по 200-300 штук. "Еще когда женихов поезд приезжал за невестой, "как въезжают во двор жениховы гости, этими поясами их обвязывали, плечо обвяжут. А за стол садятся - по второму поясу (если много - то и по два). Так получается крест на крест. А по деревне едут - пояс бросят, и девчонки караулят, как бы быстрее схватить. Если от соседей берут стол, токогда после свадьбы его приносят обратно, на каждой ноге должен быть привязан пояс".

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Свадебная песня с элементами магии подобия.

А у месяца звезды частые,
а у солнушки луны ясные,
у Иванушки кудри жёлтые;
кудри жёлтые порасчёсаны,
жемчуго́м кудри приусажены;
на кажи́ному жёлтом волосу
хочь по маленькой по звездиночке,
хочь по крошечной золотиночке.
А там ехали князья-бо́яры,
князья-бо́яры, люди добрые;
они едучи становилися,
ой на те кудри любовалися:
Удалось тебе, добру молодцу,
очерёд держать буйной го́ловы
буйной го́ловы, ку́дрям жёлтыим.
Не дивуйтеся, люди добрые,
не самы́ кудри завивалися,
завила кудри красна девушка
свет Настасьюшка всё Ивановна.

(д. Монастырек, Ленобласть)
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.