Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Ю. А. Лабынцев. В глубинном Полесье.
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:55 pm    Заголовок сообщения: Ю. А. Лабынцев. В глубинном Полесье. Ответить с цитатой  

Благодаря своей значительности и труднодоступности территории, своей цельности Полесье продолжает оставаться огромным естественным музеем под открытым небом. Здесь можно еще увидеть и старинные костюмы в быту, услышать древние песни, даже попасть на языческий славянский праздник Ивана Купалы, который по-настоящему теперь справляют только тут. Имя этому краю дают названия двух городов — Турова и Пинска, бывших во времена Киевской Руси и позднее центрами княжеств. Турово-Пинское земля, или Турово-Пинское Полесье, в течение многих столетий давало прибежище славянам. Веками складывалась культура и быт городских и сельских жителей этого края.

В лесных чащобах возникали хутора и деревеньки, основывались города и городки, возводились храмы и замки, строились дороги и водные каналы. Почти незаметно менялся и облик самой земли, сохранивший на поверхности и в недрах памятники в самых различных времен, начиная от доисторических и языческих.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Открывают ее археологические находки. Это человеческие орудия каменного века, его древнейшей ( палеолитической) и новейшей ( неолитической) поры. Древний человек заселил Полесье очень плотно — в некоторых местах концентрации его поселений кажется почти невероятный. От бронзового века сохранилось большое число различных памятников материальной культуры, некоторые из них найдены совсем недалеко от Турова, например возле деревни Хильчыцы, где была крупная стоянка бронзового века. Любопытно, что Хильчыцкое поселение, а точнее, целая группа поселений, ведущих свою историю от эпохи неолита, продолжала существовать и значительно позднее, то есть в железном веке, что, видимо, и послужило основой для появления Предания о " городе Хиле", предшественнике нынешнего Турова. Народная молва гласит, что это было большое поселение, основанная в незапамятные времена. Оно занимало территорию от реки Ствиги до Припяти и просуществовала до времени сложение феодального строя, пришедшего на смену первобытно-общинному. Тогда здесь стали возникать поселения одного из племенных объединений восточных славян — дреговичей, которые жили в основном По обеим сторонам Припяти от ее верховьев и до Днепра. Дреговичи обладали довольно высоко развитой культурой. И занимались земледелием, скотоводством, звероловством, ремеслами, торговлей. Особенно были развиты ткачество, бондарное и гончарное ремесло, позднее в среде дреговичей появились и первые собственные ювелиры. Наличие вблизи Турово-Пинской земли Великого водного пути из варяг в греки сказалось на торговле края, присутствие импортируемых предметов с далёкого Востока и из других мест. Нам мало известно о повседневном быте дреговичей, их верованиях, хотя некоторые из них в том или ином виде сохранялись на Полесье до самого последнего времени. Некоторые черты уклада, насчитывающее, видимо, уже полуторатысячелетнюю историю, можно наблюдать ещё и сейчас.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Думается, что после знакомства с культурой Полесья читатель в полную меру оценит высокую степень развития восточнославянских племен. Племена эти имели своих князей, подчинившихся затем князьям киевским, которые объединили племенные земли вокруг Киева — центра нового европейского государства Руси. Известно имя и одного из таких племенных князей Турово-Пинской земли. При Владимире Святославиче здесь правил князь Тур. Владимир еще при жизни раздал сыновьям свои уделы. У дреговичей в Турове стал княжить его старший сын Святополк, Изяславу он отдал Полоцк, а Станиславу Смоленск. После смерти Владимира и Ярослава история Руси вплоть до середины 13 века — это история нескольких отдельных княжеств. Важная роль в этой истории принадлежит туровской земле, а также ее ближайшим северным соседям — Полоцкой и Смоленской землям. В течение длительного времени Полоцк успешно соперничал в своем значении для всей Руси даже с Киевом и Новгородом. Постепенно единое полоцкое княжество распалось на ряд более мелких уделов ( свыше десяти) , часть которых оказалась в сопредельной зависимости от Литвы. Смоленское княжество, захватившее со временем восточную часть полоцких земель, хотя никогда и не было так сильно, как его ближайшие соседи — Полоцк, Новгород, Владимиро-Суздаль, Чернигов, смогла сохранить самостоятельность вплоть до начала 15 века, когда она стала частью нового значительного государства — Великого княжества Литовского, Русского, Жемоитского. Туровская земля играла очень важную роль в связях Руси с Польшей. По Припяти через Туров шел водный путь из Польши в Киев. Туровщина находилась в непосредственной близости с червеньскими городами — самой Западной окраины Руси — вечным предметом пограничных споров с Польшей. Кроме того, с Туровщины осуществлялись походы на воинственных ятвагов, живших на северо-западной Границы княжества. Великие киевские князья придавали особое значение Туровской земле. По мнению многих ученых, в десятом и одиннадцатом веке Туров являлся вторым по значению после Киева городом на Руси. В пользу такого предположения свидетельствует и факты наследования княжества старшими сыновьями великих киевских князей, То есть Туров являлся ближайшим княжением к киевскому. После перенесения центра великокняжеской политики на южные окраины Руси, в половецкие степи, значение Турова упало. Часть территории туровской земли отошла к другим княжеством, в том числе и древний Мозырь, окончательно ставший собственностью киевских великих князей. В течение последующих лет некогда единая туровское княжество продолжало дробится на более мелкие уделы с центрами в Минске, Несвиже, Дубровицы, Волковыске и другие. В 13 веке Турово-Пинская земля утрачивает политическую самостоятельность, попадает в зависимость от ближайших крупных княжеств Галицко-Волынского и Литовского, в состав которого она в конце-концов и вошла
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В одной из древнейших наших летописей — Лаврентьевской , под 980 г. записаны такие слова:" в лето 6488... Бе бо Рогъволодъ преше и-заморья, имяше власть свою в Полотьске, а Туры в Турове от него же и туровци прозвашася". Это самое первое письменное упоминание о Турове. В нём говорится о том, что в эту пору здешним князем был некий Тур, по имени которого город и получил свое название. Однако — и это неопровержимо доказывают данные археологии — Туровщина более древнего происхождения. Человек заселил окрестности Турова несколько десятков тысяч лет назад. Многочисленные славянские археологические памятники 6-9 веков позволяют предположить, что достаточно крупное поселение вблизи современного Турова могло сложиться значительно ранее. Благодаря своему выгодному географическому положению на стыке различных водных путей город быстро рос и уже в десятом веке — это крупный экономический и культурный центр, главный город Туровского феодального княжества.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ещё в военное время в районе современной улицы Калинина находился один из древнейших памятников города — так называемый Тур-колодезь. Народное предание гласит, что именно в нём крестился легендарный князь Тур. Утверждалось также, что в колодце три дна: золотое, серебряное и медное; и когда прорвется медное дно — затопит весь Туров, когда серебряное — половину света, а когда золотое — весь свет. В тех же преданиях говорится о 75 или даже 80 церквах в древнем Турове. Конечно же, основное внимание всех легендарных повествований обращено к Туровской, или Замковой, горе, часто именуемый также Замчищем. Она расположена в северо-западной части города, там, где спрямленное русло реки Езды сливается с одним из рукавов Припяти — когда-то полноводной Струменем. Это северная естественная граница городища. С южной и восточной стороны она была защищена валами и рвом, делившими его на две части, — детинец и окольный город. Местами остатки этого рва видны и до сих пор. На самом краю детинца хорошо просматривается кургановидное возвышение, которая среди старожилов Турова именовалась просто курганом. Некоторые исследователи считают его остатками оборонительной башни, но и не менее обосновано передающееся из поколения в поколение предположение о том, что курган насыпан во времена татарского нашествия.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

На Полесье ныне осталось всего несколько бортей - искусственных дупел, где живут пчелы. А ведь когда-то бортей здесь было много тысяч. Из-за интенсивной вырубки лесов бортничество исчезло на наших глазах. В небольших лесных деревеньках и поселках доживают свои дни и последние бортники, возраст которых уже весьма почтенный. Это необыкновенно тихие, тактичные и чуткие люди, обладающие незаурядным талантом в понимании секретов природы, великолепные плотники, резчики, словом, мастера на все руки. Иначе нельзя. Работа бортника требовала больших практических знаний, ловкости и физической силы. Борть выдалбливалась задолго до роения пчел, чаще в сосне или дубе, на которые бортник взбирался с помощью специального приспособления,- лезива. Долгие часы приходилось висеть высоко над землей, выдалбливая новую борть, которую затем нередко метили специальными значками, называемыми бортевыми знаменами. В ведении одного бортника было до нескольких десятков бортевых деревьев, в отдельных из них имелось до трех и более бортей. Такие деревья особенно ценились, были предметом гордости бортника. В Великом княжестве Литовском, в состав которого входило и Полесье, некоторые бортники, в основном горожане и мелкая шляхта, объединялись в особые профессиональные корпорации - цеха, имевшие уставы, собственные знамена и ритуал посвящения. Индустрия бортевого промысла и переработки его продуктов была очень развитой, о чем свидетельствуют как названия специальностей, связанных с промыслом и переработкой меда и воска, так и градация поселений и регионов, где занимались преимущественно бортничеством.



Мастер-бортник пользовался большим числом самых различных инструментов, помогающих ему на всех этапах его нелегкой работы. Некоторые из них он делал сам, другие покупал в городе или же заказывал местным кузнецам, плотникам, шорникам. Как правило, бортник имел несколько топоров с широким лезвием, именуемых барта; металлические тесла, различные коловороты особых конструкций, долота, скребни, молотки, пешни, оригинальный измеряющий инструмент, изготовлявшийся из дерева и других материалов. Все это предназначалось в основном для выдалбливания борти. Собственно, пчеловодный инвентарь составляли нож-медорез, ситак, похожий на шлем космонавта, защищавший голову от укуса пчел; дымокур, ройница, сделанная из луба или бересты и предназначенная для сбора и переноски вылетевших роев; приспособления для отжимания меда и некоторые другие. Каждый борник имел одно, а то и несколько подъемных устройств - лезив. Основную его часть составляла плетенная из пяти сыромятных полосок кожи тридцатиметровая веревка с деревянной доской -скамеечкой на одном конце, крючком на другом и подвижным козлом. Хорошее лезиво служило очень долго и использовалось на всех этапах работы по устройству борти и добыванию меда. Бортники имели и особую посуду, в которую собирали мед и хранили его. Это лабзени, изготовлявшиеся из луба и бересты, и кадовбы - долбленные из дерева продолговатые кадушки с плотно пригнанной деревянной крышкой. Посуда, инструменты и другие предметы инвентаря бортника почти всегда украшались. Это могли быть насечка различного рисунка, резьба, необычной формы деталь инструмента и т. д. Порой по этим украшениям нетрудно было отличить изделия того или иного мастера, многие из которых были знамениты на все Полесье, Беларусское и Украинское. Борные знамена, или "письмена", появились, возможно, уже тогда, когда у славян еще не было никакой письменности. Не исключено, что бортные знамена прошли многовековую эволюцию в своем развитии. Они не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это своего рода крестьянская геральдическая система, досконально разобраться в которой очень сложно. Профессия бортника была наследственной, ее секреты передавались от отца к сыну, которого он с малых лет приучал к нелегкому, казавшемуся многим почти магическим ремеслу. И в самом деле, чтобы привлечь пчелиный рой в новую борть, совершалось целое действо - тварба, включавшая тайную часть с заклинаниями и заговорами, а также опрыскивание настоем из трав и цветов, окуривание вереском, натирание и.т.д.



Неудивительно, что только перед смертью бортник сообщал своему преемнику самые сокровенные тайны. Он учил его колдовству и передавал свое бортное знамя - знак, почти всегда состоявший из сочетаний различных по величине и форме треугольников, скобок, колец, черточек.



Несколько позднее, когда начался упадок бортничества в связи с вырубкой первобытных лесов, на Полесье стало развиваться колодное пчеловодство, при котором дупло для пчел выдалбливалось не в живом дереве, а в его отрубленной части, называемой колодой. Колоды могли быть развешены на деревьях, частично установлены на специальных помостах - падкурах, прикрепленных к стволу дерева, или же помещены на земле. Для защиты колод от медведей, а их еще в начале XIX века было на Полесье немало, использовали падкуры с вбитыми снизу острыми деревянными или железными штырями. Защитой от медведей служили и другие приспособления. Самое распространенное из них - самобитка - толстое бревно или камень на сыромятном ремне. Есть такие самобитки и в Качановичах. Колоды разных форм и размеров, изготовленные местными умельцами,- наиболее распространенный памятник старинной народной культуры.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В каждой крестьянской семье, деревенской хате очень многие вещи изготовлялись своими руками. Женщины пряли, ткали полотно, шили, вышивали, почти полностью обеспечивали потребность семьи в одежде, а кое-что изготовляли и на продажу. Мужчины хорошо знали плотницкое ремесло, бондарное, иногда кузнечное, были неплохими резчиками по дереву, плели из лыка, лозы, соломы, умели делать изящные берестяные короба различных размеров и многое другое. Все эти предметы создавались для повседневных нужд, лишь сейчас мы стали интересоваться ими, даже с увлечением собирать. Ведь и полесские резные прялки, а они, кстати, очень напоминают своих северо-русских сестёр, и соломенная посуда необычайных форм, и расшитые языческим узором рушники - всё это самые настоящие произведения подлинного народного искусства с тысячелетней историей.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Дом полещука, его хата вплоть до конца 19 столетия в наиболее глухих местах в большинстве была курной, срубленной из сосновых бревен, с дощатой крышей. Обогревалась она печью, сделанной целиком из глины. Для этого изготовлялась своеобразная деревянная форма, равная по размерам будущей печи, обмазалась глиной и постепенно выжигалась, после чего на ее месте оставался прочный монолит — печь, служившая хозяевам без ремонта очень долгое время. В потолке курной избы для выхода дыма делалось небольшое отверстие с деревянной задвижкой. В это отверстие вставлялся и лучник — большая лубяная труба, являвшаяся частью освещающего устройство, на котором горела лучина. К концу лучника подвешивался посвет — железная решётка, куда подкладывали хвойные щепки. Иногда, правда очень редко, лучники делались и из глины — их изготовляли мастера-гончары в селе Городная, а потом разводили на базар по всему Полесью. Такой глиняный лучник немного напоминал усеченный сверху колокол или же огромный горшок без дна, к нижней части которого крепился посвет. В хате над печью устраивались деревянные полати, а под самым потолком делалась большая полка, на которой сушили лучину. Возле стен стояли лавки и большой стол, а всё пространство от печи до стены занимала огромная деревянная лава, на которой спала больше часть семьи. Между печью и стеной помещалась перекладина для сушки одежды и других нужд. По мнению белорусских этнографов и писателей прошлого века, в том числе и уроженцев Полесья, курная хата не представляла собой тот кромешный дымный ад, о котором в свое время так любили писать.Наоборот, "представляемая некоторыми... гнусную курная изба для простолюдина несравненно выгоднее против... светлой". "В... курной избе не больше как через полчаса все зловредные испарения не только изнутри избы, но и из стен и из подлоги могут выйти вон..."." Скажут, что дым выедает глаза, но посмотреть бы на 80 летних стариков и старух, проживших всю жизнь в курных избах".* А вот ещё одно мнение, принадлежащие известному журналисту, впоследствии редактору "Вестника Западной России" И. Эремичу, родившемуся и выросшиму в глубинном Полесье. В своих поэтических "Очерках белорусского Полесья", напечатанных в 1868 году, он писал:" Я думаю также, что те весьма ошибаются, которые предполагают, что дым курной избы гибельно действует на здоровье человека, а особенно на его зрение. На Полесьи топят печь по большей части сосновыми или березовыми дровами, а дым от этих дров не только не расстраивает здоровье, но едва ли не служит средством, частью целительным, частью в предохранительным от многих болезней"**

* См.: Туров и Туровщина. Минск, 1877, с. 59.
** Эремич И. Очерки Белорусского Полесья. Вильна, 1868, с. 25

Ю. А. Лабынцев. В глубинном Полесье.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вт Окт 31, 2017 11:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Тут же, за работой, при свете лучины мать и отец рассказывали детям и домочадцам разные истории, сказки, толковали о приметах и поверьях, говорили, когда нужно ставить на чердаке еду для домового, в каком случае обращаться к ведзьмаку , то есть колдуну, а не к священнику, учили, как уберечься от происков вовкулака — оборотня, принимающего различные обличья, — волка, медведя, различных зверей и птиц. Большими событиями в жизни деревни были свадьбы и похороны, а также различные традиционные праздники и празднества, в которых принимали участие все жители. Обряды сопровождались музыкой и пением. При этом употреблялись экзотические музыкальные инструменты, например, деревянные трубы, достигающие двух и более метров в длину. Похожие трубы, но меньших размеров, использовали местные пастухи, исполнявшие часто и роль деревенских музыкантов. Одним из наиболее ярких и радостных периодов в году были Святки. К ним долго готовились, а потом месяцами вспоминали прошедшие торжества. Как колядовали, чем их за это наградили, угостили, какие были ряженые, кого они потешали больше всех. Странствующие дудари—песельники были в полесских деревушках всегда желанными гостями. Их игру, пение, рассказы о виденном и услышанном, а также сказки, легенды, шутки вспоминали многие годы.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 01, 2017 12:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

...Деревушка Ольманы. Это настоящая сокровищница стародавней полесской культуры, родина многих сказок, сказаний, поверий, песен. Их иногда можно услышать и сейчас. Старые, да и не совсем ещё старые, люди расскажут или споют о пленных княгинях-красавицах; добрых рыцарях; заколдованных замках, стоявших тут неподалеку; о кладах, охраняемых чудовищами; о героях, победивших нечистую силу; о девушках, покинутых любимыми. Значительно реже, но всё ещё можно услышать и рассказы о колдунах, которые, оказывается, во множестве жили в этой и соседних деревнях. Все считали колдунов людьми особенными, продавшими свою душу нечистой силе и получившими замен дар чародейства. Почти неизменно в число колдунов, составляющих как бы некое особое сообщество, включались знахари, сказочники, песельники-дудари, пастухи, мельники и вообще люди, живущие на отшибе. Самые замысловатые, путанные, кажущиеся совершенно легендарными — это рассказы о вовкулаках — оборотнях и их проделках. Они нападают на людей, особенно женщин и детей, высасывают из них кровь. Наиболее агрессивные они накануне святок и на Купалу, тогда же они могут превращаться не только в волков, но во многих других животных и даже птиц и пресмыкающихся: собак, кошек, лягушек, воронов, сов и т.д. В народном фольклоре вовкулак — персонаж очень древний, Он входит в пантеон в славянской мифологии уже в языческие времена. Сказание о вовкулаках известны у поляков, чехов, сербов, хорватов и других народов, причём название этого существа по звучанию очень близко к белорусскому. С образом вовкулака можно встретиться и в произведениях классиков белорусской литературы, есть он, например, в поэзии Янки Купалы.

Полесские поверья и обычаи чрезвычайно разнообразны. Старики их хорошо помнят и отчасти соблюдают до сих пор. От отца и матери они унаследовали особую любовь к очагу, огонь в котором считался почти священным. Этот домашний огонь — символ семейного благополучия, удачи, тепла, лада. Он постоянно теплился в печи, его очень неохотно одолжили соседям. Священными были солнце, вода и земля, а также некоторые деревья, участки леса, камни. В каждой полесской хате чтили домового, к которому были обращены даже особые молитвы. Дабы его умилостивить, совершались приношение в виде пищи и убитого домашнего животного или птицы. Главным лесным духом был лесовик, леший, — огромноя косматоя существо, во власти которого часто находится человеческая жизнь. Леший — дух злой, он может задушить всякого встречного, похитить девушку, сделать ее своей наложницей — лесовихой. У него грамоподобный голос, но он может кричать и птицей, выть зверем или рыдать как человек. Лесовик иногда потешается над людьми, заманивает их в чащу, заставляет долго блуждать. Чтобы его задобрить, необходимо сделать подношение. Под стать лесовику и водяной, живущие в реках и озерах. Он царь всех вод и живого в них. Облик его напоминает замшелый камень, густо покрытый длинными зелеными водорослями. Водяной утягивает людей в воду, делает мужчин себе подобными, а женщин — русалками, которых иногда можно видеть собравшимися вместе. Водяной разламывает мельничные плотины; разбивает плоты, идущие по Припяти; портит рыболовную снасть; устраивает бури и штормы. Более спокойными проявлениями его постоянной деятельности является само движение воды, половодье и разливы рек, появление тумана и т.д.

К той же когорте полещуки относили и всех чертей, которые якобы живут семьями.Черти образуют целые сообщества, роли в которых строго распределены.Живут черти в основном на топких болотах, где находятся их главное убежище. Управляет ими свой староста, которому подчиняются все остальные.Главная задача чертей —заполучить душу человека.Черти принимают различные обличья, но чаще похожи на человека с двумя рожками на голове, хвостом, острыми когтями и копытами. Повстречаться с чертом можно везде, даже в церкви. Встречный мужчина, бегущий кот, даже лежащие колесо от телеги могут оказаться чертом. Черти постоянно вредят человеку. Пугают его, ссорят с соседями, воруют вещи. Но черт существо не всесильное, человек может его победить, перехитрить. Выгнать из человека можно и духов различных болезней, которые принимают облик злых стариков, старух или же животных.Необходимо только знать средства: заговоры, рецепты настоев, наконец, если исчерпано уже всё, обращаются к ведзьмаку. Ведзьмаки — в основном профессиональные знахари и колдуны, способные помочь во многих видах. Некоторые из них известны не только среди жителей окрестных деревень, но и по всему полесью. Живут они, как правило, обособленно, большую часть времени вне общения с людьми. Ведзьмаки получили дар чародейства от нечистой силы, который оставили в залог свою душу. Есть очень опытные и еще совсем слабые чародеи, которым удается немногое. Лечат ведзьмаки в основном заговорами, нашептывая что-то над водой или настоем из трав. Примерно таким же образом колдун перед своей смертью передаёт секреты другому колдуну. Смерть доставляет ведзьмаку очень тяжелые страдания, так как нчистая сила не хочет выходить из него. Кончина обыкновенно сопровождается сильнейшей бурей, предотвратить которую можно, опустив в вырытую могилу осиновый крест.

Зная различные приемы и средства, можно и самому уберечься от многих бед и невзгод, прежде всего сглаза, порчи, дурного глаза. Сглаз подстерегает человека на всём жизненом пути и даже ещё до его появления в утробе матери.Для детей он особенно опасен. Испортить можно и молодоженов на свадьбе, а также нарушить лад в доме;вызвать пожар и падёж скота. Против всех возможных несчастий существует огромное число самых различных противодействий, применять те или иные из которых следует руководствуясь приметами. Целям обережения в конечном счёте служили и обряды, сопровождавшие человека всю его жизнь, от рождения до смерти. Любой из обрядов опутан таким огромным числом суеверных предостережений и действий, что порой напоминает какбы языческий ритуал. Особенно это касается погребения покойного. Семья усопшего должна была и дальше жить в достатке, не нуждаться в хлебе. Покойной мог оставаться добрым покровителем, если его почитали в доме все от мала до велика. Достижению всего этого способствовали особые обряды, связанные с культом предков и одним из главных дорог земли — хлебом, крошить который считалось большим грехом. Для поминовения покойных в году отводятся несколько специальных дней, когда готовились особые кушанья, часть которых затем обязательно поставлялась на могилах или же в доме на столе.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 01, 2017 12:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Интересные все виды ярмарки, но особенно те, где торгуют народные мастера. Уверен, что, посмотрев их изделия, вы особенно будете поражены привезённый керамикой. Ведь эти линии, этот рисунок, наконец сама манера и техника исполнения напоминают гончарные предметы из древнейших поселений, датируемые археологами веками первого тысячелетия нашей эры. Что это — мистификация, массовая подделка под первобытную старину? Нет, этот произведения местных городнянских мастеров, живущих в 30 километрах к западу от Столина среди зыбучих болот и лесов. Сама природа позаботилась о том, чтобы там, на огромном острове, сложеном из превосходных глин, в течение многих столетий, непрерываясь, развивалось и совершенствовалось то удивительное ремесло, корни которого, традиции которого оказались столь жизнеспособными. Седая древность, вечная красота, когда-то найденые и впервые воплощенные нашими предками, не умерли. Благодаря городнянским гончарам они продолжают жить.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 01, 2017 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Художественно-объёмные особенности традиционных изделий гроднянских гончаров заметно отличают их от продукции мастеров из других мест Белоруссии. Для Городной характерно использование шароподобных, порой приземистых форм, иногда несколько вытянутых наподобие амфоры или яйца. Украшения на посуде чрезвычайно простые и выразительные: спиралевидные, прямые и волнистые линии в различной последовательности, еще в древнейших культурах символизировавшие воду. Часто изображались косые черточки или толстые в виде запятых. На объемных горшках преобладали спиралевидные линии; на жбанках — густые спиралевидные линии вперемежку с волнистыми или в виде запятых; на мисках — толстая спиралевидная линия, идущая из центра дна. Цвет линий был, как правило, красный и красновато-коричневый, хорошо смотрящийся на беловато-желтоватых или розовато-кирпичных изделиях местных мастеров.

Наиболее распространенными и многочисленными всегда были горшковые изделия. Они отличались друг от друга своими размерами. Например паляк вмещал более пуда зерна, а мамзиль всего 1 кг. Каждый тип горшка имел и свое собственное хозяйственное предназначение. Горшки с ушком служили в основном для приготовления пищи; горшки с узким коротким горлышком и ушком предназначались для воды; горшки без ушка с широкой шейкой, именовавшиеся хладышами, — для молока и сметаны. Особую группу составляли жбанки, предназначавшиеся в основном для ношения и хранения воды и молока, а также различных размеров миски и небольшие, как правило, кубки.

Вслед за паляком по своей вместимости шел одынец, или варильник, в который входило примерно полпуда в зерна, далее пододынец, нырознак, злывач, сымерык, мамзиль. В буньках различных размеров сбивали масло и хранили летом воду; в слоях находились сыпучие продукты — мука и крупы; в слоиках с крышкой — масло и сало; в макиушах хранили сметану или же пекли хлеб; в макитрах, или макиутрах, замешивали тесто; миски использовались как тарелки, а также для хранения некоторых продуктов и растирания мака; в макошиках хранили сало или жир, использовавшиеся при выпечке хлеба и блинов; тарелками накрывали горшки; вазонницы служили цветочными горшками и вазочками.

Для изготовления каждого из этих изделий использовались и свои особые глины, так называемые "белая" и "чёрная", бравшиеся в определенных пропорциях. Оба вида глины добывались здесь же рядом, неподалеку от Городной. Черная глина придавало изделиям твердость, сделаны из неё, они практически не пропускали воду. Белая глина, более простая в обработке, используют для изготовления жбанков, гладышев, бунек. Изделия из неё летом долго сохраняли прохладу, и вода из такой баньки на покосе было самым приятным долгожданным.

[/list]
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 01, 2017 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Гончарное ремесло в Городный являлось делом семейным, наследственным. В доме своего отца, обучаясь непосредственно у него самого, сын проходил все стадии ученичества и становился настоящим мастером. Жена, дочь и другие женщины в доме не были нередко незаменимыми помощниками, а иногда и почти равноценными мастерицами . Обучение ремеслу начиналась лет с пяти. Уже тогда ученик помогал месить глину и даже делал самые простые по форме изделия — тарилки. В дальнейшем мастерство росло, его учили более сложной гончарной работе на круге, а также лепке, обжигу и сушке. В былые времена большинство мастеров развозили свои изделия по деревням сами, к услугам посредников прибегали редко . На повозку или сани особым образом помещали до тысяч различных изделий, завернутых в солому или сено. В течение многих дней, а иногда и месяца мастер успевал распродать свой товар, получается это съестные припасы, различные вещи или же деньги. Путешественников прошлого, проезжавших по самому глухому бездорожью Полесья , всегда изумляло, что ни один горшок на таком огромном скачущем по ухабам возу никогда не разбивался. Поражало путешествующих и то, насколько неприхотлива, почти первобытна была жизнь гончара во время его торгового кочевья. Ведь очень часто, даже зимой, приходилось ночевать прямо в лесу под возом.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 01, 2017 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В здешних местах ещё и сейчас многие крестьяне могут самостоятельно срубить дом, раньше это сделал бы каждый или почти каждый. Соседи помогали соседям, односельчане односельчанам. Для такой помощи при строительстве собиралась талака , называемое в России чаще толокой , когда мужчины сообща быстро возводили кому-то избу, амбар или другую достаточно сложную и трудоемкую постройку. Артель плотников нанимали в деревнях и селах крайне редко — при строительстве церкви или же рубке какого-то особенно большого, необычного дома для богатого крестьянина. Артели обслуживали в основном мелкую шляхту, владельцев хуторов, фольварков, застенков, околиц.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 01, 2017 1:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

[о церкви села Лемешковичи]. Сугубо католическая решение фигуры резко контрастирует с псевдорусским храмом, всеми его чисто православными элементами. И совсем уже сказочны золотистые, плетеные из соломы царские врата 18 века, о которых в этой главе уже упоминалось. Такие соломенные врата были характерны для церквей Полесья. Некоторые из них уцелели до сегодняшнего дня и теперь, как и царские врата из лемешевической церкви , хранятся в Минске.
Ю. А. Лабынцев. В глубинном Полесье.


Cool.jpeg" border="0" />




_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.


Последний раз редактировалось: Скрытимир Волк (Ср Ноя 01, 2017 1:53 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.