Татищев доказывал, что "много суеверных людей не только сами себя вводят в заблуждение, но и других неблагорассудных обманывают и в беспутные страхи и надежды приводят". В 1714 году он узнал, что одна женщина "за чародейство" приговорена к сожжению. Женщина на пытке призналась, что "превращалась в сороку и дым". Несчастная сказала Татищеву, что все ее "чарование состояло в знании трав и обманах". По его ходатайству приговор о сожжении был отменён.
_________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Реакционеры всегда настаивали на необходимости сохранять суеверия у "подлого народа". Еще в середине 18 века идеолог родовитого дворянства князь М. М. Щербатов порицал Петра I за то, что тот, "отнимая суеверие у непросвещенного народа", подрывал православную веру . Католический философ Де Местр, бежавший в Россию от французской революции 1789 года, призывал сохранять языческие верования для укрепления христианской религии. Он писал: "суеверие — Форпост религии, не следует его разрушать".
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.) _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Биографии многих древних примет действительно трудно объяснить. Какая-нибудь примета о вой собак появилось много тысяч лет назад на берегах Тигра и Евфрата, распространилось в других странах, проникла в Древнюю Русь через Византию и сохранилось в наши дни. И не очень просто догадаться, почему верили, что зубы можно вырывать только в понедельник, если хочешь избежать беды. Оказывается, понедельник — день ведьм и русалок, когда им жертву приносили зуб. Почему, если растение плаун появилась в доме, это означало вызвать ссору? Когда-то крестьянки использовали отвар плауна, как лечебное средство от алкоголизма, а потому причину ссоры с мужьями-пьяницами увидели в плауне.
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.) _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
В 1919 году видный советский государственный деятель, соратник В. И. Ленина П. А. Красиков говорил на Первом съезде земледельческих комун и сельскохозяйственных артелей в докладе "Крестьянство и религия": "Обратите внимание на народные приметы: это огромнейший, богатейший сырой материал, которым метеорология пользуется в своих изысканиях . И он ещё подлежит разработке точно так же, как и народная медицина. Там вместе с суеверием и знахарством объединен огромнейший капитал упорных, внимательных человеческих наблюдений, передававшихся от поколения к поколению. Этот опыт помогал до известной степени систематизировать хозяйственную деятельность. И если крестьянин не имеет иного опыта, других, научных знаний, он вынужден прибегать к старым, имеющим религиозную окраску."
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.) _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Газета "Известия" 20 января 1960 года писала: "воспользовавшись святцами, народ без всякого к ним почтения переделал их на свой лад и приспособил к своим наблюдениям, далеким от церковного культа".
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.) _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Известный русский историк В. О. Ключевский, приведя в своем курсе лекций по русской истории 25 народных календарных изречений, говорил что они охватили все характерные, часто трудно уловимые явления годового оборота нашей природы, отметили ее разнообразные случайности, климатические и хозяйственные, очертили весь годовой обиход крестьянского хозяйства. Календарные приметы — это памятная книжка наблюдений над природой и вместе дневник его дум над хозяйственным житьем-бытьем. В приметах в русского человека, писал В. О. Ключевский, "отлился весь он со своим бытом и кругозором, со своим умом и сердцем; в них он и размышляет, и наблюдает, и радуется, и горюет, и сам же посмеивается и над своими горями и над своими радостями".
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.) _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Рудиментарная наука. часть 1.
Рационалистические взгляды на окружающий мир складывались под влиянием изобретения орудий труда, открытия различных средств, облегчающих борьбу за существование, лучших приёмов охоты, изучения повадок животных, определения съедобности и лечебной силы злаков, трав и корней, появления скотоводства и земледелия. Эти знания передавались от поколения к поколению, называют рудиментарной, то есть зачаточной, наукой.
Историки культуры пишут о том, что первобытный человек был физиком в добывании огня, химиком в приготовлении пищи, хирургом в перевязывание ран , географом в знании своих рек и гор, математиком в счёте по пальцам. Такие понятия, как пространство, длина, время, скорость, сила, пришли в физику из жизни первобытных и древних людей. Изобретение пращи, бумеранга и лука было уже начал механики. Звук натянутой тетивой, вероятно, привел к созданию струнных инструментов. Люди давно догадались, что звук лучше передается по земле, чем по воздуху. Поэтому герои сказок иногда пользуются этим открытием для подслушивания. Когда охотники шли по берегам рек, они напоминали их очертания и чертили на песке или наносили на кору дерева в маршрутную карту. Пещерная живопись, рисунки и скульптурные изображения животных, сделанные охотниками, потрошившими убитых зверей, показывает что человек знал о наличии у них костей, сердца, внутренностей.
В глубокой древности человек узнал, что многие растения обладают целебными свойствами, и лечился лекарствами "зелёной аптеки". Коренной житель Австралии употребляет 40 видов растений с лечебной целью. Боливийские индейцы обнаружили целебные свойства листьев кока. Африканские пастухи подметили, что козы пасущиеся возле кофейных деревьев, бегали, резвились и долго не засыпали. Тогда и пастухи стали употреблять кофейные зерна, когда им нужно было бодрствовать ночью. В Древнем Египте в третий день каждого месяца население было обязан принимать слабительное средство "клещевина", из семян которые добывали касторовое масло - касторка.
Жители Эллады украшали праздничный стол листьями мяты, так как она снимает спазмы сосудов сердца и расширяет сосуды головного мозга. Врач древнеримской армии Диоскорид в своей книге "Лекарственные вещества" описал свыше 600 видов лечебных растений. В Древней Индии и было известно 800. Там издавна пользовались великолепным средством для снижения давления - резерпином, получаемым из растения раувольфии. В ту пору, когда еще не знали свойств дубильных веществ - танинов, с помощью которых теперь лечит ожоги , индейцы прикладывали к обожженому месту холодный чай. Панты - молодые не окостеневший рога сибирского оленя марала использовать как тонизирующее средство. Путешественник С. П. Крашенинников видел на Камчатке в 1740 году, как местное население, страдавшее цингой, лечилось черемшой (диким чесноком). В нём содержится витамин C, при недостатке которого развивается цинга.
Первобытный человек знал приемы залечивания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов, лечения змеинных укусов, нарывов, простуды. Люди применяли перевязки, припарки, холодный и горячий компресс, массажи. Аавстралийцы умели пользоваться "шинами" при переломах костей, останавливать кровотечение с помощью паутины, золы, лечить кожные заболевания прикладыванием глины..
Если на рубеже 19 века при трепанации черепа погибало 90% оперируемых, то знахари североафриканских племен уже много веков назад вскрывали черепа своих пациентов, не зная смертельных случаев. Конечно, знания знахари, полученные в результате опыта, тонули в океане суеверий. Так, папуасы, умеющие очень искусно массировать голову, чтобы успокоить боль, в случае если массаж не помогал, делали на лбу надрезаы, чтобы боль, как злое существо, вышла. Знахари многих африканских племен когда-то упорно лечили головную боль трепанацией черепа. У некоторых племен все дети подвергались этой операции. Заблаговременно делали надрез на случай, если представится необходимость изгонять духа, вселившегося в тело.
Зачатки естествознания, возникшие в первобытные времена, развивались в связи с появлением скотоводства и земледелия. За десять тысяч лет до нашей эры люди начали приручение животных, чтобы обеспечить себя пищей, шерстью, тягловой силой. Вначале приручили козу, овцу, осла, лошадь, позже был одомашнен крупный рогатый скот. Большие стада прирученных животных и способствовали развитию счёта. Раздел земли на участки привел к развитию понятия о мере, а изготовление глиняных сосудов — к более ясному представлению об объеме
Возникновение земледелия расширило наблюдение людей за природой. Родиной древнейшего земледелия была юго-восточная Азия. Десять тысяч лет назад люди научились сеять ячмень. Многие племена и народы вывели и освоили хлебные злаки, овощи, важнейшие волокнистые растения, пшеницу, рис, маис, картофель, просо, горох, овес, лен, хлопок. Теперь благодаря многовековой работе людей огромные территории занимают пшеница и рис, но до открытия их человеком они терялись среди других злаков. Надо было отыскать их, определить полезность для человеческого организма и затем найти способы разведения. _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Ритм жизни людей зависел от чередования времен года и производственных циклов. Эвенкийский календарь разбит на периоды, связанные с охотой, оленеводством и рыболовством. Месяца имеют такие названия: «На охоту пойдем», «Кета пошла» и т. д. Время воспринималось по кругу вечного возвращения сезонных циклов. В Индии колесо и сейчас считается символом времени, изображением вечного движения, круговорота рождения и смерти. Еще в первобытные времена люди следили за восходом и заходом солнца. Во время ночной охоты человек наблюдал, как лупа день за днем убывает, превращаясь в серп, а затем увеличивается, принимая форму серебряного диска. Охотники и скотоводы научились измерять периоды времени с помощью месяца. Луна на санскрите называется «мае» — «измеритель», латинское «мензис» — «месяц», «мензура» — «мера». В Библии говорится, что бог «сотворил Луну для указания времен». И сегодня при определении наступления пасхи христиане руководствуются лунным календарем. Он сохранился у многих народов. По-английски название месяца (month) происходит от названия луны moon. Луну по-русски часто называли месяцем. Еще и теперь на Ближнем Востоке муллы со своих высоких минаретов «ловят» момент появления рога луны и объявляют во всеуслышание начало нового месяца. Лунный месяц — это промежуток времени между двумя одинаковыми фазами (например, от новолуния до новолуния). Он насчитывает 29,53 солнечных суток, а 12 месяцев составляют лунный год — 354,36 солнечных суток. Охотники следили за движением звезд по небу, умели находить Полярную звезду, которая всегда указывает на север, откуда дуют холодные ветры. Первобытные люди ориентировались в бескрайних степях и дремучем лесу по Большой Медведице. Ее изображали на наскальных рисунках, на кусках мамонтовой кости. Многовековые наблюдения и навыки различных племен и народов не забыты. «Мудрые советы — самое богатое наследство», — гласит восточная пословица. В наследство от древнего мира мы получили зачатки астрономии и математики, медицины и техники, от древних предков узнали календарь и буквенное письмо, нарты и телегу, парус и весло. Наука возникла для удовлетворения практических потребностей, она обобщила наблюдения и опыт многих поколений людей. Проверяя свои знания на практике, человек постепенно приобретал все более верные сведения о природе. В глубокой древности люди, вооруженные каменными топорами и дубинками, жили в непроходимых дремучих лесах с бездонными трясинами и топкими болотами. Бесчисленные поколения племен и народов взяли на себя великий труд расчистить эти леса и осушить болота. Одни племена приходили раньше, другие позже. Одни достигали большего, другие меньшего. Одни проложили тропинки, другие вырубили деревья, третьи выкорчевали корни, четвертые выжгли и расчистили поля, вспахали их и засеяли. Многие народы не дожил» до того времени, когда их труды начали приносить плоды. Мы, получившие их, всегда будем благодарны тем, кто сделал первый топор, кто высек первый огонь, кто приготовил почву для посевов. Костер, зажженный первобытными людьми, был началом величайшего переворота в истории человечества, началом использования энергии, заключенной в материи. Без кремневого молотка первобытного человека не было бы стальных молотов а многотонных прессов. Без усилий дикаря, с таким трудом считавшего на пальцах, не появилось бы дифференциального исчисления. Мы помним и ценим труд краснокожих и чернокожих, желтых и белых. Европейцы, завоевавшие Американский континент, позаимствовали у индейцев много полезного: картофель, кукурузу, бобы, подсолнечник, артишоки, ваниль, красный перец, табак, какао, томаты, шоколад и кору хинного дерева для лечения лихорадки. Слова «картофель», «маис», «шоколад», «какао», «табак», «каучук» — индейского происхождения. У древнего народа Мексики — ацтеков уже были стадионы для игры в мячик из каучука. Жители Африки самостоятельно открыли способы добычи и обработки железной руды, изготовления бронзовых изделий путем применения восковой модели, выращивали сорго и просо, кофейное дерево и масляную пальму. В Индии впервые научились изготовлять сталь и хлопчатобумажную ткань. Мы пользуемся достижениями всех предшествующих поколений и сами прокладываем путь для грядущих. _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
нциклопедия старинного опыта.
В золотых россыпях мирового фольклора (народной мудрости) сохранились зачатки философии, науки, искусства. "Словом фольклор, — писал М. Горький, — наименована вся совокупность знаний народа, извлеченных им из его трудового опыта. Это знания, накопленные долговечной работы пастухов, звероловов, пахарей, кузнецов, гончаров, пчеловодов, рыбаков, плотников и прочих древних основоположников культуры. Знание это, задолго до изобретения письменности, было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, сказок, былин, преданий. По смыслу своему и по значению знание это явилось наукой и литературой; наукой — когда она говорила о качестве материала, приемах работы, свойства зверей, о съедобности и лечебной силе злаков, трав, корней, о социальном поведении единиц в семье, роде, племени и т.д., — всё это закреплялось в форме кратких изречений, которые имели силу законов, заветов, правил"
( архив а. М. Горького, т. 3, м., 1959, с. 235.)
В течение веков миллионы русских людей накапливали знания о мире, закрепляли трудовой опыт в изречениях, которые легко запоминались. _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Приметы на урожай
Русские крестьяне сложили тысячи пословиц и примет, содержащих советы, как вести сельское хозяйство. Это была своеобразная народная энциклопедия земледелия. Только о севе существуют десятки изречений: «До поры до времени не сеют семени», «Кто рано сеет, семян не теряет», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь», «Весною час упустишь — годом не наверстаешь», «Всякое семя знает свое время», «Зяблые семена всегда поздно всходят», «Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку», «Ранний посев к позднему в амбар не ходит», «Землю согрело, не опоздай с посевом». Приметы связывали срок сева с живым календарем природы: «Жаворонок запел — пора выходить на пашню», «Сей ячмень, когда загудит слепень», «Молодые галчата [грачата] кричат — время сеять овес», «Лягушка квакчет — овес скачет», то есть можно его сеять. Крестьяне определяли время для посева ржи появлением рыжиков, побегов на корневище чернобыля, для сева гречихи — когда зацветала ольха, пшеницы — черемуха, ячменя — калина. Сельские труженики говорили: «Сей пшеницу, когда весна стоит красными днями», «Сей овес до распускания осин», «Самый поздний посев овса, когда зацветут яблони», «Земляника красна — не сей напрасно овса», «Рябина зацветет — пора сеять лен», «Сей лен на легких землях, когда распускаются почки на дубах», «Ко¬гда на елке шишки красные, а на сосне зеленые — сей ячмень», «Гречиху сей, когда трава [роса] хороша», «Когда распускается дуб — сей горох». Время сева определяли состоянием земли: вспахав и переворотив пласт, брали землю в руку. Если она слипалась в комок, то пахать рано — земля сырая, а если рассыпалась — время пахать. Земледельцы нередко догадывались, что урожай зависит не от молитв, а от семян и" удобрений: «Какое зерно, такой и сноп», «Старые семена вырождаются», «Доброе семя — добрый и всход», «Без назема-батюшки не жди хлеба от землицы-матушки», «Земля навоз помнит», «Удобряй щедрей поля — наградит тебя земля», «Удобряй землицу — снимешь пшеницу», «Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто», «Рожь говорит: „Сей меня в золу да в пору", а овес говорит: „Топчи меня в грязь, так буду князь"» и т. д. Пословицы отмечали тяжелый труд землепашца: «Не польешь земли потом, не уродит земля рожь», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «В пашне огрехи — а на кафтане прорехи», «Мни лен доле — волокна будет боле». В деревне знали сроки произрастания растений: «В цвету трава — косить пора», «Перестоялась трава — не сено, а труха», «Рожь две недели зеленится, две неде¬ли колосится, две недели наливает, две недели подсыхает да две недели поклоны бьет, жать себя просит, торопись, говорит, а то зерно уплывет», «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит». Еще только начиная сеять, крестьянин уже думал о том, что принесет ему весна. «Если весною дружно тает снег и дружно бежит вода, то лучше уродятся яровые хлеба раннего посева», потому что земля, промоченная на значительную глубину, создаст хороший запас влаги для яровых. «Осень ненастная — к урожаю», «Снежная зима — хороший рост трав». Одни приметы радовали крестьянина, другие страшили — как предвестье надвигающейся засухи или града. «Сильная роса — к урожаю», — говорили крестьяне. «Коли в мае дождь —будет и рожь», «Если уродится рябина, то рожь будет хороша, если уродится черемуха, то плоха». Сельские жители примечали, как зацветает колос: снизу, с середины или сверху. Чем Ниже, тем дешевле будет хлеб, говорили в старину, чем выше, тем дороже. Здоровый и обильный колос должен зацветать снизу, тогда урожай будет богатый, а чем выше зацветает, тем меньше зерна соберут. «По соломе жита не узнаешь», — сокрушался крестьянин. «Не верь гречихе в цвету, верь в закрому», «Коли есть метла да костра — будет хлеба до Петра [12 июля1], а синец да звонец [названия разных трав] — хлебу конец». Крестьянин осторожно советовал предсказывать урожай: «Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй», «Хвали урожай, когда в сусек засыпаешь». Академик Е. Н. Павловский считал, что при рассмотрении истоков науки о природе следует учитывать па¬мятники народного творчества. «Благодаря вековым наблюдениям жизни природы и учета результатов сельскохозяйственной работы в конкретных условиях минувших лет складывались более или менее обоснованные приметы,— писал Е. II. Павловский. — Календарное пользование ими позволяло рассчитывать на урожай сельскохозяйственных культур и на ожидаемую погоду. Такие приметы получали даже прямой характер календаря, ко¬торым люди руководствовались в практике производства различных сельскохозяйственных работ»2. Ученый объяснял это тем, что в основу верных примет положены наблюдения, связывающие последовательность или одно¬временность проявления жизни природы в весьма различных ее формах. Он видел в рациональных приметах как бы народную фенологию — отрасль биологии, изучающую периодичность явлений в жизни растений и животных, в их взаимной связи и зависимости от факторов внешней среды, прежде всего климата. Так, в Ленинградской области начало сокодвижения в березе означает переход к устойчивой температуре плюс 5 градусов, цветение черемухи совпадает с ранней посадкой картофеля и капусты, а начало кладки яиц капустной мухи — с началом цветения вишни. В народном календаре отмечены сроки цветения груши, яблони, созревания малины, земляники, начала листопада, прилета грачей, скворцов, жаворонков, трясогу¬зок, соловьев, вскрытия рек, отлета гусей, журавлей и другие сезонные явления. Например: «Увидал грача — весну встречай», «Грач на горе - весна на дворе», «Грач на проталину, скворец — на прогалину», «Увидал скворца — знай: весна у крыльца», «Жаворонок к теплу, зяблик— к стуже», «Журавушка курлычет — о тепле весть подает». Прилет чаек и трясогузок совпадал с движени¬ем льдов на реках Средней России. Поэтому говорили: «Чайка прилетела — лед идет», «Трясогузка-ледоломка хвостом лед разбивает» и т. д. Натуралисты так шутливо расшифровывали весеннюю песню овсяночки: «Покинь сани, возьми воз», летнюю: «Скинь кафтан, скинь кафтан», весеннее бормотание тетерева: «Продам шубу, куплю балахон», а осеннюю: «Продам балахон, продам балахон, куплю шубу». Народные фенологические наблюдения не всегда правильны. Они связывают, например, появление инея, росы или ярких звезд с урожаем овса, проса, гороха. Примета «лебеди летят — к снегу» устанавливает несуществующую связь между цветом оперения птиц и снегом по принципу: подобное вызывает подобное. _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
О хлебе, скоте, рыбе и грибах.
Народ всегда с уважением и любовью относился к «хлебу-батюшке»: «Хлеб всему голова», «Горек обед без хлеба», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска», «Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска — и в палатах тоска». Сотни ложных примет было сложено о нем: «Когда печется хлеб, не садись на печь—хлеб неудачен будет», «Когда пекут хлеб, нужно понюхать тесто — здоровья прибавится», «Когда пекут хлебы и один забудут в печи — к разоренью». Запрещалось класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что корка отстает и он быстро плесневеет. Приметы поучали, что хлеб, добытый трудом, надо беречь: «Не к добру уронить кусок хлеба». Если все будут крошить и сорить его, то наступит голод. Если кто-нибудь, обедая или ужиная, не доев своего ломтя хлеба, отломит другой, значит, близкий человек испытывает голод. «Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают—нищета одолеет», У русских крестьян было много примет о лошадях, коровах и овцах. Деля радости и невзгоды с конем, крестьянин верил, что его друг предупреждает хозяина обо всем: хрипит — к вьюге, ржет — к хорошим вестям. В старину говорили: «Лошадь топает, бьет задней ногой — к ненастью». Л, Н. Толстой писал в повести «Казаки»: «Под Лукашкой не то споткнулась, не то зацепилась за траву и заторопилась лошадь, это дурная примета у казаков». Наряду с такими неверными приметами было немало правильных наблюдений: «Не лошадь везет, а корм», «У хорошего хозяина нет плохой лошади», «На потную лошадь овод садится». В противоположность вере в то, что «Святой Мамонтий коровам молоко дает» крестьяне говорили: «Зеленая травка — молока прибавка», «Корми к осени корову сытнее — весна будет прибыльнее», «Сено корову не убьет». Крестьянки давно заметили: «Как под копытом мокро, так корова молоко убавит», «Если корова много ревет, значит, молока мало дает», «Каков уход, таков и скот». В повести Б. Можаева «Из жизни Кузькина» крестьянин объясняет, как он умеет определять по приметам наиболее дойных коров: «Первым делом надо посмотреть, как у нее шерсть вьется. Ежели развилок начинается на холке, значит, меж молок ходит до четырех недель. А ежели развилок на спине, более семи недель до отела гуляет. Дрянь корова, лодырь! Потом колодец прощупать надо — ямка такая есть меж утробы и грудой, в конце жилы, значит. Ежели палец большой по сгиб погрузнет — пуд молока в день дает. Ну еще на хвост погляжу — на кончике самом размахни шерсть; ежели серка есть, масляная корова! Сутки постоит молоко — клади медный пятак, не потопет». Писатель С. Бабаевский вспоминал на страницах: газеты «Правда» «овечьи приметы» старого чабана «Глянешь на отару, и сразу все видишь: голодная она или сытая, хочет воды или уже побывала на водопое. Если овцы сытые, они возле тебя кучей ходят, ласкаются. А если голодные, разбегаются во все стороны, ищут корм. Если воды хотят, тут среди них начинается разноголосое пение». Рыболовы придавали большое значение приметам: «Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу саваном звать», «Где чайки, там и рыба», «Рыба перед дождями лучше ловится». С. Т. Аксаков сообщал в «Записках об уженье рыбы» ценные наблюдения о том, когда рыба лучше или хуже клюет. Он писал, что рыба перестает брать перед ненастьем: «Много раз случалось мне заметить, что в прекрасную погоду вдруг рыба переставала брать, и почти всегда, через сутки или ближе, наступало упорное ненастье, то есть сильные, продолжительные дожди с холодным ветром». В начале зимы надо использовать самые маленькие блесны, в середине — средней величины, а в конце зимы — большие. «Чем дальше весна — тем меньше блесна». Рыбаки знают, что хороший клев бывает в солнечные или ранней весной и поздней осенью. Рыба клюет после дождя и грозы. Бывает хороший улов около устьев ручьев после небольшого дождя, когда ручьи несут в реки корм для рыбы. Зимой рыба клюет в морозные тихие дни. Ухудшается клев в жаркий солнечный день, перед сменой погоды, зимой при снегопадах и метелях и резком потеплении. Рыба клюет в тихую пасмурную погоду, при наличии ряби на реке, во время восхода и захода солнца, перед нерестом и после него. Рыба не клюет во время нереста, при северо-восточном и северном ветре, при подъеме воды в реке. При похолодании воды клев окуня, щуки, карася, карпа ухудшается. Известны приметы: «Когда начинается сенокос, вылетают мошки — хороший улов сазана, окуня, головля», «Плотва, язь хорошо ловятся с вылетом стрекоз», «С просветлением воды клюют таймень, форель, елец и хариус, с прогревом воды — сом и линь и охлаждением воды — форель и налим», «Лещ клюет, когда колосится рожь, щука — когда цветет шиповник, а судак — когда желтеет липа», «Когда на дубу лист развивается — идет хороший улов щук», «Много раков — к хорошему улову рыбы» и т. д. Некоторые из рыболовецких примет — суеверия. Например: «Вернулся — клева не будет», «На исходе луны рыбу не лови» и т. д. Большинство рыбаков руководствовалось не верой в счастливые приметы, а надеялось на снасти и приманку: «Есть клев, так будет и лов», «На свежий червячок и рыбка на крючок», «Не припас снасти - не Жди сласти», «Выбирай удилище по лову, а крючок — по рыбе», «Носом окуней не ловят», «Что чему, а черви лещу». Каких только нет примет о грибах и ягодах! «Сентябрь — золотой месяц грибников», «В мочливые годы грибы растут», «Растут — как грибы после дождика», «Если дождь редкий, ожидай грибов», «Туманы среди лета к грибам», «Если в лесу дорожки покрылись плесенью, то будет много грибов», «В жару и грибы жмутся под тень», «Где один гриб, там и другой», «Будет дождик — будут и грибки, а будут грибки — будет и кузовок», «Много комаров — готовь коробов [плетенок под ягоды], много мошек — готовь лукошек [по грибы]», «Стар гриб, да корень свеж», «Появились опенки — лето кончилось», «Поздний гриб — поздний снег», «Если много грибов, то мало меду». Грибы обычно бывают в дождливое лето, а оно неблагоприятно для цветения растений, а значит, и для сбора меда. Каждый гриб — сосед с определенными породами деревьев: под осиной растут подосиновики, в хвойном лесу — грузди, опята, в сосновом — маслята, белые грибы — рядом с березой, липой, дубом, сосной и елью. Появление отдельных видов грибов связано с определенными сроками. Например, гриб жнивник начинает расти после цветения липы и после сенокоса. В это время на лесных полянах в березовых рощах встречается подберезовик. Крепкий, душистый гриб бывает на рассвете, поэтому «надо раньше вставать, чтобы грибов набрать». _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Народная медицина.
Сокровищница народной мудрости хранит много ценных советов о здоровье и лечении больных: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Живи просто — проживешь лет до ста», «Кто долго жует, тот долго живет», «Большая сыть брюху вредит», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле»; «Сон лучше всякого лекарства», «Баня парит, баня правит, баня все исправит», «От Житья дастого тело живет», «Застарелую болезнь трудно вылечить», «Самого себя лечить —-только портить» и т. д. Народная медицина как совокупность сведений о сохранении здоровья людей, продлении жизни, предупреждении и лечении болезней способами и средствами, найденными народом на основе практического опыта, отличается от знахарства, то есть незаконного врачевания, когда пользуются колдовством, приемами и средствами, отвергаемыми наукой. Из 180 тысяч видов известных ныне цветковых растений народы мира применяют в целях лечения около 12 тысяч. Уже в «Изборнике Святослава» (1073 г.) описываются лекарственные растения на Руси. Русские старинные травники и зелейники содержали указания на многие верные средства лечения целебными силами природы. «На всякую болезнь зелье вырастает», «И собака знает, что травой лечатся». Задолго до открытия витаминов А и О рукописные лечебники Московской Руси указывали: «Печень осетрова очи уздравляет», «Печень сомовья светлость очам дает и затемнение очное прогоняет». Народные легенды повествуют о том, как к людям возвращалась молодость после купания в молоке, чудодейственно излечивались раны таинственным листочком, как вызывала румянец травка. Молоко, делающее кожу гладкой, более упругой, значительно мягче воды, в его состав входят жир, витамины, гормоны. Бодяга (пресноводная губка) расширяет сосуды, усиливает местный обмен и потому издавна применяется как средство, дарующее румянец, рассасывающее кровоподтеки, ушибы, помогающее при угревой сыпи. Примерно треть лекарственных средств, используемых ныне, это средства, воспринятые от медицины народной. Врачи узнали из народных источников о целебных свойствах меда, ромашки, черники, малины, о применении рыбьего жира, брусники, морошки, рябины для лечения цинги, о полыни как противолихорадочном средстве. Народ заметил, что валериановый корень помогает при сердечных болях; подорожник и березовый сок полезны для лечения порезов и ран; столетник спасает от нарывов; кора дуба и ольхи целебна при поносах; горчицу, крапиву, муравьиный спирт следует употреблять при простудных заболеваниях и ревматизме. В деревне знали, что сушеница, липовый цвет — потогонные и жаропонижающие средства, конский щавель, череда — помогают от чесотки и других кожных заболеваний. В народной медицине применяются растения, содержащие гликозиды: ландыш, горицвет, желтушник и другие. Настойка из листьев ландыша — ландышевые капли — употребляется при пороках сердца и неврозах. Настойка адониса (горицвета) успокаивающе действует на сердце. В адонисе — траве из семейства лютиковых — содержатся вещества, которые повышают кровяное давление, усиливая сердечные сокращения и сужая мелкие артерии. Экстракт из плодов боярышника входят в состав кардиовалена. Его принимают при учащенном сердцебиении, нарушении ритма работы сердца. Листья белены содержат алкалоиды, которые в небольших дозах успокаивают нервы, а в больших дозах возбуждают организм: «Белены объелся». Народ знал такие наркотические средства, как опийный мак, дурман, красавка (сонная одурь), пользовался ревенем как средством, останавливающим кровотечение, настойкой спорыньи, вызывающей сужение кровеносных сосудов, дегтем как сильным дезинфектором, малиной как потогонным средством, антоновскими яблоками для лечения желудка. Фитонциды антоновских яблок превосходно убивают бактерии кишечной группы, подавляют размножение вируса гриппа. Советская медицина берет из тысячелетнего опыта пастухов и пахарей все ценное и рациональное, но отбрасывает все то, что может принести вред здоровью. Лечебный эффект большинства «народных рецептов» при научных проверках не подтверждается. Так, например, немецкий фармаколог Витеринг взял у знахарки рецепт, состоящий из 40 трав, и обнаружил из них лишь одно, оказывающее лечебное действие, тогда как 39 остальных оказались либо балластом, либо даже обладали действием, не безвредным для организма человека. Знахарство и самолечение таят огромную опасность. Гость из Средней Азии привез своим ленинградским родственникам «чудодейственное» средство от всех болезней. Тут же решили «принять по рюмочке». Прибывшая «скорая» увезла в тяжелом состоянии только гостя. Хозяин дома был уже мертв. Смерть наступила в результате отравления жидкостью, которая оказалась настоем ядовитого растения борца, или аконита. Траволечением можно заниматься только под руководством врача. В Уголовном кодексе всех союзных республик статья «Незаконное врачевание» начинается одинаково: «Занятие врачеванием как профессией, осуществляемое лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования, наказывается». В старину знахарям было известно много примет, но в них разумная мысль нередко становилась суеверием из-за темноты и невежества людей. Известно, например, что вода в неприкрытой кадушке приобретает вредные свойства. Поэтому возникло поверье, что нельзя оставлять открытой посуду с водой, иначе в нее юркнет «нечистый», особенно если вода в таком виде остается на ночь. Ведра с водой прикрывали или клали сверху два лучинки: «крест-накрест, чтобы черт не влез». Народ создал гигиенические правила, но дал им суеверное толкование. Так, например, запрещение двоим вытираться одним полотенцем получило нелепое толкование: «Двоим одним рукотерником утираться — на том свете разодраться». Во многих приметах полезный запрет объясняется последствиями, которые не вытекали из наблюдений: «Скатертью руки утирать — будут заусеницы», «Есть и читать одновременно не годится — память проглотишь», «Кто в бой в чистом идет, того бог бережет». Чистое белье уменьшало опасность заражения раны. Когда-то говорили, что нельзя целовать ребенка до года в губы: «Не целуй ребенка в губы — долго разговаривать не будет». Совет, запрещающий целовать ребенка в губы, правильный, потому что через поцелуй можно заразить его, хотя мотивировка запрета ложная. Народ заметил, что человек реже простужается, если с детства закаляется, не боится попасть под дождь, промочить ноги. Поэтому существовало поверье, что дети лучите растут, если их выпустить побегать голыми во дворе во время сильных и теплых дождей. Крестьяне не знали о содержании в черемухе бактерицидных веществ — фитонцидов, но установили ее полезность, а поэтому верили, что черемуха охраняет скот от «порчи». Есть примета о том, что «нечистый» улетает, почувствовав запах лука и чеснока. Во многих странах Востока и у нас на Кавказе люди носили на шее головки чеснока для защиты от заболеваний. Лук и чеснок выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. Из чеснока изготовляют препарат сативин — средство против хронической дизентерии. Народ говорит: «Лук от семи недуг», «Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит». Известно много неверных примет о человеке и его здоровье, не имевших никакого отношения к вере в сверхъестественные силы. Например, девушки когда-то не пили чай, опасаясь, чтобы румянец не пропал, боялись есть с ножа, чтобы изжоги не было, замочить подол, когда стирали, чтобы муж не был пьяницей, и т. д. Сборники примет можно сравнить с невеяным ворохом, в котором доброе зерно скрывается в массе мякины. _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Ещё в 16 веке митрополит Даниил в одном из своих поучений откровенно признался, что крестьянам чужда вера вЦарствие небесное. "Священник внушает: "земное смертно и тленно, а будущее бессмертно и бесконечно", а ты всё сказанное считаешь за басни". Спустя три века архимандрит Гавриил заявил, что "отличительный характер мышления русского есть рационализм, соображаемый с опытом. Русский требует, чтобы всякая теория совершенно была согласна с опытом, приговаривая в дружеских беседах: "чего не видишь о том и не бредишь"." _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
В сатирической хроники "Благонамеренные речи" Салтыков-Щедрин рассказывает, как разъярен был священник Арсений, когда крестьяне отказались от молебствия по случаю длительного ненастья. Священник возмущался: "у здешних крестьян, позвольте вам доложить, издавна такой обычай: ненастье ли продолжительное, засуха ли — лекарство у них на этот счет одно: молебствие. И завсегда они соглашались на это с готовностью, нынче же строптивость выказали. Прошлую весну совсем было здесь нас залило, ну, я, признаться, сам даже предложил: "Не помолебствовать ли, друзья?" А они в ответ: "Дождь-то ведь от облаков; облака, что ли, ты заговаривать станешь?" В романе "Господа Головлёвы отец благочинный жалуется: — Очень уж много этих наук нынче развелось — поубавить бы! Наукам верят, а в бога не верят. Даже мужики — и те в ученые норовят... Против всего нынче науки пошли. Против дождя — наука, против вёдра — наука". _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Аристотель учил, что истинное суждение связывает то, что связано в действительности, и разъединяет то, что разъединено в действительности, но люди могут делать и ложные умозаключения на основе случайных ассоциаций, внешнего сходства разных предметов, совпадения явлений, не связанных между собой причинно-следственной связью во времени и пространстве.
Многие суеверные приметы возникли именно из-за этих произвольных ассоциаций. Н. Г. Чернышевский писал, что люди, не привыкшие к логическим приемам, видя два факта соединенными в одном месте, заключают, что у них существует причинная связь. Логика заклеймила такой легкий способ отыскания истины знаменитой фразой: «Post hoc, ergo propter hoc» («После этого, значит, по причине этого») — и объявила, что подобные выводы никуда не годятся. «Все нелепости суеверия были основаны на этой самой форме умозаключения,— писал Чернышевский. — Например, на чем были основаны ауспиции древних римлян? Однажды перед битвою они слышали ворону, каркающую с правой стороны, и проиграли битву; в другой раз слышали ворону, каркающую с левой стороны, и выиграли битву. Дело ясное: Post hoc, ergo propter hoc совпадает, следовательно, имеет причинную связь; Итак, карканье вороны с правой стороны приносит войску гибель, карканье с левой — дает ему победу... Суеверную привычку делать заключения но форме, нами указанной, логика велит заменять строгим исследованием положительных причин» _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах