Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Древнерусская литература. Мнение, рецензии, интересное
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Дела давно минувших дней
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Сказание о Вавилонском царстве. 16 век.

Опять же - очень неплохое средневековое фентези на тему путешествия в погибшее царство за артефактами. Отчасти напоминает современного "Конана", отчасти - цикл "s.t.a.l.k.e.r". Так что почитать, в принципе, стоит. Единственный минус, на мой взгляд - это перевод византийских рукописей, а не исконно русская литература.

СЛОВО О ВАВИЛОНЕ, О ТРЕХ ОТРОКАХ. ПОСОЛЬСТВО ЦАРЯ ЛЕВКИЯ, НАРЕЧЕННОГО В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ, КОТОРЫЙ ПОСЫЛАЛ В ВАВИЛОН ИСПРОСИТЬ ЗНАМЕНИЯ У СВЯТЫХ ТРЕХ ОТРОКОВ— АНАНИИ, АЗАРИИ, МИСАИЛА





Сначала он хотел послать трех человек, христиан сирийского рода. Они же сказали: «Не подобает нам идти туда, но пошли из Греции грека, из Обезии обежанина, из Руси русского». И он отправил посланцами тех, кого они хотели.

Когда они были за пятнадцать дней пути до Вавилона, царь Василий сказал им: «Если здесь будет явлено знамение святых, то я не отрекусь от Иерусалима, но буду приверженцем веры христианской и поборником против врагов иноверных за род христианский».

И пошли три мужа, грек Гугрий, Яков-обежанин, русин Лавер, и ехали до Вавилона три недели, А когда пришли туда, не увидели града: все быльем поросло так, что не видно было дворца. Пустили они коней и нашли тропу, по которой ходили малые звери. В зарослях же тех была лишь часть травы, а две части гадов; но не было у них страха. И они пошли тем путем и пришли к змею.

Через змея была положена лестница из кипарисового дерева, а на ней была надпись из трех частей: по-гречески, по-обежски и по-русски. Первая надпись по-гречески: «Которого человека бог приведет к лестнице этой...» Вторая надпись по-обежски:

«Пусть перейдет через змея без боязни...» Третья надпись по-русски: «Пусть идет с лестницы через палаты до часовни». И была та лестница из восемнадцати ступеней: такова толщина того змея. Взошли они на верх ее, а там — другая лестница, вниз, в город, и написано на ней то же.

А когда они проходили через палаты, то палаты были полны гадов, но те не причинили им никакого вреда.

Когда же они подошли к церкви и вошли в нее, уста их наполнились благоуханием, ибо в церкви было написано много деяний святых. Поклонились они гробам святых трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила — и сказали: «Пришли к вам по велению божию и великого богохранимого царя Василия просить от вас знамения». И стоял на гробе Анании золотой кубок, украшенный дорогими камнями и жемчугом, полный мирра и ливана, и стеклянная чаша, подобной которой и не видывали. Они же пригубили из того кубка и возликовали. А восстав от сна, подумали было взять кубок с вином и нести к царю. Но был им глас от гроба в девятый час дня: «Не отсюда возьмете знамение, а идите в царев дом и там получите знамение!» Они же пришли в великий ужас. И был им глас вторично: «Не ужасайтесь, идите!»

И, встав, они пошли. Царева же палата была у часовни. И когда они вошли в цареву палату, тут они увидели ложе, а на нем — два венца: царя Навуходоносора и царицы его. Они же, взяв их, увидели грамоту, написанную греческим языком: «Эти венцы были сделаны, когда царь Навуходоносор воздвиг золотого идола и поставил его на Дирелмесском лугу». И были те венцы из сапфира, измарагда, крупного жемчуга и аравийского золота. «До сих пор эти венцы были скрыты, а ныне молитвами трех святых отроков должны быть возложены на богохранимого царя Василия и на блаженную царицу Александру».

А войдя во вторую палату, они увидели царские одежды, порфиры, но едва прикоснулись к ним руками, как все обратилось в прах. И стояли тут украшенные золотом и серебром ларцы, и, открыв их, увидели они золото, серебро и драгоценные камни. И взяли они двадцать великих камней, чтобы отнести к царю, а себе взяли столько, сколько могли унести, а также взяли и кубок, такой же, какой был на гробнице трех отроков.

Затем они вернулись к церкви и, войдя в нее, поклонились трем отрокам, но не было им гласа свыше. И стали они тужить, но отпили из кубка того и возликовали. А утром на рассвете воскресного дня был им глас, изрекший: «Умоем лица свои!» И они увидели церковный кубок с водой, умыли лица свои и воздали хвалу богу и трем отрокам. Когда же они отпели заутреню и часы, был им глас такой: «Знамение вы взяли, теперь, ведомые богом, пойдите своим путем к царю Василию». Они же поклонились, испили по три чаши и пошли к змею. И, приставив лестницу, перебрались через змея, и перенесли все, что с собой взяли.

Сын же обежаиин, именем Яков, запнулся, и с пятнадцатой ступени полетел вниз, и разбудил змея. И поднялась на змее чешуя, как волны морские. Они же, подхватив друга своего, пошли сквозь заросли и к полудню увидели коней и своих слуг. А когда они начали укладывать на коней своих принесенное, свистнул змей. Они же от страха пали замертво.

Свист змея достиг и того места, где стоял царь Василий, ожидая детей своих, — ибо нарек он их своими детьми. Оттого свиста ослепли и пали замертво многие из их братии, до трех тысяч,. ибо царь подошел к Вавилону на пятнадцать дней пути. И отступил он от того места на шестнадцать дней пути и сказал:

«Уже дети мои мертвы». А затем сказал: «Еще подожду немного».

Те же, вставши, как ото сна, пошли, и настигли царя за шестнадцать дней пути, и, прийдя, поклонились царю. И рад был царь и все войско его. И они рассказали ему всё,— каждый по очереди.

Патриарх же взял два венца и, прочитав грамоту, возложил их на царя Василия и на царицу Александрию, родом из Армении. Царь же, взяв кубок, повелел наполнить его чистым золотом, а пять дорогих камней послал в Иерусалим к патриарху. И обо всем, что они принесли для себя, — о золоте, и серебре, и драгоценных камнях, и крупном жемчуге,— посланцы поведали царю. Царь же не взял себе ничего, но и еще дал им по три золотых монеты. Отпустил их и сказал им: «Идите с миром к отцам вашим и матерям и прославляйте бога, и трех отроков, и царя Улевуя, в крещении нареченного Василием».

Оттуда царь пожелал было идти в Индию. Давид же, царь критский, сказал: «Пойди на страны северные, на врагов иноверных, за род христианский!»

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
О земном устроении. XIV-XV века.

Очень полезно тем, кто утверждает, что средневековая православная наука была равна по уровню нынешней. Довольно детские рассуждения об устройстве человеческого тела, небесных явлениях, физике, географии, астрономии (хорошо хоть, что землю уже шаром представляют) и пр. Часть из них выложу здесь.
Полный текст тут: http://old-ru.ru/06-12.html

О ШИРОТЕ И ДОЛГОТЕ ЗЕМЛИ

У Земли расстояние от востока до запада — двадцать пять десятков тысяч стадий, от севера же до юга — двенадцать с половиной десятков тысяч. Так что вдвое долгота больше широты. [ т.е. 46250 км и 23150 км соответственно. На самом деле длина экватора 40075 км, а от точки северного полюса до точки южного - 20003 км. Погрешность в расчетах - примерно 1/8 ]
О ТОМ, НАСКОЛЬКО ОТСТОИТ НЕБО ОТ ЗЕМЛИ

Отстоят небо от Земли на триста шестьдесят пять десятков тысяч поприщ, каковое расстояние проходит человек, согласно халдеям, за пятьсот лет. То же расстояние отделяет небо от Земли и вокруг нее. Об этом сказали астрономы и геометры [Т.е. 5402000 км. Не совсем понятно, что имеется ввиду под "небом". Луна, видимо, находится, согласно этим расчетам, еще не на небе, поскольку она удалена от Земли на 3843000 км, т.е. около 3/4 указанного расстояния до "неба"].

О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

Нужно и о землетрясении знать. Подобает читающему трудолюбиво внимать, а мы скажем, что Земля имеет воздушные жилы, в которые входят и выходят ветры. В глубине, в сердцевине земли, эти жилы пространны и широки, а сверху, у земной поверхности, более тесны. Так что, когда наполняются земные жилы ветрами и стремятся выйти на волю ветры многие и сильные, то из-за того, что внутри, в сердцевине Земли, они находятся в широких жилах, а когда подходят к поверхности Земли, находят у поверхности жилы узкие, они оказываются не в состоянии выйти, и, будучи понуждаемы, понуждают и землю и тревожат ее в том месте, на котором ветры окажутся, и потрясается та земля. И никто пусть не говорит: может ли ветер поколебать землю? Нет ведь стихии крепче него, когда он многократно и дома разрушает, и дубы вырывает, а затем веет со всей свободой. Если же по-прежнему кто-нибудь не верит, пусть посмотрит на человека: ведь и мы то же претерпеваем, когда многократно переполняются наши головные жилы ветром и тот стремится выйти; из-за того, что головные жилы более узки у лица, ветер наш, будучи понуждаем, выходя, потрясает нашу плоть. Однако не всю, но только голову; и то же с землей: не всю потрясает, но только там, где исходящие ветры подходят к поверхности. И как если многократно и много воздуха выходит из голов наших, большое бывает потрясение и так называемое чихание — то же разумей и о Земле: когда из ее внутренних областей выходят сильные ветры, они производят большое землетрясение. И это не иначе.

Однажды только, во время распятия господня, было естественное землетрясение, о котором Давид говорит: «Призирает на землю, и она трясется». Это так.[На самом деле причина землетрясений - тектонические смещения в земной коре или мантии]

О ЖЕМЧУГАХ

А в том Красном море жемчуга множество. И слушай, как он появляется. В том море есть раковины, то есть шивады, которые и пинами называются. Эти пины стоят у самого берега Красного моря, каждая из них держа свои створки открытыми, чтобы могло войти что-нибудь съедобное в пищу ей. Когда она стоит, держа створки открытыми, случаются там многократно частые и сильные молнии, и так как, как я сказал, створки она держит открытыми, сила молнии попадает внутрь этой шивады, а та, испугавшись, закрывает свои створки, и молния входит в зрачки ее глаз, и получается жемчуг. Так появляются жемчужины. [На самом деле жемчужина - это попавшая между створ песчинка, которую моллюск обволакивает перламутром]

О ГРОМАХ И МОЛНИЯХ

Громы же и молнии получаются так. Когда усиливаются ветры вверху и один из них дует в одну сторону, а другой в другую, и один ветер порой одно облако несет, другой другое, и когда они встретятся, столкнувшись друг с другом, испускают грохот с огнем. И подобно тому как кремень, столкнувшись с железом, испускает грохот с огнем, так и облака, друг с другом сталкиваясь, грохот испускают и огонь. Грохот есть гром, огонь же — молния. Потому не иначе бывают громы и молнии, но только когда есть облака; тогда и громы бывают.

Возникают же громы сначала, а молнии потом. Мы же сначала видим молнию, а потом слышим гром. Это происходит оттого, что зрение человеческое более быстрое чувство и сразу же, незамедлительно, видит то, что хочет увидеть, не медлит. Слух же — медлительное чувство, и медлит слышать громовый грохот, и слышит его после молнии. Наблюдай, и то же увидишь на примере рубящих деревья: если дровосек находится далеко от нас, мы видим, как топор ударяет дерево, стук же слышим не сразу, но после того, как пройдет некоторое время, только тогда слышим стук. Так же точно и молнию видим сразу, а гром слышим погодя.

Эти молнии бывают от столкновения облаков, и они безвредны, никому не вредят. Но если при столкновении облаков так случится, что отпадет какая-то огненная часть от небесного огня и, спадая, соединится с облачной молнией, тогда эта молния сходит на землю и что встретит — или человека, или скот, или дерево — сжигает это[ На самом деле, молния - это не последствия удара облаков, а следствие разной полярности в верхней и нижней половине грозового облака в следствии электризации воды восходящими потоками воздуха. Так же гром и молния возникают не порознь, а совместно, поскольку гром является следствием возникновения молнии. Неизвестно, что имелось ввиду под таким явлением, как "небесный огонь", который, якобы делает "безопасную молнию опасной,но с этим термином мы столкнемся еще и при прочтении о природе метеоров.]

О ДЕННИЦАХ

Про видимые к земле падающие звезды люди говорят, что это настоящие звезды и что они падают. Другие говорят, что это хитрый обман. Но это не звезды, не обман, а огненные обломки от небесного огня, и они падают вниз. И по мере того как опускаются вниз, они расплавляются и затем растворяются в воздухе; потому-то на земле никто никогда их не видел упавшими, но всегда они растворяются и рассыпаются в воздухе. А называются они денницами. Звезды же никогда не падают, разве что во второе пришествие Христово. Тогда ведь небеса совьются и звезды спадут. Подобным образом и духи лжи тогда попадут в огонь вечный. Итак, как я сказал, это суть пламенновидные обломки от небесного круга. И это истинно.

[Опять некий "небесный огонь" или "обломки от небесного круга"! Почти теория о "небесной тверди, о которую бьются людские ракеты". На самом деле, речь идет о метеорах - явлениях воспламенения мелкого метеорного тела (как правило - не огненной природы, а металлической или каменной) в атмосфере Земли]
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Видение хутынского пономаря Тарасия. XVI век.
Откровенно говоря - не литературно творчество, а пропаганда. Дескать, обрушилось на город несчастье - несите деньги в церковь, поскольку намечались еще вот такие беды, но мы отвратили их молитвами. Мелкое мракобесие с попыткой воздействовать на людей через слабые литературные потуги

В год 7013 (1505) было чудо удивительное и видение, полное ужаса, в пречестной обители божественного Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и преподобного и богоносного отца нашего Варлаама.

Случилось однажды, по церковной надобности некоей, пономарю, по имени Тарасий, быть в церкви в полночь. И вот видит он — в паникадилах и в светильниках все свечи зажглись, а кадила сами разгорелись, и наполнилась церковь неописуемым благоуханием фимиама и ладана. И увидел пономарь собственными глазами, наяву, а не во сне, как вышел из гробницы своей и встал в церкви святого Спаса преподобный чудотворец Варлаам. И начал преподобный Варлаам молиться Господу Богу нашему Иисусу Христу, и Пречистой его матери, Пресвятой Богородице, и всем святым, и так молился со слезами и с глубокой скорбью целых три часа. Пономарь же пребывал в страхе великом.

И подошел к пономарю Тарасию сам Варлаам-чудотворец и говорит ему: «Брат Тарасий, хочет Господь Бог уничтожить Великий Новгород. Поднимись, брат, на самый верх церкви и увидишь, какую пагубу хочет Господь Бог наслать на Великий Новгород».

И пономарь Тарасий, вняв словам преподобного Варлаама-чудотворца, поднялся на самый верх церкви и увидел чудо странное и ужаса преисполненное: высоко над самым Великим Новгородом нависло озеро Ильмень, готовое потопить Великий Новгород. Пономарь же Тарасий, увидев это страшное видение, ужаснулся, и побежал вниз с верха церкви святого Спаса, и, охваченный великим страхом, вошел в церковь. Тогда подошел к нему святой Варлаам и спросил его, что видел он над городом. И пономарь поведал святому Варлааму-чудотворцу, что нависло над Великим Новгородом озеро Ильмень.

И сказал пономарю святой Варлаам: «Господь Бог хочет потопить Новгород озером Ильмень за то, что умножились грехи всего народа новгородского, за беззаконие и ложь новгородцев». После этого снова начал он с глубокой скорбью и со слезами молиться Господу Богу и Пречистой Богородице и молился три часа. И велел пономарю Тарасию опять подняться на церковь святого Спаса и смотреть, что происходит над Великим Новгородом.

И во второй раз, по повелению чудотворца Варлаама, поднялся пономарь Тарасий на верх церкви святого Спаса. И видит он, как множество ангелов стреляют огненными стрелами, и летят эти стрелы, словно сильный дождь из тучи, поражая всех жителей Новгорода — и мужчин, и женщин, и детей их. И сколько было людей — мужчин, и женщин, и детей — перед каждым человеком — мужчиной ли, или женщиной, перед отроком или перед отроковицей, стоял ангел-хранитель, держа в руках книгу и читая в ней повеление Божие. И если человек оказывался в книге этой записан в живых, то такого человека ангел-хранитель кропил кистью из сосуда, думаю я, наполненного миром небесным, и тотчас этот человек исцелялся от смертоносной язвы, нанесенной стрелами ангелов грозных, и становился здоровым. Если же видел ангел, что в книге судеб Божиим повелением Владыки Христа-Бога предначертана человеку смерть, то тотчас, не окропив его миром, отходил ангел-хранитель в печали от такого человека, боясь ослушаться повеления своего Владыки. И так ангелы-хранители, стоящие перед каждым человеком, глядели в книги и одних кропили кистями из сосудов своих, а от других отходили, не окропив их. И Тарасий, охваченный ужасом и страхом великим, побежал вниз с верха церкви святого Спаса и вошел в церковь.

И спросил его святой Варлаам-чудотворец, какое он видел видение над Великим Новгородом. Пономарь же начал рассказывать святому Варлааму, что видел он бесчисленное множество ангелов Божиих, стреляющих с небес огненными стрелами во всех новгородцев.

Тогда начал преподобный Варлаам молиться Господу Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым со слезами и с великой скорбью. И сказал чудотворец Варлаам пономарю Тарасию: «Брат, за молитвы Пречистой Богородицы и ради молитв всех святых пощадил Господь Бог людей своих, поэтому не погубил потопом города, но насылает Господь Бог на людей мор — казнь за их грехи, но милостивую: простит раскаявшихся. Ведь сам говорит Господь в Евангелии: “По делам твоим буду тебя судить”. И будет мор в течение трех лет». Так и было Божие посещение в те три года — мор.

И снова долго молился святой преподобный Варлаам, и в третий раз послал пономаря на верх церкви: «Посмотри, что делается над городом?» По повелению чудотворца Варлаама поднялся на церковь пономарь и увидел над городом тучу огненную, и снова охватил его великий ужас. И сошел с церкви пономарь и вошел в церковь святого Спаса и видит — молится чудотворец Варлаам Богу.

И спросил преподобный Варлаам пономаря, что видел он над городом. Тогда начал пономарь рассказывать святому преподобному Варлааму, что видел он над Великим Новгородом тучу огненную. И сказал чудотворец Варлаам пономарю: «Через три года после мора будет сильный пожар в Великом Новгороде — вся Торговая сторона сгорит и великое множество людей сгорит, потому что, брат пономарь Тарасий, Пречистая Богородица со всеми святыми умолила сына своего и Бога нашего Иисуса Христа и избавила город свой от потопа». И преподобный Варлаам, помолившись Господу Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым, вернулся в гробницу свою. И свечи и кадила сами собой погасли.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Тайная Тайных. перевод XVI века арабского исходника IX века.

Честно говоря - посмотреть и посмеяться над такой дикостью. Впрочем, читайте сами.

текст полный тут http://old-ru.ru/07-12-3.html
О белизне. Белизна чрезмерная в сочетании с глазами голубыми и чрезмерно быстрыми — признак бесстыдства, коварства, и похотливости, и легкомыслия; посмотри на людей немецких, имеющих особенности эти, насколько они дурны и бесстыдны. А поэтому остерегайся всякого, у кого глаза голубые, а сам ом слишком белый. Если же у него к тому же широкий лоб, и жидкая борода, и волосы на голове у него будут густыми, остерегайся его, как скорпионов индийских, которые убивают взглядом своим.

Также есть в глазах свои приметы — по ним ты не можешь ошибиться и узнаешь доброту и гнев каждого человека, смотря на глаза его. Худшие глаза те, цвет которых похож на голубизну бирюзы. У кого глаза большие и вылезли из орбит— тот завистлив, и ленив, и бесстыден, и лжив; а если к тому же они синие — этот еще хуже; и не может быть, чтобы глаз его не был злым. У кого глаза средние, и неглубоко посажены, и сурмистые или черные — тот расторопный и разумный, дружелюбный. У кого будут глаза как будто осокой прорезаны — тот обманщик. У кого они будут похожи на глаза животных, и остановятся как стрелы, и малоподвижные, и подслеповатые—тот глуп и груб по природе. У кого глаза быстро бегают — тот лживый и хитрый обманщик; а если к тому же они будут больными — тот выносливый и не щадит жизни своей. У кого около глаз точки — тот скрытен и знает много.

Александр, если увидишь человека, который смотрит на тебя часто, а если ты взглянешь на него, засмущается, и покраснеет, и застыдится, сделает вид, что он весел, и накатятся ему на глаза слезы — знай, что он боится тебя. Но даже при наличии в глазах его перечисленных добрых признаков, если, когда ты посмотришь на него, он на тебя взглянет бесстыдно и без боязни — этот мало уважает тебя и завидует тебе, — не доверяй ему. Александр, остерегайся уродов, как ты остерегаешься неприятеля своего.



О волосах. Волосы жесткие — признак твердости ума и сердца. Волосы мягкие указывают на мягкое сердце, и холодность ума, и малоумие. Множество волос на плечах и на шее указывает на скотство, и такой человек глуп; также обильные волосы напротив сердца и на животе указывают на натуру животную и нелюбовь к правде, а любовь ко лжи. Смуглость чрезмерная — признак глупости и великого и скорого гнева; а если и волосы черные — это признак разума и правдолюбия, одного из двух.



0 бровях. Если волос их густой — это признак лени и резкой речи. А если будет бровь, близкая к белому цвету и тонкая — это указывает на гордость. У кого бровь средняя и черная —тот расторопен и разумен.



О ноздрях. Ноздри тонкие — признак мягкосердия. Длинные ноздри до губ — признак кротости сердечной. Просто длинные — признак беспощадности. Раздутые ноздри — признак гнева и упрямства. Ноздри, толстые посередине, — это верный признак твердости и несправедливости. А лучше всего — когда ноздри не слишком длинные и толщины средней — такой человек разумен.



О лбе. Лоб гладкий, не видно вен на нем — признак сварливости и суетливости. Лоб средний по ширине и выпуклости, и вены на нем видны — такой человек верный, и любящий друзей, и расторопный, и разумный.



О рте. Рот широкий — признак твердости сердца и пристрастия к еде. Губы толстые — признак гнева и глупости. Средние же, красные весьма — признак справедливости.



Зубы выпуклые и частые — признак твердости, и хитрости, и неверности. Зубы же прямые и редкие — признак разума и верности.



О лице. У кого лицо с очень мясистыми челюстями — тот глуп, груб по природе. У кого лицо худое, желтое — тот злой и обманщик, недоброжелателен. Длиннолицый человек — бесстыдный. У кого выпуклые виски и вздувшиеся вены—тот гневлив.



Об ушах. У кого ухо большое — тот груб и тугодум. Если ухо маленькое — глуп и любит чужое.



О голосе. У кого голос низкий — тот тверд сердцем. У кого голос умеренный, по скорости и высоте, — тот разумен. У кого голос быстрый, а что еще хуже — если он к тому же высокий — тот бесстыден и плох. А у кого голос грубый и низкий — тот гневлив и злонравен. У кого голос неясный и гадкий — тот ревнив и хитроват. А у кого голос ровный — тот легкомыслен и горд; если изменяющийся — тот тверд и драчлив. Кто спокоен на месте своем, и речь его последовательна, говоря, двигает рукой своей в подходящее время — тот преисполнен разума и верен в делах своих.



О шее. У кого шея длинная и тонкая — тот легкомысленный и мягкосердечный; а если к тому же у него будет голова маленькая — этот еще хуже. Толстая шея — признак обжоры или пьяницы и человека недалекого ума.



О животе и о груди. Живот большой — признак глупости, такой человек обжора, мягкосердечный. Маленький же живот и узкая грудь — признак хорошего ума и доброго совета.



О плечах и спине. Широкие плечи и широкая спина указывают на твердость сердца и сообразительность. Спина слабая и грубая указывает на злонравие, прямая и хорошая — признак добрый. Приподнятые плечи указывают на злосердечность и злопамятность.

Руки длинные, так что ладони достают до колена, указывают на щедрость, и учтивость, и добродушие; а у кого они короткие — тот любитель ссор и мягкосердечен.

Ладонь длинная с пальцами длинными — признак высокого мастерства рукодельного и понимания царских дел.

На бедрах и голенях много мяса — признак немощи и слабости. Толщина голеней и лодыжек указывает на твердость ног и жизненную силу.

Нога грубая и мясистая указывает на глупость и лживость, маленькая же и нежная нога — признак злодейства.

Тонкая и маленькая пятка — признак злосердечности, толстая пятка — признак твердости сердца. У кого шаги широкие и тихие — тот благополучен в делах и словах своих, предвидит будущее и мягкосердечен.



Признаки хорошей натуры. Тело мягкое и нежное, среднее между тонким и толстым, между длинным и коротким; белый и румяный или смуглый; тонок лицом; волосы средние между прямыми и завивающимися, русые волосы; с ровной и правильной формой головы, прямой шеей, с худыми плечами, не толст в животе и бедрах; голос его чистый, не сиплый, средний между низким и высоким; ладони его прямые, пальцы его длинные, скорее тонкие; слова его немногочисленны, но весьма вески; он мало смеется, лишь в подходящее время; в природе его преобладает желчь черная и красная; а взгляд его весел; и не превозносится над тобой в вещах, не приличествующих ему. Это поистине самый разумный из всех, кого сотворил бог. Такого или близкого к такому ищи, и будешь благополучен. Ты уже знаешь, что государь больше нужен людям, чем люди ему. Поэтому пойми эти отмеченные признаки и углубись всем разумом своим преподобным в науку эту, и не будет печали в делах твоих с помощью божьей.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о Петре и Февронии (полностью «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии». XVI век.


Думаю, известна многим. В качестве средневекового романа - читабельна, хотя христианщины понапихано к месту и не к месту.
Текст тут.http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=5116
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Слово святого Нифонта о русалиях. (из "Измарагда"). XVI век.

Ценно не столько слогом или сюжетом, сколько само по себе - как образец противостояния народной культуры и русской православной церкви. Причем тут говорится конкретно о праздновании языческого праздника русалий, что так же добавляет ценности, как первоисточнику для восстановления язычества.

Однажды шел блаженный Нифонт в церковь святой Богородицы на заутреню и увидел идущего мимо церкви демона, князя бесам, и с ним двенадцать бесов. И они, услышав церковное пение, пришли в ужас и в ярость и стали поносить князя своего, говоря ему: «Видишь ли, как славим Исус рабами своими! Когда слышим мы пение это, лишь ужас охватывает нас. Горе нам, окаянным, ибо сила и крепость наша погибли. Пока царь наш был с нами, успешно одолевали мы христиан, но когда поднялись евреи против Христа и распяли его, с тех пор сокрушена сила наша. Исус ведь, связав его, в огненной преисподне повелел его заточить. С той поры сила царя нашего сокрушилась и надежда наша растоптана». Так бесы укоряли князя своего. Он же сказал им: «О том ли вы печалитесь, что славим Исуса в церкви Марииной? Напрасно об этом скорбите. Очень скоро все переменится, а нас многие станут славить мирскими песнями и плясками. И теперь подождите немного, увидите, что славить начнут нас, а о Исусе и не вспомнят».

И после обедни случилось так, что пошел человек, приплясывая под звуки сопели, и за ним — множество народа: одни пели и в ладоши били, а другие плясали. И, увидев это, окаянные бесы обрадовались радостью великой и начали прельщать тех — кого на игры и на пляски, а кого — на песни. А некий муж богатый смотрел из палат своих, и подучил его бес — велел перед собой играть и плясать. И, достав серебряную монету, дал ее музыканту. Тот же положил ее в суму. А бесы, вытащив ее, послали к отцу своему сатане в бездну. И сказали посланному бесу: «Иди и скажи отцу нашему, связанному там Исусом Назарянином: “Этот дар послал тебе Алазион-князь. Будет он тебе в знак чести, отец, мы — рабы твои и многих соблазнили христиан, врагов наших”». И сказав так, вручили бесу серебро и медь, полученные музыкантом за игру. И возгордились этим коварные бесы.

Дойдя до адского жилища, вошел туда посланный бес и принес пагубные дары сатане. Тот же, взяв, очень обрадовался и сказал: «Всегда получаю я жертву от поклоняющихся идолам, но не могут они меня так порадовать, как эти <дары> — принесенные от христиан». Так изрек сатана и вернул посланному к нему бесу все, что тот принес ему, и сказал: «Иди, и призывайте христиан к играм, и к пляскам, и к иному, мною любимому». И поспешил бес к пославшим его, и поведал им слова сатаны, и серебро и медь снова вложил в суму Оптиолу-музыканту. Бесы же отправились искушать и других людей.

Все это блаженный Нифонт видел очами сердца своего, и сетовал о заблуждениях христиан, и многих наставлял, чтобы сторонились игр и не ходили смотреть на них, ибо как труба собирает воинов, так чтение книг ангелов Божьих собирает, а сопели и гусли собирают вокруг себя бесстыдных бесов, а любящий сопели и гусли сатану славит, а кто чтит и одаривает музыкантов — тот беса коварного одаривает. Если кто не оставит деяний этих проклятых, то осужден будет с иноверцами и с идолопоклонниками. Богу нашему слава!
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Из «домостроя» Как врачеваться христианам от болезней и от всяких страданий. XVI век.


Ценно не только как пример борьбы мракобеси в лице русской церкви с русской народной культурой ("бесовские песни, пляски и прыгание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, все, угодное бесам, всю непристойность и наглость"), и не только, как образец борьбы с язычеством (" к тому же еще чародейство и волхвование, и колдовство, звездочетье, чернокнижье, чтение гадальных книг, верят в камни волшебные и в прочие всякие козни бесовские"), но даже и с медициной в лице простейшего народного траволечения ("какое же зло творим мы, обращаясь к нечистым бесам, от которых уже при святом крещении отреклись, как и от дел их, и приглашаем к себе чародеев, кудесников и волхвов, колдунов и знахарей всяких с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи, и этим готовим себя в руки дьявола, в адову пропасть на веки мучиться"). В общем программа полного мракобесия - молиться, поститься и слушать радио "Радонеж", а болезни лечить соборованием и податью церкви.

Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует Божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения и в будущем не обижать. А при этом отцов духовных поднять на моление Богу, и петь молитвы, и воду святить честным животворящим крестом и со святых мощей и чудотворных образов, и освящаться елеем; по святым чудотворным местам по обету ходя, молиться со всею чистою совестью, и тем получить от Бога исцеление самым разным недугам. И всех согрешений избегать и впредь не никакого не творить зла…

Кто же в своей дерзости и страха Божьего не имеет и воли Божьей не творит, закону христианского отеческого предания не следует, о церкви Божьей, и о молитве, и о восхвалении Бога не думает, ест и пьет без удержу до объядения и до пьянства в неурочное время, и правил не соблюдает общежития: в воскресенья и среды и пятницы, в праздники и Великим постом и постом Успенским без воздержанья блудит в неурочное время, нарушая природу и закон, или те, что от жен блудят или совершают содомский грех и всякую мерзость творят и всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие, бесовские песни, пляски и прыгание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц и ловчих собак и конские гонки устраивают, все, угодное бесам, всю непристойность и наглость, а к тому же еще чародейство и волхвование, и колдовство, звездочетье, чернокнижье, чтение гадальных книг, верят в камни волшебные и в прочие всякие козни бесовские. В таковых обычаях-нравах и рождается в людях гордость, ненависть, злопамятство, гнев, враждебность, обиды, ложь, воровство, проклятие, сквернословие, чародейство и волхвование, насмешка, кощунство, обжорство и пьянство безмерное – с рассвета и допоздна, и всякие злые дела, и грубый блуд, и любое распутство. И благой человеколюбец Бог, не приемля таковых злых нравов людей и обычаев, и всяких неподобных дел, как чадолюбивый отец страданиями спасает всех нас и приводит к спасенью, наставляя, наказывает за премногие наши грехи, но не предает скорой смерти, но ждет покаяния, чтобы мог человек исправится и жить. Господь, наставляя нас и направляя к спасению, насылает на нас страдания и болезни, от духов лукавых мучение, огнивание тела, костям ломоту, отек и опухоль, запор обоим проходам, и камень в почках, водянку и глухоту, слепоту и немоту, боли в желудке и страшную рвоту, и чахоту, и кашель, и боль в голове, и зубную боль, и грыжу, и подагру, и чирьи, и сыпь, слабость и дрожь, и паршу и горб, шею, ноги и руки скрюченные и косоглазие, и иные всякие тяжкие недуги, все наказание по Божьему гневу.

И хотя мы видим во всем том Божью кару и страдаем от тяжких болезней за многие наши грехи, за то, что забыли Бога, создавшего нас, не прося у Бога ни милости, ни прощенья, какое же зло творим мы, обращаясь к нечистым бесам, от которых уже при святом крещении отреклись, как и от дел их, и приглашаем к себе чародеев, кудесников и волхвов, колдунов и знахарей всяких с их корешками, от которых ждем душетленной и временной помощи, и этим готовим себя в руки дьявола, в адову пропасть на веки мучиться. О безумные люди! Увы неразумию вашему, не сознаем мы своих грехов, за которые Бог нас казнит и мучит, и не каемся в них, не избегаем пороков и непотребных дел, не помышляем о вечном, но мечтаем о тленном и временном. Молю – и снова молю: отриньте пороки и душетленные все дела, искренним очистим себя раскаянием, и милостивый Господь да помилует нас в грехах, телу даст здравие, а душам спасение и вечных благ не лишит. И если кто-то из нас благодарно отмучится в этом мире в различных болезнях, во всяких страданиях, чтобы очиститься от грехов своих царства ради небесного, он не только грехам получит прощение, но и будет наследников вечных благ. Ибо писано в святом «Апостоле»: «Многими страданиями предстоит нам войти в царство небесное».
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Из "Казанской истории". О БЕСЕ, СОБЛАЗНЯЮЩЕМ ВИДЕНИЯМИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В ГОРОДЕ. ГЛАВА 32 XVI век.


Отрывок ценный упоминанием и поверхностным описанием языческого капища неподалеку от Елабуги. Капище не славянское, но ценности свидетельства не умаляет. Если, конечно, отбросить пропагандистские религиозные штампы о "вражеских бесах". Впрочем, согласно данным археологии, речь могла идти не столько о языческом капище, сколько о мечети, типичной для волжских булгар. Но, тут вопрос спорный - слишком много в "Истории" обращений к волхвам и колдунам упоминается. Так что можно допустить о версию своеобразном исламско-языческом двоеверии, языческая же часть которго стала особенно востребована в ожидании вторжения русского войска.


Было при мне, когда жил я в Казани, и третье знамение. В некоем улусе стоял на высоком берегу реки Камы опустевший городок, который русские называют бесовским городищем. В нем обитал бес, с давних лет прельщая людей. Еще при старых болгарах здесь было мольбище языческое. И сходилось сюда много людей со всей Казанской земли: варвары и черемиса, мужчины и женщины, жертвоприношения творя бесу и прося совета у живших там волхвов. Таких людей бес как будто исцелял от болезней, всех же, кто пренебрегал им и обходил стороной, не принося ему никакой жертвы, убивал — у плывших по реке перевертывал лодки и топил всех в реке. Губил он и некоторых христиан.

И никто не смел проехать мимо, не пожертвовав ему чего-нибудь из своего имущества. Тем, кто его спрашивал, он невидимо отвечал через своих жрецов, ибо приезжали к нему жрецы и волхвы. Предсказывал он и долгую жизнь, и смерть, и здоровье, и болезни, и убытки, и земли их завоевание и разорение, и всякую беду. И когда уходили они на войну, то приносили жертвы ему, вопрошая его с помощью волхвов, с добычей или пустыми возвратятся они домой. Бес же все предсказывал им, соблазняя их, а иногда и обманывал.

И послала царица самого казанского сеита узнать, московский ли царь и великий князь одолеет Казань или казанцы одолеют его. И девять дней лежали, припав к земле, бесовские иереи, молясь и не поднимаясь со своего места, и ели только для того, чтобы не умереть с голода. И на десятый день, в полдень, едва отозвался им бес, и услышали все люди, находившиеся в мечети, его голос: «Зачем досаждаете мне, ведь уже нет вам отныне надежды на меня, ни на помощь мою, ибо ухожу от вас в пустынные и непроходимые места, изгнанный Христовою силой, так как приходит он сюда со славою и хочет воцаритьея в земле этой и просвятить ее святым крещением».

И вскоре повалил густой черный дым из городка, из мечети, и в изумлении увидели мы все, как вылетел с ним вместе на воздух огненный змей, и полетел на запад, и скрылся из глаз. И поняли все, что случившееся означает: пришел конец их житию.

Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/kaza..

Для справки: Ела́бужское (Чёртово) городи́ще (тат. Алабуга шәһәрчеге) — остатки укрепленного поселения на берегу реки Камы, близ города Елабуга. Первоначально было родовым убежищем одного из местных племён, обитавших в этом районе во 2-й половине I тыс. н. э. В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели (400 м²) с четырьмя башнями, предположительно возведённой князем Волжской Булгарии в X веке.

Наугольная башня утраченного сооружения — каменный пустотелый цилиндр с металлической кровлей в виде низкого купола. Высота 7,1 метра, диаметр внутреннего пространства 5,7 метра. Толщина стены уменьшается от 2 метров у подошвы до 0,7 метра в верхней половине, отчего нижняя половина архитектурного объема получает коническую форму.

Первоначальная кладка из неотесанных камней на известковом растворе с алебастром сохранилась только с северной стороны.






_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Из лечебников и травников. XVI век.


Живое подтверждение просторечивой поговорки: не все полезно, что в рот полезло. Тут не стану даже говорить об уровне"христиансткой науки, которая в средневековье была равна современной". Некоторыми идиотизмами страдали в то время и люди, далекие от христианства.

"Камень изумруд цветом зелен, а привозят его из Британии, добывают же его в тех местах, где медную руду копают.
Если истолченный изумруд в питье положим, то уймет смертоносный яд и заживит укусы ядовитых гадов. Истолченный изумруд весом с семь ячменных зерен, принятый внутрь при питье, от отравы смертельной избавляет человека.
Если на изумруд глядеть долго, тогда зрачок человека укрепляется, и глаза от возможных недугов в здравии сохраняет, и тому, кто носит его, веселье придает.
Тот же толченый камень, принятый с питьем, излечивает прокаженных, по помогает также и печени и при болезнях желудка."

"Бирюза, или ферюза, камень синеватый, смешанный с некоторой белизной, да так, чтобы синего было больше, чем белого.
А если человек с копя упадет, тот камень сохранит его от убиения. Аристотель премудрый пишет о нем, что стараются преумножать этот камень цари великие в своих сокровищницах и похваляются им. Носящему этот камень приносит он радость. Если кто носит его при себе, его никогда не убьют, потому что никогда не видали тот камень на убитом человеке.
А когда разотрут его и выпьют, помогает он от отравления змеиного, да и от многих иных пакостей избавляет, также выводит из почек болезнь и из пузыря."

"Камень агат светло-черный, если его сожжешь и дашь пить болящим, поможет он от падучей болезни, и духов нечистых изгонит, и при болях в желудке поможет, и аппетиту придаст. Положи тот камень в воду и дай помокнуть три дня, а потом эту воду дай пить женщине во время родов, и роды легкими станут. Ту же воду давай пить девушке для изобличения ее распутства: только выпьет — нечисть в ней не удержится, тотчас же выйдет вода та низом, а если она непорочна - то не выйдет. Этот камень духам нечистым сопротивляется и волхвам и отгоняет ужей, потому-то орлы тот камень и кладут в свои гнезда, что тогда от их гнезд ужи убегают."

"Камень магнит добывают в Индии в горах возле морского берега, как железо... А кто, его, истолча, примет во французском вине с сахаром, то густую кровь и мокроты выведет он изнутри; кто его при себе носит, тот зычный получит голос и радость.
Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена — то же доставляет он и ей. Этот камень положи в изголовье жене; которая мужу верна — та и сквозь сон мужа своего тотчас обнимет, а которая помимо мужа блудит — та с постели сразу слетит, словно кто-то ее спихнул. И от этого камня приходят во сне видения страшные и пугающие. Тот же камень изотри помельче и посыпь на угольный жар — и тогда покажутся дивные дела и страшные, так что человеку невозможно станет тут оставаться."

Ну, что могу сказать? Если, согласно рекомендациям, истолочь и выпить изумруд или бирюзу, лечебный эффект будет примерно тот же, что и от толченого стекла - медленная мучительная смерть. Выпить толченый магнит? Почти то же самое, что кокса глотнуть или опилок из=под напильника. Набьешь технической грязью желудочно-кишечный тракт. носить магнит при себе? Головная боль обеспечена. Как и перебои в работе внутренних органов. Смотря где носить. Горит ли агат? Честно - не знаю. Если классический SiO2 - то не должен. Так что под видом агата больному втюхивали пепел какой-то другой вещи. Камень агат сопротивляется волхвам? Вопрос спорный. Был бы волхвом - попробовал бы, да рассказал о результате. Другое дело, что в славянском родноверии волхвов нет совсем. а массовики-затейники, прозываемые волхвами, на эту роль не годятся. Бирюзу никогда не видели на убитом человеке? Да потому что ее, как драгоценность, мародерили в первую очередь. Подтверждение парадокса выводов из неполных сведений.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Из лечебников и травников. часть 2. XVI век.

1. трава адамова голова (адамлева глава, глава адамля, адамова трава) — соотносится со многими лекарственными растениями (синеголовник, чистотел, мандрагора, окопник, купена и др.), но к описанию текста больше других подходит растение желтые башмачки, венерин башмачок — Cypripedium calcedus.

2. трава царь архангел (архарик, аралик, архилим, архилин, царь-архилин, ахтоном, царь - сим, царь - сил, царь - симтарим);— «сказочная трава, собираемая (как и небывалый цвет папоротника) в ночь на Иванов день, на 24 июня, и охраняющая от сглаза, порчи и прочего» (В. И. Даль).

3. трава бронец (баронец, боронец, брунец, ворнец) — гонобобель (голубика) — Vaccinium uliginosum.

4. другой боронец (бронец) — плаун булавовидный — Licopodium clavatum.

5. трава варахиль (варахия, варах, ворохна, рахел, рахея, сарахия и пр.) — сохранилось до сих пор как варахия, обозначает похожее на девясил растение — Inula hirta.

6. трава воронец (бронец, ворона, боронец, конурат) — скорее всего это купена душистая — Polygonatum odoratum (но ср. еще воронец колосовидный — Actea spicata).

7. трава вороново око (бронец, воронец, вороновой, воронь око, вороньи ягоды) — вороний глаз — Paris quadrifolia.

8. о гаге (губа, губа березовая, идовы уши) — березовый гриб чага — Inonotus obliquus.

9. девесил (девятисил, деветосил, девязил, девяти-сил) — трава «против девяти недугов», название сохранилось до сих пор — Inula helenium.

10. есть трава дягиль (полевой дягиль) — название сохранилось — Archangelica officinalis.

11. есть трава кудрявой дягиль (дегиль беэъ серца, кудрявой ягиль), дягиль лесной (дудник).

12. трава косая железенка (желеска, зелезянка, железянка, железная), современные названия железнянка, железница (горлянка белоцветная) — Erigeron droebachensis.

13. есть трава зверобой — название сохранилось — Hypericum perforatum.

14. трава земляница (земленица) — земляника лесная — Fragaria vesca.

15. есть трава змеица — описание похоже на бессмертник белый — Xeranthemum.

16. есть трава золотуха — скорее всего золототысячник (астрагал шерстистоцветковый) — Centaurium minus moench.

17. трава золотуха — судя по описанию растения, наиболее вероятным является марьянник дубравный, обладающий сине-фиолетовым прицветником и желтым венчиком, см. Melampyrum.

18. трава... именем иван (Иван-да-Марья, кар-ивен, царь-симан) — фиалка трехцветная (Иван-да-Марья, анютины глазки) — Viola tricolor.

19. трава кавыка (навыка, коволка, царь-мурат, царь-сумарам, царь-мурам) — татарник колючий (чертополох) — Cirsium (Carduus).

20. трава кукуй (кокуй, кокун, кокушка, кукос, коку, нукокея, кукоос) — ятрышник широколистный семейства орхидных (кукушкины слезки) — Orchis maculata.

21. котовы муде (котовы шулята) — лоскутница (синецветка, синюха) — Centaurea cyanus или Polemonium coeroleum.

22. трава крапива — крапива двудомная — Urtica dioica.

23. есть трава куреп (курен, курепа, курета, курет, куроп, кумошная трава, кореф и пр.) — куролеп (под таким названием известно также достаточно много растений), скорее всего — это горец птичий (куроед, конотоп, спорыш) — Polygonum aviculare.

24. есть трава лас (лос, лох, сот, васамон) — по-видимому, ятрышник пятнистый — Orchis maculata.

25. трава любит — по неопределенности названия может быть и лютик-куролеп (Ligusti-CUtn levisticum), и любисток аптечный, или луговая зоря (Ranunculus acris).

26. трава словет маточник (матозник, маташник, мотошник и пр.) — медовая трава (пчельник), или мелисса — Melissa officin.

27. трава мать мачиха (мать с мачехою, матица, мачиха, мачиха и мать) — совр. мать-и-мачеха. — Tussilago farfara.

28. трава молодило (руское молодило) — скорее всего очиток едкий сем. толстянковых — Sedum acre.

29. трава насон (наасон, носон) — дикий мак самосейка — Papaver rhoeas.

30. трава одолень (одолен) — корень валерианы — Valeriana officinalis.

31. другой одолень (одомн, одолен, одиол, едринкт) — здесь кубышка желтая (кувшинка) — Nuphar lutea.

32. осот полевой (осотр, осока болшая, осута, асотр, осоть) — «все сорные, колючие растения, глубиною кореньев одолевающие огороды» (В. И. Даль), здесь скорее всего волчец кудрявый (Carduus), чертополох или репейник (Arctium lappa).

33. трава царские очи (аросалим, царевы очи, королевские очи, царъския очи) — росянка круглолистная — Dro sera.

34. есть трава папорт (папорть, папортник) — название сохранилось — папоротник, орляк — Pteridium aquilinum, Dryopteris filix.

35. парамон (паримой, артамон, поромон) — поповник обыкновенный, луговая ромашка (нивяник) — Leucanthemum vulgare.

36. есть трава петров крест (иванов крест) — название сохранилось — петров крест чешуйчатый — Latheraea squamaria.

37. другой петров крест (крест) — из многих растений с таким названием в данном случае подходит горечавка желтая — Gentiana.

38. плакун-трава (царь-плакун)—кипрей узколистный (другие современные названия — копорская трава, Иван-чай) — Chamemerium angustifolium.

39. трава попутник (папутник) — подорожник большой — PlantagO major.

40. трава прострел боровой (пострел) — обычное название разных типов подснежника, здесь — сон-трава луговая —Adonis vernalis.

41. трава прострел лесовой — сон-трава широколистная — Pulsatilla patens.

42. трава ребина (рябинка, рябиник, ребенка, ребннка) — тысячелистник обыкновенный — Achilea millefolium.

43. трава ревека (равдека, ревяка) — ревень — Pheum plamatum.

44. трава романник (романик) — ромашка аптечная — Marticaria recutita.

45. трава ряска (раска, рокия, райская, ройка и пр.) — будра плюшевидная — Glechorna hederacea.

46. трава савут или саву есть (сапуст, звут) — неясно, какое растение имеется в виду.

47. трава самоток (самотока) — возможно, конопля посевная — Cannabis sativa.

48. трава сколодомник (молодовник, молодило) — заячья капуста — Sedum telephium.

49. трава сабинка (язык собачеи) — чернокорень лекарственный, или песий язык.

50. трава сова (совиныя очи) — искаженное написание названия целебной травы сабины, или кровохлебки лекарственной — Sanguisorba officinalis.

51. трава солноворот (симипорот, синеворот, синей ворон или пр.) — скорее всего, подсолнечник — Helianthus annuus.

52. трава сорочка — ландыш майский — Convallaria majalis.

53. трава стародубка — название сохранилось — Adonis vernalis.

54. трава ужик (узик, унзин) — змеевик, или горец змеиный (раковые шейки) — Polygonum bistorta.

55. трава ужик (оужик, узик) — заячья трава, или скрипун — Lythrum salicaria.

56. трава узик (ужик, ужак) — по описанию подходит к лапчатке прямостоячей (дикий калган) — Potentilla erecta.

57. трава ушка (ушак, ушко) — шалфей аптечный (ключ-трава) — Salva aethiopis.

58. есть трава хеновник (хмельник, хоновиик) — душица обыкновенная — Origanum vulgare.

59. трава дикой хмель (полевой хмель) — название сохранилось — Humulus lupulus.

60. есть трава хмея — трифоль, или вахта трилистная — Menyanthes trifoliata.

61. трава хоробрей, (трава хоробрецкая) — эквивалента среди современных названий не найдено.

62. трава чадр (чан, чап) — мята перечная — Mentha piperita.

63. есть трава чернобыл (чернобылец, черная трава) — полынь горькая — Artemisia absinthium.

64. трава чистик (чистяк) — чистотел большой — Chelidonium majus.

65. есть трава щавель — щавель кислый — Rumex acetosa.

66. трава коневеи щавель (щавель коновей, конючей щавель) — щавель конский, - или густой — Rumex confertus willd.

67. трава сорочеи щавель, овечеи она же — различные названия того же рода сохранились до сих пор: воробьиный щавель, сорочий щавель, гусиный щавель и пр. (щавелек, квасец) — Rumex acetosella.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Из лечебников и травников. часть 3. XVI век.

1. Есть трава Ахтомос, ростом в стрелу, темна-ворона, и цвет на ней с венцами. И та трава вельми добра от щемоты, а хлебать ее в молодом месяце в уксусе или в молоке. Ежели у кого пупок рушится, яждь тоя травы — поможет Бог.

2. Есть трава Парамон, растет волосата что черные волосы, растет подле болота, кустиками, а на верху что шапочки, желты. Полезна от нечистого духа, от черной болезни, и ту траву давай пить с молоком.

3. Есть трава Екумедис(?), растет на старых росчистках, собою мохната, листочки мохнатые ж с одной стороны, ростом в пядь. А кто ее ест порану — и тот человек отнюдь никакой болезни не узрит. (...)

6. Есть трава Адамова глава, растет возле сильных аменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 2, в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо — кувшинцы всяким видом. И ту траву с крестом господним и говорить: отче наш, помилуй мя, Боже. А кто Грамоте не умеет и сотворить ему 300 молитв Иисусовых. И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен, и кто портил, дай пить, и того обличит; или которая жена не родит, дай пить. А кто хочет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти и положи на престол и неза-май 40 дней, и те дни пройдут, носи при себе — узриши шодяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать Или мельницы ставить — держи при себе или пойми (зверх(?); хощеши воздвигнуть полату, храмину и землю под себя подвести, и та трава есть царь во всех травах. А когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три дня заживет.

7. Есть трава Плакун, а растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров, и та трава вельми добра; держи в чистоте, давай скоту, который вертится, или которые ребята не спят, клади и головы, а крест из нее вырезать-носить при себе вельми добро.

10. Есть трава, растет в воде, концом против воды, а как сорвешь и кипеть па воду, то поплывет против воды. Та трава вельми добра носить при себе: всякого еретика и сопротивника отгонит, а корень ее бел называется, и к замкам добра.

12. Трава Дягиль кудрявый, без сердца; добра она от еретиков. Ту траву кто ест, и тот человек никакой порчи не боится; аще в пир пойдешь, грызи корень хотя однажды в день или в неделю — скорби свои избудешь; носи дягиль на главе — люди любят. (...)

15. Есть трава Нукокея(?), растет по березникам, синя и пестра, листочки долгоньки, что язычки, а корень надвое, един мужеск, другой женск. А коли муж жену не любит, дай ему женск,— станет любить, а женск (корен-ь) смугол; а жена мужа не любит, дай ей мужеска, а мужеск (корень) бел, — станет любить. (...)

19. Трава Пострел растет при борах, а растет она в марте, апреле и мае, в сих месяцах кустиками, и цвет вельми хорош. Ту траву рвать в апреле 9-м, 22-м или 23-м числе, в то место положить индейское яйцо. Та трава вельми добра носить при себе, и дьявол бежит от того человека. Добра всякому человеку держать в дому своем, или кто станет избу ставить — положи под первое угольно бревно — добро будет.

20. Перенос трава, собою мала и темна, цвет ворон, а как отцветет, то с стручками, в ней семечки. Та трава добра от змей, и уж спит от нее, и всякая нечисть противвиться (ей) не может. А семя положив в рот, пойди в воду — вода расступится. А корень его как есть, человек;

23. Есть трава Попугай, растет по низким землям; собой едва узнать можно от земли. Носи при себе, где хощеши проси денег или хлеба, аще мужеска пола (у кого просишь), положи по правую сторону пазухи, аще женска полу — по левую. А ежели скоморохи играют, кинь им под ноги, и они передерутся. (...)

26. Трава Ряска, растет кустиками, синенька, стелется по земле. Та трава добра положить в головы жене, и она скажет, что было с ней: добро или зло, а положить надобно в сих числах: в 19, 20, 25. (...)

30. Трава Осот, добра, кто ее знает: тот человек талант обрящет А растет красна и светла, листочки кругленьки, что денежки, собой в пядь, а цвет розный. Растет кустиками по сильным местам раменским. Ту траву держать торговым людям - носи при себе, где ни пойдешь, много добра обрящешь, и от людей честь будет, и великою славою тот человек вознесется. А корень ее светел, как воск; (...)

32. Есть трава Сава. Страшна бо та трава! Когда человек найдет на нее в поле или лесе, то умом смятется. Ростом не велика, от земли чуть знать, на ней пестринки на всей, а в корени черви и на верху. Добра ловить зверей. Аще кто что украдет,— поворотится от него, только положи на след; или кто ставит поставухи (силки, капканы), и ты положи (той травы) подле дороги, — пути ему так не будет. Ту траву рвати по вечеру. (...)

33. Есть трава Богородская, растет при великих реках и припольниках, на добрых местах, собою мала, что елочки, растет кустиками, цвет багров на каждой елочке. Трава добра малым детям давать в молоке, помогает от скорби. А корень носить добро у которой жены груди болят — топи в молоке козьем, пей и грудь парь. Да и скот добро окуривать с ладаном — всякого духа отгоняет. (...)

40. Есть трава Рябина, растет на пахотных землях, листочки что рябинкин цвет желт, кистями, корень бел. Та трава угодна: цвет, у кого очи болят — парь в кислом квасу с медом; а корень тоя травы, когда бывает поветрие, топи с медом — поможет. Корень же пей, кому уроки (изурочить, сглазить, испортить) бывают, или на скот, пей и носи при себе. А буде у коров глумятся удесы, вложи корень в главу с воском — поможет.

41. Есть трава Полевой хмель, растет по полям, шишки желты. Та трава с мятою угодна, пить поутру рано, то хмель не возьмет, сколько ни пей, а иногда мята угодна к тому есть.

42. Есть трава Царевы очи, ростом в иглу, собою красна и листочки красны, и та трава угодна в дому своем, и животу человеку пользует, и на суд возьми с собою — не осужден будешь, или в путь идучи на который помысл возьми с собою — вельми добра. Аще который человек хощет в пир идти — не боится еретика, а кто хощет жениться — держи при себе — ласковое житие будет. А растет она при борах, где родится клюква. (...)

57. Есть трава Болотный былец, растет при всяких реках, высока что крапива, цвет походит на бел, корень черн, мохнат, красноват, дух тяжел. Добра та трава на медведя ходить, борцам или поводильщикам; да она добра в молоке топить или и уксусе пить по утрам, то утверждается стомах и афедрон. (...)

63. Есть трава Ефилия, растет в диких лесах и полях, на ней что волосы тянутся. Та трава добра давать который человек не растет или горбат, дай с плакуном пить по девяти в трех месяцах. Да она же добра от пожогу или обварится человек, парь ее и хлебай — поможет, только да не смертно есть.

64. Есть трава, растет по пригоркам, верхним концом в землю гнется. Аще кто ту траву роет на Иванов день и дает скотине, и тот скот того году от поветрия не умрет; а кто в великий четверток, встав поутру до солнышка, окурит в дому скот свой, того году тот человек ничем нерушим от зверя, от упаду. Добро есть ту траву всякому человеку, держати во рту своем.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Ср Янв 09, 2019 5:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Еще одно летописное свидетельство о борьбе церкви с язычеством.

ИЗ "ПОУЧЕНИЯ ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИ"
«Кто предает себя колдунам или так называемым колдуньим сотникам, или иным, подобным таковым, чтобы от них узнать о том, что они откроют, по прежним установлениям о них святых отцов, да будет повинен епитимий на шесть лет». Под таковой же приговор подобает подвести и водящих медведей и прочих подобных животных на забаву и вред неискушенным, и предсказывающих по звездам, смущая разными прельстительными словами, случаи, приобретения и рождения, и так называемых облакопрогонников, и чародеев, и наузников, и волхвов. Всех, пребывающих в том, и не отстающих, и не отбегающих от пагубных тех эллинских обычаев, отметать от церкви повелеваем, как и священные каноны повелевают. Что за общение свету со тьмой, как сказал апостол, или же что за соединение божией церкви с кумирами, или же что общего верному с неверным, или же что за согласие Христу с диаволом?!

Того же собора правило шестьдесят второе: «Также от так называемых календ, или вот, или врумалий и от в первый день марта месяца совершаемого торжества отвратить желаем верных горожан. И женских пред людьми плясаний как нечестивых и многий вред и пагубу творить могущих, и плясаний мужчин и женщин во имя ложноименных эллинских богов и празднеств, творимых по некоторому древнему и чуждому христианству обычаю, отметаемся, запрещая женам в . мужскую, а мужам в женскую одежду облачаться, ни в личинах игрецов, забавников и козлогласовников не ходить, ни скверного Диониса имени, топча виноград в точиле, не призывать, не смеяться по образу невежества или в суете бесовской лести, разливая вино по бочкам. Того, кто в здравом уме начнет творить что-либо из перечисленного, если он клирик — отвергнуть, если же простец — отлучить повелеваем».

Полный текст тут
http://old-ru.ru/07-10.html
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Дела давно минувших дней Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.