Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Э. И. Орловский. Изделия народных художественных промыслов.
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Воронежские ковры.

<...> Ковры изготовлены в старых традициях, со сложным орнаментом и богатой расцветкой. В одном случае переплетение прямоугольников, линий, полос, светлых пятен создают красочные узоры, в другом случае орнамент ковра состоит из уступчатых ромбов, густо заполняющих центральное поле , в третьем - только из полос.

Особенно славятся елань-коленовские " невестины" ковры. Их приобретают в большом количестве зарубежные фирмы. "Невестины" - потому, что в прошлом веке их ткали себе на приданое девушки на выданье. Жениха и невесту везли к венчанию в повозке, покрытой двумя "невестиными" коврами, сшитые вместе, как олицетворения соединяющиейся пары.

От матери к дочери, из поколения в поколение передавались секреты крашения пряжи, узоры, приемы работы. Коврики имеют черный фон - символ земли, квадраты с лучами малинового, розового и красного цвета, стилизованные цветы и колосья - преимущественно зелёного цвета.

<...> В Воронежской области вырабатывают также безворсовые ковры с ярким, насыщенным, контрастным цветочным орнаментом. Пышный букет цветов — лилий, маков, роз, шиповника и других — заполняет центральные поля ковра, а гирлянды из тех же цветов, но меньших размеров, служат его бордюром. Расцветка ковра устроиться на сочетание синего, красного, золотисто-оранжевого и изумрудно-зеленого цветов на чёрном или тёмно-красном фоне.

[примечание: Елань-коленовская фабрика больше не существует. На фото снизу - узоры выпускавшихся ею тканных изделий]

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Сибирские ковры.

В отличие от курских и воронежских безворсовых ковров, в Западной Сибири ткут махровые ковры, украшенной крупными цветами обобщенной формы. Фон ковра - синий или другого темного цвета. Цветы - зелёные со множеством оттенков. Высота ворса 6-8 мм, плотность — от 20 до 40 тысяч узлов на один квадратный метр. Размеры ковра - 3-6 квадратных метров.

В Курганской области ткут ковры с орнаментальным или тематическим узором.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Дагестанские ковры.

Славятся дагестанские ковры и ворсовые, и безворсовые, так называемые "Сумаха" ( с концами уточной пряжи наизнанке).

В основе дагестанского коврового узора лежит медальонное построение. Два-пять медальонов располагаются по средней продольной оси центрального поля.

Ворсовые Дагестанские ковры имеют чаще всего красный или синий, реже — белый фон центрального поля, на котором расположены крупные декоративные геометризированные медальоны с более мелким орнаментом внутри. Такой же орнамент располагается и вокруг основных фигур.

Расцветка медальонов содержит, как правило, оранжевый, зелёный и белый цвет или белый, красный, синий, золотисто-желтый цвет и их оттенки. Ковры имеют бордюр шириной 1/4 или 1/5 ширины ковра, который состоит из 3-5 кайм. Кайма представляет собой орнамент или животных, или геометризированных растительных форм той же расцветки, что и центральное поле.

В зависимости от плотности и высоты ворса дагестанские ковры подразделяются на две группы. Первую группу составляют ковры под названием "Ахты" и "Микрах". Они имеют низкий ворс (5-6 миллиметров) и более плотны — 130-120 тысяч узлов на квадратный метр. Вторая группа — это ковры "Дербент" и "Табасаран". Они имеют более высокий ворс (6-8 миллиметров), но менее плотны —90-160 тысяч узлов на квадратный метр. Эти ковры орнаментируются более крупными обобщенными фигурами. Ворсовые ковры изготовляется площадью 3-4 квадратных метра.

Гладкие безворсовые дагестанские ковры "Сумаха" изготовляются больших размеров - 10-15 квадратных метров. В центральном поле имеют нечетное количество крупных ромбовидных ступенчатых медальонов, по бокам от них в длину располагаются медальоны другой формы и меньших размеров.

Основной тон ковра "Сумаха" - красно-коричневый или тёмно-синий, а фон медальонов и центрального поля заполняется мелкими геометрическими фигурами красного, коричневого, белого, зелёного, синего и черного цвета. Ширина бордюра составляет 1/4 - 1/6 ширины ковра. Бордюр состоит из мелкого орнамента и располагается одной широкой ведущей каймой и 9 узкими каймами.

Все дагестанские ковры имеют с двух коротких сторон бахрому длиной от 6 до 12 см.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 4:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Туркменские ковры.

С 13-14 веков мировой известностью пользуются туркменские ворсовые ковры.

<...> Строгие и ясные ритм оригинальных ступенчатых медальонов - гёлей и красочная гамма, построенная на сопоставлении и переливах глубоких темно-красных тонов со скупыми вкраплениями неяркого белого, золотисто-оранжевого и изумрудно-зеленого, составляет композиционное и колористическое своеобразие туркменских ковров. . Красный цвет занимает 3/4 всей их площади.

Края ковра обычно состоят из нескольких кайм различной ширины, причём центральное поле заключает сначала одна или две-3 совсем узкие неприметные каемки с мельчайшими заполнениями, а затем идет широкая кайма с похожими на гёли, но более правильными и меньшими по размерам цветными многоугольниками. Заключают бордюр всё более мелкие каемки и, наконец, гладкая узкая закрайка.

С торцов ковер имеет дополнительные довольно широкие каймы, называемые элемом и заполненные обычно однообразным по начертанию орнаментом.

Изготовляются туркменские ковры из шерсти весенней стрижки. Зачем грубая шерсть идёт для основы, а мягкая - я для утка и ворса.

По технике выработки, по плотности ткани и и декоративно художественным достоинствам туркменские ковры подразделяется на три группы.

К первая группа - ковры "Текин", "Ахал-Текин" и "Пенди" - составляет примерно 75% всех обрабатываемых в республике ковров. Ещё их называют "Бухара" - по имени города, через который они вывозились на международный рынок. Эти ковры относятся к высокоплотным и имеют от 220 тысяч да 400 тысяч узлов на квадратный метр. В основе орнамента этих коров лежит "салорская роза" ("Салоргёль") - это многоугольник, имеющий зубчатый контур с изображением в середине орнамента фигур животных. Расположены эти многоугольники по всему полю ковра правильными продольными и поперечными рядами.Этот вид орнамента является самым древним, художественно законченным и считается шедевром коврового орнаментального искусства. Бордюр из нескольких полос занимает 1/3 площади ковра. Такие ковры ткут в основном в Ашхабадской области. Площадь ковра - от 1 до 10 квадратных метров.

Ко второй группе относятся ковры "Иомуд", "Чаудор", "Гоклеи", "Огурджалы", "Игдыр" и ряд других. Эти ковры характеризуется тем, что рисунок центрального поля представляют собой якореобразные фигуры когтей птиц ("дарнак-гёль") или стилизованных рыб, растений, а бордюр состоит из стилизованных изображений коконов, бабочек, виноградной лозы. Вырабатывается такие ковры в Красноводском районе. Средняя плотность ковров второй группы - 140-200 тысяч узлов на квадратный метр. Площадь - 1 - 10 квадратных метров.

К третьей группе относятся ковры - "Керки", "Кизыл-аяк" и "Беширы". Для них характерны ограниченная гамма цветов, в основном темных оттенков красного и коричневого, и пересекающие чёрные линии. Ковры "Керки" и "Кизыл-аяк" называют также аму дарьинскими, по именованию района изготовление. Гёли этих ковров, в отличие от ковров первой группы, более крупные, исполнено грубее и в приглушенных тонах.

Плотность ковров третьей группы ниже плотности ковров первых двух групп - 78-156 тысяч узлов на квадратный метр. Вырабатывается они бы Чарджоуской области. Площадь - до 20 квадратных метров.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 4:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Азербайджанские ковры.

С 10 века известны ковры Азербайджана - "Баку", "Куба", "Ширван", "Гянджа","Карабах", "Казах" и другие, отличающиеся искусным исполнением и своеобразием красочного орнамента.

Уток и ворс ковров изготовляют из шерстяной пряжи аппаратного прядения, а для основы применяют главным образом хлопчатобумажную пряжу. Фон ковров бывает ярко-красный, тёмно-синий, нежно-голубой, фисташковый, золотистый. Центральное поле ковра окружает множество различных по ширине цветных кайм, образующих богатый узорчатый бордюр. Соотношение ширины бордюра к ширине ковра - 1/3 или 1/5.

Почти каждый азербайджанский ковер имеет за кройки с двух продольных сторон ковра шириной от 0,5 до 1 сантиметры. Их цвет гармонирует с основным цветом ковра.

Ковры "Баку", "Ширван" и "Куба" характеризуются геометрию геометризированными формами орнамента, основанного на изображениях животных и растений, а иногда эти ковры орнаментируются квадратами , медальонами, ромбами. Фон таких ковров бывает марёново-красный, тёмно-синий или голубой. Высота ворса - 4-6 миллиметров, бахрома с двух сторон ковра длиной 6-10 сантиметров, плотность - от 160 тысяч до 250 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра - 2 - 2,5 квадратного метра.

Ковры "Гянджа" и "Казах" в центре поля имеют 2-3 крупных медальона с двойным контуром, объединенным крючкообразным орнаментом. Фон центрального поля — красный, синий, зелёный или белый. Высота ворса - 6-8 миллиметров, бахрома 6-10 сантиметров, плотность - от 90 тысяч до 140 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра - от 3,5 до 4 квадратных метров.

Ковры "Карабах" в центре поля заполнены растительным, цветочным орнаментом, нередко переплетающимся с изображением бытовых предметов. Фон поля, как правило, тёмно-красный, тёмно-синий или зелёный. Высота ворса- 6-8 мм, длина бахромы 6-10 см, плотность - от 110 тысяч до 160 тысяч узлов на квадратный метр размеры ковра - от 2 до 10 квадратных метров.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Армянские ковры.

Изготовляются они из шерстяной пряжи аппаратного прядения для ворса и утка, а для основы идёт главным образом хлопчатобумажная крученая пряжа.

Узоры армянских ковров основаны на животном и растительном орнаменте. В нем сплетены необычные птицы, растущие из цветов, и цветы, вырастающие из птиц, геометрическая плетёнка, выходящая из живых растительных форм, и растения, возникающие из плетенки, изысканные вазы, тюльпаны, гроздья винограда - всё гармонически сочетается в новых армянских коврах. Центральное поле ковра, как правило, заполняется крупными или мелкими медальонами с сильно геометризированными условными изображениями животных , птиц, растений и их другими элементами.

Лучшие армянские ковры, "Ереван" и "Иджеван", имеют основным мотивом цветок лотоса, данный в продольном разрезе и с развернутыми лепестками. По средней оси ковра расположены более крупные цветочные формы, а по бокам - мелкие. В диагональных направлениях от этих цветочных форм отходят зубчатые листообразные фигуры, разделяющий поля ковра на отдельные ячейки в которых помещены геометризированные изображение домашних животных и диких зверей.

Бордюры ковров "Ереван" и "Ииджеван" имеют ведущую широкую кайму и две сопровождающие ее каймы. Орнамент ведущий каймы состоит из цветов в продольном разрезе, листьев, бутонов и идущего вокруг всей каймы стебля. Соотношение ширины бордюра к общей ширине ковра - 1/3 и 1/4.

Фон центрального поля - белый, красный (гранат) , мареново-красный, розовый, светло-голубой, синий или зелёный. Фон ведущий каймы, в зависимости от цвета центрального поля, может быть кремовым или красным.

Ковры имеет бахрому длиной от 6 до 10 см. Плотность ковров "Ереван" и "Иджеван" - 150 - 250 тысяч узлов на квадратный метр. Высота ворса - 4-6 миллиметров. Размеры ковров этой группы - от 2 до 10 квадратных метров.

Кроме ковров "Ереван" и "Иджеван" в Армянской ССР изготовляют ковры "Куба", "Ширван", "Карабах", "Гяндж" и "Казах" .В коврах "Гяндж" и "Казах" , в отличии от других армянских ковров, центральное поле орнаментировано двумя-тремя крупными медальонами, заполненными геометризированным растительным орнаментом . Цветовая гамма этих ковров очень разнообразна и насыщенна. Плотность ковров - 90 - 140 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра - 3,5 - 4 квадратных метра.

Армянские ковры "Карабах" в центральном поле имеют изображение диких зверей и домашних животных. Фон поля - тёмно-синий или тёмно-красный. Ковры этой группы имеет плотность от 110 от тысяч до 160 тысяч узлов на квадратный метр.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Молдавские ковры.

Имеют орнаментальный или сюжетный узор. В большинстве своем — это мотивы растений, изображения животных, человека. Растительный орнамент обогащен стилизованными изображениями кукурузы, винограда, подсолнуха, хлебных колосьев и другими. Различные исторические и современные события часто являются темой узоров сюжетно-тематических ковров.

Молдавские ковры выдержанны в чёрных, коричневых, зеленых и голубых тонах. Цвет каймы и узора противопоставлен цвету фона ковра, и это придает ему живописность. Однако цветовая гамма этих ковров ограничиться только 5-8 танаами.

Украинские ковры.

В основном безворсовые, гладкие тканые ковры — килимы. Характеризуется они цветочным или иным растительным плоскостным орнаментом, расположенным в поперечном направлении с повторяющимися мотивами. Украинские килимы обычно оформляются бордюрами , представляющий собой полосу или бесконечную гирлянду, чаще, растительного орнамента.

Однако ковры Прикарпатья отличается тем, что в их узоре имеются зигзаги, многоугольники, ромбы и другие геометрические фигуры.

Для расцветки фона и орнамента украинских килимов используются золотисто-желтый, тёмно-синий, темно-коричневый или черный цвет.

Эстонские ковры.

Выполненяются в технике, характерной для северных стран Европы, так называемый рюу. Это - ворсовые ковры с редкими рядами длинного ворса. Чаще всего изготовляются настенные ковры с определенной тематикой — например, "Таллин", "Голуби" и другие. Безворсовые ковры встречаются реже.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Косторезные художественные изделия.

Косторезное искусство в России в своем развитии прошло сложный и длительный путь. Ещё в десятом и одиннадцатом веках на Руси изготовлялись из кости различные изделия, которые были известны в Западной Европе. Их называли "резьбой руссов". Однако малые объемные скульптуры из моржового клыка - "рыбьего зуба" - жители Чукотского полуострова вырезали ещё 1000 - 1500 лет тому назад, поэтому, видимо, можно считать, что косторезное искусство в нашей стране зародилось где-то в четвёртом- в пятом веках.

Изделия русских косторезов всегда отличались своеобразием, самобытностью. Высокого развития художественная резьба по кости достигла в 17 веке, когда лучшие мастера косторезы работали в Московской Оружейной палате как над изготовлением новых изделий (наверший посохов, ларцов, и т.п.) , так и надо восстановлением изделии иноземных мастеров. Например, известный резчики Пётр и Семён Шешенины, работавшие в тот период в Оружейной палате, реставрировали костяной трон греческой работы 15 века, принадлежавший Ивану III.

18 век явился периодом потом рассвета косторезного искусства в России. В это время работали такие замечательные холмогорские художники-косторезы, как Осип Дудин, Яков Шубной, Николай Верещагин и ряд других, изделия которых преподносили в дар восточным императорам. Образцы их великолепного искусства хранятся в Эрмитаже.

На высоком уровне стояло и мастерство резчиков в 19 века. Однако со второй половины 19 века косторезное дело в России начало приходить в упадок, и подлинным искусством веет только от работ М. В, Перепелкина и его учеников - В. П Гурьева, Г. е. Петровского, в. Т. Узикова.

В советское время косторезное искусство в нашей стране достигло нового расцвета, и сейчас художественных изделий советских мастеров-косторезов отмечаются высокими наградами на всех выставках.

Так как основной материал косторезного художественного промысла - моржовая или мамонтовая кость - добывается главным образом на севере нашей страны, то и промыслы эти возникали, в основном, в тех же районах. Три основных старинных промысла резьбы по кости - это холмогорский ( Архангельская область), Тобольский ( Сибирь) и чукотский (Чукотский полуостров) . Кроме того, особенно в наше время, изделия из кости стали резать в Хотькове ( Московская область), в Кисловодске и Сочи.

<...>

Для изготовления косторезных изделий, как уже указывалось, применяют мамонтовую, моржовую ислоновую кость, а также трубчатую кость домашних животных (цевки) и рога крупного рогатого скота. В основном используются бивни мамонта, так называемая "голубая кость". Их добывают в районе вечной мерзлоты, в Сибири. Мамонтовая кость несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый, иногда голубовато-зеленый оттенок, кто удачно используется мастерами-резчиками. И её применять для мелких рельефных и тонких проездных работ.

Моржовая кость (клыки моржей) обладают большей твердостью. Этот материал применяют для гравировки, а также режут из него ажурные и объемные изделия.

Бивни слонов имеют кремовый оттенок И, несмотря на большую твердость, очень хорошо поддаются обработке. Используют их для изготовления высокохудожественных изделий.

Кость домашних животных имеет сероватый оттенок и поэтому требует обязательного отбеливания. Она легко обрабатывается, так как твёрдости её невелика. Рога крупных домашних животных также легко поддается обработке и могут быть тонированы для получения любого оттенка.

Для изготовления изделия кость в начале отбеливают и, определив форму предмета, подвергать первичной обработке. Объемные изделия обрабатывать на токарном станке. Для получения пластинкость распиливается пилой вдоль слоев (а не поперёк) во избежание образования трещин. Инструментом при резьбе по кости служат напильники (втиральники) , сверла, лобзики, пилки, иглы, скоблики, стамески, бормашины с борами различных размеров и ряд приспособлений.

На выбранный кости, соответствующий по размерам и форме задуманному изделию, мастер-косторез в начале сглаживает напильником неровности и затем тщательно прошкуривает тонкой стеклянной шкуркой её поверхность; наносит карандашом схему задуманного рисунка и закрепляет его прозрачным лаком. После сушки лака мастер приступает к самой резьбе. С помощью нехитрого инструмента, токарного станка, бормашины, применяя различные приемы резьбы (ажурная, объемная, рельефная резьба) , он создает художественное изделие.

Ажурная резьба, или так называемая "резьба на проем", - наиболее сложнае, требующее большого опыта и знания материала техника. Путём рассверливание пластинки в местах фона оттуда удаляется лишняя кость. Для усиления декоративного эффекта иногда под ажурную пластинку подкладывается цветная фольга и реже - цветная бумага или ткань.

Объемная резьба выполняется на токарном станке или путем выпиливания профиля будущей скульптуры, а затем уже обработкой стамесками и резцами по направлению слоёв кости оформляется скульптурный образ.

Рельефная резьба выполняется по контурам нанесённого на пластинке рисунка. При этом стамесками или другими режущими инструментами выбирает фон, оставляя рельеф. Высота рельефа может быть различной - от едва ощутимой до значительной.

Гравировка очень часто применяется для нанесения рисунка на моржовый клык. Она бывает различной глубины и наносится при помощи шикселя (гравировальной иглы) . Для цветной гравировки применяют краски ( чаще всего красные и черные) , смешанные с воском.

После резьбы изделия отшлифовывается шкуркой, в нужных местах (при гравировке) окрашивается и полируется пемзой.

Для достижения большей декоративности изделия тонируются различными естественными красками. Так, например, желая придать изделию более темный цвет, его опускается настой чая или теин (осадок переваренного чая) . Окраска в желтый цвет производится опусканием изделия в шафран, а в красно-коричневый - в отвар листьев щавеля.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Холмогорские изделия.

Различные кубки, шкатулки, ларцы, гребни, веера и другие изделия холмогорских мастеров косторезов выполняются ажурной резьбой. В них чувствуется глубокое знание материала, высокая культура обработки. Причудливые цветы, листья и мхи северной природы окружают рельефные изображения птиц и зверей . Глядя на эти уникальные произведения, нельзя за легким силуэтом оленя, парящий чайки не увидеть большой, кропотливый, вдохновенный труд мастера, способный преодолеть твёрдость материала, подчинить его воле художника, вызвать в жизни таящиеся в нём возможности.

Холмогоры являлись, да и поныне является крупнейшим центром костерезного промысла не только севера европейской части нашей страны, но и всего Советского Союза. Здесь, неподалеку от Архангельска, сложилось так называемая Холмогорская школа северорусской резьбы по кости. Холмогорский изделия были известны ещё в 14-15 веках . Однако наибольшего расцвета этот промысел достиг в конце 17 и начале 18 века. Изготовленные в этот период изделия и по сей день занимают почетное место в музеях нашей и других стран. Незаурядными художественными достоинствами обладают и образцы бытовых предметов, относящихся к более позднему периоду <...>.

С развитием промышленности в России рынок наполнился более дешевыми изделиями, которые оттесняли работы холмогорских мастеров, и концу 19 века они стали изготовлять изделия узкого ассортимента - броши, мундштуки, трубки и некоторые другие, с сухой резьбой и менее выразительным рельефом.

После Великой Октябрьской революции наступил новый рассвет Холмогорского косторезного промысла.





_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Тобольские скульптуры из кости.

Если холмогорские косторезы известны как мастера ажурных узоров, то тобольские славились, да и сейчас славится как непревзойденные мастера миниатюрной скульптуры из кости.

Тобольский косторезный промысел ( Тюменская область) сложился в шестидесятых-семидесятых годах 19 века. Наличие мамонтовой кости и традиционность косторезного творчества народностей, населяющих Обьско-Иртышский бассейн, определили пути развития стиля тобольских костарезов — круглая скульптура, которая характерна для искусства севера.

В творчестве тобольских косторезы главным стало изготовление миниатюрной объемной скульптуры, но одновременно они выполняли и многофигурные скульптурные композиции, отражающие специфику быта и хозяйства народности севера. Этих композиции реалистически передавали тип остяков, их одежду, оружие, оленьи упряжки ("Остяк-охотник" П. Терентьева и др.). Фигуры животных занимали в творчестве мастеров севера большое место и выполнялись лаконично, без лишних деталей. Кроме того, тобольские мастера изготовляли в больших количествах шкатулки, оклееные пластинами кости, закладки для книг, ножи для бумаги.

Однако в начале XX века косторезный промысел Тобольска пришел в упадок, осталось только несколько небольших и малочисленных косторезных мастерских.

Уже в советское время, в 1933 году, организовалась артель "Тобольский косторез", которая стала выполнять многочисленных заказа зарубежных фирм. Изделия тобольских мастеров были высоко оценены на внутреннем и внешнем рынке. Главной чертой этих изделий стала декоративность, а тематические произведения отошли на второй план. Материалом скульптуры тобольских мастеров-косторезов стали служить кость и рог.








_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Дано по книге - Э. И. Орловский. Изделия народных художественных промыслов. (Лениздат, 1974 год).

Чукотские изделия.

На Чукотском полуострове, в селении Уэлен и в других селениях округа, местные жители - чукчи и эскимосы - с давних пор занимается резьбой по кости. Поклонники чукотского косторезного искусства утверждает, что оно существует уже 1000 - 1500 лет и по мастерству ему нет равного.

Чукчи известны как искусные мастера миниатюрной скульптуры и цветной гравировки моржовой кости. Особенно любят они гравировку на клыке моржа - "рыбьего зуба", как его называют местные жители. На клыках изображает целые серии картин, повествующие о битвах чукчей с врагами, пересказывающие резцом старинные легенды, весёлые сказки о животных.

Особенно хороша гравировка по моржовому клыку знаменитого резчика Туккая, награжденного орденом Ленина за крупный вклад в развитие косторезного искусство. 40 лет работает уэленьская косторезная мастерская. Одним из первых её мастеров был художник-косторез Итчель, который вырезал на моржовом клыке сказку "Дух и девушка". Этот клык, которым дорожил А. М. Горький, и по сей день находится в квартире музеи великого пролетарского писателя в Москве. Высоко ценил известный американский художник Рокуэлл Кент моржовый клык, гравированный членом Союза художников СССР Еленой Янку, и хранил его в своём собрании редкостей.

Чукотские скульптуры реалистичны, выразительны и отличается простотой формы. Чукотские мастера режут из кости трубки, мундштуки, броши, заколки, ножи для разрезания бумаги и другие изделия бытового назначения, которые являются одновременно и настоящими произведениями искусства.

(фото - Скрытимир)
https://vk.com/album54553872_214231725
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Костерезные изделия Подмосковья.

Костерезным делом в Москве и его окрестностях занимайся ещё в 12-13 веках. К этому времени относятся первые упоминания о рукояти для ножей, мячах, гребнях, пуговицах и других изделиях, вырезанных из моржового клыка и украшенных "звериным" узором или вязью растительного орнамента. Об искусстве московских кострезов было известно далеко за пределами страны. Так доминиканский монах Плано Карпини, посетивший Московию в 1245 году, упоминает своих записях резчика и ювелира по имени Кузьма, который вырезал для татарского хана трон из слоновой кости, богато отделав золотом и драгоценными камнями. Сделанная русским резчиком ювелирный тонкости чернильница была подарена ученому византийцу 12 века и вызвала его восхищение.

В 16-18 веках мастера косторезы работали в Оружейной палате Кремля и создавали художественные произведения, которые данные хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. 18 веке, несмотря на перенесение столицы России в Петербург, косторезное дело в Москве или под Москвой ( В троице-сергиевой лавре, Химках) продолжало развиваться. Но во второй половине 19 века этот художественный промысел пришёл в упадок, и только после Октябрьской революции костерезный промысел Подмосковья усилиями крупнейших художников-косторезов возродился вновь. Ассортимент его включал в себя ларцы, мундштуки, пудреницы, броши, курительные трубки, шкатулки, малую объемную скульптуру и другие изделия разнообразной тематики и техники исполнения. Особенно большое место в творчестве мастеров-косторезов занимала тема Гражданской войны, социалистического строительства, героических северных походов - Челюскинская эпопея и другие. В годы Великой Отечественной войны они создавались сюжетные рельефные и объёмные композиции, посвященный борьбе с немецкими фашистами. Немного мастеров костарезов оставалось в то время в Москве и Подмосковье, но их знали и любили и в Холмогорах, и в Тобольске, и на Чукотке.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Художественные изделия из папье-маше с лаковой живописью.

Зародилась лаковая живопись еще в Древнем Китае, а затем - в Японии. Начиная с 16 века отдельные китайские и японские лаковые изделия проникают в Европу.

В 17 веке предметом торговли являются уже лаковые изделия иранской и индийской росписи. На рубеже 17 и 18 веков во Франции также стали заниматься лакированием - в начале мебели, а затем чернильных приборов, табакерок и других изделий. В Италии, Англии и Германии лаковые изделия стали изготовляться во второй половине 18 века.

Производство русских лаков, надо полагать, возникло в начале 18 века (а не в конце, как отмечается в отечественной литературе) . При ремонте "китайского кабинета" во дворце Петра I "монплезир" ( Петродворец) было уточнено, что панно этого кабинета были расписаны в 1720 - 1722 годах русскими художниками "лаковой китайской работой", тогда как искусствоведы считали эти произведения вывезеными из Китая. Хранящаяся в Эрмитаже настольное бюро "кабинетец" - своеобразная шкатулка для хранения документов - изготовлена в начале XVII века и расписана русскими лаками, Что также говорит о том, что лаковая миниатюра в России уже существовала в начале 18 века.

Во второй половине 18 века на Урале распространяется лакирование по металлу, а в конце 18 века под Москвой появляются мастерские, образцы лаковых изделий которых дошли до нашего времени.

Большую роль в развитии этой отрасли сыграла созданна в селе Данилкове (вблизи Федоскина) под москвой табакерочная фабрика. Основанная купцом П. И. Коробовым ( впоследствии перешедшая к его зятю П. В. Лукутину) в 1795 году, фабрика в начале выпуска лакированные козырьки и каски, а позднее - табакерки. Коробовско-лукутинские табакерки в большинстве своем были чернолаковые, круглой формы и украшались гравюрами, наклеенными на крышку и покрытыми лаком. Гравюры изготовляют специально для табакерок и зачастую раскрашивать. Они обычно изображают портреты выдающихся деятелей России - Петра I, А.В. Суворова , М.И. Кутузова или исторические события, например сцены Отечественной войны 1812 года и т.п.

В 19 веке лукутинские изделия выпускались в большом количестве и пользовались неизменным успехом не только в России, но и в странах Европы. В 1867 году лучшие образцы изделий фабрики Лукутиных демонстрировались на Всемирной выставке в Париже.

Развитие капиталистического промышленного производства в России отрицательно сказалось на мелких предприятиях, выпускающих лаковые изделия, и в начале нашего века они почти совсем исчезли с рынка. Лукутинская фабрика лаковых изделий закрылась. Однако в 1910 году мастера живописи этой фабрики организовали так называемую Федоскинскую трудовую артель, которая начала выпускать различные коробочки, шкатулки и другие изделия с лаковыми миниатюрами простой и выразительной композиции, свидетельствовавшие о сохранении традиций мастерства в русском лакировальном искусстве. После Октябрьской революции мастера организовавшейся Федоскинской артели живописцев начали писать лаковые миниатюры на современные темы. В дальнейшем они помогли бывшим иконописцем Палеха (1924 год), Мстеры (1930 год) и Холуя (1934 год) овладеть художественными формами лаковой живописи.

В наше время сверкающие исками красок и золота, несколько условные произведения палешан, поэтические и в то же время реалистичные образы современных мастеров Мстеры и Холуя, наряду с традиционными работами мастеров Федоскино, получили всеобщее признание в нашей стране и за рубежом.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Производство изделия с лаковой росписью.

Технология производства изделий из папье-маше ( от французского papier mashe - жеваная бумага) c лаковjq живопись. была создана ещё в конце 18 века мастерами Федоскино, а уже в наше время заимствована мастерами Палеха, Мстёры и Холуя. Вначале для изготовления изделий в качестве основного сырья использовалась размягченная бумажная масса, а затем стали использовать листы картона. Картон раскраивается на заготовке для будущего изделия - пластины нужных размеров. Эти пластины ( числом от 4 до 12) промазываются мучным клейстером, навертываются на круглые или прямоугольные формы и прессуются (обжимаются). . Полученные "таблетки" просушиваются и пропитываются в чанах подогретым растительным (чаще - льняным) маслом. Зачем сушатся двое-трое суток при температуре 200 градусов Цельсия в специальных металлических коробках. В результате изделия приобретают легкость и прочность, не уступающие высококачественному дереву. Так как заготовки, как правило, делается сразу на четыре изделия, то после сушки их распиливают.

Тщательно отобранные заготовки передаются столярам для доводки. Доводка состоит в обтачивание на токарном станке
( броши, пудреницы) или обработки рубанком (баульчики) , а окончательная производится наждачной щеткой и напильником - при этом с поверхности будущего изделия удаляются неровности.

Если изделие состоит из корпуса и крышки, то крышка крепится к корпусу металлическими шарнирами. После крепления при необходимости поверхности изделия грунтуется . Для этого используется особая тонкая красная глина в смеси с газовой сажей и маслом; масса растирается на мраморных плитах, с помощью металлического шпателя втирается в стенки изделия, и оно просушивается в печи. Это операция производится три раза. Затем лицевая грунтованная поверхность зачищается пемзой, шлифуется абразивной шкуркой, трижды прокрашивается сажей на глифталевом лаке , просушивается ещё несколько раз, окрашивается чёрным масляным лаком, после чего она снова просушивается в печи. Таким образом, внешняя сторона изделия приобретает чёрный цвет, который является фоном росписи.

Внутри изделие три-четыре раза покрывается краской на основе ртутной киновари с кармином либо красным лаком. После каждого покрытия изделия просушиваются. Последней операцией перед росписью является нанесение на изделия снаружи и внутри светлого масляного лака и просушка его. Готовые полуфабрикаты и изделия поступает к мастеру-художнику.

Перед росписью красками художник наносит на поверхность изделий контуры рисунка. Затем производится прорисовка белилами с помощью тончайший беличьей кисточки (кисти художники изготовляют сами) . И только по белилам, в строгой последовательности, наносятся нужные краски, при этом нередко прибегают к помощи лупы. Рисунок наносится художником от руки, без применения каких-либо трафаретов.

Закончил работу красками, художник производит обработку золотом. Листовое сусальное золото дробится, протирается пальцами и кистью наносится на рисунок. Чтобы оно приобрело блеск, его полируют зубом волка, который имеет особенно гладкую поверхность.

Закончив роспись изделия, художник пишет его номер, место и год выпуска и ставит свою подпись.

Иногда под краску подкладывают в качестве своеобразного подмалевка листочки сусального золота или разведённый серебряный, бронзовый или оловянный порошок. Изредка под живописью видна нарядная инкрустация перламутром. Миниатюра на перламутре отличается необычайной тонкостью исполнения, их пишут лессировками, то есть накладывают слои краски так, чтобы просвечивал фон . Тогда миниатюра как бы загорается изнутри.

Если на поверхности изделия необходимо создать рельеф, мастера настолько умело применяет формовку или лепку из рыхлой неклееной бумаге, что не возникает ни малейшего сомнения в цельности изделия.

После нанесения живописного рисунка поверхность изделия лакируют светлым лаком и прослушивают. Производит это несколько раз. Затем изделиея полируют до зеркального блеска. Сначала - на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом, окончательно доводят только рукой.

Вся работа требует большей точности, тщательности и терпения; цикл изготовления изделия может продолжаться до 2 месяцев.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5439
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вчера в 10:29    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Лаковая миниатюра Федоскино.

Федоскинские художники применяют для живописных работ только масляные краски, а также пользуются сусальным золотом и перламутром.

Сохранив всё ценное из традиционной лук лукутинско-федоскинской миниатюры, советские мастера создают новые сюжеты - советской тематики.<...>
Раньше федоскинские мастера увлекались копированием известных произведений классической живописи, в настоящее время они создают и самостоятельные композиции. В них находят отражение и трудовая деятельность советских людей, жанровые сцены.<...>

Лаковые миниатюры федоскинцев в характеризуется свежестью колорита, мягкость светотени. Большой известностью пользуется изделия, на которых изображены сцены из русских сказок, виды Москвы.<...>

Федоскинская фабрика миниатюрной росписи выпускают в большом ассортименте шкатулки, пудреницы, туалетные приборы, чайницы, портсигары. Кроме того, на фабрике изготовляются изделия, украшенные сеткой разноцветных перекрещивающихся линии, также одноцветные - жёлтые, красные, синие, голубые.








_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 4 из 5

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.