Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Е. Ю. Новикова ПОДВЕСКИ-МАСКИ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Дек 09, 2012 11:30 am    Заголовок сообщения: Е. Ю. Новикова ПОДВЕСКИ-МАСКИ Ответить с цитатой  

Е. Ю. Новикова

ПОДВЕСКИ-МАСКИ ИЗ КЛАДОВ ШВЕЦИИ, ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ И ДРЕВНЕЙ РУСИ


В данном сообщении рассматривается один из типов украшений, входивших в состав зерненого убора X — XI вв. и на протяжении многих десятилетий вызывавших интерес исследователей, которые занимались проблемами скандинаво-русских и скандинаво-балтийских контактов. Это — серебряные подвески-амулеты в форме человеческого лица, так называемые "маски викингов". С одной стороны, это довольно редко встречающийся тип подвесок, но в то же время они хорошо вписываются в общий стилевой контекст зерненых украшений рассматриваемого периода. Находки их, весьма немногочисленные, охватывают, тем не менее, достаточно широкую территорию (от Готланда и Восточной Балтии до Москвы) и хронологически также разбросанны: от конца X в. до конца XI — начала XII в.

По поводу подвесок-масок в литературе с самого начала их исследования существовали две разные точки зрения. Б. Нерман, опубликовавший в 1929 г. находки из кладов в Фельхагене на Готланде и в Паравере (Эстония) в рамках исследования связей между Скандинавией и Восточной Прибалтикой, считал эстонскую находку импортом с Готланда, приводя в качестве параллелей два варианта фельхагенских подвесок [Nerman, 1929. S. 155]. Современные исследователи в Эстонии придерживаются той же точки зрения на маски из кладов Восточной Прибалтики [Ülle Tamla, 1995]. М. Стенбергер, издавая готландские клады, уделил много внимания как самому кладу в Фельхагене, так и подвескам-маскам, считая их, напротив, восточным импортом в Скандинавию [Stenberger, 1958. S. 197—199]. Большинство современных исследователей считает этот тип амулетов скандинавским по происхождению, отмечая их гибридный характер 1 [Янссон, 1996. С. 54; Duczko, 1992. Р. 201, 264], причем, как и во всех случаях, когда мы имеем дело с гибридными вещами, не вполне ясен вопрос о месте их производства. Здесь не помогает сравнение их в рамках регионов, так как существование разных вариантов подвесок в регионах может быть вызвано как разными местами производства, так и изменениями вещей во времени.

Мы рассмотрим здесь всю совокупность находок этого типа подвесок и, несмотря на их малочисленность, попытаемся затронуть вопрос "проживания" данного типа на разных территориях и во времени. В число рассматриваемых предметов вошли: 12 экземпляров из клада в Фельхагене (Бьерке, Готланд), 3 экземпляра из кладов Эстонии (Паравере, Олюствере, Косе), 2 подвески из клада в д. Забельская (Гдовский у. Петроградской губ. — восточная сторона Чудского оз. ) и, наконец, 10 подвесок из Большого кремлевского клада 1988 г. (Москва), представляющих собой, вероятно, позднюю реплику подобных украшений. Близкой аналогией данным подвескам, как по технике изготовления, так и по стилю и технике орнаментации, но несущей иное изображение, является подвеска с Рюрикова городища (вместо человеческого лица здесь — морда зверя), она также включена в наше исследование (см. таблицу 1) 2.

Самые ранние по времени производства экземпляры происходят, похоже, из клада в Фельхагене на о. Готланд (рис. 1, а, б). Клад датируется по наиболее поздней монете временем около 1000 г. [Stenberger, 1958. S. 196; Янссон, 1996. С. 52]. Подвески-маски могли быть изготовлены в конце X в. Они представлены здесь в двух вариантах, различающихся по деталям орнамента (вариант 1 — S-образная петля или вариант 2 — двойные волюты — см. таблицу 1). В остальном все 12 подвесок данного типа
*****************************

1М. Стенбергер, несмотря на то, что считает маски из Фельхагена славянским импортом, отмечает совмещение на них скандинавского и славянского элементов декора [Stenberger, 1958. S. 198].
2В таблицу 1 включены для сравнения еще два экземпляра подвесок-масок, также декорированных зернью и сканью, с тисненым рельефом, но не объемные, а сделанные из одной пластины. Это тринадцатая подвеска из Фельхагена и подвеска из Бирки (погр. 865) (рис. 2, а, б).
Янссон И., 1996. Сокрытые сокровища эпохи викингов. Сокровища темного века // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.
Duczko W., 1992. Gold- and silver-smithing. The Fölhagen hoard // From Viking to Crusader. Uddevala.
Nerman B., 1929. Die Verbindungen zwischen Skandinavien und dem Ostbaltikum in der jüngeren Eisenzeit // Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademiens Handlingar. Stockholm. Del. 40, 1.
Stenberger M., 1958, 1948. Die Schatzfunde Gotlands der Wikingerzeit. Lund. Bd. I, II.



сделаны одинаково и декорированы в одном стиле. Его отличительной чертой является декор геометрическими фигурами из упорядоченной зерни в сочетании с такими элементами, как двойные волюты и S-образная петля, выполненными рубчатой проволокой (черта, характерная для скандинавской орнаментации подобных изделий), и глаза в виде полых цилиндриков.

Далее, видимо, следуют подвески из эстонских кладов (рис. 1, 2) [Ülle Татla, 1995]. Клад в Паравере Б. Нерман датировал первой половиной XI в. [Nerman, 1929]. Все три изображения на них имеют весьма характерные особенности (см. таблицу 1), отличающие их от подвесок данного типа в Скандинавии и на Руси. Их можно отнести к отдельному варианту этого типа подвесок-масок. С готландскими экземплярами их сближают трактовка глаз в виде полых цилиндриков и двойные ряды зерни, которыми образован узор на тринадцатой, однопластинчатой, подвеске из Фельхагена, а также употребление элементов геометрического зерневого орнамента: треугольников и ромбов. В целом эти подвески производят впечатление не слишком аккуратного и умелого копирования, возможно, виденных мастером изделий. При этом надо отметить, что с техникой мастер был знаком.

Клад близ д. Забельская датирован М. Стенбергером временем около 1080 г. [Stenberger, 1958. S. 197], так что с большой вероятностью можно предположить изготовление забельских подвесок в середине — второй половине XI в. Уже М. Стенбергер обратил внимание на то, что их вид несколько отличается от зерненых украшений второй половины — конца X в. Он отмечает, что зернь в них "совершенно замещена филигранью", полагая причиной более позднее их изготовление, но не отказываясь от своего взгляда на эти и подобные изделия как на восточные, а точнее — древнерусские
****************************************
Nerman B., 1929. Die Verbindungen zwischen Skandinavien und dem Ostbaltikum in der jüngeren Eisenzeit // Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akademiens Handlingar. Stockholm. Del. 40, 1.
Stenberger M., 1958, 1948. Die Schatzfunde Gotlands der Wikingerzeit. Lund. Bd. I, II.


[Stenberger, 1958. S. 197]. Действительно, поле подвесок из д. Забельской заполнено вместо зерневых треугольников и ромбов, как на Готланде и в Эстонии, проволочными колечками, щеки разделены вертикальными линиями из двойной рубчатой проволочки. Все это, нужно заметить, сближает их с упоминавшейся нами подвеской из Бирки и вообще с северной, скандинавской традицией декора. Об этом же говорит способ, которым выполнены глаза: и у забельских подвесок, и у подвески из Бирки (как и у многих других скандинавских изображений) глаза сделаны из крупных шариков зерни, обведенных колечками из рубчатой проволочки.

Подвески из Большого кремлевского клада в Москве (рис. 1, 5) в количестве 10 штук, видимо, относятся к гораздо более позднему времени, чем все рассмотренные нами экземпляры. Дата зарытая самого клада определена исследователями, как начало XIII в. [Панова, 1996. С. 109], большинство входивших в него украшений сделано, как полагают, в XII — начале XIII в. Подвески-маски гораздо крупнее ранних, характернейшей деталью на них являются полусферические колпачки, расположенные на местах основных смысловых узлов орнамента ранних подвесок. На московских экземплярах полностью переработан мотив, утрачен смысл изображения (человеческое лицо), хотя общая схема читается: сохранено деление на горизонтальные зоны (частично), концы завитков, изображавших когда-то брови, по-прежнему закручены вверх, сохранены две линии в нижней половине подвески, в более ранних вариантах изображавшие усы и бороду. Детали человеческого лица, однако, исчезли, вытесненные комбинациями выпуклых колпачков, рядов зерни на колечках и сканых завитков, которые выглядят теперь скорее, как растительные узоры, так что уже невозможно, не видя прототипа, восстановить первоначальный смысл изображения.

Подвеска с мордой зверя с Рюрикова городища происходит из подъемного материала и не может быть точно датирована. Полных аналогий ей мы не знаем 3, хотя по стилю она вполне вписывается в круг рассматриваемых нами украшений. От других объемных подвесок она отличается тем, что ее ушко образовано языковидным выступом лицевой пластины, загнутым назад и припаянным к обороту подвески. Таким же образом оформлено ушко у однопластинчатой подвески-маски из клада в Фельхагене, у известного распятия из Бирки (сделанного в той же технике, что и объемные маски), а также у круглых плоских подвесок, нередких в кладах как Скандинавии, так и Руси. В декоре преобладают скандинавские черты: рубчатая проволочка, из которой сделаны колечки, покрывающие морду зверя, а также обводки вокруг глаз-цилиндриков, уши, линия бровей и носа. К скандинавским элементам декора относятся и двойные волюты, украшающие голову зверя за ушами. Видимо, для мастера, изготовившего подвеску, некоторые элементы, в частности -волюты, имели важное значение. В связи с изменением образа (морда зверя вместо человеческого лица) появились новые элементы изображения — уши, которые разместились над бровями вместо волют, но последние не исчезли, они сдвинулись вверх, к ушку. В результате волюты расположены несимметрично друг другу и сами завитки у них разных размеров; кроме того, в оставшееся незаполненным пространство возле одной из волют мастер поместил еще один дополнительный завиток. Здесь налицо, как нам кажется, попытка сохранить традиционный набор необходимых элементов, даже в ущерб стройности композиции. Выложенные рубчатой проволочкой линии и колечки роднят эту подвеску с забельскими. Но в то же время на ней присутствуют черты готландских изделий: глаза в виде цилиндриков (а не зерен на колечках), двойные волюты, как на готландских подвесках (вариант 2). Есть и характерное для готландских подвесок смешение орнаментации: зерневыми треугольниками показаны зубы зверя. Т. А. Пушкина, опубликовавшая подвеску, относит ее к скандинавским изделиям [Пушкина, 1988]. В целом подвеска с мордой зверя, как нам представляется, имеет все характерные черты готландских изделий с зернью конца X — рубежа X—XI вв. Ее находка на Рюриковом городище также не противоречит этому предположению.

Итак, все рассматриваемые здесь объемные подвески-маски сделаны в одной и той же технике. Они состоят из двух пластин: оборотной, плоской, и лицевой, объемной, с тисненым рельефом под зерневой и сканый рисунок. Лицевая пластина создает форму вещи, в ней же по бокам пробиты два отверстия для подвешивания. Таким образом, ушко у этих подвесок также объемное и является частью изображения — находится в зоне прически. Некоторое исключение из этой схемы представляет подвеска с мордой зверя с Рюрикова городища.

Техника, в которой сделаны подвески интересующего нас типа, имеет, на наш взгляд, для территории Древней Руси и Прибалтики
*****************************************
3И. Янссон упоминает находку подобной подвески с головой зверя из Седерманланда, но нам, к сожалению, неизвестен этот экземпляр (Янссон, 1996).
Панова Т. Д., 1996. Большой кремлевский клад // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.
Пушкина Т. А., 1988. Скандинавские находки из Городища под Новгородом // Скандинавский сборник. Тарту. Вып. XXXI.
Stenberger M., 1958, 1948. Die Schatzfunde Gotlands der Wikingerzeit. Lund. Bd. I, II.


скандинавское происхождение, этот вопрос подробно рассматривался автором данной статьи [Новикова, 1993]. Шведские археологи также считают эту технику характерной для скандинавского ювелирного искусства (см., например: [Янссон, 1996]). Нужно отметить, что в Скандинавии были распространены подвески-маски в форме лица различных типов, где изображение выполнялось с помощью зерни и скани, кроме того, они встречаются как деталь декора на других украшениях 4, и везде присутствует довольно единообразная иконография. Лицо изображается по определенной схеме, отличаясь лишь в некоторых деталях (см. таблицу 1). Везде сохраняется горизонтальное деление на зоны (прическа, лоб и т. д. ). Изображение волос (иногда и бороды) выполнено с помощью согнутой в петли и уложенной вертикальными рядами сканной проволочки, иногда перемежающейся рядами зерни 5. Горизонтальной линией с мягким изгибом и закрученными концами, также выполненной сканой проволочкой, изображаются брови и усы. Такой же проволочкой показан нос и открытый О-образный рот. Щеки украшены в зависимости от стиля декора либо зерневыми треугольниками и ромбами, либо колечками из тонкой рубчатой проволочки. Глаза показаны либо шариками зерни, обведенными колечками из рубчатой проволочки, либо цилиндриками из тонкой пластины, припаянными к основе и обведенными мелкой зернью в один ряд 6. Все они имеют характерные черты, позволяющие определить их как гибриды славянского и скандинавского ювелирного искусства.

Говоря о гибридах, мы имеем ввиду типы предметов, встречающихся как в Скандинавии, так и на Руси (и некоторые — в Прибалтийском регионе, как области, затрагиваемой русско-скандинавскими контактами 7), с орнаментом или изображением, носящим черты двойственности (обеих культурных и ремесленных традиций — славянской и скандинавской). Изначальное происхождение каждого типа может быть скандинавским или древнерусским, но никогда — прибалтийским, именно по этой причине Прибалтика включается сюда постольку поскольку.

Что касается генезиса образов, мотивов изображения, там, где речь идет о центральных образах, на так называемых гибридных вещах наблюдается преобладание скандинавской традиции (как в содержании образов, так и в технике исполнения) [Новикова, 1993. С. 48-49], тогда как в некоторых второстепенных мотивах ясно виден славянский способ декорирования 8.

Вопрос, где могли быть произведены украшения, встречающиеся в своеобразных вариантах как на Готланде, так и на Руси (и, как мы видим на примере подвесок-масок, также в Прибалтике), являющиеся как бы гибридами русско-скандинавского ювелирного искусства, остается открытым с тех пор, как исследователями вообще было признано существование гибридных форм, сложившихся в рамках так называемой дружинной культуры на территории Древней Руси, Скандинавии и Прибалтики. Являются ли они местными (древнерусскими) репликами скандинавских (а может быть, и точнее — готландских) традиционных изделий или это, напротив, продукция скандинавских ювелиров, воспринявших некоторые пришедшие от славян мотивы декора? 9 Выше уже отмечалось, что более всего примеров такого "сращивания" северной и восточной ювелирных традиций в Скандинавии дает нам о. Готланд так же, как и дружинные центры на Руси — перекресток путей международной торговли, имевший с конца X в. налаженные торговые связи с Восточной Прибалтикой и с Русью и воспринявший многие влияния, переработав их на почве скандинавской ювелирной традиции. Думается, что связи по основным значимым признакам, которые демонстрируют рассмотренные нами подвески-маски (см. таблицу 1) дают возможность включить их в число целой серии предметов, находимых как на территории Руси, так и на о. Готланд, свидетельствующих об особой роли, которую Готланд играл в скандинаво-русских контактах с конца X в.

Общая схема "проживания" рассмотренного здесь типа подвесок-масок представляется нам следующим образом (рис. 3). Амулеты в виде подвесок, изображавших человеческое лицо и бытовавших в Скандинавии в эпоху викингов, на о. Готланд были переработаны в известный нам тип полых подвесок на основе уже употреблявшейся в Скандинавии техники изготовления полых серебряных украшений с тиснением рельефного изображения и его последующим украшением зернью и сканью. Одновременно с этим подвески, как и некоторые другие ювелирные изделия, получили ор-

**********************************************

4См., например, подвеску из Бирки [Arbman, 1940. Taf. 92, 4], тринадцатую подвеску-маску из Фельхагена [Stenberger, 1958. Abb. 170, 1; Arbman, 1940. Taf. 92, 4] (рис. 2, 1, 2), из Бирки же происходят фрагменты круглой фибулы с тиснеными деталями-масками [Arbman, 1940. Taf. 70, 11].
5Кроме одной из фельхагенских, представляющей в единственном экземпляре вариант 1 этих подвесок.
6М. Стенбергер в описании подвесок из Фельхагена говорит о наличии в цилиндриках частично сохранившихся вставок голубого стекла [Stenberger, 1958. S. 197]. Может быть, цилиндрики на других масках также были гнездами для вставок, в таком случае этот признак приобретает важное значение не только как стилевой, но и как технический.
7В Прибалтийском регионе имеются также своего рода гибридные вещи, но уже на основе взаимовлияний скандинавских и местных орнаментов и форм украшений [Ülle Tamla, 1995. P. 94-96], которые здесь не рассматриваются как не имеющие отношения к данной теме.
8См., кроме подвесок-масок, еще две категории вещей в Скандинавии и несколько более — на Руси [Новикова, 1993. С. 54]. Обратим внимание на то, что смешанная скандинавско-славянская орнаментация на зерненых изделиях в Скандинавии встречена только на Готланде.
9В. Дучко придерживается именно этой точки зрения, называя о. Готланд основным центром в Скандинавии, где местные ювелиры "использовали русскую зернь для производства сугубо северных украшений" [Дучко, 1987. С. 82].
Новикова Е. Ю., 1993. Подвеска с птицей из Владимирских курганов. Опыт атрибуции // Средневековые древности Восточной Европы. Труды ГИМ. М. Вып. 82.
Янссон И., 1996. Сокрытые сокровища эпохи викингов. Сокровища темного века // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.


намент, заимствованный скандинавскими (судя по всему, готландскими) ювелирами со славянских украшений (так называемую "русскую" зернь), и состоящий из геометрических фигур и правильных рядов, выложенных мелкой зернью. В процессе контактов Готланда с Русью и Прибалтикой эти изделия готландских ювелиров проникали в оба региона, причем на Руси они, видимо, вписывались в местный серебряный зерненый убор благодаря своеобразному орнаменту. Была ли каждая конкретная вещь, найденная на территории Руси или Прибалтики, изготовлена на Готланде или могли существовать древнерусские реплики подобных изделий, нам не представляется возможным выяснить. Мы знаем, что на Руси также умели изготавливать полые тисненые украшения с зернью, но это были вещи местных, славянских типов [Корзухина, 1946], в то время как подвески-маски представляли собой скандинавские амулеты, имевшие значение, вероятно, лишь в скандинавской среде. Что касается подвесок из московского клада, они, несомненно, уже утеряли семантическую связь с языческими скандинавскими амулетами, но, на наш взгляд, не следует торопиться причислять их к местным, русским, изделиям. Их форма явно навеяна подвесками-масками более раннего периода, к тому же в составе московского клада есть еще одна вещь, свидетельствующая о связях с Готландом - браслет со звериными головками [Янссон, 1996. С. 68; Панова, 1996. С. 117], а в Скандинавии в конце XI — начале XII в. присутствуют украшения, возможно, делавшиеся в подражание славянским, где зернь частично замещена такими же полыми полусферическими колпачками, как на подвесках московского клада 10.

***************************************

Дучко В., 1987. Славянские ювелирные изделия с зернью и филигранью в Скандинавии эпохи викингов. Труды V международного конгресса славянской археологии. М. Т. III.

Корзухина Г. Ф., 1946. О технике тиснения и перегородчатой эмали в Древней Руси X—XIII вв. // КСИИМК. Вып. XIII.

Новикова Е. Ю., 1993. Подвеска с птицей из Владимирских курганов. Опыт атрибуции // Средневековые древности Восточной Европы. Труды ГИМ. М. Вып. 82.

Панова Т. Д., 1996. Большой кремлевский клад // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.

Пушкина Т. А., 1988. Скандинавские находки из Городища под Новгородом // Скандинавский сборник. Тарту. Вып. XXXI.

Янссон И., 1996. Сокрытые сокровища эпохи викингов. Сокровища темного века // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.

10См., например, клад в Аллменнинге (Естрикланд), зарытый около 1100 г., часть украшений которого В. Дучко интерпретирует как готландские подражания славянским изделиям [Дучко, 1987. С. 82].
Корзухина Г. Ф., 1946. О технике тиснения и перегородчатой эмали в Древней Руси X—XIII вв. // КСИИМК. Вып. XIII.
Панова Т. Д., 1996. Большой кремлевский клад // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.
Янссон И., 1996. Сокрытые сокровища эпохи викингов. Сокровища темного века // Наследие варягов. Диалог культур. Boras.




Рис. 1. Подвески-маски 1, а, б - Фельхаген, о. Готланд. Клад. Ок. 1000 г.; 2 - Паравере, Эстония. Клад. Первая половина XI в.; 3, а, б — д. Забельская, Петроградская губ. Клад. Ок. 1080 г.; 4 - городище под Новгородом. Подъемный материал; 5 — Москва, Кремль. Клад. 1988 г. Конец XI - начало XII в.

Рис. 2. Подвески-маски из одной пластины 1 — клад Фельхаген, о. Готланд, 2 — погр. 865, Бирка, Швеция.

Рис. 3. Схема "проживания" типа полых объемных подвесок-масок на разных территориях и во времени



Таблица 1. Описание подвесок-масок Символами в таблице передана форма элементов зерневого и сканого орнамента на подвесках-масках, сокращение в/г означает вертикальное или горизонтальное расположение элементов орнамента. При заполнении 7-й строки таблицы имеются в виду условные зоны (прическа, лоб и т. д. ) — то, что от них осталось, учитывая деградацию формы и потерю смысла изображения. В рубрику "другие варианты" раздела "Общая схема черт лица" закономерно попали: подвеска с Рюрикова городища, так как это — морда зверя с иной, чем у человеческой маски, схемой членения декора, и подвески из Московского клада, так как на них изображение приобрело орнаментальный характер (хотя деление на зоны сохранилось).

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.