Зарегистрирован: 14.05.2008 Сообщения: 5484 Откуда: СПб, Род Волка
Добавлено: Вс Июн 30, 2013 3:15 pm Заголовок сообщения: Уважение к духовенству в фольклоре
Одним из навязываемых сейчас заблуждений является мнение, будто во времена самодержавия русский народ был донельзя богобоязненный и уважающий духовенство.
Попробуем в качестве статистики взять толковый словарь Даля (1880 - 1882) и выбрать слово «поп». Что получим?
I) Положительные или нейтральные поговорки, приметы или нарицания:
1) Без попа - не приход.
2) Поп свое, а черт свое.
3) Попа и в рогоже узнаешь.
4) Знать попа и в рогоже.
5) Поп попа родит, солдат солдата (по старым законам, о кантонистах).
6) Перед тобой - что перед попом.
7) Сыщи у татарина кобылу (украденную), а у раскольника попа!
Не бывать попу в холопах, что холопу в попах.
9) Лучше жить в попех, нежели в холопех.
10) У нас, что ни поп, то и батька.
11) Не поп, да обычаем добр.
12) Кто попу не сын, тот собачий (сукин) сын.
13) Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь.
14) Ему говори про попа, а он про Емелю дурака.
15) Рада бы Маша за попа, да поп не берет.
16) Нет у попа сапог, служит и в лаптях.
17) Попова душа не берет барыша.
1 Ты дочь попова, да я и сам игумнов сын! (не проведешь).
19) Одна у попа попадья, да и та последняя (останная).
20) Житье, что попадье за попом (она береженая, другой у попа не будет).
21) Поп как поп, да попадья не поповна.
22) Я говорю про попа, ты про попадью, а он про попову дочку.
II) Отрицательные или шутейные поговорки, приметы или нарицания.
1) Поп, в игре городки, рюхи, чушки: выбитая из кона чушка, ставшая опять торчком или на попа, что говор. и о бочке, или тюке; стойком, торцем, торчмя; в игре в козны, бабки, при конании, то же, стоячее положенье бабки.
2) Поп да петух и не евши поют. У попа не карманы, а мешки.
3) Поп большой маленка, чувашское(чувашское, т. е. при сборе новины у него хлебная мера велика).
4) Врут и попы, не токмо, что бабы, о гаданье.
5) Коли б то быть зимою котом, летом пастухом, а на велик день попом! зап.
6) Поп все покроет.
7) Каков поп, таков и приход.
Всякий поп свою обедню служит.
9) У всякого попа свой обиход.
10) Всякий поп по своему поет.
11) У всякого попа по-своему поют.
12) Каков поп, таково и благословенье.
13) Не наше дело попа учить, пусть его черт учит.
14) У Сидора попа не одна хлопота (дочь пристроить да жену уберечь).
15) Знают и без попа, что воскресный день свят.
16) Поп сидя обедню служит, а приход (миряне) лежа Богу молятся.
17) Согрешили попы (или: дьяки, т. е. приказные) за наши грехи.
1 Спекла про попа, а съел кто попал.
19) Поп в гости, черти на погосте.
20) И у соборных попов не без клопов.
21) От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
22) Это поп, да не тот да переправленный, переделанный, раскольничий обычай).
23) Попу, раз оженившись, да навек закаяться.
24) У каменного попа, дажелезные просвиры.
25) Сытому попу пояс не к сану.
26) На лес - и поп вор.
27) Деньга попа купит и Бога обманет (поп грехи скроет).
2 Ехал Пахом за попом, да убился о пень лбом.
29) Поп попа хвалит, только глазом моргает.
30) Поп Федьку не обманет, а Федька попу правды не скажет.
31) Поп со всего возьмет, а с попа ничего не возьмешь.
32) Поп не покончал (не дочел), а дьякон затянул (запел).
33) Встретил попа - не хорош выход.
34) Поп, монах дорогу перешел.
35) На Сидора попа не одна беда пришла.
36) Поп да дьяк, да порожние ведра - дурная встреча.
37) Поп, человек, соборованный, вдовец, холостяк, вдова, девка - недобрая встреча.
3 Худой (глупый) поп свенчает, хорошему (умному) не развенчать.
39) Поп не венчает, за сына чает.
40) Будешь на том свете попа в решете возить.
41) Поп ждет покойника богатого, а судья тягуна тороватого.
42) Родись, крестись, женись, умирай - за все попу деньгу подавай!
43) Смелого ищи в тюрьме, глупого в попах.
44) Не бери у попа денег взаймы: у завистливого рука тяжела.
45) Знает и крестьянин, что поп не боярин.
46) Пришло по-та, что подай попа.
47) Быть попу в уезде - брать и тестом.
4 Уела попа граматка.
49) Позвал пот кота, середи поста, поди, кот, возьми пирога в рот: а кот привел с собой и кошурку, да и сел с нею в печурку.
50) Стоит поп на копне, колпак на попе: копна под попом, поп под колпаком, скороговорка.
51) Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича, скороговорка.
52) При попе, по попе, а без попа, на попа.
53) Стоит поп низок, на нем сто ризок? (вилок, качан).
54) Бились попы, колотилися попы - в клеть пошли, перевешались (цепы).
55) Стоит поп, разинувши рот? (овин).
56) Если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит.
57) Поповы детки, что голубые кони: редко удаются.
5 Поповий норов себе норовит.
59) Поповские замашки.
60) Попова курица (ворона).
61) Кто попа, кто попадью, кто попову дочку, любит.
62) Житье - хуже поповой собаки.
63) Умница - как попова (как пестрая) курица.
64) Не все поповым ребятам Димитрова субота (т. е. поминки).
65) Попову собаку не батькой звать.
66) Не наше дело, попово, не нашего попа, чужого.
67) Завистлив, что поповские глаза.
6 Это попова дочка: где кормят, туда и ходит.
69) Пошел (он) глодать кости на попов двор.
70) Поповского брюха не набьешь.
71) Поповское брюхо из семи овчин сшито.
72) Удача - попович, просвирнин сын (т. е. редко удается).
73) Как так - муж дьяк, а жена попадья?
74) Не надейся попадья на попа (как на работника), держи своего батрака (или казака).
75) Вдовая попадья всему миру надокучит.
76) Как попадья, задом места ищет! (почетного, т. е. тискаясь).
Очень интересно выходит, не правда ли? Даже при учете того, что я убрал названия растений, животных и насекомых, связанных с попом (оставив только нарицательные), то картина получается следующая: уважение или нейтральное отношение к духовенству выражено лишь в 22,5 % народного творчества, а 77,5% содержат неприкрытую неприязнь и насмешку. Это если по Далю. В других словарях и сборниках цифры могут разниться, но почти везде священник выступает эталоном жадности, похоти, зависти и безнаказанности, обеспеченной чином.
_________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
Добавлено: Вс Сен 08, 2013 11:22 pm Заголовок сообщения:
Скрытень Волк писал(а):
но почти везде священник выступает эталоном жадности, похоти, зависти и безнаказанности, обеспеченной чином.
Не согласен: эталоном он был-бы если-бы он фигурировал только и исключительнокак отрицательный персонаж. Однако как ни крути есть и те самые 22% положительных поговорок, где он выступает эталоном совершенно противоположных качеств.
Правильнее было-бы сказать, что поп КАК ПРАВИЛО выступает отрицательным персонажем. А эталон - это другое.
Второе: в отрицательном списке часть поговорок и прочего вообще не к месту, ибо рисуют положительный образ попа или как минимум нейтральный. Так что процентное соотношение после более тщательной корректировки будет другое. Хотя радикально, конечно, ничего не изменится.
Пример лишних элементов во втром списке:
Скрытень Волк писал(а):
1) Поп, в игре городки, рюхи, чушки: выбитая из кона чушка, ставшая опять торчком или на попа, что говор. и о бочке, или тюке; стойком, торцем, торчмя; в игре в козны, бабки, при конании, то же, стоячее положенье бабки.
Скрытень Волк писал(а):
5) Коли б то быть зимою котом, летом пастухом, а на велик день попом! зап.
Скрытень Волк писал(а):
7) Каков поп, таков и приход.
Скрытень Волк писал(а):
Всякий поп свою обедню служит.
9) У всякого попа свой обиход.
10) Всякий поп по своему поет.
11) У всякого попа по-своему поют.
12) Каков поп, таково и благословенье.
Скрытень Волк писал(а):
Спекла про попа, а съел кто попал.
Скрытень Волк писал(а):
Поп в гости, черти на погосте.
Скрытень Волк писал(а):
21) От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
Скрытень Волк писал(а):
Ехал Пахом за попом, да убился о пень лбом.
Скрытень Волк писал(а):
30) Поп Федьку не обманет, а Федька попу правды не скажет.
Скрытень Волк писал(а):
35) На Сидора попа не одна беда пришла.
Скрытень Волк писал(а):
45) Знает и крестьянин, что поп не боярин.
Скрытень Волк писал(а):
49) Позвал пот кота, середи поста, поди, кот, возьми пирога в рот: а кот привел с собой и кошурку, да и сел с нею в печурку.
Скрытень Волк писал(а):
66) Не наше дело, попово, не нашего попа, чужого.
Скороговорки - тоже лишние ибо там поп просто подходящий по ритмике элемент.
Добавлено: Сб Сен 28, 2013 7:58 pm Заголовок сообщения: Re: Уважение к духовенству в фольклоре
Скрытень Волк писал(а):
... уважение или нейтральное отношение к духовенству выражено лишь в 22,5 % народного творчества, а 77,5% содержат неприкрытую неприязнь и насмешку. Это если по Далю. В других словарях и сборниках цифры могут разниться, но почти везде священник выступает эталоном жадности, похоти, зависти и безнаказанности, обеспеченной чином.
23.Каков поп-таков и приход. И если взять пословицы и поговорки об отрицательных качествах и чертах человека,то "попы"будут в меньшинстве.
И если взять пословицы и поговорки об отрицательных качествах и чертах человека,то "попы"будут в меньшинстве.
До сего дня я думал, что поп - это занятие такое, вроде профессии, но бесполезное. И был уверен, что поговорок о, например, хлеборобах или кузнецах, выставляющих представителей этих профессии эталонами отрицательных качеств, в десятки раз меньше.
Однако, высказывание противоположной стороны "озорно, но верно". Отныне так и считаем: "поп" - это отрицательное качество. _________________ Делай, что должен, и будь, что будет.
И если взять пословицы и поговорки об отрицательных качествах и чертах человека,то "попы"будут в меньшинстве.
До сего дня я думал, что поп - это занятие такое, вроде профессии, но бесполезное. И был уверен, что поговорок о, например, хлеборобах или кузнецах, выставляющих представителей этих профессии эталонами отрицательных качеств, в десятки раз меньше.
Однако, высказывание противоположной стороны "озорно, но верно". Отныне так и считаем: "поп" - это отрицательное качество.
Считать можно все что угодно...Однако как положительные,так и отрицательные качества человека, не зависят от его профессии.
И если взять пословицы и поговорки об отрицательных качествах и чертах человека,то "попы"будут в меньшинстве.
Возможно я идеализирую, но мне кажется попы в таких пословицах и поговорках должны бы отсутствовать напрочь. Как можно нести что-то светлое людям, ежели в тебе самом тьма?
Паладин писал(а):
Каков поп-таков и приход.
Хм, забавно, раз Вы считаете это выражение верным, то думаю можно и продолжить: "Каковы попы, таков и Бог"? Они ведь его представители на земле, верно?
Не логичнее. Бог - идеал. А вот люди разные бывают. Иначе если брать только отрицательные примеры, можно говорить, что военные только и занимаются тем, что пьянствуют и продают "налево" вверенное им имущество и вооружение; любой работяга пытается на... м-м-м наколоть государство, работодателя, потребителя сделав минимум (в идеале ничего) и получив за это максимум вознаграждения. МВД и спецслужбы у нас ругают (и часто обоснованно), но и в этих структурах есть люди, которые делают что-то полезное.
Священники тоже люди, и среди них встречаются как подвижники, так и негодяии. Ну и посередине, обычные люди, куда без них.
Вообще плохое всегда на слуху и на виду. Один отрицательный пример в глазах людей нередко стоит десятка положительных или сотни нейтральных. Особенно это касается сфер жизни, занятий и профессий, где требуется жесткое соблюдение канонов, а "широкий путь" недопустим.
В применениии к язычеству... Одна выходка Голяка куда заметнее, чем спокойный богословский диспут, пяток интересных книг и несколько проведенных религиозно-культурно-исторических мероприятия. Или каково отвечать обычному язычнику за широко растиражированные взгляды давно ушедшей в уфологию организации? Разве это не так?
Тут можно очень долго спорить и так и не прийти к общему мнению. Просто по той причине, что это мировоззренческая разница. Я считаю, например, что абсолютного идеала вообще не существует, даже среди богов. Что это лишь игра ума, самим умом не постигаемая, и поэтому имеющая такую притягательность. Но главное не это. Насколько я заметил, бог, описанный в Библии, только объявляется идеалом, но по своим словам и поступкам этим идеалом не является.
Инквизитор писал(а):
Иначе если брать только отрицательные примеры, можно говорить, что военные только и занимаются тем, что пьянствуют и продают "налево" вверенное им имущество и вооружение; любой работяга пытается на... м-м-м наколоть государство, работодателя, потребителя сделав минимум (в идеале ничего) и получив за это максимум вознаграждения.
Поговорка "Каков поп, таков и приход" имеет абсолютную анологию с другой - "Рыба гниёт с головы".
Если военные пьянствуют и крадут, а работяги обманывают, то это вина в первую очередь их начальства. А то, что начальство такое допустило - вина более вышестоящего начальства. И так вплоть до руководителей государства. Понятно, что полностью избавиться от негативных примеров не удастся. Ну так и идеального правительства тоже не существует. Здесь можно оперировать лишь степенью неидеальности.
Инквизитор писал(а):
Священники тоже люди, и среди них встречаются как подвижники, так и негодяии. Ну и посередине, обычные люди, куда без них.
Инквизитор писал(а):
Вообще плохое всегда на слуху и на виду. Один отрицательный пример в глазах людей нередко стоит десятка положительных или сотни нейтральных.
Ну, в этом вопросе я склонен согласиться с Волком, что:
Скрытень Волк писал(а):
поговорок о, например, хлеборобах или кузнецах, выставляющих представителей этих профессии эталонами отрицательных качеств, в десятки раз меньше.
А навскидку я вообще не могу вспомнить отрицательных поговорок о людях этих профессий. Может, они и есть, но я таковых не слышал.
Инквизитор писал(а):
Одна выходка Голяка куда заметнее, чем спокойный богословский диспут, пяток интересных книг и несколько проведенных религиозно-культурно-исторических мероприятия. Или каково отвечать обычному язычнику за широко растиражированные взгляды давно ушедшей в уфологию организации? Разве это не так?
Самое смешное в том, что Голяк, как по мне, не язычник вовсе, а просто клоун.
Логичнее, но мы не знаем каков Бог, а потому можем предположить о нем по его представителям на земле )
Инквизитор писал(а):
Один отрицательный пример в глазах людей нередко стоит десятка положительных или сотни нейтральных.
Для того чтобы войти в поговорки одного поступка мало. Для этого надо чтобы эти поступки стали систематическими и характерными для людей этой профессии.
А, и сразу вопрос. Для Вас священник/поп это профессия?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах