Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Несуществующие боги неоязычников.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Капь
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5329
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2015 7:26 pm    Заголовок сообщения: Несуществующие боги неоязычников. Ответить с цитатой  

Нет-нет, речь пойдет не о придуманных писателями 19-20 веков Зимцерлах, Злебогах, Святоборах и Крышенях.

Эта тема давно разобрана и закрыта.

Просто наши немного прыщавые друзья из антиязыческого лагеря сделали смешную попытку в очередной раз доказать, что язычество - примитивная религия. И в качестве нового "чудо-оружия" избрали утверждение, что у славян был очень бедный бессистемный пантеон, а большинство богов - вообще выдумка.

И в качестве доказательств они привели аж целых три (!) цитаты. Я позволю себе выложить их здесь.

1) "Но есть божества сомнительной достоверности. В статье “о идолех Владимировых” упоминаются: Позвизд, Ладо, Лель и Полель, Услад или Ослад. В поучении в понеделок Св. Духа упомянуты боги Лада и Лоло. В “исповеди каждаго чина по десятословию” упомянуты Лада и Лель. Доказано, чтобожества Лада не существовало. О Позвизде, Усладе, Леле и Полеле упоминается в памятниках не раньше 17 века, к каковому времени о древнем язычестве и языческих богах не сохранилось никакого представления. Древняя Русь таких богов не знала. Имена указанных богов – это измышление наших книжников позднейшего времени".
(Гальковский Н. М., Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси).

2) "Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времен Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами т. н. «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и пр.)
В качестве характерного примера использования образов, по терминологии автора, "кабинетной мифологии" в русской художественной литературе можно привести строку А.С. Пушкина из "Евгения Онегина"

"Легла. Над нею вьется Лель..."

Ю.М. Лотман дает к этой строке следующий комментарий:

"Лель - искусственное божество, введенное в русский Олимп писателями XVIII в. на основании припевов-выкриков, в основном свадебной поэзии: "Люли, лель, лелё". Припевы эти воспринимались как призывание, звательные формы собственного имени. Из этого делался вывод, что Лель - славянский Амур, божество любви"".
(Данилевский И. Н. Языческие традиции и христианство в Древней Руси)

3) "В популярной и научной литературе нередко фигурируют имена других божеств: Ярило, Купала, Лель, Лад, Овсень, Коледа. "Но более серьезное критическое изучение источников заставляет современных историков и этнографов с большим сомнением отнеслись к этим именам. Они не засвидетельствованы ни в одном древнем памятнике, но этимология многих из них ясна: Купала - это олицетворение летнего праздника солнцестояния, приуроченного к церковному дню Иоанна Крестителя (крестить - купать); Лель - из игрового хороводного припева ("люли - лель"); Лад - "возлюбленный" или "супруг"; Ярило - от древнеславянского "яр" - весна (отсюда "яровой хлеб"); Коляда - олицетворение зимнего праздника и обряда колядования".
(Фроянов И. Я., Начало христианства на Руси).

Ну, для начала хотелось бы поздравить оппонирующую нам сторону: три полноценных цитаты - это уже прогресс, ибо раньше мракобесы предпочитали скромно не цитировать незнакомый источник, и все ссылки на оный сводили к угрожающему бряцанью регалиями автора, которые сами, кстати, вряд ли когда-нибудь получат.

Так вот, я больше скажу - Сергей Федорович Платонов свидетельствовал, что в его время у славян пытались отобрать и раздать другим народам богов, которые в летописях указаны, как русские: Перуна приписывали балтам, а Макошь - финно-уграм. Впрочем, эти попытки давно уже были раскритикованы (идея финно-угорской Макоши признана несостоятельной ввиду того, что доказывалась она исключительно на основе этнонима и гидронима, в то время как у славян речь идет конкретно о божестве с именем, производным от корня "мокрая". Имя и образ же Перуна считается прямым наследием индоевропейского архетипа, где установить какой народ был "передающим" - невозможно).

К чему я это сказал? Да просто, меня повеселила попытка мракобесов продемонстрировать их гипотетическое образование, но явившая миру их весьма ограниченные познания. Иначе ссылок на первоисточники (пусть даже и давно раскритикованные и признанные несостоятельными) у них было бы больше.

Условно можно разделить утверждения "критиков" на два направления.

Первое - "боги, как поздние измышления книжников и сторонников кабинетной мифологи", второе - "боги, как олицетворения праздников."

Отдельно хотелось бы отметить и подход к вопросу язычества у Данилевского, Гальковского и Фроянова. Во-первых - не подкрепленные доказательствами утверждения, во вторых - отвратительная работа с первоисточниками. Складывается впечатление, что авторы ставили целью не рассказать о язычестве, а убедить читателя в его гипотетической примитивности ради своих личных мотивов. Но об этом мы поговорим ниже.

Для начала рассмотрим позицию Гальковского, поскольку по качеству доказательств оная стоит особняком от версий Данилевского и Фроянова.

В статье “о идолех Владимировых” упоминаются: Позвизд, Ладо, Лель и Полель, Услад или Ослад. В поучении в понеделок Св. Духа упомянуты боги Лада и Лоло. В “исповеди каждаго чина по десятословию” упомянуты Лада и Лель. Доказано, чтобожества Лада не существовало. О Позвизде, Усладе, Леле и Полеле упоминается в памятниках не раньше 17 века, к каковому времени о древнем язычестве и языческих богах не сохранилось никакого представления. Древняя Русь таких богов не знала. Имена указанных богов – это измышление наших книжников позднейшего времени".
(Гальковский Н. М., Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси).

Все бы хорошо, но есть ряд "но"...

а) "Доказано, что божества Лада не существовало." Кем и на основе чего доказано? Пустое утверждение, призванное убедить читателя принять на веру, не утруждаясь доказательствами.

б) "О Позвизде, Усладе, Леле и Полеле упоминается в памятниках не раньше 17 века". Услада трогать не будем - это действительно неправильное прочтение хроники, где описывались золотые усы Перуна.

Ну, возьмем такой пример как Позвист. Под источниками 17 века Гальковский имел ввиду Густынскую летопись и Киевский синопсис (назвав, кстати, книжником-измышлителем и автора последнего - архимандрита Иннокентия Гизеля). НО! Длугош упоминает Позвиста еще в 15 веке. Есть, разумеется версия, что Длугош просто выдумал это божество, но об этом чуть ниже. Здесь же хотелось бы отметить, что в критике язычества ученый способен допустить значительную неточность, которую нынешние малообразованные мракобесы радостно повторят.

Далее о Позвисте. Кто вообще упоминает это имя и в каком контексте?

Первое - согласно словарю Брокгауза и Ефрона, а так же работам многочисленных критиков разного пошиба, Позвиста-бога раньше других упоминал Ян Длугошь в своей "Хронике Польши" (15 век). Я знаком с работами Длугоша далеко не полностью, потому тут вынужден сослаться на мнение других, поскольку сам я встречал у Длугоша только имя Позвизда Владимировича (книга 2), о котором речь пойдет ниже.

Вторыми бога ветра Позвизда упоминали Мацей Меховский в "Польской хронике" 1519 года и Мартин Кромер в книге "О происхождении и деяниях поляков" 1555 года.

Третье упоминание - Густынская летопись 1623-1627 года называет Позвиздом одного из сыновей Владимра Святославовича.

Возникает вопрос - а был ли Позвизд богом, не имеем ли мы дело с попыткой обожествить известного в древности человека? Ну, во-первых, не мною замечено, что обожествлялись люди, как минимум известные, сумевшие впечатлить народ до акта канонизации. Про Позвиста Владимировича же известно только то, что у него были владения на Волыни. И возникает вопрос обратный - а не могло ли случиться так, что княжьего сына назвали в честь бога? Оказывается - могли. Берестяные грамоты Новгорода имеют такие имена как Волос (грамота 604), Марена (грамота 798), а в Старой Руссе бытовало имя Ярило (грамота 10).

Четвертое - украинская песня-сказка (А. Шишацкий Иллич. О памятниках местной народности // Черниговские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1855. № 16. С. 133-136)

Эй вы слуги мойи вирныйи!
Не єсть се бог наш Посвыстач бог настоящи,
Що въун своєйи буры не втышив,
Да наши корабли и такъуй сыли потопыв;
Десь наш Бог Посвыстач спав,
Чи в Макуши гуляв...

Важно оговорить подлинность этих источников. 15 и 16 век - время возникновения моды на славянскую древность, которая толкала многих исследователей как на профессиональные изучения, так и на приписки. С другой стороны, эти исследования встречали различного рода сопротивление от сторонников иных убеждений - от профессионалов до салонных славянофобов, что и обуславливало качество критики. Каждая сторона норовила привнести в исследования собственные симпатии, а зачастую - еще и политические или религиозные убеждения. А страдали от этого в первую очередь сами первоисточники и их содержание, а от этого - и вся история славян. Подобная ситуация сохранилась и до наших дней практически в неизменном виде. И сейчас не предвзято стараются работать с первоисточниками очень немногие, а сторона, избравшая смыслом своей жизни клерикализм лишена честных людей полностью.

Так что является подлинным и бесспорным? Упоминания имени Позвиста в летописях и традиция давать людям имена богов, зафиксированная в берестяных грамотах.

Что пишут о Хронике Длугоша?А Брюкнер считал богов Длугоша выдумкой. А вот Иванов В.В. и Топоров В.Н. считали, что "несмотря на многие неточности и вымысел, список Длугоша отражает мифологическую реальность"

Что пишут об украинской песне?
Исследователи 19 века Н.И. Костомаров и А.Н. Пыпин считали ее подделкой, и с ними согласен современный историк А. Топорков. Подлинной ее считали этнограф 19 века П.А. Кулиш, и современный историк Д. Дудко.

Мнения о Позвисте разделились. Примерно 50/50 (если вспомнить Густынскую летопись и берестяные грамоты, то процентное соотношение меняется). Но наши прышавые антиязычники предпочли не освещать для читателей другую сторону вопроса. Им важно, чтобы не было у русских бога, кроме "бога израилева".

Ну, о других богах поговорим отдельно, а сейчас я хотел бы обратить ваше внимание на сами теории, относительно "подлинной сути".

а) Боги - "это припевы-выкрики"

Примеры припевов - "люли-люли" и "ой, дид-ладо" или "ладо-ладо" известны. (По измышлению сторонника знаменитой теории о "русах-сирийцах" Толстого Н. И., припев типа "ой-лели-лель" этимологически восходит к слову "аллилуйя".) Но с чего вдруг появилась версия, что это ТОЛЬКО припев, ТОЛЬКО песенные выкрики? Неужели нет примеров, когда припевом служило конкретное имя конкретного бога или его любимца? А вот тут у наших "критиков язычества" сработало врожденное лицемерие, ибо песни (религиозного характера, отмечу), в которых припевом служит упоминание божества или воззвание к оному, имеются в... христианстве! В церковном песнопении имеется такая система: акафист (молитвословие) состоит из 12 икосов (пространное восхваление, куплет) и 12 кондаков (краткое восхваление, припев), которые чередуются с икосами. Так что же, теперь можно уже считать бессмысленными припевами выкриками различные "Богоносе Власие", "помилуй мя, Боже, помилуй мя" и "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас"?

Еще отмечу, что в ряде песен, этим "припевам" отведена совсем иная роль, о чем наши "критики язычества" не знали ввиду типичной им безграмотности, либо умолчали, ввиду столь же типичного для них лицемерия.

Например "око Лады", выходящее из воды и несущее праздник, упомянуто в песне, записанной на Станиславщине в Галиции. Причем упомянуто совсем рядом с именем "Перун".

"Гей, око Лада, Леле Ладове, Гей, око Ладове, ніч пропадає, Бо око Лада з води виходить, Ладове свято нам приносить. Гей, Ладо! А ти, Перуне, Дай дочекати Ладі Купала".

Так же внезапно, эти "выкрики-припевы" обретают вполне конкретный облик и воплощаются людьми на праздниках, как например Леля (ляля), которую Толстой считал "аллилуей". В "Ляльник" (5 мая по новому стилю) ей посвящали целый праздник, где самую красивую девушку, называли Лялей, сажали на трон и славили песнями, а сама девушка одаривала всех венками. Такой обряд описал у белорусов Древлянский, аналог его был зафиксирован в Кременецком уезде на Волыни.

Кстати, о самой песне:

"Дай нам жито да пшеницу,

Ляля, Ляля, наша Ляля!

В огороде, сеножати,

Ляля, Ляля, наша Ляля!

Ровны гряды, ровны зряды,

Ляля, Ляля, наша Ляля!"

Как-то получается, что припев здесь - не бессмысленный набор слогов, а конкретное имя с эпитетом "наша". И припев этот завершает обращение, которое несет каждая предшествующая ему строка.

Отдельно укажу любопытный момент... Толстой утверждает, что выкрик "лели" - производное от любимого им "аллилуйя". Так вот, можно было бы Ишу свести к Исайе, Лелю - к аллилуйе, а Ладу - скромно затереть, но Ян из Михочина в своей Ченстоховской рукописи (1423) прямо говорит об этих "иссайях" и "аллилуйях": "сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya. Если таковые не покаются, то пойдут вместе с lassa, Lado на вечные муки". Удивительно, не правда ли? С чего вдруг во времена "давно победившего христианства", хорошо знакомый с основными молитвами христианин, называет воззванием к дьяволу наиболее близкую к "Исайя-Аллилуя" песню? "Некомпетентность хрониста"? Об этом мы поговорим ниже. А факт - рекомендую запомнить.

Языческие боги - всего лишь песенные "припевы-выкрики"? Не больше, чем упомянутые в кондаках имена христианских святых.

б) "Боги - "это персонификация праздника"

Речь идет, как я понимаю о Коляде, Купало, Овсене и Ярило. Допустимо, что под это дело попытаются списать и Лелю, а в перспективе - весь языческий пантеон. Чтоб не конкурировал с израильским.

Итак, есть несколько справедливых вопросов к разносчикам теории "персонификации"

Первый: если есть персонификации праздника, то почему нам ничего неизвестно например, о персонификации современных банкетов (об этаком Бухлячке), столь любимых в "православном" государстве?
Ах, да - это же современность! ну, да ладно, обратимся к древности. Есть такой праздник, как "обрезание господне" (14 января). Почему по селам не водили ряженного "Обрезка" или "Обрезанка"? Почему неизвестны песни, прославляющие его или имеющие в припеве клич"режу-режу-обрезаю" (по аналогии с известными "сею, сею, засеваю")? Почему поклонение (с приложением к "святому препуцию" (крайней плоти Христа) известен только в католичестве, хотя само обрезание празднуется в православии?

Хорошо, второй вопрос и еще один пример: Успение Богородицы. Отчего же в этот праздник, ей проводился только торопливый молебен, а затем начинался совершенно иной праздник - Дожинки, где женщины катались по полю, заклиная "Жнивку", гденаряжался и уносился в избу последний сноп, а часть колосьев в поле оставлялась "на бородку" (да не той принадлежащую, что в православии упомянута, а конкретным мужским персонажам, занявшим в эпоху двоеверия место языческих богов)?
Ах, да, это же христианские праздники, там же все иначе!

Ну, тогда вопрос третий и новый пример: конкретный нехристианский праздник Свистопляска. Хоть он посвящен не столь древнему "хлыновскому побоищу", его празднование многие исследователи считают "языческим". В нем мы имеем ярмарку, изготовление игрушек-свистулек, пляски, кулачные бои, угощения, бросание в ров глиняных шариков.... И ВСЕ! Где персонификация праздника? Где "Свистун" или "Свистопляс" явление которого подтвердило бы шаткую теорию о персонификации праздников, которую "измышлители" назвали бы языческим божеством?
Его нет.
И на предыдущие вопросы с примерами так же нет внятного ответа. Как нет истины и в теории о "персонификации праздников, которые названы богами".

А теперь, пожалуй, самое главное - какие есть подтверждения о том, что Лада, Леля, Коляда, Купала, Ярило и Овсень, действительно упоминались?

Поговорим и об этом.

Стоит рассмотреть данный вопрос с разных сторон. Во-первых, упоминался ли в летописях или песнях данный персонаж? Во-вторых, имелся ли аналогичный персонаж с аналогичным именем у ближайших соседей славян? И в третьих, имелся ли у индоевропейцев архетип подобного божества? В первом случае можно смело утверждать, что такое божество было у славян, во-втором случае факт существования данного божества у славян скорее подтвержден, нежели опровергнут, а третий случай гарантирует лишь вероятность наличия данного персонажа у славян. При отсутствии всех трех факторов божество можно смело считать поздней выдумкой. При наличии боле одного - можно считать доказанным существование этого бога у славян.

Итак
Лада. Про ее называют богиней-матерью, покровительницей брака, любви и порядка.
Архетип данного божества у индоевропейцев имелся, и от него пошли такие богини, как Кибела, Маат, Анахит, Деметра, Хатор, Фригг, Нерта и мн. др, отвечающие за порядок, материнство, плодородию и гармонию.

Аналогичное божество - греческая Лето (Λητώ), она же в дориской форме - Лато, или в римской - Латона. Помимо созвучного имени, есть еще схожесть функций (богиня-богородица, богиня-мать), а так же предания, согласно которым ее можно считать заимствованной греками у северных соседей (в т.ч. и предков славян). А именно: Аристотель писал, что богиня пришла из страны гипербореев, а Геродот и Плиний повествовали о традиции передачи гипербореями пожертвований божествам острова Делос (Аполлону, Артемиде, и их матери - Лето). Словарь Брокгауза и Ефрона содержит теорию (без ссылки на автора), согласно которой мать Диоскуров Леда (Λήδα, Λήδη) сопоставлена с богиней Лето. Там же содержится любопытная ссылка на встречающееся в ликийских надписях слово "Λαδα" (Лада),со значением "женщина" или "госпожа". У литовцев так же есть богиня счастья и порядка, называемая двойным именем, созвучным Ладе - Лайма-Далия (впрочем, в данном случае аналогия имен спорная).

О почитании некого женского божества славянами писал ал-Масуди.

Георгий Младший, св. Григорий, св. Григорий Феолог, и мн др. Борис Рыбаков приводит в пример писание "Станислава Урбанчика, о почитании некого "божка Alado". Божеством Ладу называют "Провинциальный статус вкратце" (1420 г), Ченстоховская рукопись (1423) и "Истиная повесть об основании монастыря на Лысой горе" (16 век).

Итак, факт наличия у славян божества Лада можно считать доказанным.

Далее.

Леля. Почитается, как богиня детства и молодых растений.

Архетип богини-девочки породил культы Кумири-Деви, Гебы, Коры.

О культе рожаниц писали: Св. Григорий, автор "Вопрошения Кирикова", автор "Вопроса, что есть требокладение идольское", устав препп. Саввы, и мн. др.

О богине Дзидзилели (Диди-Лели) свидетельствовал Длугош. О Лели - "Истиная повесть об основании монастыря на Лысой горе".

Выше я писал об обрядах почитания Лели на Украине и в Белорусии.

Было ли у славян божество Леля? Скорее да, чем нет. И даже если звали ее не Лелей (Лялей), то культа богини-девочки ни один вменяемый исследователь отрицать не торопится.

Коляда. Спорное божество. Считается воплощением зимнего солнцеворота, божеством-дарителем и покровителем праздников.

Про солярные архетипы можно написать отдельно целую книгу. Про архетип божества-дарителя, приезжающего на зимние праздники, так же сказано много и многими.

Потому здесь мы не будем заострять внимания. Чествовалась ли Коляда у славян?

По свидетельству Снегирева "Под Москвой существовал обычай называть сочельник "колядой" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх зимней одежды в рубашку. Её и выдавали за коляду."

П. Бессонов приводит белорусские песни, в которых Коляда - персонаж, способный прилететь с благословеньем, приехать на возу с подарками, и именуется при этом "Божьей Колядой".

Божеством ("идолом" и "бесом") называет Коляду Густынская летопись, которая указывает и дату его чествований.

Ну, я думаю, все вы помните замечание Н.В. Гоголя на эту тему: "Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. "

Существовало ли такое божество, как Коляда? С очень большой долей вероятности - да.

Купало

Считается солнечным божеством.

Как уже говорилось - солярные архетипы - тема для целой книги, потому их касаться не будем.

А вот какие боги или герои со схожими именами и функциями были распространены у индоевропейцев? Ну, например - Аполлон. Сын той самой "гиперборейской" (по Аристотелю) Лето-Лады, и божество, которому гипербореи (по Геродоту и Плинию) передают на Делос дары. Алкей и Пиндар прямо говорят о том, что Апполон улетает к гипербореям на отдых. Исходя из этого, многие исследователи видят в Апполоне божество заимствованное, подобно Лето, у северных соседей.

Богом Купало называет и Густынская летопись (17 век), Суздальский летописец (1754), "Исповедь каждого чина по десятисловию" (18 век).

В белорусских песнях, записанных П. Бессоновым, "златоглавый" Купало сидит у плота и просит у "Бога" погоды, зимует и "летует" по разным местам.

В песнях приводимых Рожновой "Купаленка"приезжает на семидесяти тележках, привозя здоровье и подарки.

Было ли божество Купало у славян? Да. И его культ был настолько живуч, что для удачной примазки, праздник Иоанна Крестителя (именуемого Купателем - βαπτιστής) был установлен на на время, когда почитался бог Купало.

Овсень. Почитается, как бог праздников, зари и урожая.

У латышей почитался покровитель коней и новогоднего огня Усиньш, а в Индии - богиня зари Ушас.

Обряды, связанные с его прославлением часто называются "Авсеня кликать" (т.е. призывать), в чем можно углядеть форму обращения к божеству.

В русских фольклорных песнях он "ходит по всем", говорит правду про всех, где бывает, дарит подарки или наказывает.

Существовал ли такой бог у славян? С большой долей вероятности - да.

Ярило - бог солнца, плодородия и зачатия.

Божество настолько древнее, что производные образы его архетипа сохранили у разных народов. Это этрусский Марис,который позже стал римским Марсом и сменил функции. Это хетто-лувийский Ярри и скандинавский Фрейр.

На праздники славяне наряжались в Ярило - в Воронежской области его изображал человек с бубенчиками и в колпаке, а в Белорусии - девушка на белом коне. Места его ритуалов называли "Ярилиной плешью"

Ярило в закличках просят отомкнуть весну и выпустить росы.

В присловьях он вздевает зиму на вилы.
В охотничьем заговоре "белый муж Жубрило" загоняет дичь.

Во времена синкретизма (двоеверия), Ярило под именем Егория-Юрия-Георгия - выпускал весну, выгонял траву, сберегал скот и кормил волков (по Г. Д. Рыженкову), отмыкал небо, солнце и звезды (С.В. Максимов).

Имя "Ярило" содержит берестяная грамота 10 из Старой Руссы.

О Яриле повествует "Житие Тихона Задонского" (18 век) и Суздальский летописец Ананий Федоров (18 век). Об аналогичном божестве балто-славянских народов - Яровите сообщают Эббон (12 век) и Давид Хитреус (16 век).

Был ли бог Ярило у славян? Уверенно - да.

Мне скажут, что древние свидетельства "некомпетентны"? Вот ведь удивительный факт: древние хронисты, заставшие языческие обряды (как показывает история, тысячелетние традиции невозможно убить повсеместно всего за пятьсот-шестьсот лет) и имеющие возможность сравнить оные как с христианством, так и с близкими им языческими временами, внезапно оказываются "некомпетентными", "измыслителями", "кабинетными мифологами" и т.п. в глазах современных мракобесов, которых от языческих времен отделяет срок в два-три раза больший, нежели летописцев, исповедников и пр свидетелей. О чем это говорит? Может быть о большей честности древних хронистов, может - о меньшей честности современных мракобесов... Но лично мне кажется, что людям, изучающим язычество по антиязыческим поучениям, библии и паре черепков, лежащих в личном КАБИНЕТЕ, не стоит огульно записывать в "некомпетентные" своих предшественников, которые видели языческие обряды воочию.

А если подытожить?

Боги упоминались лишь в поздних хрониках? Иногда встречаются хроники гораздо более ранние, нежели те, на которые кивают "антиязычники". И то, если дело касается конкретных имен. Об образах почитаемых богов свидетельствуют порой хроники и 10 века. Имени могло и не быть, имя могло быть поздним эпитетом, а вот божество - существовало, и существовали его культы.
Боги - это персонификации праздников? Отчего-то многие другие праздники не имеют персонификаций и сам процесс появления образа из известного праздника покуда не зафиксирован. Потому - персонификациями праздников боги не являются.
Боги - всего лишь бессмысленные песенные припевы? Не более чем имена святых в кондаках христианских песнопений.

Не стоит спорить, что различные Вышени и Крышени, Злебоги, Зимцерлы и Святоборы - действительно выдумка, и выдумка доказанная. Но оная не опровергает существования культов прочих языческих богов.

Отчего же мракобесы стремятся так рьяно переврать историю, в тщетных попытках доказать, что богов и их культов - не было? Да очень просто: после того, как была найдена гробница легионера Пантиры (1859 год, Бингербрюк), которого в иудаизме называют настоящим отцом Иисуса, многим стало понятно, что вся многовековая история с единым богом, распятым на кресте за "избранный народ" - не более чем фальсификация. И теперь его сторонники стремятся прикрыть свое многовековое мракобесие, в один момент оказавшееся пустышкой. Оттого и перевирают источники.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Капь Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.