Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева. Выдержки

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:56 pm    Заголовок сообщения: Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева. Выдержки Ответить с цитатой  

Кстати, на заметку любителям порассуждать об "отсталости" славян и русских ввиду консерватизма наших предков по отношению к приемам работы и орудиям труда.

"В местах, по которым проходит маршрут, наряду с тракторами, которые так привычны в современном сельском пейзаже, можно увидеть совершенно экзотичную картину: лошадь, запряженную в деревянную борону-суковатку. Местные жители здесь очень широко используют их на своих приусадебных участках до сих пор. Почвы в этих краях очень каменистые. На них железная борона скользит по камням. А борона-суковатка, сделанная из тяжелых еловых плах с сучками, легко подбирает даже мелкие камни и не режет картофель."

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева

Лодки деревни Корвала.

"Дом находится недалеко от озера. На озере и на берегу Можно увидеть множество необычных лодок — очень длинных и узких. Лодки заслуживают того, чтобы поближе познакомиться с ними. Они долбленые. Лежащие на каменистом, без единой травинки берегу, они придают живописность пустынному и суровому озеру.

Лодки замечательны тем, что их долбят из толстого ствола осины, срубаемого весной или летом. Окружность ствола определяет размеры будущей лодки. Длину составляют три окружности. Лодки достигают по длине пяти-шести метров. Заготовив ствол и перенеся его на берег, начинают выдалбливать его теслом — специальным инструментом (поместному — «кокша»). Раньше эти инструменты выковывали специально, теперь же перековывают из топоров. После того как выдолблено нужное углубление в стволе, лодку разогревают над костром и между бортами разогретой заготовки вставляют разных размеров круто согнутые жердины из овежесрубленной рябины. Распрямляясь, жердины распирают и выгибают борта лодки, придавая ей нужную форму.

Озеро очень коварно, даже небольшой ветерок образует значительную волну, и плавать по нему на лодках, особенно на таких легких и неустойчивых, большое искусство, которым в совершенстве владеют местные жители. Они с легкостью перевозят любой груз через все озеро на противоположный берег, в деревню Чубово, управляя лодкой с помощью всего лишь одного весла в форме удлиненной лопаты."

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева

Один из элементов, которые предшествовали куполам на церквях - "бочка".

"Бочка, крёщатая бочка, бочарная кровля — древняя очень выразительная форма покрытия прямоугольных срубов, в разрезе напоминающая днище бочки, которое снизу имеет сегментное усечение, а сверху — острое килевидное завершение. В криволинейный абрис торцов бочек врубаются слеги, по которым настилается кровля. Крёщатая бочка получается в результате перекрещивания под прямым углом двух простых бочек, по длине равных пролету сруба. В случае, когда сами богаки по своей ширине значительно уже стен перекрываемого сруба, образуются непокрытые пространства у углов клети, над которыми устраивается свое двускатное покрытие. Эти фрагменты, по сути, четырехскатного покрытия в сочетании с бочками образуют очень эффектное завершение клети."

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева

Форма деревянных башен.
Прообразами этих построек служили башни древних деревянных крепостей. Многогранные округлые башни имели определенное преимущество перед четырехгранными. Во-первых, при одной и той же длине бревен площадь многогранника получалась более обширной. Во-вторых, поднимать на большую высоту вручную длинные бревна (в 2-Ч сажени) было тяжело, а при возведении многогранника ис пользовались более короткие бревна, что значительно облегчало труд. В-третьих, многогранник по сравнению с четвериком более устойчив к ветру и другим механическим воздействиям. Это давало возможность делать его более высоким. А высота в древности была неотъемлемой частью понятия красоты. Высота, в свою очередь, позволяла увеличить площадь обзора подходов к крепости и значительно расширяла радиус обстрела. Наконец, к башням округлой формы можно было пристраивать стены под любым углом, согласуясь с местным рельефом, что было особенно важно в строительстве крепостей.

В культовом строительстве многогранная форма основного сруба давала зодчим широкую возможность создавать разнообразные объемно-пространственные и силуэтные композиции. Пристраивая к граням основного сруба клети алтаря и приделов, обнося эти постройки галереей, чаще всего поднятой на консолях из выпущенных за плоскость стены бревен, и прирубая к галерее крыльцо, да ещё не простое, а с несколькими площадками-рундуками, народные мастера вдохновенно «вылепливали» образ постройки, заботясь о взаимной соразмерности разновеликих объемов.

Завершались округлые постройки почти всегда многогранным пирамидальным покрытием — шатром, вершину которого украшала главка, крытая лемехом — специальными дощечками, похожими на черепицу. Делали лемех преимущественно из осины, подгоняя каждую лемешину к месту на главке (маковице, луковице) или барабане.

Многогранный шатер — наиболее рациональная конструкция покрытия для таких построек. На крутых скатах не задерживается влага, тем самым замедляется процесс гниения. Шатер устойчив и привлекателен своей устремленностью вверх и кажущейся легкостью.

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева

Как попы, "изгоняя из церквей мирское", уничтожали в архитектуре архаичные элементы, берущие начало еще в языческие времена.

Вторая половина XIX века была губительной почти для всех построек XVIII, XVII веков и более ранних. Повсеместно духовенство проводило капитальные ремонты с реконструкциями. В процессе этих ремонтов меняли завершения, трапезные приспосабливали под приделы (таким образом полностью изгоняя из церквей мирскую жизнь), расширяли окна, обшивали постройки тесом. Широкое распространение получила окраска обшитых зданий в белый цвет. Эта повальная подделка высокохудожественных деревянных народных построек под каменную архитектуру нанесла народному зодчеству огромный вред, искалечила сотни первоклассных памятников. Этим был нанесен серьезный ущерб национальной культуре России.

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Многие монастыри Северо-Запада Руси основывались как укрепления. Это дало повод раздуть немногие случаи применения их для обороны в грандиозную клерикальную истерику о том, что русское духовенство, якобы, только и ждало момента, чтобы махая кадилом, как кистенем, бежать в бой бок о бок с русскими солдатами. На самом деле обитатели монастырей куда чаще использовали укрепления своих обителей для охраны награбленных с крестьян богатств, а при приблежении регулярной армии неприятиля - просто бежали вместе с богатством, примером чему служит Зеленецкий монастырь. В начале 17 века, при приближении шведской армии, монахи бежали из обители вместе с добром и попрятались в местных лесах.
Так что, образ дородного батюшки, который идет на врага в оружием в одной руке и с библией в другой - сильно раздут. Куда чаще попы шли сражаться с крестьянами из подконтрольных деревень, нежели в настоящим врагом.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  









_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

фото 6

Деревня Юксовичи. Георгиевская церковь. 16 век. Из-за ряда архаичных элементов, исследователь русской архитектуры Л. В. Даль даже счел ошибочно, что она относится к 1439 году. Прошу обратить особое внимание на ряд моментов: редкая скошенная стена и форма крест-"корабль", которую Леонид Красноречьев и Любовь Тынтарева считали прямым наследием языческих времен.

"Церковь Георгия — это три стройных, с мягким повалом, сруба, по которым ступенчато взбегают крутые, клинчатые кровли. Внизу они с трех сторон охвачены мощным приземистым срубом, крытым пологой двускатной кровлей. Венчает эту композицию упругая, серебрящаяся лемехом главка.

Нижний сруб в плане представляет собой сужающуюся к западу трапецию. На восток от него выступает алтарная клеть, к западной стене примыкает крыльцо. Поперечная стена в нижнем срубе делит его на две неравные части: западную, меньшую — трапезную и восточную, большую — собственно церковь. Внутри церкви стоят два мощных столба с выразительной резьбой в виде дынек, перетянутых жгутами. На этих столбах и поперечной стене держится западная половина возвышающихся срубов.

Исследования памятника в 1965-1971 годах показали, что памятник претерпел серьезную перестройку, по-видимому, это произошло в первой половине XVII века. В 1915 году «Известия Императорской археологической комиссии» (орган Археологической комиссии), публикуя материалы о Георгиевской церкви в Юксовичах, в частности, отмечали, что храм был реконструирован в 1632 году.

Материалы обследования памятника позволяют с достаточной точностью реконструировать его первоначальный облик.

К XVI веку относится возвышающаяся часть памятника, то есть алтарная клеть, увенчанная главкой средняя клеть и западный прируб, дублирующий алтарный.

Не вызывает сомнения, что эти срубы начинались от почвы и имели галерею, охватывающую средний и западный срубы с трех сторон. Устроена эта галерея была на выпусках бревен подклета, имела двускатное тесовое покрытие, опиравшееся на ее резные столбы. Те «узкие отверстия, наклоненные к наружной стороне вниз, со следами над н1 и какого-то закрепления», которые Л. В. Даль упоминал в своем описании как вентиляционные окна, на самом деле являются гнездами от стропильных конструкций покрытия бывшей галереи, которые дополнительно крепились нагелями — большими коваными гвоздями. Кровля галереи была значительно ниже существующей трапезной, а сохранившиеся на чердаке маленькие косящатые окна на северной и южной стенах центральной клети сверху освещали внутреннее пространство церкви, площадь которой не превышала 20 квадратных метров.

Таким образом, первоначальный план церкви представлял собой крест из трех клетей: алтарной, внутренняя ширина которой была 2,46 метра, собственно церкви (ширина 4,8X4,0 метра) и притвора, клеть которого по продольной оси была короче алтарной на толщину венца.

Галерея была довольно узкой и невысокой, к ней с запада, вероятнее всего, по продольной оси было пристроено односходное крыльцо. Возможно, над этим крыльцом на столбах была устроена звонница. Если смотреть на памятник с востока и вместо тяжелых прирубов вообразить легкую галерею, то можно представить себе, как великолепен он был, стройный, весь устремленный вверх. Уступы острых, клинчатых кровель дополняют этот эффект устремленности вверх всей конструкции.

Церковь была реконструирована из-за ее малой площади. Мастера, выполняя волю прихожан, отнеслись к высокохудожественному творению предшественников с определенным тактом, проявив при этом свое высокое мастерство.

Они разобрали низ центральной клэти и притвора с галереей, подвели новый подклет, устроили по нему пол из плах, поставили стык центрального объема с притвором на резные столбы, а западную стену притвора — на новую поперечную стену сруба. Новый сруб получился внушительных размеров: восточная стена его равна 11,65 метра, северная- 11,21, западная-10,33, южная-11,34 метра. В результате этих работ площадь собственно церкви увеличилась почти в четыре раза (74 квадратных метра) и образовалась трапезная площадью 40 квадратных метров. Вдоль западной стены трапезной пристроили двухсходное крыльцо с тремя рундуками, крытое на два ската. По сути, плотники XVII века создали в Юксовичах новый архитектурный образ под непосредственным влиянием предыдущего. Интересно, что новый оруб в верхней своей части снаружи обтесан и рублен «в лапу», а нижняя его часть, подклет, рублена с остатком — в обло.

Окна этой пристройки отличаются от косящатых окон древнейшей части сооружения. Они значительно больше, и верхняя их косящина имеет сегментную подтеску.

Ко времени реконструкции церковь простояла более ста лет, и венцы снаружи сильно разрушились под влиянием атмосферных условий. Для сохранения фасадов нужно было обшить их тесом. Под обшивкой 1877 года сохранилась первоначальная, выполненная из широких тесин, полученных в результате расщепления бревен.

В старину пиленых досок не было. Пилы стали входить во всеобщее употребление только с XVIII века, а до этого доски получали из бревен, раскалывая их вдоль клиньями на несколько частей, которые затем обтесывались топорами. Отсюда и произошло название досок «тес», а топора — «тесель, теслица, тесло».

Этот древний способ изготовления досок, медленный и трудоемкий, в здешних местах сохранялся довольно долго, вплоть до второй половины XIX века, и причиной этого была не только нехватка пил. Тес имеет определенные преимущества перед пиленой доской — прочность и долговечность.

На церкви Георгия обшивка XVII века выполнена прямо по венцам и прибита на фасадах по-разному: во фронтонных частях срубов — вертикально, с клинчатой затеской нижних концов, ниже — горизонтально. По-видимому, это одна из первых обшивок памятников народной архитектуры.

Крыша является конструктивным элементом, сохраняющим здание от разрушения. На севере всегда стремились сделать овес кровель как можно большим, чтобы подальше от основания здания отвести стекающую дождевую воду. Приглядитесь к Георгиевской церкви — и вы убедитесь, что здесь свесы устроены минимальными. Сначала у исследователей возник вопрос, не укоротили ли свесы кровель при одном из ремонтов?

При исследовании оказалось, что такие свесы были сделаны изначально. Когда архитекторы делали эскизы проекта реставрации памятника, они все же прикинули вариант с увеличением свеса покрытий церкви и сразу убедились, что здание совершенно потеряло свой облик, пропала легкость, устремленность вверх его завершения. Оказывается, у древних зодчих художественный образ постройки играл главенствующую роль. Они умышленно несколько отступали от установившихся норм ради красоты архитектурного облика постройки.


Плотники Ленинградской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1971- 1972 годах произвели ремонт обшивки здания церкви частично кровель, обновили главку и воссоздали крыльцо XVII века. Помогали им в этом студенты архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института. Авторы проекта консервации и частичной реставрации памятника — М. И. Коляда и И. А. Мачерет."

Л.А. Андреева, М.И Коляда, Е.В. Кондратьева
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5440
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Сен 24, 2016 12:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

фото 8
Жилой дом поселка Сторожно. Растительный узор и двойная роданика в оформлении жилого дома.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.