Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Русская церковь в политической борьбе XIV-XV век
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Борьба между великим князем и митрополитом ярко проявилась в истории строительства нового Успенского собора. Задуманное
митрополитом Филиппом с целью укрепления престижа митрополичьеи кафедры, это предприятие постепенно ускользало из рук
главы русской церкви и принимало характер общегосударственного. В работах по оформлению собора пожелал принять участие и
духовник великого князя, злейший враг митрополита - ростовский архиепископ Вассиан 41. В 1474 г. Иван III,
воспользовавшись неудачей митрополичьих мастеров, взял дело строительства в свои руки. Вначале он послал искать
квалифицированных «мастеров церковных» во Псков, однако вскоре - возможно, по совету Софьи Палеолог - принял решение
пригласить архитектора из Италии. После долгих поисков великокняжеский посол Семен Толбузин за большие деньги нанял
известного болонского инженера Аристотеля Фиораванти 42.

По-видимому, митрополит Геронтий весьма недоброжелательно относился к великокняжескому строительству. Митрополичий
летописец внимательно и вместе с тем настороженно следил за деятельностью итальянского мастера в московском Кремле. Многое
из того, что предпринимал Аристотель, казалось Геронтийр покушением на православные традиции 43. Однако он не смел
вмешиваться в строительство, которым руководил сам великий князь.

После того как строительство Успенского собора перешло в руки великого князя, митрополит решил употребить высвободившиеся силы и средства на благоустройство собственной резиденции. Геронтий «у двора своего нарядил врата кирпична, да и
палату заложил на своем дворе» 44. Осенью 1475 г. кирпичная палата «на четырех падклетех каменных» была завершена, и 13
ноября митрополит «вшел в нее жити». Примечательно, что торжественное новоселье митрополита состоялось именно 13
ноября, в день памяти Иоанна Златоуста, «небесного покровителя» Ивана III. Учитывая характер отношений между великим князем и митрополитом, можно полагать, что выбор именно этой даты был не столько жестом вежливости со стороны Геронтия, сколько едкой насмешкой: сам Иван III не имел еще в эти годы каменных палат.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В 1478-1479 гг. между великим князем и митрополитом произошло первое открытое столкновение. Оно было вызвано позицией,
занятой Геронтием в споре о подсудности Кирилло-Белозерского монастыря. Источники по-разному изображают развитие этого
конфликта. Анализ всех материалов, относящихся к данному вопросу, позволил Л. В. Черепнину отметить, что «в конце 70 -х
годов ХV в. архиепископом ростовским Вассианом была сделана попытка изъять из административно-судебного подчинения
местному удельному князю крупневший монастырь Белозерского княжества» 45. Присоединяясь к оценке Черепнина, считаем
необходимым отметить, что эти действия Вассиана были в значительной мере спровоцированы вызывающим поведением уверенных в
своей правовой неприкосновенности кирилловских «старцев». По наблюдению С. М. Каштанова, «архиепископские грамоты
показывают, что если еще в 50-х годах ХV в. игумены и попы сельcких церквей Кириллова монастыря были де-юре подсудны
владыке, очевидно, по всем вопросам, то уже в 60-х годах суд над ними оказался в руках кирилловского игумена, а на долю
владычного суда осталось одно «духовное дело» 46.

Прикрытием для наступления «старцев» на права ростовского архиепископа послужило могущественное покровительства, которое
неизменно оказывал монастырю его светский сюзерен князь Михаил Андреевич.

Однако ростовский архиепископ Вассиан не пожелал мириться с удельными порядками, хотя бы и освященными традицией. Автор
знаменитого «Послания на Угру», он был одним из самых ярких политических деятелей своего времени. В 1455-1466 гг. Вассиан
был игуменом Троице-Сергиева монастыря, в 1466-1467 гг. проходил «искус» в качестве архимандрита придворного Спасского
монастыря и уже 13 декабря 1467 г. был поставлен архиепископом ростовским. На этом посту он пребывал до самой кончины 23
марта 1481 г. Вероятно, уже при нем в Ростове велось летописание, во многих оценках расходившееся как с митрополичьими,
так и с великокняжескими летописцами 47. Вассиан был сторонником укрепления великокняжеской власти и решительной борьбы с
Ордой; он пользовался симпатиями Ивана III и был назначен его «духовным отцом».

Человек сильной воли и твердого характера, ростовский владыка в период «стояния на Угре» не побоялся «зле глаголати князю
великому, бегуном его называя» 48. Так же решительно выступил Вассиан и в защиту своих иерархических прав. После того как
митрополит Геронтий открыто перешел на сторону ослушников и решил дело в пользу кирилловских старцев и удельного князя,
Вассиан «бил челом великому князю Ивану Васильевичю всея Руси, и нача суда просити по правилом с митрополитом; князь же
великый посла о том к митрополиту, чтобы он не вступался не в свое; митрополит же не послуша его» 49. Иван II распорядился
созвать для разбора этого дела поместный собор русской церкви. Опасаясь, что собор может закончиться его низложением,
Геронтий «умолил» великого князя отменить указ о созыве собора и примирился с Вассианом. Митрополичья грамота на владение
Кирилловым монастырем была взята у князя Михаила Андреевича и публично уничтожена. Монастырь был перешел в полное
распоряжение ростовского владыки.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Спор о Кирилловом монастыре весьма отчетливо показывает главные черты отношений великокняжеской власти и церкви в 70-е
годы. Быстрые успехи государственного строительства, стеснение суверенитета митрополичьей кафедры толкают митрополита к
сближению с ярыми противниками объединения страны - удельными князьями. Со своей стороны великий князь стремлися расколоть
епископско-митрополичий блок путем привлечения на свою сторону наиболее влиятельных иерархов. Эти иерархи-фавориты своим
влиянием, помноженным на силу великого князя, создают своего рода противовес авторитету митрополита. Одновременно идет
борьба за монастыри, союза с которыми добиваются самые различные политические силы - великий князь, уделые и местные
князья, митрополичья кафедра.

Уступка Ивана III «мольбам» митрополита - отмена - распоряжения о созыве поместного собора для разбора «кирилловского
дела» - весьма примечательна. По-видимому, великий князь и сам не был уверен в исходе соборного разбирательства. Верный
своей тактике «неспешной постепенности», он решил выждать, собрать новые обвинения против Геронтия. Случай не заставил
себя долго ждать. В августе 1479 г. состоялось торжественное освящение нового Успенского собора. Во время церемонии
митрополит направил крестный ход «не по солнечному въсходу» 50. Хотя церковные правила не содержали точных указаний на сей
счет, Иван III объявил действия митрополита противозаконными: «Сего ради гнев въздвиже на нь князь велики, яко того ради,
рече, гнев Божий приходит». Вопрос о том, как следует ходить при освящении храма - «против солнца» или «посолонь», стал
предметом публичного обсуждения. Обвинения, выдвинутые великим князем, поддержали чудовский архимандрит Геннадий и
ростовский владыка Вассиан. Однако большинство призванных церковников, почуяв, что дело клонится к низложению митрополита,
выступили против Ивана III. «И много спирашася, мне обретоша истинны», - заключает летописец 51.

Враждебное отношение Геронтия к политике великого князя практически лишило Ивана III поддержки «дома святой Богородицы» в
трудный для Москвы 1480 г. Зная осторожный характер московского правителя, можно не сомневаться, что лишь самые серьезные
причины могли подвигнуть его на конфликт с митрополичьей кафедрой в это тревожное время.

Некоторые функции митрополита в 1480 г. взял на себя все тот же ростовский владыка Вассиан. Он выступил в роли посредника
между великим князем и его мятежными братьями Андреем и Борисом 52. В период «стояния на Угре» Вассиан находился в центре
событий, воодушевляя и укрепляя Ивана III. Ярким памятником патриотической деятельности Вассиана стало его «Послание на
Угру». Не касаясь характеристики самого произведения, обстоятельно изученного как дореволюционными, так и советскими
исследователями 53, заметим лишь, что это произведение по-своему отражает стойкость представлений о независимой
политической позиции церкви. Автор «Послания» выступает не как «потаковник» , желающий угодить великому князю
подтверждением его собственных мыслей, но как строгий наставник. По тону произведение Вассиана напоминает послания Кирилла
Белозерского сыновьям Дмитрия Донского.

По убедительному предположению Л. В. Черепнина, именно в 1480 г. в близком окружении архиепиокопа Вассиана возникло еще
одно патриотическое по направленности произведение «Повесть о Царьграде». Автор «Повести» «как бы ставит в пример Ивану
III образ византийского царя, который в дни смертельной опасности не захотел покинуть (несмотря на неоднократные уговоры
патриарха и бояр) Царьграда» 54. Весьма интересно, что выразителем антипатриотических настроений выступает в «Повести»
официальный глава церкви - патриарх. Не отразились ли в этой исторической картине реальные настроения главы русской церкви
- митрополита Геронтия?

Осенью 1480 г. митрополит Геронтий направил Ивану III на Угру особое послание 55. Однако в этом послании, «кратком и
официально-бледном», нет ничего похожего на ту смелость и прямоту, которые отличают послание Вассиана 56. Характерно и то,
что послание написано лишь 13 ноября, через два дня после того, как ордынцы отступили от Угры. Вероятно, именно известие о
бегстве Ахмата послужило поводом для составления этого запоздалапо увещевания.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Говоря об отношениях Ивана III с митрополичьей кафедрой в 1479-1480 гг., следует помнить, что именно в эти годы великий
князь нанес ряд тяжелых ударов новгородскому «дому святой Софии». Во время осады Новгорода зимой 1478-1479 гг. главным
предметом спора между великим князем и новгородскими правителями был вопрос о церковных землях. В результате длительных
переговоров новгородцы согласились уступить Ивану III десять владычных (архиепископских) волостей и половину владений
шести крупнейших новгородских монастырей 57. Во время поездки в Новгород зимой 1479/80 г. Иван III приказал арестовать
новгородского архиепископа Феофила и поместить в московский Чудов монастырь. Эта акция также сопровождалась конфискацией
церковных имуществ 58. Летописи не сообщают о том, как воспринял эти шаги великого князя митрополит. Однако не приходится
сомневаться, что секуляризационные тенденции великого князя крайне беспокоили Геронтия. Давние трения московского
митрополита с Новгородом отходили дна второй план перед лицом грозной опасности. К тому же митрополиты во второй половине
XIV—XV в. неоднократно обращались к новгородцам с посланиями, воспрещавшими посягать на церковные имущества.

Прямой реакцией на новгородские акции Ивана III, на укрепление его власти после победного завершения «стояния на Угре"
было навое «контрнаступление», предпринятое митрополичьей кафедрой в 1481-1482 гг. 23 марта 1481 г. умер ростовский
архиепископ Вассиан, главный церковный «противовес» митрополиту Геронтию. Вскоре последовали многозначительные
перестановки в церковных верхах. 22 июля 1481 г. ростовским архиепископом был поставлен игумен Ферапонтова монастыря
Иоасаф 59. Ферапонтов монастырь был своего рода филиалом Кириллова. Памятуя о связях Геронтия с Кирилловскими «старцами»,
естественно предположить, что Иоасаф был ставленником митрополита. 29 июля коломенским епископом стал Герасим Смердков,
сменивший незадолго перед тем Иосифа Санина на посту игумена Пафнутьево-Боровского монастыря. Есть основания полагать, что
в конце 70-х годов боровские монахи были настроены весьма враждебно по отношению к великому князю. После резкой ссоры с
Иваном III, во владениях которого находился Боровск, монастырь покинул любимый ученик Пафнутия игумен Иосиф Санин.
Перебравшись во владения удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, находившегося в ссоре со своим «державным» братом,
Иосиф основал там новый монастырь в честь Успения Богоматери. Однако он не порывал связей со своей прежней обителью 60.

В литературе уже отмечалась определенная близость Иосифа Волоцкого и митрополита Геронтия в этот период 61. Это позволяет
думать, что и сменивший Иосифа на посту игумена Герасим Смердков неодобрительно относился к наметившемуся развернутому
наступлению великого князя на экономический и политический суверенитет церкви вообще и митрополичьей кафедры в частности.

В 1481 г. был поставлен митрополитом и новый рязанский епископ. Им стал Симеон, духовник и, несомненно, единомышленник
Геронтия 67. Год спустя митрополит поставил архимандритом Симонова монастыря кирилловского игумена Нифонта,
«единомудрствовавшего» с Герантием в период конфликта Кириллова монастыря с ростовским архиепископом в 1478 г. 63

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Укрепив с помощью этих перестановок свой «тыл», Геронтий перешел в наступление. В 1481 г. он уехал в Симонов монастырь,
захватив с собой ризничные ценности, но оставив в знак власти свой посох в Успенском соборе. Поводом к этой демонстрации
послужил затянувшийся конфликт с великим князем по вопросу о направлении движения крестного хода. Не желая уступать, Иван
III запретил освящать выстроенные на его средства храмы по правилам, предписанным митрополитом. «Много бо церквей князь
велики своих, Ивана Златоустаго на посаде каменнаго с год не велел свящати, и Рождества в городе, и Онуфрея святого
придела его и иных многих» 64.

В Москве, несомненно, хорошо понимали глубинные причины на первый взгляд пустяшного спора великого князя с митрополитом.
Уход Геронтия с кафедры послужил поводом для создания широкого фронта всех политических сил, враждебных централизаторской
политике Ивана III. «Вси священники и книжники, и иноки и миряне по митрополите тлаголаху» 65. Требования великого князя,
если верить летописцу, поддержали только его давний единомышленник чудовский архимандрит Геннадий Гонозов, а также не
оправдавший надежд митрополита ростовский владыка Иоасаф. Столкнувшись с целой коалицией церковных сил, Иван III вынужден
был отступить. Он лично явился в Симонов монастырь и «сам во всем виноват сътворися, а митрополита же во всяких речех
обещася слушати» . Только после этого Геронтий вернулся в митрополичий дом. «Смирение» Ивана III, разумеется, было не
более чем тактическим приемом, временным отходом для подготовки к новому наступлению на позиции церкви. Примирившись,
глава церкви и глава государства «устава не учинили», то есть не приняли каких-либо принципиально новых норм отношений 66.

В январе 1482 г., воодушевленный успехом, митрополит Геронтий решил пойти дальше: воспользовавшись мелким нарушением
обрядовых правил, допущенным чудовским архимандритом Геннадием, он «посла его изымати силно да привести». Однако Геннадий
успел укрыться в великокняжеском дворце. «Митрополит же сам иде к великому князю и глаголаше много на нъ... Тогда князь
великы его выдал митрополиту, митрополит же его повеле сковати и под полатою в ледник посадити» 87. Лишь некоторое время
спустя Иван III с боярами «выпечаловал» Геннадия у митрополита. Интересно отметить, что, заступаясь за чудовского
архимандрита, Иван III апеллировал к авторитету митрополита Ионы, который в свое время также за мелкую провинность хотел
низложить ростовского владыку Феодосия, но вскоре простил его. По-видимому, ссылка на авторитет Ионы была самым сильным
доводом для Геронтия.

В связи с наступлением церковников на позиции великокняжеской власти следует рассматривать и изгнание из Троице-Сергиева
монастыря игумена Паисия Ярославова, одного из немногих иерархов — сторонников Ивана III. В 1478 г. вопреки собственному
желанию Паисий занял этот пост: «...принуди ,бо его... князь великий у Троици в Сергееве монастыре игуменом быти» 68. В
1479 г. он вместе с Вассианом Рыло крестил на Маковце первенца Ивана III и Софьи — Василия, в 1480 г. Паисий играл видную
роль в придворной борьбе 69. Уход Паисия из Троицкого монастыря летопись объясняет прежде всего упадком нравов тамошних
иноков. Паисий «не може чернцов превратити на божий путь на молитву и на пост и на воздержание, и хотеша его убити, бяху
6о тамо бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися, и остави игуменство» 70. Однако едва ли дело обошлось без
участия митрополита. Во всяком случае, Геронтий явно не пожелал, как некогда митрополит Алексей, грозой своего гнева ,
приводить троицких иноков в повиновение игумену.

Показное смирение Ивана III не помешало ему в 1482 нанести воинствующим церковникам ряд ответных ударов. Великий князь в
1482 г. вступил в контакт с прибывшим из Литвы «паном», доверенным лицом «митрополита Киевского и всея Руси» Спиридона,
поставленного патриархом константинапольским в 1474 г. В московских церковных верхах Спиридона именовали не иначе как
Сатаной. Новопоставленные епископы давали клятву не иметь с ним никаких сношений. Через своего посла Спиридон заявил о
дружеских чувствах к великому князю, для которого он якобы привез из Константинополя много «святых мощей". Спиридон
жаловался Ивану III на короля Казимира, который захватил все «подарки», предназначенные для московского князя, а самого
митрополита упрятал в темницу.

Свои переговоры с послом литовского митрополита Иван III вел открыто, явно стремясь «припугнуть» Геронтия и его окружнние
перспективой признания Спиридона. Летопись отмечает, что великий князь «держа долго пана того» и лишь после этого принял
решение «не подымати рати, ни воеватися с королем про се» 71. Своей окончательной «резолюцией» Иван III по существу
признавал Спиридона. Об этом же говорит и его последующая судьба. Видимо, вскоре после возвращения «пана» он бежал из
темницы и прибыл во владения московского князя. Здесь Спиридон был принят если не с честью, то во всяком случае без особых
неприятностей. Не решившись возвести его на митрополию Иван III отправил беглеца в Ферапонтов монастырь. Спиридон
пользовался большим почетом среди иерархов, близких к великому князю. В монастыре он занимался литературной деятельностью,
направленной на идейное обоснование московского единодержавия 72. Со своей стороны великий князь был настолько расположен
к Спиридону, что не препятствовал ему до самой кончины именовать себя «митрополитом всея Руси» 73.

Ведя переговоры с литовским митрополитом, Иван III одновременно предпринял еще одну, крайне неприятную для Геронтия акцию
— конфискацию белозерских владений князя Михаила Андреевича Верейского 74. Это решение великого князя, помимо всего
прочего, вело к усилению зависимости от светских властей союзников Геронтия — кирилловских «старцев». Именно в 1482 г.
происходит смена игумена в Кирилло-Белозерском монастыре. Прежний игумен Нифонт, хотя и «с повышением», став симоновским
архимандритом, покинул обитель.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Конфликт между великим князем и митрополитом вспыхнул с новой силой в ноябре 1484 г. «Того же лета Геронтей митрополит
хотел оставить митрополию и съеха в монастырь на Симоново и с собою ризницу и посох взя», — сообщает летописец 75. Причина
ухода Геронтия, если верить летописи, была вполне "нейтральная»: «понеже болен». Однако болезнь митрополита, судя по
всему, носила «дипломатический» характер. Вероятно, как тремя годами ранее, Геронтий пытался таким способом воздействовать
на великого князи. Трудно сказать, что послужило подлинной причиной этой демонстративной акции митрополита. Это могли быть
и новые гонения на семейство верейских князей, с которыми митрополит был в близких отношениях, и намерение великого князя
возвести личного врага Геронтия чудовского ахимандрита Геннадия в сан новгородского архиепископа, и наконец контакты Ивана
III со Спиридоном Сатаной. Однако на сей раз великий князь не захотел вновь «идти в Каноссу». Более того, когда митрополит
«оздраве» и попытался вернуться в освою кремлевскую резиденцию, Иван III распорядился не выпускать его из Симонова
монастыря. Тем временем «державный» стал готовить избрание нового митрополита — своего давнего единомышленника Паисия
Ярославова. Для этого необходимо было отречение прежнего. По указанию великого князя Паисий ездил к Геронтию и уговаривал
его добровольно сложить с себя сан. Однако «оздоровевший» митрополит наотрез отказался выполнить волю Ивана III. Он
«многажды убегал из монастыря, и имаша его, и тужи много по митрополии» . Большего унижения, чем то, которому подвергся
Геронтий, украдкой убегавший из-под ареста и тут же вновь попадавший в руки стражников, не испытал, пожалуй, ни один из
его предшественников по кафедре.

И все же упорство Геронтия принесло свои плоды. Наученный горьким опытом своего игуменства в Троицком монастыре, Паисий
не решился занять митрополию при наличии законного главы церкви. После долгих отлагательств, равно через год после отъезда
митрополита в Симоново, Иван III «възведе... митрополи-ra Геронтия на стол» 76.

Последние четыре с половиной года своего пребывания на кафедре Геронтий правел весьма мирно. Симоновское заточение
заметно охладило пыл воинствующего церковника. Именно этот «поздний» Геронтий заслужил упрек Иосифа Волоцкого в том, что
он «бояшеся дръжавнаго» 77. Отныне важнейшие церковные дела решались великим князем. Получив от чудовского архимандрита
Геннадия огромную взятку в 2 тысячи рублей, Иван III добился постановления этого заклятого врага митрополита в сан
новгородского архиепископа. 12 декабря 1484 г. Геронтий возвел Геннадия на новгородскую кафедру.

Митрополит принял участие в борьбе за окончательное присоединение Вятской земли. В 1485 г. «вятчане отступиша от великого
князя, князь же великии посла на вятчан воеводу своего Юрья Шестака Кутузова со многою силою» 78. Одновременно Геронтий
направил на Вятку два гневных послания. Первое из них адресовано вятскому духовенству, второе — мирянам. Угрожая
отлучением, митрополит требует, чтобы вятчане «...осподаргю бы... своему, а нашему господину и сыну великому князю за свою
злостворенную к нему грубость челом били... А грабежи бы есте все християнские и церковные отдавали, и полон бы есте весь
отпущали безхитростно»79.

В том же 1485 г. по распоряжению Ивана III митрополит участвовал в организации торжеств по случаю взятия Казани войсками
великого князя 80.

Следует отметить, что в эти годы обращение Ивана III с опалыными церковниками становится все более крутым и бесцеремонным.
В 1484 г. «остави, в заточении седя, новугородский владыка Феофил епископьство нужею великого князя; и испусти его князь
велики и повеле жити ему и Михаилова Чюда». В этом сообщении митрополичьего летописца чувствуется глухое осуждение
действий великого князя. В 1488 г. «архимандрита чюдовского били в торгу кнутьем» за подделку жалованной грамоты князя
Андрея Василыевича Вологодского Спасо-Каменному монастырю 81.

К концу 80-х годов относятся первые публичные акции против представителей новтородско-московской ереси. В 1488 г. в
результате расследования, проведенного архиепископом Геннадием обнаружилась приверженность к ереси некоторых новгородских
священников. Виновные были посланы в Москву для наказания. «Тое же зимы биша попов новугородских на торгу кнутьем," -
сообщает московский летописец 82. Вопреки ожиданиям Геннадия, после торговой казни еретики были вновь отосланы в Новгород.
Некоторые за недостатком улик были освобождены от наказания 83.

Изучение новгородско-московской ереси конца ХV в. имеет давнюю историографическую традицию 84. Поддержка великим князем
московских еретиков, в учении которых «речь шла, по-видимому, не о борьбе с феодальным государством, а о реформе этого
государства, об ослаблении роли крупных феодалов, в частности церковных» 85, естественно вытекала из общего направления
церковной политики Ивана III. Что касается митрополита Геронтия, то он, опасаясь нового конфликта с Иваном III, не проявил
особого рвения в борьбе с еретиками. Заставляет задуматься и уход с кафедры в 1488 г. единомышленника гонителя еретиков
архиепископа Геннадия ростовского владыки Иоасафа 86.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

После кончины Геронтия 28 мая 1489 г. Иван III очень долго медлил с избранием нового митрополита. Наконец 26 сентября
1490 г. в «дом пречистыя Богородицы» пришел новый хозяин - симоновский архимандрит Зосима Брадатый. На его близость к
великому князю указывает тот факт, что Зосима был назначен архимандритом в 1485 г., после ухода из монастыря друга
митрополита Геронтия игумена Нифонта. Вероятно, Зосиме было поручено «навести порядок» в Симоновском монастыре - цитадели
опального митрополита.


Общественао-политические взгляды Зосимы по-разному оценивались исследователями. В дореволюционной литературе его принято
было - вслед за Иосифом Волоцким - характеризовать как тайного еретика 87. В советской литературе было высказано
предположение, что Зосима был нестяжателем 88. Однако мало внимания уделялось свидетельству Никоновской летописи под 1494
г.: «Тоя ж весны маия 17-го митрополит Зосима оставил митрополию не своею волею, но непомернаго пития держашесь, и тако
сниде в келию на Симонов, а оттоле к Троице в Сергиев монастырь» 89. Помимо беспробудного пьянства есть указания и на еще
более отталкивающие пороки Зосимы 90. Нет оснований считать чистым вымыслом эти свидетельства. Возведя на «престол святого
Петра» человека весьма одиозного, не пользующего большим авторитетом, Иван III оставлял за собой возможность в любой
момент иметь повод для устранения такого митрополита. Недостоиное поведение Зосимы само по себе отвечало интересам
великого князя, стремившегося любым способом ослабить традиционно высокий престиж митрополичьего сана.

Более чем через год после отставки Зосимы «изволением государя великого князя Ивана Васильевичя всеа Руси» на митрополичью
кафедру был возведен троицкий игумен Симон, человек весьма бесцветный, ставший послушным орудием в руках великого князя.
Благодаря своему покладистому нраву Симон сумел без особых потрясений пробыть на митрополии 16 лет до самой своей кончины
30 апреля 1511 г.

В период пребывания Симона на митрополии произошло известное столкновение Ивана III с воинствующими церковниками соборе
1503 г. Подробный анализ этих событий выполнен А. А. Зиминым 91. Митрополит Симон был участником полемики с великим князем
по вопросу о церковных землях. Однако за его спиной все время маячат фигуры Иосифа Волоцкого и других более смелых и
энергичных деятелей иосифлянского направления.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о том, как складывались во второй половине ХV в. отношения великокняжеской власти
с монастырскими «старцами» . Социально-экономический потенциал монастырей в этот период в целом продолжает возрастать.
Однако если в моды феодальной войны второй четверти ХV в. различного рода пожалования - земли, дворы, рыбные и соляные
промыслы широким потоком текли в ворота наиболее известных обителей, в третьей четверти века этот поток заметно мелеет.
Важным источником роста церковного землевладения, как и в предшествующий период, было основание новых монастырей в
центральных районах страны и в относительно мало обжитом Вологодско-Белозерском крае. Из обителей, выросших во второй
половине ХV в. вблизи Москвы, особую известность получили Пафнутьев-Боровский (основан около 1444 г.) и Иосифо-Волоцкий
основан в 1479 г.) монастыри. На вологодском Севере над основанием новых монастырей трудились Нил Сорский, Авраамий
Печенгский, Филлип Рабанский, Евфимий Сянжемский, Иннокентий Грязовецкий (охлябиннн) 92. Особый успех имела протекавшая в
конце ХVв - первой четверти XVI в. деятельность известного основателя монастырей Корнилия Комельского, выходца из
Кирилло-Белозерского монастыря.

Основатели новых монастырей успешно действовали во второй половине ХV в. и в других районах Руси. В тверской земле
подвизался Макарий Калязинский, в окрестностях Углича — Паисий Угличский и Кассиан Учемский, в костромском крае — Макарий
Унженский и Тихон Луховский, в Беломорье — Зосима Соловецкий, на «стыке» московских, тверских и новгородских владений
Антоний Краснохолмский 93.

Отражая общую тенденцию политической и церковной централизации, новые монастыри, как правило, «тянули» к Москве. Их
основателями часто были выходцы из среды московских феодалов. Так, Пафнутий Боравский «от колена агаряньска влекиися
родом» 94. Его дед принял православие и вероятно тогда же был пожалован вотчинами. В наследство от отца Пафааутий получил
село Кудиново близ Боровска. Корнилий Комельский был племянником дьяка великой княгини Марии Ярославны 95. Нил Сорский
происходил из московского боярского рода Майковых.

Новые монастыри, возникавшие в уделах, часто вступали в конфликт с местными князьями. Известно например, что князь Василий
Ярославич Серпуховско-Боровский преследовал Пафнутия, князь Федор Борисович Волоцкий разорял Иосифов монастырь.
Несомненно, такие действия объяснялись не только самодурствам удельных князей. Удельные родичи «государя всея Руси» не
могли не видеть промосковской ориентации новых обителей, что и вызывало их раздражеание.

Со своей стороны великие, князья часто демонстративно подчеркивали свое расположение к основателям новых монастырей.
Хорошо известна близость Ивана III с Пафнутием Боровским, известие о болезни которого обеспокоила всю великокняжес семью
96. Сообщение о кончине Пафнутия было внесено в официальную великокняжескую летопись 97. Другой "подвиж+ник» - Корннилий
Комельский, едва лишь поселившись в своей «пустыни», получил от великого князя льготную грамоту. Впоследствии Василий III
нанес Корнилию визит в его лесной обители 98.

Если большинство новых монастырей в уделах открыто «тянули» к Москве, то старые иногда очень долго сохраняли традиционные
связи со своими князьями. В 1478 г. в ходе разбирательства конфликта между ростовским архиепископом Вассианом и Кирилло-
Белозерским монастырем представитель удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского заявил: «...Истарины прежние
архиепископы ростовские во государя моего в Кирилов монастырь не вступалися, приставов своих не слали, а игумена и братьи
не судили, и десятилников овоих к ним не въсылали, и пошлин не имали - при Кириле и после Кирила — при государя моего
княже Михайлове отце, при князе Андрее Дмитриевиче, и до сих мест, а судил... того Кирилова монастыря игумена государя
моего княж Михайлов отец — князь Андрей Дмитриевичь, а братью свою — старцев Кирилова монастыря — судил игумен; а после
отца своего того Кирилова монастыря игумена судил государь мой князь Михайло Андреевичь и до сих мест, опрочь духовных
дел, а в духовных... делех игумена ведает архиепископ, занеж... тот Кирилов монастырь у государя моего, как у государя у
великого князя его монастыри — Спас на Москве, да Пречистая на Симонове, да Никола на Угреше» 99.

Аргументы удельного князя, апеллировавшего к «старине», казались неотразимыми. Однако Иван III попытался использовать их
по-своему. По свидетельству В. Н. Татищева, посланный боярин Михаил Васильевич обратился к Геронтию от лица великого князя
с таким весьма любопытным рассуждением: «Отче, аз не вступаю в твою власть, имаши бо над церкавию всею и над всеми
служасчими те, их и монастыри устрояти, беречи, и научати, и их суди. А зане церкви и монастыри устроены и снабдены от
предков наших великих князей, и местных князей, и дворян; и от тех градов, то не имаши власти их кому отдавати. А ныне дал
еси Кирилов монастырь под суд владети князю Михаилу ростовскому (ошибка источника: речь идет о князе Михаиле ,Верейско-
Белозерском. — Н. Б.), ино то не годится. Митрополит же Геронтий со гневом отрече, яко он имат власть над всеми монастыри
и волостьми их» 100.

Слова Ивана III показывают, что вопрос о юрисдикции монастырей во второй половине ХV в. ставился очень широко.
«Кириловское дело» было лишь наиболее ярким эпизодом этой скрытой молчанием источников борьбы. Стремясь изъять крупяные
монастыри, находившиеся в уделах, из административно-судебного подчинения местному князю, великокняжеская власть тем самым
устраняла существенное препятствие на пути централизации. Этот курс, какими бы софизмами ни пытался его обосновать великий
князь, не имел ничего общего с монастырской «стариной». Борьба кирилловских «старцев» за сохранение традиционных порядков
вызывала сочувствие многих представителей московской знати, среди которых встречаем даже мать Ивана III — княгиню Марью
Ярославну. Решив уйти в монахини, она пригласила для совершения обряда именно кирилловского игумена Нифонта. Постриг
состоялся в московском Вознесенском монастыре 2 февраля 1479 г.101 Несомненно, это была своего рода политическая
демонстрация. Известно, что княгиня Марья сочувствовала уделыным князьям, в особенности своему сыну Андрею, и
неодобрительно относилась к жесткому внутриполитическому курсу Ивана III. Пользуясь огромным авторитетом в великокняжеской
семье, она могла открыто выражать свои настроения. Возможно, не без содействия Марьи игумен Нифонт в 1482 г. получил место
московского архимандрита, а затем и суздальского архиепископа.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Поражение в споре с архиепископом Вассианом и великим князем в 1478 г. не смирило кирилловских «старцев». Вероятно, в
ответ на какие-то враждебные движения с их стороны Иван III в 1482 г. нанес новый удар по монастырю. По указанию
"державного» было проведено точное межевание монастырских земель в районе Белого озера, ограничившее возможности их
дальнейшего расширения. В том же 1482 г. игумен Нифонт, "зачинщик» конфликта 1478 г., был удален из монастыря.

Не остались в долгу и «непогребенные мертвецы» с их могущественными покровителями. Преемник и, по-видимому, политический
антипод Нифонта игумен Серапион столкнулся с дружной оппозицией монастырской верхушки. Весь «цвет» монастыря - 15
«больших старцев» - покинули обитель в июле 1483 г. и вернулись лишь в марте 1484 г., после того, как князь Михаил
Андреевич, все еще сохранявший власть над монастырем, «отогнал" нового игумена. Во главе монастырской братии встал
сторонник удельного князя и монастырской «старины» Гурий Тушин 102.

Позиция кирилловских «старцев» вызывала сочувствие у многих воинствующих церковников 103. Понимая, что от исхода
"кирилловокого дела» зависит многое, Иван III в 1484 г. повел наступление уже не на сам монастырь, а на его
высокопоставленых покровителей. Верейско-Белозерский князь Михаил Андреевич был вынужден отречься от всех своих
наследственных владений, а его сын Василий, спасаясь от расправы, бежал в Литву. Одновременно Иван III попытался низложить
митрополита Геронтия 104.

История с Кирилловым монастырем показывает, сколь велико было сопротивление монастырских «старцев», не желавших терять
связь со своими покровителями и вкладчиками - удельными князьями.

Во второй половине ХV в. удельные симпатии «старцев» Троице-Сергиева монастыря были выражены не столь отчетливо, как у их
кирилловских собратьев. Это объясняется прежде всего тем, что уже к началу последней трети ХV в. прекратили свое ствование
две наиболее близких к Троице линии удельных князей - звенигородская и радонежская. Однако попытки Ивана III ограничить
рост троицких вотчин 105 и поставить монастырь полностью под свой контроль создавали в обители почву для политического
брожения. Несомненно, это учитывали и удельные князья. Известно, например, что в первой половине 90-х годов поддержки
троицких «старцев» усиленно искал удельный князь Борис Васильевич Волоцкий 106

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Быстрое обогащение ведущих монастырей в ходе феодальной войны второй четверти ХV в. и в первые два десятилетия правления
Ивана III ярко проявилось в развернувшемся в последней трети ХV в. каменном строительстве. Начало возрождению каменного
строительства в монастырях, почти прекратившегося в годы феодальной войны, положил «родной» монастырь митрополита Ионы -
Симонов. В 1458 г. «создана церковь камена на Москве. Введение святыя Богородици на Симоновском дворе в городе» 107. От
Симонова монастыря не отставал и Троицкий. В 1462 г. находившееся в московском Кремле подворье монастыря было украшено
каменной церковью Богоявления 108. В 1469 г. зодчий Василий Ермолин вы строил в самом монастыре каменную трапезную палату,
ставшую образцом для подобного рода монастырских сооружений.

В 1468 г. был завершен каменный собор Вознесенского женского монастыря в московском Кремле, заложенный еще в начале XV в.
вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией 109. Средства для этого строительства предоставила мать Ивана III, княгиня Марья
Ярославна.

В оконце 70-х - начале 80-х годов летопись часто сообщает о каменном строительстве, связанном с Троицким монастырем, где в
это время игуменствовал ставленник великого князя Паисий Ярославов. В 1476 г. псковские мастера начали в самом монастыре
строительство каменной церкви «иже под колоколы», впоследствии получившей название Духовской. В 1479 г. был заложен новый
каменный храм на троицком подворье в Москве. Под 1480 и 1482 гг. летопись вновь сообщает о каменном строительстве на
Троицком подворье. Однако это, по-видимому, лишь повторения того же известия 110.

В 1483 г. архимандрит Геннадий Ганозов заложил два каменных здания в Чудовом монастыре - Алексеевскую церковь и трапезную
палату. В этом же году некий «игумен Чигас» начал строительство каменной Спасской церкви «за Яузой». В 1485 г. "свершена»
каменная трапезная в Симоновом монастыре, «иже у врат», в 1491-1496 гг. «повелением великого князя» возведен каменный
собор в Ново-Спасском монастыре 111.

Каменное строительство во второй половине ХV в. вели не только Троице-Сергиев, Симонов, Чудов и Спасский монастыри. В
1466-1467 гг. был выстроен каменный собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре. Вскоре храм расписал знаменитый
художник Дионисий 112. В 1485 г. завершилась постройка Успенского собора в Иосифо-Волоцкой обители 113. В 90-е годы в
монастыре была воздвигнута каменная колокольня.

По некоторым сведениям, в 1481 г. был построен каменный собор в Никольском Краснохолмском монастыре, основанном около 1461
г. выходцем из белозерских монастырей Антонием 114. Монастырь находился на землях боярина А. В. Нелединского-Мелецкого,
который покровительствовал обители. В 1494 г. В монастыре началась строительство каменной трапезной палаты с церковью в
честь Дмитрия Солунского.

Отстраивались и северные монастыри. 8 сентября 1490 г., в престольный праздник был освящен собор Рождества Богородицы в
Ферапантовом монастыре. В 1496 г. был возведен каменный собор Кирилло-Белозерского монастыря, освященный также 8 сентября,
на Рождество Богородицы 115. Легко заметить, что каменное строительство во Второй половине ХV в. ведется главным образом в
тех монастырях, руководители которых сотрудничали с великим князем. Однако о прямом участии великого князя в монастырском
строительстве никаких сведений нет. Очевидно, монастыри были уже достаточно богаты для того, чтобы вести дело
самостоятельно. В качестве иллюстраций можно привести некоторые расценки того времени. Строительство Успенского собора в
Волоцком монастыре обошлось Иосифу в общей сложности примерно в 1000 рублей, собор Кирилло-Белозерского монастыря, который
строили 20 каменщиков под руководством ростовского мастера Прохора обошелся в 250 рублей 116. Дорого стоило и оформление
храма. За «деисус» московского Успенского собора архиепископ ростовский Ваосиан уплатил 100 рублей; столько же стоил
колокол, присланный в Иосифов монастырь новгородским архиепископом Геннадием 117. Для масштаба можно привести некоторые
сравнительные данные: в конце ХV в. за 20-60 рублей можно было купить село в Подмосковье, а знаменитый мастер Аристотель
Фиораванти получал жалования 10 рублей в месяц 113.
Игумены крупных монастырей все более усваивают образ жизни и черты поведения светских феодалов. К примеру, Максим Грек в
первой половине XVI в. писал об игумене Пафнутии Боровском: «Он держал села, и на деньги росты имал, и люди, и слуги
держал, и судил, и кнутьем бил, ино ему чюдотворцем как быти?» 19. Сам Пафнутий перед кончиной сокрушался о суетности
жизни: «...60 лет угажено миру и мирьскым человеком, князем и бояром: и в сретенье им сованося, и в беседе с ними
маньячено, и вслед по них тако же сованося, а того и не нем, ради?» 12О.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2017 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Обогащение ведущих монастырей привело к тому, что жизнь монахов в этих обителях стала сытой и беззаботной. Строгость
общежительных порядков ослабла. Началось имущественное расслоение. В тот же Троицкий монастырь стали постригаться "бояре и
князи» 121, не желавшие повиноваться строгому игумену Паисию. Быстро «обмирщался» и Кириллов монастырь, который, вопреки
утверждению клерикальной историографии, отнюдь не был неприступной цитаделью нестяжателей. В последней четверти ХV в.
монастырю принадлежало более 50 деревень. Ревнитель строгого монашеского подвижничества Нил Сорский покинул монастырь, так
как иноки в нем жили «не по законам божиим", а «по своих волях и умышлениих человеческих» 122.

На весь уклад жизни иноков, несомненно, повлияло и то обстоятельство, что в последней трети ХV в. монастыри все чаще
становятся местом ссылки опальных бояр и иерархов. Так, в 1473 г. в Кириллов монастырь был сослан видный сподвижник
Василия II Федор Басенок, а в конце 90-х годов - князь Василий Иванович Патрикеев. В Ферапонтовом монастыре, где уже
находился бывший литовский митрополит Спиридон, в 1489 поселился оставивший кафедру ростовский архиепископ Иоасаф (в миру
князь Стригин-Оболенский). В Троице-Сергиевом монастыре в 90-е годы жили отставной митрополит Зосима и опальный боярин
князь Иван Патрикеев. Такого рода иноки приносили в монастыри не только богатые вклады, но и привычки боярских и
епископских дворов.

Обогащение и внутреннее расслоение монашеской братии быстро вело к забвению тех норм поведения и общения, которые
проповедовал Сергей Родонежский и его ученики. Простота и доступность «старцев» сменяются заносчивостью и равнодушием к
чужому горю.

Яркую бытовую зарисовку отношений между иноками в столичном Чудовом монастыре дает написанное в 1462 г. «Сказание о
исцелевшем хромце». Автор «Сказания» митрополит Феодосий сам десять лет был чудовским игуменом и, конечно, хорошо знал то,
о чем писал. Некий крестьянин по имени Наум с юности был хром на одну ногу. Решив уйти в монахи, Наум пришел в Чудов
монастырь. Однако архимандрит Дмитрий «видев его немощна и скорчившуюся его ногу, не возлюби прияти его во обитель». Лишь
после долгих уговоров Наум был принят в монастырь и определен в услужение сначала к хлебницу, а затем и на самую тяжелую
работу - в поварню. После семи лет монастырской службы Наума вконец разбила болезнь, и лишь вмешательство «чудотворца»
митрополита Алексея возвратило его к жизни 123.

Разобщенность, враждебность все сильнее проявлялись не только внутри монашеских общин, но и между монастырями. Одной из
главных причин этого явления был рост монастырского землевладения, неизбежно пприводивший к конфликтам и тяжбам между
монастырями. Так, например, уже в 70-е годы ХV в. вспыхнул поземельный спор между Троице-Сергиевым и Кирилло-Белозерским
монастырями. В результате вмешательства князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского, Кириллов монастырь выиграл эту
тяжбу 124.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Апр 01, 2017 1:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Упадок политического значения монастырей - одного из главных отрядов церковных сил - сильно беспокоил воинствующих церковников. Мысль «старцев» напряженно работала над
этой задачей. Поиски путей обновления монастырской жизни в целях укрепления политических позиций церкви, защиты ее авторитета, с одной стороны, от нападок еретиков, а
с другой - от секуляризационных и других опасных для церкви замыслов великого князя объединяли в конце ХV в. Иосифа Волоцкого и его будущего оппонента Нила Сорского.
Как отметил Я. С. Лурье, «идеология иосифлянства формировалась не в союзе, а в борьбе с самодержавным государством» 125. В ранних произведениях Иосифа Волоцкого, в
особенностях его беспокойной биографии - тот же пафос отрицания современных ему монастырских порядков, что и в деятельности Нила Сорского. Основав в 1479 г. свой
монастырь, Иосиф поначалу пытался возродить в нем традиции первых русских «пустынных» киновий. Показательно, что для этого ему пришлось напоминать братии «азы»
общежительных поряднов. "Аще хочешь жити в обьщем житии, да отречешися ,всякыя вещи, да не имаши власти ни над чашею, и тако можеши в общем житии спастися», - писал
Иосиф в ранней, краткой редакци своего «Устава» 126

Лишь с начала XVI в. определились принципиальные расхождения между иосифлянами и нестяжателями. Иосиф оставил свои мечты о монастырском равенстве и независимости и
занялся делением иноков на три категории в зависимости от их происхождения, состояния и положения в монастыре. Нил Сорский увлекся утопической идеей создания нового
типа монастыря. «Ски Нила - не монастырь-собственник, а мелкая трудовая ячейка, не феодал, а труженик» 127.

Выдвинутое Нилом требование отказа от владения селами как главной причины «обмирщения» иноческой жизни и упади престижа монастырей, как известно, весьма импонировало
великому князю, вынашивавшему идею секуляризации монастырски имений. Оно же сближало Нила Сорского и его единомышленников с московскими еретиками, также резко
выступавшими против церковного и монастырского землевладения 128. Отсюда парадоксальная на первый взгляд «снисходителыносты" строгих аскетов-нестяжателей к еретикам.
Споры между иосифлянами и нестяжателями в первой половине XVI в. подробно изучены в литературе. В данной работе мы касаемся этой темы лишь настолько, насколько это
необходимо для общей характеристики отношений великокняжеской власти и монастырей во второй половине ХV в.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Апр 01, 2017 1:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Особо следует рассмотреть вопрос о6 участии митрополичьей кафедры и монастырей в идейном обосновании объединительной политики московских великих князей в
рассматриваемый период.

Что касается митрополичьей кафедры, то она, насколько можно судить поа сохранившимся источникам, участвовала лишь в тех идеологических акциях московского
правительства, которые отвечали ее собственным интересам, либо были настолько значительны, что уклониться было просто невозможно. Так, митрополиты Иона, Феодосий и
Филипп содействовали распространению культа митрополитов Петра и особенно Алексея 129. Как уже отмечалось, обращение к образам этих московских «первосвятителей" давало
новые аргументы для защиты политического суверенитета митрополичьей кафедры. Многочисленные «чудеса» у гробниц этих митрополитов, а также их политического наследника
Ионы становились достоянием молвы и попадали в летопись исключительно благодаря соответствующим указаниям Феодосия, Филиппа и Герантия. Как показывает история с
неудавшимся «чудом" у гробницы митрополита Феогноста, различные мелкие проишествия в Успенском соборе становились церковными «сенсациями" лишь в результате властного
вмешательства церковных «верхов". О том же говорит и знаменитая история «ярославских чудотворцев», «просиявших» в 1463 г. 130

Московские митрополиты, в особенности Иона, внесли определенный вклад в развитие культа Богородицы, остававшегося религиозным символом московской государственности.
Однако в целом во второй половине ХV - начале XVI в. созданием теорий, обосновывающих историческую миссию московского единодержавия, занимаются главным образом люди,
весьма далекие от митрополичьей кафедры - ферапонтовский монах Спиридон, псковский «старец» Филофей, волоцкий игумен Иосиф н другие. Работа по обновлению и развитию
московской агиографии, ее приспособление к актуальным задачам государственного строительства также ведется не на митрополичьем дворе, а в келье троицкого инока Пахомия
Серба.

Для более глубокого понимания отношений великокняжеской власти и церкви в области идеологии в последней трети ХV в. следует, в частности, выяснить, как и кем было
организовано прославление и увековечивание крупнейших успехов Московского государства - присоединение Новгорода и свержение ордынского ига.

В соответствии с традициями древней Руси главными монументами в честь этих побед стали памятники архитектуры. Как и в предшествующий период, «указателями»
мемориального значения того или иного памятника служат его посвящение, а также дни закладки и освящения. Победа над новгородцами в битве при Шелони в 1471 г. была
одержана «июля 14, на память святаго апостола Акила, в день недельный. «И тогда обещася князь великий поставити на Москве церковь святаго апостола Акила, иже и бысть,
а воеводы князь Данило и Федор другую церковь Вокресениа Христова» 131. Поначалу эти храмы-памятники были построены как деревянные пристройки к Архангельскому собору.
Во время большого пожара в Кремле 2 октября 1476 г. «два застенка Архаггелыскых древяных розметаша Въекресение да Акилу святого». Через 10 лет после победы на Шелони,
8 сентября 1481 г., «заложены быша две церкви камены у Архааггелы приделы: Въскресение Христово до Акила апостол» 132.

Эти приделы к великокняжескому Архангельскому собору рассматривались их создателями не только как памятники в честь победы над Новгородом. Дата их закладки - 8
сентября, на Рождество Богородицы - связывает это строительство с традиционным для Москвы богородичным культом, особенно усилившимся после победы на Угре. Бегство хана
Ахмата московские книжники, как известно, объясняли вмешательством Богородицы 133.

Избрав именно 8 сентября для торжественной закладки приделов, Иван III не только связал воедино две важнейшие победы Московского государства, но и ввел их в русло
исторической традиции. Столетний юбилей Куликовской битвы не удалось отпразднавать в сентябре 1480 г., когда новый Мамай стоял на пороге Руси 134. Но тем более
радостным стало двойное торжество осенью 1481 г.

Воспоминания о поле Куликовом были постоянным фактором духовной жизни Москвы этих лет. О победе Дмитрия Донского над Ордой писал в своем «Послании на Угру» архиепископ
Вассиан 13б. Примечательны и некоторые факты семейной хроники Ивана III. 6 октября 1481 г. у великого князя родился сын, который был окрещен в «Дмитриев день», 26
октября, и назван Дмитрием; через два года, 10 октября 1483 г., родился внук Ивана III сын Ивана Молодого, и также был окрещен Дмитрием 136, Не приходится сомневаться,
что оба Дмитрия были наречены в честь их великого предка. «Дмитриевская суббота» была традиционным днем поминовения павших на Куликовом поле. Усиление интереса к
личности Дмитрия Донского проявлялось и в исключительном почитании его «ангела» - Дмитрия Солунского. Во второй половине 70-х годов ХV в. на Фроловских воротах
московскго Кремля было установлено резное изображение Дмитрия Солунского.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Апр 01, 2017 1:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Памятником второй, решающей победы над Новгородом, достигнутой в результате зимнего похода 1478-1479 гг., стала церковь Иоанна Златоуста в Москве, выстроенная в 1479
г. Войско великого князя полтора месяца стояло под городом. Наконец новгородцы приняли все условия, поставленные Иваном III, и в середине января был заключен мирный
договор. Гонец, принесший весть о6 этом, прибыл в Москву 27 января, в день памяти Иоанна Златоуста, «небесного покровителя» московского князя 137. Иван III, вернувшись
из похода, строит в Москве каменный храм в его честь. Летописец отмечает, что постройка хрма была исполнением обета, который князь дал летом 1478 г., готовясь к
решающей схватке с Новгородом. «А в застенке тоа церкви повеле церковь другую учинити, Тимофея апостола, в той бо день родился», - добавляет летописец 138.

Закладка каменной церкви Иоанна Златоуста состоялась 11 июля 1479 г., в день памяти «равноапастольной» княгини Ольги. В выборе этой даты отчетливо проявилось
стремление Ивана III представить себя наследником древних киевских и владимирских князей. Усиление интереса к историческим корням московской великокняжеской власти
было одним из проявлений роста национального самосознания в связи с успехами в деле объединения Руси и борьбы за независимость.

Своеобразным памятником окончательному свержению ордынского ига стала Сретенская церковь. Под 1482 г. летопись сообщает: «Того же лета заложи церковь камену князь
велики, Сретение святыя Богородицы на Поле». В 1485 г. новый храм был расписан на средства великого князя мастерам Долматам «иконником» 1З9. История Сретенской церкви
была тесно связана с борьбой Руси за независимость. Первый, деревянный храм был выстроен в 1395 г. на месте встречи («сретения») иконы Владимирской Богоматери.
Перенесение знаменитой иконы из Владимира в Москву имело целью воодушевить народ перед лицом ожидавшегося нашествия среднеазиатского завоевателя Тимура. Разгромив хана
Тохтамыша, Тимур направился к границам Руси. В Москве «вси моляхуся ко святей Богородице, вопиюще и глаголяще: «0 всесвятая Владычице Богородице! Избави град наш
Москву от нахождения ратных иноплеменных». Как уверяли летописцы, именно в этот день, когда икона была принесена в Москву, Тимур «обратился с сродници своими
восвояси». Выражая всеобщую радость по случаю избавления от опасности, великий князь Василий I обратился к иконе с благодарственными словами: "Благодарю тя, госпоже
пречистая Богородица... Избавила еси, Госпоже, нас и град наш от злаго невернаго царя Темир Аксака" 140.

3а столетие, прошедшее с тех пор, храм Сретения Богородицы обветшал, а основанный при нем монастырь и вовсе прекратил существование. Выстроив новый храм, Иван III
протянул еще одну нить от своего времени к героической эпохе Дмитрия Донского. В этом строительстве заметна и идея исторического возмездия, «отмщения» за
многочисленные «обиды», нанесенные Руси степняками. Эта идея, возникшая в эпоху Дмитрия Донского и ярко отразившаяся в памятниках Куликовского цикла, вновь приобрела
актуальность в 80-е годы ХV в. Свержение ордынского, ига и начало активной борьбы за ликвидацию основного политичесского наследника Золотой Орды - Казанского ханства
сопровождалось возрождением героических образов и символики, связанной с событиями конца XIV в.

Обращение к богородичнай тематике, связанной с историческими традициями борьбы за независимость и объединение Руси, проявилось и в ряде других строительных работ,
выполнявшихся по заказу Ивана III. Это прежде всего постройка Успенского собора, а также перестройка в конце 70-х - 80-е годы ХV в.Благовещенской и Рождественской
церквей в московском Кремле 141.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5442
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Сб Апр 01, 2017 1:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Единственной акцией митрополичьего дома, которую можно рассматривать как вклад в великокняжескую идейно-политическую программу, является постройка новой церкви
Положения ризы Богоматери на митрополичьем дворе в 1484 т. 142 Этим по существу и исчерпывается участие митрополита в огромной по масштабу идейной работе, направленной
на упрочение молодой российской государственности.

Гораздо активнее, чем митрополичья кафедра, участвовали в этой идейной работе монастыри. В их деятельности можно заметить две тенденции. Первая, основная - поддержка и
развитие московских религиозно-политических теорий. Главным образом трудами монастырских "старцев» совершенствовалась идеология Московского государства во второй
половине ХV - начале XVI в. Это ярко проявилось не только в литературе, но и в зодчестве.

В строительной символике монастырских храмов второй половины ХV в. всемерно поддерживалась идея особого покровительства Богородицы Московской земле. Именно Богородице
былии посвящены главные храмы большинства новых монастырей того периода - Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоцкого,Корнильево-Комельского, Паисьево-Угличскогo.
Показательны и некоторые сохранившиеся в источниках даты строительства. Пафнутий Боравский освятил новый собор в своем монастыре в «Дмитриев день», 26 октября. Соборы
Кириллова. и Ферапонтова монастырей были освящены 8 сентября, на Рождество Богородицы, Иосиф Волоцкий заложил каменный собор в своей обитли 7 июня 1484 г., на «Духов
день», связанный с культом Богородиць, а освятил 18 декабря, в день памяти «священия церкви святой Богородицы сущей близ великой церкви в Халкопратиях» 148.

Троицкий и Кириллов монастыри выдвинули целый ряд деятельных сторонников Ивана III. Вассиан Рыло - в прошлом игумен Троицкого монастыря. Нил Сорский и Паисий
Ярославов политические - союзники великого князя - были воститанниками заволжских» монастырей.

#РПЦ #Русская_православная_церковь #клерикализм #антиклерикализм #наука #история #политология #Русь #Древняя_Русь #феодализм #РПЦ_феодал #церковное_имущество #клерикальные_мифы #провиденциализм #орда #иго #монголо_татары #симония
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 7 из 8

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.