Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Скрынников
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Боярская партия использовала промах Годунова, чтобы добиться реванша. Положение Бориса казалось безнадежным. Сам он готовился к худшему. Борис не оставил записок, которые позволили бы судить о его внутренних переживаниях. Но, как и многие другие люди того времени, он поверял свои тревоги не дневнику, а монахам. Обращения к церкви подкреплялись внушительными денежными затратами. В росписях монастырских доходов людские переживания получали денежное выражение. Порою прозаические цифры оказывались ценнее красноречивых записей дневника. 30 ноября 1585 года Троице-Сергиев монастырь получил от Годунова фантастическую сумму по тем временам — тысячу рублей. Даже коронованные особы прибегали к таким пожертвованиям лишь в редких и исключительных случаях. Вклад денег в монастырь служил верным способом обеспечить будущее семьи. Опала влекла за собой конфискацию имущества. Но это правило не распространялось на имущество и деньги, вложенные в монастырь.

Скрынников Р. Борис Годунов/Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Духовенство потратило массу усилий на то, чтобы изобразить Дмитрия неповинно убиенным мучеником. Толки о его самоубийстве официальная пропаганда стала рассматривать как еретические.
Святой не мог быть нечаянным самоубийцей, по этой причине творцы мифа утверждали, что в смертный час он играл не ножичком, а орешками. Б материалах комиссии Шуйского не было ни слова об орешках. Но это не помешало Шуйскому-царю объявить народу следующее: «Сказывают, что коли он (царевич.— Р. С.) играл, тешился орехами и ел, и в ту пору его убили и орехи кровью полились, и того для тыя орехи ему в горсти положили и тые орехи целы».
Когда мощи Дмитрия перевезли в Москву и выставили на обозрение в церкви, все могли видеть, что в гробу действительно лежали орешки. Нашлись свидетели, успевшие разглядеть на них кровь.
Можно ли доверять таким показаниям? Как поверить в сохранность орешков, пролежавших в земле на разлагающемся трупе в течение 15 лет? Как поверить, что свидетель, на мгновение протиснувшийся к гробу, увидел следы крови на почерневших орехах, которые по всем законам природы давно должны были обратиться в прах? Одно из двух. Либо путал свидетель, писавший через 15 лет после обозрения мощей, либо в гробу действительно лежали ярко размалеванные орехи, и эта улика, грубо сфабрикованная теми, кто открыл мощи, ввела очевидца в заблуждение.
Скрынников Р. Борис Годунов/Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Крепостное право и церковь.

Последняя грамота, упоминавшая о «заповедных летах», была адресована Никольскому монастырю на Двине и имела дату— 1592 год. В то время Никольские монахи обратились в Москву с просьбой помочь им вернуть на старые тяглые наделы двух крестьян. Один крестьянин покинул монастырскую вотчину, другой
остался в ее пределах, но забросил свой надел и ушел в зятья к соседу. Чтобы подкрепить просьбу, монахи тщательно подсчитали, какой убыток казне причинили вышедшие крестьяне. Дьяк Щелкалов не только удовлетворил иск Никольских монахов, но и включил в текст судного решения особую статью, адресованную «черным» волостям, со всех сторон окружавшим владения Никольского монастыря. Волостям воспрещалось вывозить крестьян из Никольской вотчины «в заповедные лета (впредь) до нашего (государева) указу».
Скрынников Р. Борис Годунов/Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Политика древней Руси и пиар при помощи Церкви.

В ходе избирательной борьбы наступил критический момент. Решение Земского собора в пользу Бориса Годунова не могло считаться законным, поскольку высший государственный орган — Боярская дума — решительно отклонил его кандидатуру. Но и предложение думы присягнуть боярам и учредить в стране боярское правление также не прошло. Раскол в верхах привел к тому, что вопрос о престолонаследии был перенесен из думных и патриарших палат на площадь. Противоборствующие партии пускали в ход всевозможные средства — от агитации до подкупа.
Земский собор оказался более расторопным. 20 февраля ему удалось организовать шествие в Новодевичий монастырь. Борис благосклонно выслушал речи соборных чинов, но на все их «моления» отвечал отказом. Выйдя к толпе, правитель со слезами на глазах клялся, что и не мыслил посягнуть на «пре высочайший царский чин». Мотивы отказа Годунова от короны нетрудно понять. Как видно, его смущала малочисленность толпы. А кроме того, он хотел покончить с клеветой насчет цареубийства. Чтобы вернее достичь этой цели, Борис распустил слух о своем скором пострижении в монахи. Под влиянием умелой агитации настроение в столице стало меняться.
Патриарх и члены собора постарались использовать наметившийся успех и с удвоенной энергией взялись за подготовку новой манифестации. Церковь пустила в ход весь свой авторитет. По распоряжению патриарха столичные церкви открыли двери перед прихожанами с вечера 20 февраля до утра следующего дня. Расчет оказался правильным. Ночное богослужение привлекло множество народа. Наутро духовенство вынесло из храмов самые почитаемые иконы и со всей «святостью» двинулось крестным ходом в Новодевичий. Таким, способом руководителям Земского собора удалось увлечь за собой внушительную толпу.
От имени народа переговоры с царицей Ириной и ее братом вели высшие чины собора. Убеждая Бориса принять корону, церковники пригрозили, что затворят церкви и положат свои посохи, если их ходатайство будет отклонено. За ними выступили бояре, сказавшие: «А мы называться боярами не станем» (не будут управлять государством, если Борис не примет корону). Последними, как и полагалось по чину, высказались дворяне.

Скрынников Р. Борис Годунов/Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Голод при Годунове.

Правительство не жалело средств на борьбу с голодом. В Смоленск Годунов послал сразу 20 000 рублей для раздачи народу. В столице он велел раздавать нуждающимся еще большие суммы денег, а кроме того, организовал общественные работы, чтобы прокормить население. Но денежные раздачи не достигали цели. Деньги теряли цену день ото дня, Казенная копейка не могла более пропитать семью и даже одного человека. Между тем слухи о царской милостыне распространились по стране, и народ толпами хлынул в столицу, отчего голод там усилился. Борис провел розыск хлебных запасов по всему государству и приказал продавать народу зерно из царских житниц. Но запасы истощились довольно быстро. Немало хлеба, проданного по твердым ценам, все-таки попало в руки хлебных скупщиков. Новый царь, пытавшийся бороться с хлебной спекуляцией, даже велел казнить нескольких столичных пекарей, мошенничавших на выпечке хлеба. Но все это не очень помогло.
Меры правительства, может быть, и имели бы успех при кратковременном голоде. Повторный неурожай свел на нет все его усилия. Монастыри и бояре, скопившие некоторые запасы зерна, остались глухи к призывам властей. В ожидании худших времен богатые крестьяне зарывали хлеб в землю. Правительство пыталось кое-где проводить реквизиции хлеба, но ему недостало твердости и последовательности. Борис не осмелился идти на серьезный конфликт с богатейшими из своих подданных. Попытки обуздать бешеные спекуляции торговцев также не удались.
Годунов покровительствовал посадам, чтобы сохранить основной источник денежных поступлений в казну. Многомиллионное же крестьянство оказалось предоставленным собственной судьбе. Даже в дворцовых волостях, фактической вотчине Годуновых, дело ограничилось продажей крестьянам «старого» хлеба в долг по кабальным распискам. Дворцовые приказчики села Кушалина доносили в Москву, что многие нуждавшиеся крестьяне пришли туда и «стали по улицам з женами и з дет ми, голодом и с озноба помирали». На их донесении приказ наложил такую резолюцию: «Велети бедных огревать и хлебца взаймы дать, кому мочно верить».

Скрынников Р. Борис Годунов/Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В жизни средневекового общества выдающуюся роль играла церковь. Стремясь подчинить себе духовный мир крестьянина, она задалась целью искоренить народные верования, восходившие к дохристианским, языческим временам. Но народное начало оказалось достаточно сильным, и, несмотря на укоры пастырей, двинские крестьяне продолжали забавляться «бесовскими» игрищами, плясали и пели в рощах, водили хороводы на лугах, забавлялись веселыми скоморошьими представлениями. Пели крестьянки, сгребая сено на скошенном лугу. Пели артельщики с речного струга, пел ямщик на заснеженной дороге.
На Севере продолжала жить древняя культура, восходившая ко временам Киевской Руси. Именно северные сказители спасли от забвения песни о Владимире Красно Солнышко, давно забытые на Киевщине. Уроженец Севера Ермак много раз слышал былины, воспевавшие подвиги русских богатырей на дальних степных границах.
Сказители были желанными гостями в любом селе. Крестьяне встречали их в воротах и вели вместе с гуслярами в горницу. Рокот гуслей заполнял избу, и все кругом замолкало. Взрослые, сидевшие по лавкам вдоль стены, и дети, забившиеся на полати, старались не дышать, чтобы не проронить ни слова.
У каждого времени — свои песни. Древние богатыри в устах северных певцов сами собой превращались в удалых казаков.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Нектарий был интереснейшей личностью. Сын осташ-кинского крестьянина Николай Телянин в тринадцать лет покинул отчий дом и переселился в Нилову пустынь. Там доживал век знаменитый пустынник Герман, ставший духовным отцом мальчика. Герман был человеком суровым и властным. Он твердо верил, что без палки нельзя наставить отрока на путь истинный. На склоне лет Николай-Нектарий с тихим умилением вспоминал своего учителя жизни: «И како терпел от начальника моего с первых дней! — восклицал он.— Два года по дважды на всякий день в два времени бит был... учил клюкою и остном (посохом) прободал, ... и кочергою, что в печи углие гребут... и не токмо древом всяким, но и железом и калением, и за власы рванием, но и кирпичом, и что прилучалося в руках его, чем раны дать...»
Монашеский устав предписывал послушнику полное подчинение воле наставника. Мальчик глотал слезы и лишь вел про себя счет ударам, «И того сочтено у мене, в два года по два времени на всякий день,— вспоминал Нектарий,— боев тысяща четыреста и тридесять. А сколько ран и ударов на всякий день было от рук его честных, и тех не считаю, бог весть, и не помню».
Став архиепископом, Нектарий не забыл учителя и прилежно следовал его заветам. Этим он вскоре снискал ненависть среди служителей тобольского архиепископского дома. Столкнувшись с «кознями», Нектарин поспешил сочинить жалобу на собственных подчиненных. «Да и софийские, государь, дворовые люди,— писал пастырь,— старцы, дети боярские и певчие дьяки, кроме старого дьяка Саввы Есипова, умышляют на меня, богомольца твоего, и угрожают доводными всякими делами (доносами) ».

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Переделка летописей церковью.

Средневековые писатели не гнались за оригинальностью. Напротив, они любили украшать свои произведения подробнейшими заимствованиями из других авторов, слывших признанными авторитетами. Библиотека тобольского архиепископа была не слишком богатой, и дьячку пришлось довольствоваться тем, что было под рукой.
Есипов не раз с волнением перечитывал Хронограф, повествовавший о подвигах древних полководцев. Высокопарный стиль изложения Хронографа разительно отличался от стиля, который употребил предшественник Есипова при описании столкновений между Ермаком и Кучумом. Чтобы прославить Ермака, Савва дополнил летопись впечатляющими подробностями, заимствованными из Хронографа. Дьяка не слишком беспокоило то, что Хронограф описывал битву между древними болгарами и византийцами. Воинов Кучума он уподобил язычникам-болгарам. Так Ермаку пришлось вступить в бой с татарами, ханты и манси, «овсяными железом, меднощитни-цами (медными щитами) и копиеносцами».

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

...Среди летописных сочинений о Сибири наибольшей популярностью пользовалась Есиповская летопись. Ее читали и переписывали в разных концах страны.
Сам Савва Есипов едва ли дожил до того времени, когда некий любознательный книжник старательно скопировал его летопись, пополнив ее многими удивительными подробностями. Так возникла Погодинская летопись, которая хранится ныне в Публичной библиотеке в Ленинграде.
Погодинская рукопись ставит перед исследователем множество загадок. Судя по водяным знакам на бумаге, она относится чуть ли не к петровскому времени. Но в этой поздней рукописи заключена масса неизвестных дотоле сведений по истории сибирской экспедиции. Степень их достоверности неясна. Два-три промаха, допущенные летописцем, ставят под сомнение достоверность памятника в целом.
Современные методы исследования текстов столь совершенны, что позволяют воскресить историю составления летописи в мельчайших деталях. Можно себе представить, как неведомый автор Погодинской рукописи, очинив гусиное перо, старательно списал из летописи Еси-пова фразу: «Ермак с товарищи послаша к государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Русии с сеунчем (вестником о победе) атамана и казаков». На этом месте книжник остановился и — после некоторого размышления — вставил в текст фразу от себя: «Тут же послан был казак Черкас Александров потому ... немалой, всего 25 человек».
Фраза сохранилась в неполном виде. Это объясняется просто. Когда рукопись переплетали, лист оказался обрезанным по краям и несколько слов оказались утраченными. Однако даже то, что уцелело, поразительно интересно. Погодинский летописец знал одного из гонцов Ермака по имени, кроме того, ему была известна, по-видимому, и общая численность казачьей станицы, прибывшей в Москву.
Ниже автор Погодинской летописи записал еще более важное известие о том, что царь Иван надолго задержал сибирских гонцов и что Ермаковы казаки Черкас Александров с товарыщи» вернулись в Сибирь в составе отряда воеводы Сукина, покинувшего столицу в 1586 году.
Откуда заимствованы все эти сведения автором Погодинской рукописи? Почему ранние сибирские летописи ни словом не упоминали о Черкасе Александрове? Не выдумка ли это досужего книжника, писавшего в позднее время?
Одна архивная находка позволила дать весьма точный ответ на поставленный вопрос. В Центральном государственном архиве древних актов в Москве хранится подлинная приходо-расходная книга кремлевского Чудова монастыря за 1586 год.
Монахи Чудова монастыря записали в своей книге, что в феврале 1586 года «сибирский атаман» и «сибирские казаки» принесли в обитель и дали на помин души драгоценных сибирских соболей. Благочестивый поступок ермаковцев легко объяснить. Как раз в феврале 1586 года воевода Сукин завершил приготовления к сибирскому походу. Вместе с ним должны были покинуть Москву Ермаковы казаки. Они уже знали о гибели Ермака и готовились к худшему. Самое время было подумать о спасении души, и казаки отправились в Чудов монастырь.
Чудовские монахи перечислили имена всех своих вкладчиков — «сибирских казаков>. Только двух из них (Александра и Волдырю) они назвали атаманами. «Сибирской отоман Иван Александров сын, а прозвище Черкас» принес старцам самые богатые дары.
Архивная находка подтвердила достоверность известий Погодинской летописи, прежде вызывавших сомнения. Среди этих известий самым удивительным, самым драгоценным можно считать известие, заключающее в себе подробности насчет переписки между Ермаком и Иваном Грозным.
...Когда Черкас Александров привез в Москву грамоту Ермака, Иван IV велел составить ответное послание. По традиции царское послание начиналось с подробного пересказа письма, положившего начало переписке. Савва Есипов пересказал письмо одной фразой; Ермак извещал Ивана IV, что казаки «царя Кучюма и с вой его победита». Автор Погодинской летописи привел куда более полный текст казачьей отписки. Ермак писал царю, что он «сибирского царя Кучюма и с его дет мы с Алеем да с Ал-тынаем да с Ышимом и с вой его победита; и брата царя Кучюма царевича Маметкула разбита ж».
Насколько достоверна эта подробная версия письма Ермака? Не сочинена ли она самим погодинским летописцем? Ответить на этот вопрос помогает отчет о «сибирском взятии», составленный дьяками Посольского приказа в 1585 году и сохранившийся в подлиннике. Под руками у дьяков были отписки из Сибири. Воспользовавшись
ими, приказные пометили: «государевы» казаки «Сибирское царство взяли, а сибирский царь Кучюм убежал в поле», после чего «племянник Кучюмов Маметкул царевич, собрався с люд ми, приходил в Сибирь на государевы люди», но те и его «побили».
Данные посольского отчета рассеивают сомнения в достоверности погодинской версии.
Погодинским сведениям чужды летописные штампы. Они мало походят также и на запись воспоминаний очевидцев. В большей мере они напоминают цитаты из приказных документов. Вот один из примеров: «Государь послал (в Сибирь) воевод своих князя Волховского, да голов Ивана Киреева да Ивана Васильева Глухова, а с ним казанских и свияжских стрельцов сто человек, да пермич и вятчан сто человек и иных ратных людей сто человек». Именно таким слогом составлялись записи Разрядного (Военного) приказа. Это бесспорно самый полный разряд, относящийся к сибирской экспедиции. Но вот вопрос: можно ли считать его подлинным? Некоторые его детали вызывают сомнение. Почему сибирские летописи и разрядные книги XVII века упоминают о походе только двух воевод— Волховского и Глухова? Почему в них отсутствуют какие бы то ни было указания на Кире-ева? С. Ремезов утверждал, что с Волховским было 500 человек. В Погодинском же разделе названа цифра 300.
Для проверки разряда можно привлечь подлинную царскую грамоту от. 7 января 1584 года. Иван IV направил Строгановым письменный приказ выстроить «под рать» Волховского, Киреева и Глухова 15 стругов, каждый из которых мог поднять по 20 ратников. Из грамоты следует, что Киреев был главным помощником Волховского в сибирском походе. Дополнительные сведения Погодинской летописи объясняют причины молчания сибирских источников о Кпрееве. Этот воевода пробыл в Сибири очень недолго. Ермак тотчас отослал его в Москву. Киреев увел из Сибири пленного царевича Маметкула.
Если Волховский рассчитывал разместить войско на пятнадцати стругах (по 20 человек на каждом), значит, отряд насчитывал 300 человек.
Итак, Погодинский летописец располагал более точной информацией, чем тобольские летописцы и историки! Очевидно, он держал в руках подлинный разряд о походе Волховского в Сибирь.
Составитель Погодинской летописи нашел у Саввы Еснпова упоминание о том, что ермаковцы шли в Сибирь «Чусовою репою и приидоша на реку Тагил». Не удовлетворенный столь неточным описанием, он включил в текст подробнейшую роспись пути Ермака в Сибирскую землю. В нем указывались не только названия рек, пройденных флотилией Ермака, но и много других сведений: где и куда (направо или налево) сворачивали суда, где они плыли по течению, где против. Очевидно, такая роспись имела не столько литературное, сколько практическое значение. Воеводы, назначенные в сибирский поход, нуждались в подробной дорожной росписи.
Погодинский автор включил в текст своей рукописи сведения об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших походу казаков за Урал. Ермак Тимофеев, записал он, прибыл с Волги на Чусовую в тот самый момент, когда на пермские места напал сибирский царевич Алей с татарами, «а за год до того времени ... пелымский князь Аплыгерым воевал ... Пермь Великую».
В двух решающих пунктах приведенные сведения полностью совпадают с данными царских грамот 1581 — 1582 годов. Они вновь подтверждают, что два нападения произошли с интервалом в год и что поход Ермака начался в дни второго набега.
Ни Строгановы, ни чердынский воевода не знали имен «пелымского князя» и предводителя «сибирских людей», громивших Пермский край. Составитель Погодинской летописи располагал лучшей информацией. Он записал, что первое вторжение возглавлял пелымский князек Аб-лыгерым, а во втором участвовал сын и наследник Кучу-ма царевич Алей.
Как можно объяснить редкую осведомленность погодинского автора? Откуда черпал он свои удивительные сведения? Текст рукописи позволяет установить источник его информации. «Три сына у Кучюма,— записал летописец,—... а как оне взяты, тому письмо есть в Посольском приказе». Значит, летописец имел доступ к сибирским документам Посольского приказа.
Замечательно, что именно этот приказ ведал делами, относящимися к Сибири, на протяжении XVI века. В него, как в резервуар, стекались все отписки из вновь присоединенного края. В Посольский приказ попало и письмо Ермака. Там же составили ответное послание от имени царя. По-видимому, приказные допросили гонцов Ермака, с их слов составили роспись пути в Сибирь и записали «сказку» о причинах похода казаков против Кучума.
Осведомленность автора Погодинской летописи столь удивительна, что невольно возникает вопрос: не был ли он участником сибирской экспедиции? Гонец Ермака Черкас Александров как нельзя лучше подходил к роли официального историографа дружины Ермака. Как ни соблазнительно такое предположение, от него все же придется отказаться. Составитель летописи, несмотря на свою осведомленность, по временам допускал ошибки, совершенно немыслимые в устах очевидца.
По данным Саввы Есипова, Ермак послал в Москву сеунщика-атамана (сеунч — весть о победе), и тот якобы вернулся в Сибирь вместе с воеводой Волховским. Из приказных же документов следовало, что сеунщик — казак Александров — мог вернуться в Сибирь с воеводой Сукиным уже после смерти Ермака. Не заметив противоречия, Погодинский летописец соединил обе версии. В результате в его рукописи появились следующие пометы: «И Ермак в те пору убит, пока сеунщики ездили к Москве»; «князь Семен Волховской пришел в старую Сибирь... а Ермак уже убит до князь Семенова приходу».
В конце жизни Александров и другие тобольские ветераны составили «речи», которые легли в основу ранних сибирских летописей. Хотя они и не помнили точных дат, зато ясно представляли себе последовательность основных событий. Они знали, что Волховский прибыл в Сибирь при жизни Ермака, что воевода умер в дни зимнего голода, а затем погиб Иван Кольцо. Еще позже Ермак предпринял ссой последний поход на Вагай, где был убит. Лишившись вождя, казаки немедленно бежали из Сибири.
Есиповская летопись воспроизвела все эти события в их естественном порядке. Совершив ошибку в определении времени гибели Ермака, погодинский автор разом разрушил канву повествования и кстати и некстати вставил в текст несколько упоминаний о смерти атамана, которые могли лишь запутать читателя.
Ошибки, допущенные автором Погодинской летописи, не оставляют сомнения в том, что этот автор не был сам участником сибирской экспедиции и, более того, не говорил ни с кем из ветеранов похода. Косвенным подтверждением тому служит фраза, мимоходом оброненная им. В рассказе о Чингисхане автор делает ученую ссылку на некую московскую летопись; «пишет про то инде в московских летописцах». Ссылка на московскую летопись была вполне уместна в устах московского грамотея, но никак не вольного казака.
Документы Посольского приказа были доступны лишь очень узкому кругу лиц. Если автор Погодинской летописи смог воспользоваться ими, то из этого можно сделать лишь один вывод. Он сам принадлежал к числу московских приказных людей, имевших доступ к царскому архиву.
Будучи любителем истории, Погодинский летописец делал выписки из посольских документов и иногда сопровождал их своими комментариями. «Алей (сын Кучу-ма),—записал он,— пришел войной на Чусовую, и в тое же поры прибежал с Волги атаман Ермак Тимофеев с то-варыщи пограбили на Волге государеву казну и погромили ногайских татар и Чюсовой сибирским повоевать не дали». Фраза о грабеже государевой казны нарушала временную и логическую последовательность рассказа. Ее автор заимствовал, очевидно, не из отчета Черкаса Александрова о начале похода. Комментарий выдает в авторе человека, хорошо знакомого с ходячими рассказами XVII века о грабежах Ермака.
Выписки Погодинского летописца могут служить своего рода лакмусовой бумажкой. Они помогают исследователю определить достоверность других летописных свидетельств.
Подлиннные документы об экспедиции Ермака погибли. Поэтому судить о них можно лишь на основании тех выписок, которые сделал из них автор Погодинской летописи. Названные выписки позволяют составить довольно точное представление об «архиве» сибирской экспедиции, сформировавшемся в степах Посольского приказа.
«Архив» Ермака начал складываться после того, как в Москву прибыл Черкас Александров с письмом Ермака. Приказные тщательно записали «речи» казаков об их походе, составили роспись их пути. Эти документы вместе с царским посланием составили основу фонда. К ним были присоединены разрядные росписи о посылке в Сибирь трех отрядов, донесение о гибели первого отряда и документы о доставлении в Москву пленного Маметкула, «письмо» о взятии на службу других сибирских царевичей.
Находка «архива» сибирской экспедиции подобна открытию золотой россыпи. Новые данные бросают яркий свет на историю жизни Ермака Тимофеевича.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Дальние походы требовали от казаков огромного напряжения сил и почти всегда сопровождались тяжелыми потерями. Редкая армия могла понести такие потери и не обратиться в бегство. Из морских экспедиции, писали современники, па родину возвращалось нередко менее половины казаков. Но никакие утраты не могли удержать дерзких храбрецов от новых рискованных предприятий. Слабые духом или плотью люди быстро покидали казацкие зимовья и засеки.
В походе казаки довольствовались малым. Каждый набивал сумку сухарями и прихватывал мешок муки. Намешав толокна, ратник подкреплял силы на привале. Вяленая рыба и ломоть сала считались лакомством. Терпеливо переносили казаки тяготы и лишения военного времени. Ночевали под открытым небом. Жили впроголодь, когда кончались скудные припасы.
Когда поредевший отряд возвращался в городок или засеку из удачного похода, жизнь казацкого братства преображалась. Люди, глядевшие смерти в глаза, предавались разгулу. Но пир начинался с тризны, с поминания погибших товарищей. Не жалели ни денег, ни припасов. Тризну сменял хмельной веселый пир. Из дальних углов доставали гусли, гудки, свирели, волынки, балалайки. Музыкантов набиралось разом с десяток человек. Они то принимались свистеть, дудеть, куковать, каждый на свой лад, то заводили плясовую.
Подвыпивший старый казак ходил по городку, ведя за собой целую толпу музыкантов. Следом «чуры» — мальчики носили в котлах хмельное питье — брагу, медовуху. Атаман потчевал любого встречного и поперечного, лишь бы тот согласился послушать о его подвигах в минувшей войне и выпить за его здоровье.
Подгулявшие герои не жалели пороха и, пока шел пир, палили из ружей, а то и пушечек, так что вся округа знала, что походный атаман гуляет.
Загрубевшие в трудах и походах, эти люди не знали меры, когда наступала короткая пора веселья. Они ничего не делали вполсилы. «Гулять — так гулять!» Плясали с утра и до ночи.
Церковь недаром негодовала на «бесовские» игрища и плясзния, которым народ был предан с языческих времен. Танцоры не держались за руки, как делали «немцы», но каждый танцевал за себя: то горделиво шел но кругу, то пускался вприсядку, то крутился волчком на месте.
Кто плясал, кто испытывал судьбу, играя на деньги. Тешились «зернью» — несложной азартной игрой. Кончались деньги — ставили на кон все, что было: пленниц, приведенных с войны, коня, зипун.
Начав праздник, казаки пускали на ветер деньги, распродавали добычу, под конец влезали в долги. «Не на то казак пьет, что есть, а на то, что будет» — такая поговорка была в большом ходу у степного братства.
Барышники, привозившие вино в зимовья к вольным казакам, туго набивали мошну. Но когда они заламывали слишком высокую цену за напитки или платили гроши за «ясырь» — пленных, за привезенный с войны скарб, тогда среди казаков поднимался ропот. Купцу приходилось вступать в долю и пропивать с казаками часть выручки. Случалось, что, собравшись гурьбой, гуляки отправлялись грабить самых жадных и скаредных торговцев. Все это вполне отвечало обычаям вольных казаков. Казаки ценили шутку, какой бы грубой она ни была. В их сознании веселье и не могло быть пресным. Кто не желал пить с гуляками, на тех драли платье и под свист и улюлюканье гнали прочь из городка.
Ермак получил расчет у воевод и отправился домой на исходе зимы, а господа Строгановы, по словам летописца, послали гонцов к атаману 6 апреля. Гонцы привезли с собой грамоту и многие дары.
В ту пору разгульный праздник у казаков был в разгаре. Волжские казаки, вернувшись с войны, веселились и бражничали ничуть не меньше запорожцев. Но век у радости короток.
Ермак недогулял. На исходе весны казаки решили идти «в наем» к Строгановым, и вся жизнь в лагере потекла по новому руслу. С первых до последних дней похода Ермак требовал от войска строгого соблюдения сухого закона. Того, кто нарушал запрет и кланялся зеленому змию, изгоняли из войска либо бросали за борт, что случалось не так уж и редко.
Писцы Посольского приказа допросили гонцов из Сибири и записали: «А приход Ермаков с Товарыщи в Сибирскую землю с Еика на Иргизские варницы, да вниз по Иргизу, а Иргиз река пришла в Волгу с левые стороны...»
Обычно военные действия разворачивались летом, а с наступлением холодов затихали. Сражения под Смоленском и Псковом не стихали всю зиму, и казакам Ермака пришлось бросить струги и сражаться на лошадях и в пешем строю.
Иван Кольцо и «воровские» казаки воевали с ногайцами на стругах. С наступлением весны они сделали ремонт и спустили ладьи на воду.
Ермаку пришлось начинать все сначала. Но казаки не боялись труда. Бывало, что за одну весеннюю кампанию строили себе флот дважды.
Где б ни жили казаки — на Днепре. Дону, Волге или Яике, они устраивали себе плотбища и плотничать начинали одинаковым образом.
Французский инженер Боплан с интересом наблюдал за тем, как запорожцы собирались в поход.
В Запорожье, писал Боплан, собралось несколько тысяч казаков, искусных во всех ремеслах. По 60 человек трудятся они около одного челна и отделывают его через пятнадцать дней, в две-три недели изготовляют до сотни судов. Каждое имеет на борту от четырех до шести пушечек. Команда судна включает от 50 до 70 человек. Всяк казак имеет две пищали, саблю, шесть фунтов пороха, достаточное количество пуль, каждая ладья—запас ядер и необходимые жизненные припасы. На дно «чайки» укладывали бочки с сухарями.
Боплан наблюдал сборы в начале XVII века. Но со врем'ен Ермака мало что изменилось в обычаях вольных казаков.
Запорожцы строили «чайки», предназначенные для плавания по бурным морям. Ермак приказал своим людям строить речные струги.
Корабельщики начинали работу с того, что присматривали неподалеку от воды исполинское дерево, чаще всего липу. Дерево валили и обтесывали топорами. Ствол долбили и изготовляли колоду, именовавшуюся «стрцго-вой трубой». Колода служила остовом ладьи. К колоде с боков прибивали длинные доски — по нескольку с каждой стороны. Средний струг имел длину около 10 метров и ширину в 2—3 метра. Осадка струга не превышала одного метра, борта возвышались над водой не более чем на 70 сантиметров. Казацкая ладья не имела палубы. Корма и нос у нее были острые. Казаки нередко снабжали ладью двумя рулевыми веслами. Одно крепилось на корме, а другое на носу. Это позволяло гребцам не терять понапрасну время, чтобы разворачивать свои длинные лодки.
Посреди струга крепилась мачта. При попутном ветре мореходы поднимали парус, и тогда их судно мчалось по синим водам подобно огромной белой чайке.
На реках казаки предпочитали весла. Челн имел с каждой стороны по десять весел.
Отправляясь в Прпуралье, Ермак составил флотилию из легких стругов. Тяжелые казались ему неудобными.
С ними трудно было преодолеть переволоку между Яиком и истоками Иргиза, а затем уральские перевалы.
Московские власти, получив весть о взятии Сибири, распорядились направить в Сибирь судовую рать. От посланцев Ермака они получили сведения о наилучших размерах судов, которые можно было бы перетащить за уральские перевалы. Следуя советам ермаковцев, власти велели изготовить под ратных людей струги добрые «со всем судовым запасом, которые бы подняли по двадцати человек с запасом». Очевидно, в речной флотилии Ермака преобладали «легкие» струги, поднимавшие 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием. Такие суда имели по восемь-девять весел с каждого борта и кормовое весло. По самому примерному подсчету, такие струги имели водоизмещение не свыше 6— 8 тонн.
Будучи опытными атаманами, Ермак и Иван Кольцо разбили свои сотни на несколько артелей. Каждая артель трудилась над сооружением собственного струга. Сотни, имевшие готовые ладьи, помогали «товариществу». Артельщики брались за топоры и работали до седьмого пота. Трудились так же неистово, как до того воевали, а потом предавались недолгому разгулу. На большие струги уходило две недели, малые могли выстроить и за неделю.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Известия о Ермаке четко делятся на три временных слоя. К самому древнему слою относятся документы, составленные непосредственно во время «сибирского взятия». Минула жизнь целого поколения людей, прежде чем на свет появились ранние летописные повести о Ермаке. Они составили второй хронологический пласт.
Прошло еще столетие, прежде чем за перо взялся историк и картограф Семен Ремезов — современник Петра I. «История?? Ремезова принадлежит к самому позднему пласту известий о Ермаке. Поэтому исследователь должен подвергнуть ремезовские данные троекратной проверке, прежде чем использовать их.
В тексте -..Истории» многословно описаны чудеса, будто бы сопутствовавшие походу. Так, на Тоболе казаки приняли решение идти вперед «по явлению святителя Николы чудотворца». Согласно другому апокрифу, в трудный момент казачье знамя с ликом спасителя поднялось из струга и само пошло впереди по левому берегу Тобола, увлекая за собой отряд. Потом сам бог с небесным воинством явился в облаках и не дал басурманам стрелять в ермаковцев и т. д.
Точные факты и данные, которыми пестрит «История», призваны были убедить читателя в реальности чудес. Невозможно отбросить описания чудес, а прочие сведения признать достоверными. В средние века историки не видели ничего дурного в вымыслах, которые могли украсить их повествование. Желая прославить своего героя, тобольский историк поразил читателей сведениями о том, что Ермак убил на Туре самого Чингисхана!

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 9:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Фольклор недаром называют поэтической памятью народа. Сибирские казаки прилежно хранили воспоминания о «сибирском взятии».
Время сделало свое дело, и исторические песни о Ермаке стали напоминать героический эпос. В глазах народа ермаковцы приобрели черты былинных богатырей.
Собрались на Волге удалые добры молодцы, славные атаманы донские Ермак Тимофеевич со товарищами. Долго думали они думушку «со крепка ума, с полна разума». Надумали идти во Усилья к Строгановым, чтобы взять там «много свинцу, пороху и запасу «Леонова», а оттуда вверх по Чусовой-реке.
Путь казаков из владений Строгановых за Камень описан в песнях Кирши Данилова с поразительной точностью:
Где Ермаку пути искать?
Путя ему искать по Серебряной реке.
...По Серебряной пошли, до Жаравля дошли.
Оставили оне тут лодки-коломенки1.
На той Баранченской переволоке
Одну тащили, да надселися,
Там ее и покинули.
И в то время увидели Баранчу-реку,
Обрадовались, поделали суда сосновые
И лодкн-набойницы.
Кирша знал больше, чем тобольские летописцы, беседовавшие с ермаковцами. Он утверждал, что казаки, преодолев горные перевалы, попали на Бараичу.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 10:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Под какими знаменами пришли ермаковцы в Сибирь? Ответ на этот вопрос могут дать старые описи Оружейной палаты в Москве. В них упомянуто несколько знамен Ермака. Ветхие полотнища сохранились до наших дней, но, кажется, все они, за единственным исключением, сшиты были уже в XVII веке. Лишь одно, самое древнее, по всей видимости, проделало с отрядом Ермака долгий путь с берегов Иргиза до самого Иртыша. Неизвестные швеи сшили знамя из синей китайки, обрамив его широкой кумачовой каймой. Кумач расшит затейливым узором, по углам знамени — розетки наподобие цветов. В самом же центре вшиты на синем поле две фигуры из белой холстины, расцвеченной чернилами. Это фигуры «инроги» и льва. Они стоят на задних лапах, друг против друга. Царь зверей лев воплощал в себе идею могущества. Мифическое существо «инрог» изображали в виде лошади с длинным и острым рогом на лбу. То был символ благоразумия, чистоты и строгости.
Московские государи охотно изображали -гинрога» на золотых монетах, в особенности же — на своих государственных печатях.
Кому удалось побывать во дворце у Грозного, видели на спинке его трона пониже царского орла восставших льва и «инрога».
Как видно, в Сибири казаки Ермака сражались под тем же знаменем, что и на западных границах в грозный час вторжения Баторня. Казачье знамя было много беднее воеводских. Но символы оставались теми же.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 10:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В конце войны английская купеческая компания продала русским немало военного снаряжения. В награду купцы рассчитывали добиться от царя новых привилегии и льгот.
На аудиенции в Кремле посол просил Ивана даровать компании исключительное право на торговлю в северных русских портах и посылку кораблей в устье Мезени, Печоры и Оби.
Завязав широкие торговые связи в России, члены компании стали исподволь с большой настойчивостью собирать сведения о Сибири. Купец Антоний Дженкнн-сон много раз беседовал с холмогорским моряком Федором Топтыгиным и выведал у него все, что тот знал о далекой Мангазее. С его слов он записал сведения о приобских самоедах. Товары у них — соболя, песцы и черные лисицы. Драгоценную пушнину можно было приобрести в Сибири за бесценок.
Как говорилось выше, Иван IV поощрял планы открытия морских путей в Китай и Индию. Но эти планы не были осуществлены, и царь не верил более заманчивым обещаниям английских купцов.
Когда же компания стала хлопотать об освоении пути на Обь и заведении торга в Сибири, московские власти забили тревогу.
Выслушав посла Боуса, бояре отклонили его домогательства. Их приговор был кратким и категоричным: - А о реке Оби, да о Изленде реке, да о Печере реке о тех урочищах им отказать».
Беседуя с послом, Иван IV откровенно объяснил причины отказа, Морские пристанища — «Печера, да Из-ленди, да река Обь»,— заявил царь, - те места в нашей отчине очень далеки от тех мест (на Белом море), где пристают английские гости: и настоящих морских пристанищ в тех отдаленных местах нет, так что приставать англичанам там «не пригодитца»; главное же —«в тех местах ведутца соболи да кречеты; и только такие дорогие товары, соболи и кречеты, пойдут в Английскую же землю, и нашему государству как бес того быти?у>
Казна не желала делиться с англичанами выгодами сибирского торга. Но иностранные.купцы, зачарованные сказочной прибылью, готовы были преступить любые запреты.
Приказные люди не сразу уразумели значение известия о '(.сибирском взятии». Но даже они не скрыли изумления при виде соболиной казны, привезенной из Сибири.
Появление в Москве «сибирских» казаков с драгоценной пушниной произвело сильнейшее впечатление на жителей Иноземной слободы. Купцы обсуждали захватывающую новость во всех подробностях.
Предприимчивый приказчик Московской компании Антоний Мерш спешил использовать случай, чтобы умножить личное состояние. Он тайно договорился с четырьмя поморами-промышленниками из Холмогор. 21 февраля 1584 года поморы сообщили Мершу, что для осуществления его проектов необходимо снарядить два морских судна русской постройки с командой по десять человек на^ каждом. «.Если ты хочешь, чтобы мы поехали к устью Оби морем,— писали холмогорские мореходы,— то мы должны пройти мимо островов Вайгач, Новая Земля, Земля Матвея, и ты можешь убедиться в том, что от острова Вайгача до устья Оби не очень трудно пробраться». Поморы сообщили англичанину подробные сведения о югорских и мангазейских племенах, об их городках, о навигации в устье Оби. Письмо не оставляло сомнения в том, что как морские, так и сухопутные дороги в Сибирь были им хорошо известны.
Нарушив закон, Мерш послал на Обь своего русского слугу Богдана с запасом товаров. На кочах холмогорских промышленников Богдан благополучно добрался до Сибири и вернулся в Москву с партией мехов, оцененной в тысячу рублей. Однако московские власти сурово пресекли незаконную торговлю. Богдан подвергся порке и попал в тюрьму. Привезенные им собольи меха были конфискованы в казну.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пт Авг 11, 2017 10:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Тобольские церковники, первыми описавшие экспедицию Ермака, постарались представить казаков как подвижников, пострадавших во имя православной идеи. Из архиепископского «синодика ермаковым казакам» следовало, что сам бог указал путь Ермаку и его дружине в Сибирь и дал им силу, чтобы победить басурман (татар) и язычников (хантов и манси) и «разорить их богомерзкие и нечестивые капища*.
В жизни Ермак и его сотоварищи очень мало походили на святош и подвижников. Издавна повелось так, что на вольных окраинах собирались люди самой различной национальной принадлежности и вероисповедания. По этой причине казакам был чужд религиозный фанатизм. Оказавшись в Сибири, они не проявляли никаких поползновений к разрушению языческих капищ и христианизации края.
Положив ясак на татарскую Аремзянскую волость, казаки привели население к шерти не по христианскому, а по казацкому обряду. В знак верности царю их предводитель велел татарским «мергеням» целовать казацкую саблю.
Во время долгих «хождений» по Сибири ермаковцы с детским любопытством разглядывали идолов, амулеты и «священные камни», которым поклонялись местные племена. Поверье насчет чудесных камней, «производящих погоду», было распространено особенно широко. Шаманы искали «священные камни» в горах, во внутренностях лося и карася, и деревьях, куда они будто бы падали прямо с неба. С помощью камней колдуны напускали дождь, стужу и снег.
Однажды казаки попали в Ташаткан. В переводе с татарского это название значило: «камень, который бросили». Согласно кунгурским «сказам», Ташаткан возник на том месте, где с неба на землю в давние времена «спал» камень. На вид камень был багровым, по размерам превосходил воз с санями. Жители. Ташаткана говорили ер-маковцам, что от их небесного камня восходят то дождь, то снег и стужа.
Если верить Кунгурским ъеказам»; Ермак не раз посещал языческие мольбища- и в трудных обстоятельствах обращался к шаману за советом. Попав в «великое болван-ское моление» в Чандыре, он спросил колдуна, суждено ли ему пройти за горы на Русь. Шаман велел Ермаку вернуться в Кашлык.
Кунгурская летопись увековечила фигуру расстриги старца, находившегося при Ермаке в Сибири. Про старца говорили, что он «круг церковный справно знал» и «правило правил». Никто не мог исповедать смертельно раненого, кроме него. Тот старец был всего лишь беглым монахом, «ходил без черных риз».
Вольные казаки вели жизнь, полную опасностей и ратных трудов. Товарищество назначало каждому свое дело. Старец-бродяга вел у Ермака счет припаса и «каши варил». Он недаром ел свой хлеб.
Оказавшись среди мусульман и язычников, казаки не пытались навязывать кому бы то ни было свою веру. Веротерпимость помогла им наладить отношения с местным населением и пережить две трудные зимы.

Скрынников Р. Ермак./Р. Скрынников//Далекий век. - Л.: Лениздат, 1989 г
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.