Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:31 pm    Заголовок сообщения: Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине Ответить с цитатой  

Значительно изменила свой облик всё время создания в в 1773 году Спиридоновская церковь в Нижних Шеровцах.
<...>
Уцелел расписаны с трех сторон аналой, возможно, более давний, чем сама церковь. На боковых его стенках изображены архангелы, на передней — библейский миф о жертвоприношении Авраама. В отличие от канонических образов иконостаса, живопись аналоя поражает своей непосредственностью. Сознание художника, близкого, по-видимому, к народной среде, религиозный ассоциируется с событиями, быть может, недавнего для него прошлого. И в сцене жертвоприношение Авраам из испытуемого Богом старца, готового заколоть сына , превращается в покорителя-турка, занесшего ятаган над коленопреклоненной жертвой, а ангел - в крепкого большерукого деревенского парня, предотвращающего убийство.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Как показывает его продукция, воспроизведение в жаккардовой ткани народного коврового узораы, особенно же крупных его форм, не всегда приносит утешительные результаты. Живой и трепетный, лишенный геометрической сухости в ручном исполнении, народный узор, будучи точнейшим образом выверен в машинном ковре, становится холодым. Удачный поэтому те решения где застылость линий и форм преодолевается умело найденым масштабом фигур, интересной их ритмикой, смягченными цветовыми сопоставлениями.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Корни этого искусства — в бытовой резьбе. Резным узором крестьянин стремился орнаментированные многое из того, что выполнялось им в деревне, — детали строений, домашнюю утварь, орудия труда. В старину не знавшая инкрустации и потому позднее названная " чистой" или " сухой", резьба сопутствовала предметам утилитарного назначения и ограничивалась несложными приемами. В простейшем виде это были врезные контурные линии. Наносившиеся ими узоры на обширные плоскости скрынь ( сундуков), столов, колысок, санных спинок и других солидных по размеру предметов из крупных геометрических фигур, местами сделанных штриховкой и зачастую расцвеченных. В небольших изделиях контурная резьба применялась в сочетании с рельефной, где узор выступает над слегка утопленным фоном, и трехтрехгранновыемчатой, состоящий из углубление в форме пирамидок. Мелко разработанной резьбой, напоминающей вышивки, украшали деревянные баклаги, солоницы, ложки, ковши, седла, ярма, черенки грабель и кос, всевозможную иную утварь ( образцы их представлены в различных музеях края). Орнаментальная азбука резьбы, устоявшаяся и в известной мере канонизированная, содержит десятки мотивов, среди которых " пояски","гадючки", " драбынки" (лесенки), " колоски","головкатый" ( ромбики- головки)," кучери" (завитки), "медивнычки" (прянички), "ильчатое письмо" (штриховка накрест) и многие другие. Свободно и изобретательно распоряжались ими, мастера добивались огромного разнообразия композиционных решений.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

По природе своей живописец , Гарас всю жизнь не расставался с палитрой. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, исторические картины из прошлого Украины. Нигде не обучавшиеся живописи, до всего доходивший силой своего дарования, он создал вещи, чарующие непосредственностью народного примитива, сочетанием наивности исполнения с остротой выразительности.

Предмет особого увлечения Гараса — народное искусство. Захваченный красочным богатством крестьянских вышивок, он в стремлении изучить их разъезжает по селам, посещает ярмарки, делает бесконечные зарисовки, пытались постичь саму душу буковинской орнаментики. С тревогой замечает проникновение в вышивке чужеродных элементов и активно противится этому: не только фиксирует лучшие образцы крестьянского шитья, но, пользуясь традиционными приемами, создает в бесчисленных рисунках свои собственные композиции, творчески интерпретирующие буковинские народные узоры.

Основные их мотивы, По большей части геометрические, взяты из местных вышивок. Это — квадраты, ромбы, звёзды, кресты, углы, бегунки и другие. Их сочетание не поражают сложностью, нет здесь замысловатых перевязей, переплетений. Автор не стремится к радужной многоцветности, ограничиваясь характерной для вышивок его родных мест скромной гаммой красок, где доминирует красный цвет основных фигур, ритмично высвечивающихся желтыми и голубыми огоньками, и контрастный к красному зеленый на фонах. Черным или белым выявлены очертания мотивов. Ясные в своей простоте узоры полны спокойной гармонии, проникнуты тонким ощущением национального стиля.

Работы Гараса - не абстрактные, оторванные от жизни поиски в области орнаменталистики. Все они предназначались для осуществления в материале.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Женщины Виженки славятся как умелые вышивальщицы. Особой известностью пользуется имя заслуженного мастера народного творчества УССР Парасковьи Клим. Тонкий художник, с юных лет впитавшая мудрую простоту крестьянского искусства, П. Клим создает свои орнаментальные композиции на сорочках, рушниках, других предметов обихода. Простейшие традиционные для народной вышивки геометрические мотивы, среди которых преобладают различные по масштабу ромбовидные фигуры, группируются в строго ритмичный узор, настолько слаженый, цельный, что кажется не составленным из отдельных элементов, а рожденным единым порывом вдохновенного мастера. Вышивки П. Клим своеобразны и по колориту. В их тёплой золотисто-коричневой гамме словно отражено осеннее желтоцветие Карпат.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В правой половине дома экспонированы ткани и национальная одежда. Кровать застелена лижником-джергой старинного образца с узором из черно-белых полос. Он сшит из двух узких полотнищ, которые в старину ткали на нешироком домашнем станке. И вспомнив узоры современных цельнотканных коверцовых, то есть ковровых, лижников, мы легко представлен характер модификации стиля этих тканей.

На стене — узкие и длинные старобуковинские ковры. Здесь они экспонированы свободно. В крестьянской избе, где больших ковров не знает, подобные тянулись фризами вдоль стен и покрывали лавки. В крупномасштабных узорах этих тканей легко распознаются мотивы вышивок — ромбы с продолженными сторонами или крюкообразными отростками, розетки, кресты, шашки и многие другие, а также любопытные антропоморфные мотивы, подобные танцующим женским фигуркам. Узоры эти, отличающиеся особой четкостью форм и повышенной цветностью, чрезвычайно характерны для определенного типа буковинского геометрического рисунка.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ярким массовым торжеством стал выход на полонину, который проводится в последнее воскресенье мая. Этот давнишний традиционный праздник вывода скота на пастбище, известный как "полонинский ход", прежде шумный и суетливый, сопровождавшийся клеймлением скота, подрезкой оберегов и иными магическими ритуалами теперь получил новую обрятность и тщательно разработанный "сценарий". Он включает торжественный выход на площадь трембитарей, вынос "чаши изобилия", вручение ватагу ( старшему пастуху) праздничного калача, выезд верховых чабанов и передовиков сельского хозяйства, после торжественного митинга и концерта — прощание перед отправкой на полунину. Необычность происходящего в том, что важный трудовой акт, каким оно является по-существу, облечен в форму народного торжества.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Говоря о селе Окно, уместно вспомнить одну из страниц его прошлого ныне забытую. С селом связан определенный этап в развитии буковинского ковроделия, относящийся к концу 19 столетия. В 1886 году владиславом федоровичем, большим любителем искусства, здесь была основана производственная школа ковроткачей. В обстановке еще только пробуждающегося в те годы интереса к "простонародному" искусству создатель школы предпринял серьезные попытки возродить и развить традиции крестьянского ковроделия. Здесь выполнялись ковры и по старинным образцам, и по эскизам, разрабатываемым в самой школе. Произведение эти имеются в фондах Львовского музея этнографии и художественного промысла. Их узор, состоящий преимущественно из полос, заполненных геометрическими фигурами или раппотно расположенных растительных мотивов, по рисунку традиционен, но колорит более сдержан, чем в Народном ковре, и характерен изысканной гаммой малиновых, синих, желтовато-серых красок. Ткани эти отличаются особой живописной собранностью и свидетельствуют о безукоризненным вкусе авторов.

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Основная доля вышивки [буковинской сорочки] приходится на рукав, при этом особенно насыщенна его верхняя часть. На старинных сорочках вышивка располагается на плечиках густо орнаментированным прямоугольником ( зачастую разделенным на две-три полоски) , от которого вниз идёт узор более разреженный, в виде сбегающих к обшлагам струек или гирлянд. Мотивы вышивок большей частью геометрические. Названия их, однако, всегда предметны и возникают у мастериц ассоциативно по сходству с формами реального мира. Во многих случаях орнаментальные формы являются и прямым отображением действительности. Среди десятков известных нам мотивов шитья — такие как грабельки, оконца, елочки, огурчики, черешенки, виноград, пшенича, качечки, петушки, гадючки и многие другие. Что касается приёмов шитья, то буковинки пользуются крестиком, низью, настилом или гладью, виртуозно вышивают бисером и в технике мережки (церкувания), чаще всего применяемой для украшения обшлагов и подола. Той же цели служит в сорочке и вязаное кружево.

Существенная часть женского костюма подолян — набедренная горбатка, тонкое черное шерстяное полотнище, заткнутое рисунчатыми полосками с оставлением свободной от них средней трети. Узор этих тканей декоративно насыщен, а в праздничном варианте обогащен золотыми и серебряными мишурными прокидками. Ловко подобранная с угла и заткнутая за крайку, горбатка придает костюму подолянки живописную асимметрию, а с ней непринуждённость и некоторую игривость форм, в чём заметное его отличие от одежды горянок, полный строгой симметрии и сдержанности.(Вместо горбатки гуцулки носят две подобные переднику запаски и реже цельнотканую опынку)

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Светлый князь


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 4996
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Многообразные по характеру oрнаментации, эти традиционные ковры, как и вышивки, открывают нам целый арсенал народно-декоративных мотивов и композиционных приемов.

Распространён ковровый узор из цветных полос. Сплошные или мелкоорнаментированные, они различным образом ритмизированны: то плотно сдвинуты, то разнесены в чередовании с участками фона, заполненными геометрическими или растительными мотивами. Характерный ковры с каймой и крупными фигурами в форме ромба и шестиугольника, стороны которых высажены зубчатыми или крюковидными отростками. Нередко всё поле ковра занята одним таким медальоном. Близкие к аналогичным узором вышивок, эти мотивы имеют, соответственно своему масштабу, более подробную разработку.

Как ни любопытны композиции из геометрических фигур, где есть и гармония простых форм, и весьма изобретательное разнообразие, — подлинная творческая раскованность мастеров и свобода фантазии по-настоящему ощущается в узорах растительных. В вольной асимметрии, очень условных, будто распластанных на фоне спокойных формах — особенность этих узоров, несущих в себе черты общеукраинской цветочный орнаментики и в то же время не лишенных сходства с коврами Подолии и Молдавии. Композиции из вазонов, деревьев, цветущих веток, птиц несут в себе нечто больше, чем декоративность. Они покоряют особо лирическим строем, в котором ощущается поэзии буковинской природы.

Немало интересного таит в себе цветовая сторона буковинского ковра. Преобладание тех или иных цветосочетании связано с определёнными его типами, каковы , например, золотистые в мелкоузорчатых полосках вериеты, лижники из шерсти естественной окраски, чернофоновые цветочные ковры. Выделяются ковры, колорит которых отличается напряженный игрой коричневого форна и зелёных растительных форм.

Такая зелёно-коричневая гамма характерна для определенного типа буковинских ковров с древовидными мотивами. Утолщённые книзу стволы несут ярусы спрямленных ветвей, с которыми листья, цветы, птицы создают прихотливый арабеск узора. На вытянутых настенных залавниках эти мотивы, словно высаженные вдоль дороги деревья, ритмично повторяются по всей длине ткани, а на больших коврах крупное изображение дерева порой заполняет все всё центральное поле. В трактовке древовидного мотива иногда проступает народное его истолкования как древа жизни или древа познания. На одном из буковинских ковров прошлого столетия ствол дерева, по прихоти автора поставленного в базу, обвивает змей-искуситель. Напомним также о древности мотива дерева, который до его библейского осмысления существовал в мифах и искусстве славян, в том числе южных, в образе мирового древа, представляющегостя нашим далеким предкам воплощением могущества и жизненных сил природы.

Орнаментальные традиции буковинского народного ковра лежат в основе современных изделий хотинской ковровой фабрики. В первую очередь это относится к узорам геометрическим. Простые и чёткие мотивы — звёздчатые, ромбические, крюковидные, зубчатые — заполняя расчленённый на участки фон, определяют декоративное своеобразие этих лаконичных узоров. В их создании теперь основная роль принадлежит художнику, автору эскиза, претворяемого мастерицей в материале. Вынужденная точно соблюдать рисунок, она в то же время пользуется полной свободой цветовой импровизациеи, в чём проявляется момент её личного творчества и чем, в конечном счёте определяется весьма примерное разнообразие все серии ковров одного рисунка. В современном массовом ковре узор, быть может, слишком упрощен и приподнят в цвете как следствие стремления к снижению трудоемкости работы и приданию продукции броского "товарного вида".

Д.Н. Гоберман. По Северной Буковине
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.