Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:23 pm    Заголовок сообщения: Д. В. Малаков "По Восточному Подолью". Ответить с цитатой  

Очень любопытная надпись. В ней Русь и "россы" названы разными народами.

"Бона Сфорца Арагонская, королева польская, великая княгиня литовская, глава россов, Руси, Пруссии, Мазовии, и проч., жалея частыми набегами опустошаемые степи, вернула жителей, удержала их, и укрепленный город основала,и, по обычаю, городские деревянные стены поставила, назвав город по имени родного города Бари, року Божьего 1537, яснейшего Сигизмунда короля польского супруга мир и покой защитив, земли оплатив..,"

Надпись на вмурованной доске замка Баре. Дано по Balinski M/ Lipinski T/ Starozytna Polska, T. 2 Warszava, 1844, с.1035. В изложении Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

"... Когда дети и внуки женились, сзади к дому пристраивались новые крошечные комнатки и крыша ползла вслед за ними. Дом прорастал от улицы в глубину, как древо жизни, оставляя узкий проход вдоль боковой стены на другую улицу или, скорее, тоже проход, потому что ни сама улица, ни проходы не имеют ничего такого, что привычно связывается с улицей: ни проезжей части, ни тротуаров, никакого мощения. Так веками формировалась городская среда местечка.

Особый ряд составляли шинки, где продавались горячительные напитки или корчмы ("А казак сидить у корчмi та мед-вино кружае"). Постройки эти и сейчас легко обнаружить по воротам, потому что все прочие местечковые дома дворов, а, следовательно, и ворот, не имели, как не имели ни сада, ни огорода, ни грядки. Заезды были разных типов: с двором возле дома, с двором - за домом, с проездом во двор сквозь дом - под мезонином или между двух домов, дававших ночлег, стол и трапезу людям и лошадям."

Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В Лозовой, как и в других подольских селах, ещё можно встретить прежние хаты под высоченной соломенной или камышовой крышей.

Отдадим же должное старой украинской подольской хате — замечательному архитектурному достижению народа, выработавшего предельно рациональный тип жилища, сочетающего выверенную веками "технологическую схему" основных процессов жизнедеятельности семьи с разумным использованием материалов, удачным соотношением частей и равновесием масс, гармонией, пропорциями и декоративность.

Наиболее распространенная хата на две половины состоит из трех помещений: хата, сени и хатина. Конструктивно это чаще всего каркасная постройка из дерева, из грубых досок-дилин, брусьев, поставленная на каменном фундаменте. Рельеф часто позволяет устраивать под цоколем погребок — льошник. Высокая камышовая крыша - стрiха свешивается, отводя дальше от фундамента дождевую воду, эффектно оттеняет белизну стен с маленькими окошками —вiконечками. Широкий свес кровли часто поддерживается кронштейнами — пятнарями.Основной строительный материал при возведении подольской хаты зависел от распространения в конкретном районе глины или камня и связанной с этим традиции. Чаще всего строят «в слуп», устанавливая по углам и у всех проемов столбы-слупы, заполняя остальное «замiттям» из горбылей или глиняных вальков. Такая каркасная конструкция, так же как и стена, сложенная полностью из камня-известняка (вапняка), обмазывается глиной, и побеленная хата ничем внешне не выдает материала стен.
Внутри светло и уютно, предельно лаконична обстановка, но зато пышен декор. Широко используя для декоративного оформления хаты природные материалы и навеянные окружающим пейзажем сюжеты, народ издавна украшал росписями все главные элементы жилища и предметы обихода. Возможно, в глубокой древности, еще задолго до христианства, это имело определенное обрядовое значение; со временем же стало традицией, имеющей чисто декоративную цель, как извечная тяга к красоте.
Низко поставленные окна дают немного света, но белизна стен и разноцветные россыпи рисованных цветов под потолком, вокруг окон, особенно на плоскости коми на — печного газохода — создают праздничное, радостное настроение. Резьбой и росписью украшалась и бялка-сволок под потолком, на ней же обычно вырезалась дата сооружения хаты.
Более скромно украшались надворные постройки: клуня — овин, комора — амбар, шопа — сарай, курник — курятник и прочее. Набор этих строений зависел в первую, очередь от достатка семьи, от рода занятий.
Но возле них чаще уже стоит пришедший на смену новый дом. Следуя традиционному стремлению украсить быт, и на Шаргородщине тщательно белят фасад хаты, цоколь подводят черной краской, а затем любовно расписывают стену. Самым распространенным мотивом является декоративная раскраска угловых лопаток чередующимися разноцветными полосами либо цветок. Встречая в каждом селе такие нарядные дома, нельзя не любоваться ими, восхищаясь и сравнивая.
Современный сельский жилой дом на Подолье, как и по всей Украине, имеет принципиально иную планировку. Приближаясь в плане к квадрату, современная хата вернее, дом (будинок), состоит из другого набора помещений, вызванных к жизни новыми социальными условиями: гостиная (зал), спальня, детская, кухня, кладовая, ванная, да еще пристроенный или спрятанный в цоколе гараж. Особое же внимание уделяется неизвестной прежде веранде — затейливо остекленной и обильно заполненной цветами в вазонах. Цветы всюду — и живые на грядках под окнами и в росписи на углах дома, оформленных лопатками, на стенах под окнами — то ли тюльпаны, то ли букеты, а то и виноградные грозди — ведь в свое время излюбленная православием как декоративный элемент виноградная лоза перешла в быт и прочно в нем удерживается.
<...>

Часто лопатки хозяйственных построек украшает старинный традиционно украинский декоративный элемент — шестилучевая звезда — стилизованный цветок, изображение которого уходит корнями в далекое прошлое. Примечательно, как и в других селах Шаргородщины, приверженность к ажурному, напоминающим у цветок тюльпана рисунку остекления веранд.
Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В седой древности, когда окно в хате было еще только на один проем (шибку), оно воспринималось как домашнее солнышко. Прозрачная, тонко выделанная кожа, заменявшая стекло, украшалась ритуальным рисунком-символом. Когда появилось стекло, и окно перекрыл крестом-«защитой» переплет на четыре стекла-шибки, кожу заменила вытынанка из бумаги — все тот же традиционный рисунок-символ. Это были уже чисто декоративные украшения к праздникам, к свадьбе, клеить их стали и на стену. Самыми распространенными сюжетами были «вазон» и «древо жизни» непременно с глубокой символикой. Так, три яруса «древа» соответствовали трем поколениям, живущим под одной крышей: Дид з бабою — корни, батько й мати — ствол, ветвящаяся крона — Дити. Часто у дерева все в той же симметрии, потому что вытынанка (от слова «витинати», «вытынать» — вырезывать) вырезается из сложенной, обычно вдвое, бумаги, стоят парные фигуры, в кроне сидят вьющие гнезда птицы.
Искусство вытынанок по-своему живет и сегодня, и взрослые и дети в селах и городах любят клеить белые бумажные снежинки на окнах современных жилых и общественных зданий, повинуясь давней традиции, давно утратившей ритуальный смысл. Есть свои признанные мастера и центры этого мастерства и на Могилевщине: село Саинка, где живет известная мастерица, знатный свекловод, орденоносец Наталия Петровна Кушнир, село Слобода-Ярышевская, где вытынанками занимается заслуженный работник культуры УССР, певица, руководитель фольклорного ансамбля «Горлица», народная поэтесса, учительница Мария Авксентьевна Руденко. Работы могилевских мастериц (майстринь) экспонируются на многих выставках, репродуцируются в искусствоведческих изданиях. Древнейшая традиция живет.
Ниже по течению реки Лядовы, у впадения ее в Днестр, лежит в глубокой долине село Лядова.

Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

У последних домов, там, где Днестр, упираясь в гору, разворачивается крутой излучиной, перерезанной посредине дельтой левого притока — речки Лядовы, тропа уходит вверх и вскоре скрывается в густых зарослях. И вот перед нами — развалины Лядовского скального, или пещерного, монастыря, расположенного в выступах огромных монолитов белого известняка. Пещеры высечены, как полагают, племенами уличей и тиверцев около VII века н. э. как культовые языческие храмы.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

С временами, еще более отдаленными, связан знаменитый наскальный «бушанский рельеф», о датировке которого пока нет достоверных сведений. Чтобы попасть к нему, от башни-колокольни нужно пройти по нижней улице к мостику через Бушанку, и от него еще немного вверх по правому берегу. Здесь, за густой порослью, скрывающей скалы, протянувшиеся над поймой, находится древнее скальное убежище. Оно устроено между монолитом и отколовшимися от него в незапамятные времена блоками камня. Поверхности скал, обращенные к расселине, подтесаны, и образовавшееся таким образом «помещение» украшает удивительный рельеф — единственный, пожалуй, памятник такого рода на территории нашей страны.
Человек, как уже упоминалось, с незапамятных времен жил в этих местах, и вблизи той же самой Буши найдено поселение времен трипольской культуры, а у сел Дорошовка и Слобода-Бушанская — поселение Черняховской культуры. Некоторые исследователи склонны видеть в бушанском памятнике языческий храм дохристианских времен, однако вопрос этот спорный, так же как и предположения о позднем происхождении рельефа.

Это — высеченная на восточной стене расселины композиция общим размером до 2,9 м в длину и 1,7 м в высоту. На выполненной в высоком рельефе картине изображены слева направо: безлистое дерево, на одном из сучьев которого уселся петух, фигура в профиль коленопреклоненного человека с молитвенно сложенными перед лицом руками и олень, стоящий на некоем возвышении — то ли на «пьедестале», то ли на скале. Все три фигуры обращены на север. В центре, между ветвями дерева и рогами оленя, находится в прямоугольной рамке теперь уже не читаемый текст в четыре строки.
Можно в этой символической, когда-то, вероятно, полной глубокого смысла сцене предполагать и дохристианские мотивы и видеть аналогию с миниатюрой в болгарской псалтири XIV века, где изображен почти тот же сюжет, иллюстрирующий псалом: «Им же образомъ желает елень на источники водныя, аще желает душа моа к тебе, Боже». Быть может, в скалах бил когда-то родник, освященный такой картиной. Тем более что находки глиняных черепков здесь часты.
На противоположной, почти параллельной стене, но значительно более высокой, так как она приходится на монолит, идет на уровне человеческого роста надпись в одну строку по-польски: «Эта пещера открыта Ромуальдом Остойей Овсяным г[ода] 1824». Над ней прежде читался вензель из букв «RО». Подобным шрифтом исполнена и надпись на северной стене, тоже по-польски: «Память 1524 г[ода] д[ня] 3 июня», над ней — «всевидящее око», ниже — монограмма Иисуса Христа. Вероятно, эта надпись сделана в память какого-то трехсотлетнего юбилея и, судя по характеру шрифта, одновременно с первой.
Местная легенда, записанная сто лет назад профессором В. Б. Антоновичем, впервые посетившим, описавшим, обмерявшим и сфотографировавшим «бушанский рельеф», повествует, что здесь скрывался от народного гнева жестокий крепостник, помещик Ромуальд Остойя Овсяный. Не раз поджигали крестьяне его хозяйственные постройки, а затем и палац. Видимо, тогда же, в 1820-е годы Овсяный велел вырубить в западной стене длинную скамью напротив рельефа, а выше — чуть наклонные длинные пазы в западной и восточной скалах для заделки кровли. По преданию( здесь же был и найден повешенным владелец вензеля «КО». Можно полагать, «открытие пещеры» состояло в расчистке всех полостей между скалами от осыпей с лежащей выше кручи. Осыпи могли веками скрывать рельеф, предохраняя его от выветривания. А «пещера» все еще полна тайн.
Но самое удивительное — это живучесть вековых традиций! К каким бы временам ни относили специалисты «бушанский рельеф», его поражающий воображение сюжет живет и сегодня в исполняемых народными мастерами Надднестрянщины бумажных вытынанках, в изысканных вышивках сельских мастериц. Снова и снова встречаются разноцветные и однотонные «древа жизни», симметричные «олени», «птицы», «Дbвчата» и «парубки» и, конечно же, цветы. Петуха можно увидеть как символ ранней охоты» и на азербайджанских, персидских коврах.

Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Сен 29, 2017 10:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Традиционные краски для ткани.

В том же Ямпольском районе, что и село Буша, находится один из старейших центров народного искусства вышивки — село Клембовка, где с незапамятных времен изготовлялись традиционные подольские ковры: узкие килимы и широкие скорци. Узор на них наиболее древний по времени — геометрический или растительно-геометризованный, с повторяющимся рисунком цветка. Традиционный килим представляет собой гладкую шерстяную ткань черного или красного цвета с орнаментом, вышитым шерстяными разноцветными нитками. Килимами накрывали столы, постели, скамьи-лавы, стены за лавами. Материалом для выделки килимов служило исключительно местное сырье: конопля для основы, овечья шерсть для утка. Шерсть окрашивалась тоже домашними средствами — растительными, природными красителями. Существовало множество рецептов, обычно составлявших профессиональный секрет мастера, ревниво оберегаемый от конкурентов. Так, для получения насыщенных, не тускнеющих никогда желтых тонов применялся конский щавель, луковая шелуха, ромашка, позже — подсолнух; для зеленовато-желтых — листья кавуна-арбуза и березы; для красных — морена, кошениль и т. д. Клембовка славится и сейчас как один из самых крупных и интересных центров вышивки. Орнамент клембовских вышивальщиц большей частью геометрический или сильно геометризованный, реже — растительный и фигурный. Основные цвета вышивок — красный, черный по белому полю полотна, но в новых работах уже присутствуют и зеленый, и синий цвета. Клембовский филиал производственно-художественного объединения «Вшничанка» награжден золотой медалью и дипломом первой степени на Лейпцигской ярмарке 1958 года, а группа лучших мастериц — П. П. Горобец, К. И. Горобец, А. М. Козак и А. Д. Лялька — удостоена дипломов Академии художеств СССР.

Д. В. Малаков "По Восточному Подолью".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Вече Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.