Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 06, 2017 7:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Христианское духовенство осуждала веру в приметы как пережиток языческой старины. В 20 годы 20 века обновленческоя духовенство призывало священников искоренять "суеверия, религиозные предрассудки и приметы, выросшее на почве народного невежества" ("Живая церковь", 1922, № 10, с. 1Cool. Однако вместе с суеверными приметами духовенство отвергало и верные народные наблюдения о природе. Церковная критика языческих суеверий исходила из них же, из признания существования нечистой силы. Духовенство проповедовало, что "приметы — орудия бесов, если они сбываются, то все происходит по дьявольском у вмешательству".
Истребляя язычество, церковь заменяла его образы, символы и знаки христианскими, проповедующими существование сверхъестественного мира. Ленин писал:" знаки или символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам, и всякий знает примеры таких знаков или символов". Духовенство манипулировало множеством этих символов, якобы предупреждающих о грозящих бедствиях. Исходя из них различные "прозорливцы", "божьи люди", "блаженные" и "юродивые" ( от слова "юрод", т.е. "необычный") будто бы обладали возможностью предсказывать будущее, изрекать предзнаменования.
В каждом реальном предмете или явлении зримого мира духовенство учило видеть выражение невидимого, например олень — душа человеческая, жаждущая крещения. Посюсторонний мир рассматривался как мистическое отражение в каждом отдельном предмете и существе потустороннего мира, как система символов, которые нужно разгадать согласно "Священному писанию". В "Слове о вёдре и казнях божьих" ( 1060 г.), распространенном на Руси, внушалось, что когда господь заливает нивы ливнями, выбивает их градом или выжигает засухой, то он ниспосылает людям грозные знамения. Появление небесных тел или рождение уродливого ребенка — всё это приметы каких-то грядущих событий. Русский благочестивый летописец, описывая многие знамения, заключал: "сё же проявление не на добро".( Повесть временных лет, ч. 1, м., 1950, с. 110.)
Митрополит Филарет писал в статье "Православный взгляд на таинственное и чудесное в религии" , опубликованной в 1975 году в Львове в "Православном вестнике", что " божественное Величие открывается в чудесных знамениях".

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 06, 2017 7:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В апреле 1910 года, когда яркая комета Галлея приближалась к земле, во многих странах началась паника. Хвост кометы, казавшиеся на небе гигантским лучом прожектора, внушал страх. Католическое духовенство призывало к покаянию, к молитве и посту. Православные священники служили специальные молебны, запугивая столкновением Земли с кометой. В 1910 году в Самаре какой-то монах распространял листки: " Заклятие против встречи с Геллеей. Ты, черт, Сатана, Вельзевул преисподний! Не притворяйся звездой небесной, не спрятать хвостища богомерзкого, ибо нет хвостов у звёзд господних. Провались ты в тартарары, пещь огненную..." В книге "О кометах", изданной в 1913 году, сообщалось, что в 1910 году "со стороны властей чуть не замечалось стремление к поддержанию слухов о комете" и что "нашлись люди, запретивший популярные лекции о комете, имеющее целью просвещение" , например, в Москве запретили лекцию астронома К. Л. Баева в рабочем кружке "Знание неба".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 06, 2017 7:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В царской России даже в начале XX века, в условиях крайней нищеты, бесправия, зверской эксплуатации народных масс, примитивный техники сельского труда, широко были распространены суеверия. В 1913 году 30 тыс помещиков имели столько же земли, сколько 10 млн дворов бедноты. У одного помещика было такое же количество земли, сколько у 330 крестьянских семей. В 1910 году в России было 7,8 миллионов сох, 2,2 миллиона деревянных плугов и 17,7 миллионов деревянных борон.
До 1903 года существовала порка крестьян розгами за малейшую провинность, за неуплату подати. Только за голодный 1891 год земские начальники перебороли в деревнях 100 тысяч человек. Три четверти населения не умели читать и писать. <...> До революции средняя продолжительность жизни людей равнялась 39 годам. Распространению суеверий способствовали эпидемией. Лишь за 4 года — с 1907 по 1910 год — холерой в России переболелм 3 миллиона человек.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В древности люди не понимали происхождения тени, не знали, что она появляется, когда непроницаемый пред­мет заслоняет источник света, а поэтому верили, что тень — это душа. У многих народов понятия «тень» и «душа» обозначались одним словом. В сказках колдуны похищают тени людей, чтобы погубить их. Труп челове­ка, плоско лежащий на земле, почти не отбрасывает тени. Отсюда сделали ложный вывод, что душа отправилась в загробное «царство теней». В старину верили, что если у одного из сидящих за кутьей (рисовой кашей с изю­мом и медом, которую едят после похорон) нет тени, то он скоро умрет.
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.)
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Примета «понедельник — тяжелый день» сложилась в древности из опасения - зловредного влияния Луны, бо­гини ночи и мрака, которая якобы преследовала людей, нарушавших ее покой в этот день. Языческое название понедельника как «дня Луны» сохранилось у западно­европейских народов. На Украине понедельник считался праздником ведьм и русалок. В этот день женщинам за­прещалось работать, особенно прясть, варить сыр, чтобы нечистая сила не изготовила из него отраву. Впоследствии обычай «понедельничать», то есть без­дельничать, соблюдали и мужчины, не желавшие рабо­тать после пьянства в воскресенье: «Понедельник — похмельник: поминки по воскресенью», «Всплошил поне­дельник воскресного пьяницу: в воскресенье пьет, а в понедельник кобылу ищет». Народ осуждал обычай «по­недельничать»: «Понедельник-бездельник», «Лучше не понедельннчать, да не бездельничать». В старину понедельник был для крестьян, не посе­щавших в воскресенье церковь, «тяжелым днем». В IX веко великий князь Владимир приказал всем ново- крещенным являться в храм в воскресные дни, а тех, ко­торые не являлись, подвергать жестокому наказанию в понедельник. Еще в XVIII веке крестьян, отсутствую­щих на воскресном богослужении, в понедельник привя­зывали возле церкви.
(М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.)
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

На Руси были иконы Параскевы, на которых она изо­бражена как персонификация пятого дня недели, его по­кровительница. У восточных славян образ Пятницы слился с древнеязыческим культом женского божества брака и прядения Мокоши. Крестьянки верили, что Мо-коша великим постом обходит дома и наказывает пряду­щих женщин. Еще в XIX веке на Украине был обычай водить 10 ноября, в день Параскевы-Пятницы, женщину с распущенными волосами, чтобы лен был длинный. (М.И. Шахнович. Приметы верные и суеверные.)
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В 1822 году А. С. Пушкин писал в «Исторических заметках»: «...напрасно почитают русских суеверными. Может быть нигде более, как между нашим простым на­родом, не слышно насмешек насчет всего церковного». Это особенно видно в отношении русских крестьян к церковному календарю с его множеством святых. М. Горький называл такое отношение проявлением «наивного мужицкого материализма». Крестьянин игно­рировал смысл церковных праздников и содержание жи­тий святых, переделывал «святцы» применительно к сво­ему труду и быту. Он верил, чт.о «святой Спас скот пас, господь бог за плугом ходит, пресвятая дева хлеб ко­сит». Святой равноапостольный римский император Константин стал «огуречником», а «раннехристианская мученица» Анилина (26 июня) «Акулиной — задери хво­сты» (в это время скотину кусали оводы, и она бегала по полю, задравши хвост). Другая мученица Мавра (16 мая) превратилась в «Мавру-молочницу», «Мавру-рассадницу», «Мавру — зеленые щи», так как к ее дню поспевает молодая зелень. Марию Пустынницу называли «Марией — пустые щи», потому что ко дню ее помино­вения (14 апреля) у крестьян кончался запас капусты. Были святые и с такими прозвищами, как «Дарья — грязные пролубницы» (с увеличением солнечного тепла на' прорубях рек и прудов делалось грязно), «Дарья — обгадь прорубь», «Авдотья — эамочи подол» (первые от­тепели), «Федора — замочи хвосты» (грязь), «Параскева-грязниха (из-за грязи, бывшей в конце октября). Святые Флор и Лавр были превращены в покровите­лей лошадей и пьяниц. Об этих святых, будто бы спасавших гуляк от запоя, говорили: «Флор не туда забрел, а Лавер ходит между двор», то есть сами святые бродят пьяным-пьяны. 2 октября женихи поручали святому Трофиму помогать им выбирать себе девиц по сердцу («Трофимовы вечерки»)- 7 декабря, в Катеринин день, парни молились Екатерине, чтобы она уберегла их «от злой жепы». 8 ноября Параскева-льняница должна была заботиться о тех, кто еще не имел женихов: «Матушка Параскева, пошли мне жениха поскорее». 14 ноября, «на кузьминки», святой Кузьма устраивал смотрины но­веет. 28 ноября «приезжал Гурьян на пегой кобыле за­ступаться за жен, терпящих обиды от жестоких мужей». В старину время не считали по числам, так как ка­лендарей в нашем смысле до распространения книгопе­чатания не существовало. Вместо этого ориентировались по дням памяти святых. Крестьяне говорили: «Сколько дней в году, столько святых в раю». В «Ревизоре» Добчинский вспоминает, что Хлестаков «приехал на Василия-огиптянина». В 1970 году ленинградские ученые во время экспеди­ции по берегам Пинеги обнаружили рукописный месяце­слов 1642 года. Величиной он был не более спичечного коробка. У русских крестьян месяцеслов состоял из трех пе­риодов: весенне-летнего, связанного с началом полевых работ (первым выгоном скота на пастбища, выставлени­ем пчел), осеннего, связанного с уборкой хлеба, и зим­него. Сроки сельскохозяйственных работ определялись в за­висимости от дней поминовения святых, например в мае — июне дни распределялись так: 14 мая — «Еремей» (то есть пророк Иеремий), «Яремник-запрягальник — запрягай коня в соху» (начало пахоты), 15-го — «Борис и Глеб сеют хлеб», 18-го — «Ирина-рассадпица» (сеют капустную рассаду), 19-го—«Иов-горошник» (сеют горох), 21-го—«Иван-пшеничник» (Иван-бого­слов, посев пшеницы), 22-го — «С Николы вешнего сади картофель», 23-го — «Сей пшеницу на Симона-зилота —■ родится, аки золото», 26-го — «Акулина-гречишница», 28-го — «На Пахомия — поздний посев овса и пшеницы», 29-го — «Федор-житник» (посев ячменя), 31-го—«Фе­дот-овсяник» (сев овса), 2-го июня — «Фалалей-огуречник» («Пришел Фалалей — досевай огурцы скорей»), 3-го — «Алена-льносейка», 5-го — «На Левона-огуречника кончай посадку огурцов», 8-го — «С Иванова дня сеют позднее яровое», 11-го — «Федосья-гречишница» — посев гречихи, 13-го — «Еремей-распрягальник». Даже торгов­цы-барышники имели свой день: «Барыш день» (день Бориса и Глеба). Месяцеслов, устанавливающий обиход крестьянского хозяйства на каждое число, был не всегда полезен. Мно­гие приметы основывались только на созвучии имен свя­тых: «Лазарь за вербой лазит», «На Карпа карпы ловят­ся» и т. д. Особенно большой ущерб хозяйству приносило запре­щение трудиться в многочисленные религиозные празд­ники. Только в Петербургской губернии отмечали 72 пре­стольных праздника, причем 33 из них приходились на весенне-летний период, то есть на самое горячее время сельскохозяйственных работ. Народ говорил: «День свят — и дела стоят», «Праздники часты, а руки одино­ки», «Для бражников бывает много праздников», «Дони-колился до сумочки», «Какой сегодня праздник? — Пи-мена-гулимона, лентяя преподобного, Трифона-гулиста, Харлампия-бандуриста», «Нынче Симона, завтра Гулимона, а там по кабакам крестный ход», «Угодники па пьяницу угодливы: что ни день, то праздник», «Кто празднику рад, тот до свету напьется», «У всякого празд­ника не без безобразника», «Мужик добрый, не проказ­ник, работает и в праздник». Запрещение работать в дни религиозных праздников возникало иногда просто по созвучию слов. Так, церковь празднует 24 мая день освящения Царьграда (Констан­тинополя). Крестьяне переименовали этот праздник в 'день «царя Града», связав его с выпадением града: «Град хлеб побьет, коли на царя Града хлеб посеешь». Было много запретов сеять или жать в определенные дни, чтобы не погубить урожай: «Кто на Палея [день святого Пантелеймона] работает, у того гроза хлеб спа­лит». Эти запреты затягивали сроки окончания сева или уборки урожая. Примета советовала начинать севяро­вых с «вешнего Егория» (6 мая), а теперь к этому времени во многих областях нашей страны сев завер­шается. Почетный академик Т. С. Мальцев вспоминал, что, прежде чем предложить свой передовой метод обработки почвы, ему пришлось опровергнуть старую примету. В той местно­сти, где он жил, верили, что до пасхи нельзя бороновать и производить другие полевые работы. Однажды ранней весной Мальцев выехал бороновать поле. «Как тебе не стыдно добрых людей, — говорил ему отец, — кто же это до пасхи выезжает в поле землю сушить? Как потом се­ять будем?» Но Терентий Семенович забороновал поле. Наступила пасха. Восемь дней дул суховей. Земля на по­лях пересохла, и лишь участок Мальцева густо зеленел всходами сорняков. С помощью особой лапчатой бороны он уничтожил сорняки, а затем посеял яровую пшеницу. Она принесла ему большой урожай. На пересохших по­лях односельчан хлеб рос хилый, к тому же был заглу­шён сорняками. 3 июня церковь отмечает праздник в память рим­ского императора Константина и его матери Елены, жив­ших в III—IV веках. Крестьяне обратили внимание на созвучие слов «Елена» и «лен» и на то, что праздник Елены совпадает с началом сева льна. Они пазвали Еле­ну «Аленой-льносейкой», и начало посева льна отнесли к ее дню: «Лен сей на Ален», веря, что святая обеспе­чит «долгие льны». Опыт же показал, что в средней и северной полосах европейской части СССР наилучший урожай льна, посеянного на 20 дней раньше дня' Алены. В разных широтах огромной России хлеб созревал в раз­ное время, а поэтому нерационально определение еди­ного дня для начала жатвы во всей стране: 6 августа («На Глеба и Бориса за жатву берися»). В деревне была примета: «Ладь косы и серпы к Пет­рову дню» (12 июля). Крестьяне начинали покос после Петрова дня, считая более раннюю уборку сена грехом. В статье «Предрассудки съедают миллионы пудов сена» Максим Горький писал: «...добычу сена можно развить вдвое больше, если отказаться от прадедовского пред­рассудка не начинать косьбу травы до Петрова дня, как принято делать по завету стариков. Из-за позднего сено­коса мы теряем в сене 30—40 процентов на качестве его, да столько же на количестве, так как теряем отаву, вто­рой укос. Сенокос надо начинать в те дни, когда коло­сится трава, а оканчивать его, когда трава цветет. От этого сено будет питательнее, а питательность его немед­ленно отразится на здоровье и продуктивности скота»'. В исчезновении религиозного календаря, основанного на приметах, противоречащих данным агрономической науки, большое значение имела коллективизация сель­ского хозяйства. Коммунистическая партия вела пропа­ганду против религиозного месяцеслова. Выступая на I съезде колхозников-ударников Ленинградской области и Карелии в 1933 году, С. М. Киров говорил о суеверных приметах: «Нужно раз навсегда покончить с дедовскими обы­чаями прошлого, когда сроки сельскохозяйственных ра­бот приноравливали к небу, к живущим на небе, а не к живущим на земле. Если нужно было начать косить, то говорили, что сено косить следует примерно около Пет­рова дня, не раньше, не позже; хлеб убирать — в Ильин день, не раньше, не позже. Крестьяне-хозяева говорят, что в сельском хозяйстве работать труднее, чем на фабрике или на заводе, потому что на фабрике безразлично, когда работать — зимой, летом, весной или осенью, — пришел на завод и начинай работать. А вот в сельском хозяйстве — там, дескать, труднее и хитрее. Там нужно обращать внимание на природу, — то дождь, то ветер, то засуха. Это правильно. А если правильно, то как же можно считать, что нужно косить обязательно после Петрова дня, а хлеб убирать в Ильин день? Вы думаете, что Петр и Павел знают условия Ленинградской области лучше, чем мы с вами? Нигде не сказано, что Петр и Павел бывали в Ленинградской области — об этом можно еще поспорить, а если мы будем действовать только от Петра, от Павла, от Ильина дня, то это ни к чему хорошему не поведет. Мы говорим, что этот старый календарь нужно оставить, нужно работать по другому календарю — большевист­скому, советскому, ибо этот календарь ничего, кроме хо­рошего, не даст» . Преодоление суеверных примет не означает, что вме­сте с ними надо забыть верные приметы. С. М. Киров указывал, что «надо взять хороший стариковский опыт, не тот опыт, когда выходили и перед каждым пнем мо­лились, а опыт, как получше обработать землю и поболь­ше взять, побольше из нее извлечь пользы». Колхозное крестьянство давно планирует сроки сельскохозяйственных работ не по суеверным приметам, а по данным агрономии. Знатная трактористка П. И. Ковардак рассказывала; что колхоз и трактор разрушали веру в зависимость урожая от бога: «В наших местах, в Краснодарском крае, сев обычно начинали после дня «средокрестного». Этот день приходился на позднюю вес­ну, на конец апреля, что приводило к потерям лучших весенних дней для сева. Сейчас колхозники не ждут «средокрестного» дня, а сеют тогда, когда наиболее бла­гоприятные условия». Труженики полей, обеспечивая согласно Продоволь­ственной программе дальнейший подъем сельскохозяй­ственного производства, полагаются не на молитвы, а на свои золотые руки. «Мы пауку уважаем — без бога, а с урожаем», — говорят колхозники. «Кто с наукой дру­жен — тому бог не нужен».
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В Италии в XVIII веке детей, родившихся в рождественскую ночь, нередко убивали, так как примета предупреждала, что они будут оборотнями.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В 1856 году в "Московских ведомостях" (№ 60) было опубликовано письмо управляющего имением графу Тышкевичу: " Ясновельможный пане! Доношу, что, с вашего позволения, сжёг я шесть чаровниц: три сознались, остальные нет. Две из них престарелые".
В 1855 году в деревне Пересадовке Херсонской губернии были убиты три женщины за то, что они якобы "держали дождь и производили засуху".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Втечение тысячелетий люди верили, что погода зависит от Бога. Поэтому многие народы обозначали одним словом понятия «бог» и «погода». По-мансийски слово «торум» — «хозяин неба» — означает также и слово «погода». В Восточной Европе славяне верили, что Морозно — кузнец с длинной седой бородой, живет в ледяной избушке, сковывает воду, бегает по полям и приносит трескучие морозы. В старину накануне рождества Мороз приглашали в гости: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть, Мороз, Мороз, не бей наш овес!» Согласно поверьям, непогоду насылают черти. Они превращаются в вихри, срывающие крыши. Вихри считались «чертовыми сватами»: «Вихрь столбом— черт с ведьмой венчается», «В середину вихря нож бросишь, кровь пойдет — черта изранишь». В 1931 году французский ученый Жозеф Ранк заметил, что температура и давление в центре вихря гораздо ниже, чем на периферии. В этом причина появления «дьявольской крови» на ножах и кинжалах: металлическое лезвие охлаж¬дается, а когда вихрь исчезает и температура становится нормальной, оно запотевает. Поэтому бесцветная капля на клинке кинжала считалась «кровью черта». Особенно пугали человека мрачные тучи, огненные молнии, раскаты грома. Древние славяне почитали властителя грома и молнии Перуна. В Белоруссии, когда молния ударяла в дерево, говорили: «Пярун ударил». На Руси с принятием христианства Перуна вытеснил Илья-пророк. Он будто бы разъезжал по небу в огнен¬ной колеснице, а из-под копыт его коней вылетали молнии. Праздники и поверья, связанные с Перуном, были отнесены к Илье-пророку. Окончание лета отмечали 2 августа как Ильин день: «Илья лето кончает — жито зажинает, хлебом наделяет», «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «Илья-пророк лето уволок». В начале августа число гроз обычно увеличивается, поэтому в Ильин день ожидали грозы: «Придет Илья — принесет Дождя». «Ильинским дождем» умывались, полагая, что он предохраняет от нечистой силы. В этот день будто бы Илья-пророк мочится в воду и оттого она становится холоднее: «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается». В Ильин день запрещалось косить и убирать сено из-за опасения, что ослушников убьет гром или сено сожжет молния. Набожные люди постились в Ильинскую неделю, чтобы умилостивить пророка, защитить от его молний посевы.

В Новгороде были церкви Ильи мокрого и Ильи сухого. Во время засухи крестный ход с молитвами о дожде устраивался около первой церкви, а от разрушительного ливня молились во второй. Когда молитвы не помогали, народ говорил: «Дождь глух, господь ему сказал; «Иди туда, где тебя ждут», а он не пошел, где ждут, а пошел, где жнут; ему приказали: «Иди туда, где тебя просят», а он пошел, где сено косят». Были и такие кре-стьяне, которые понимали: «Молился, молился, а дождь не полился», «Не молись Илье-пророку — не будет проку».
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Как ни крепка была вера в могущество христианской церкви, она отступала, когда, взбешенные неотзывчивостью святых, крестьяне расправлялись с ними. В 1893 го­ду в Сицилии была страшная засуха. Население усердно молилось в церквах. У алтарей день и ночь горели све­чи. Когда богослужения не помогли, крестьяне, потеряв терпение, начали расправляться со статуями святых, не внявших молитвам. Жители города Палермо выкинули из церкви резную деревянную фигурку святого Иосифа на улицу: пусть он на себе испробует жару. В другом го­роде итальянцы донага раздели статую святого Анджело, сковали ее цепями и кричали: «Дождь или виселица!» Французские матросы во время бури заковывали цепями фигуру Антония Падуанского и держали ее в таком по­ложении до тех пор, пока не появлялся благоприятный ветер. Местное начальство в одной из южноамериканских республик в конце XIX века после безуспешных молебствий о прекращении засухи издало приказ: если бездождье будет продолжаться еще восемь дней, то по­лиция разрушит все церкви, еще восемь дней — казнит нескольких монахов.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Православные верили, что весну опекают разные свя­тые: «Егорий на порог весну приволок», «Егорий весну начинает, Илья лето кончает» и т. д. 11 сентября Иван постный «сряжал осень», «Иван постный пришел, лето красное увел», 30 марта «Алексей зиму-зимскую на нет сводит», «Алексей — из каждого сугроба кувшин про­лей», «Алексей — покинь сани, снаряжай телегу». 14 мар­та «Авдотья-весновка весну снаряжает». «С Евдокии-плющихи первые оттепели». Погода будто бы зависит от святых ветреников Федула, Лукьяна и других. 18 апре­ля: «Пришел Федул — теплый ветер подул», 14 марта: «Вот. те на, приехала Евдоха-свистунья» (холодный ве­тер). В календарных приметах о погоде часто использова­лись созвучия имен святых: «Василий Парийский землю парит», «Федор студит землю студит», «На Оссию коле­со прощается с осью» и т. д. Вера в то, что погода в день того или иного святого ежегодно повторяется и зависит от него, ни на чем не основана. Например, сложились приметы: «Святой Селиверст гонит вьюгу за семьдесят верст», «Со Спаса пре­ображения погода преображается», хотя часто 15 января не бывает никаких вьюг, а с 19 августа не изменяется погода. Приметы о морозе приурочены к дням, когда поми­нали святых: «Трещит Варюха [святая Варвара] — береги нос да ухо» (17 декабря), «Все тепло да тепло, пого­ди — придет Варвара, заварварят и морозцы». В конце января говорили: «Это не диво, что Афанасий-ломонос морозил нос, а ты подожди тимофеевских морозов» (4 февраля). 23 февраля произносили: «До Прохора старуха охала: „Ох студено!" Пришел Прохор да Влас: „Никак скоро весна у нас". Но не всегда эти приметы были достоверны. Например, примета «Афанасий-ломо­нос — береги нос» обещает сильный мороз, но 31 января в одной области мороз, а в другой его нет. Раньше гово­рили: «Авдотья восемь шуб снимает». Это означало, что с 14 марта наступают оттепели. В центральных районах страны к этому времени становится тепло без всякой Авдотьи, а в северной Сибири еще стоят сильные хо­лода. Многие люди по привычке употребляют выражения «Михайловские», «введенские», «Никольские», «рождественские», «крещенские», «тимофеевские», «сретенские», «власьевы» морозы, хотя, конечно, понимают, что ни один из религиозных праздников и дней святых не может вли­ять на понижение температуры 21 ноября, 4, 19 декабря, 7, 19 января, 4, 15, 16 февраля. В центральных областях России сильные морозы бывают в эти дни, но часто наступают и в другие дни, когда нет никаких религиозных праздников. Обычно считается, что 4 декабря наступают «введенские» морозы: «Наложило введенье на воду тол­стое леденье», но известно, что «введенье ломает леденье», то есть бывает даже оттепель. На 19 декабря в цен­тральных областях России приходятся «Никольские» мо­розы: «На Николу зима с гвоздем ходит», а в 1975 году погода была — как в апреле. Кто не слышал примету: «Нельзя снимать кожуха до дня святого духа». Достаточно представить себе разно­образие климата нашей страны, раскинувшейся от ледя­ных просторов заполярной тундры до теплых морей, что­бы понять непригодность этой приметы для прогнозов погоды. Говорят: «Василий-капельник — с крыш каплет», что указывает на наступление оттепели 13 марта. Но это опять происходит не всегда и не везде. В 1969 году в Томске фенологический кружок школьников проверял приметы марта: «С Евдокии-плющихи первые оттепели», «Какова Евдокия—таково и лето». Но в 1969 году весеннее тепло пришло в Томск только в апреле, и, хотя день Евдокии был холодным, лето оказалось жаркое. Начало усиленного таяния снегов, когда ручьи вешней воды бе­гут с гор, относили к 30 марта, согласно примете: «На Алексея — с гор вода, а рыба со стану», то есть рыба трогается с зимовья и трется под берегами. Но в этот день, например, в Архангельской области еще стоит зима, в то время как на юге уже зеленеют яровые всходы. Не бывает так, чтобы в какой-то определенный день всегда стояла одинаковая погода, хотя в некоторых районах в течение нескольких дней регулярно наблюдается похо­лодание или потепление.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Когда-то верили, что удары молнии можно предотвратить колокольным звоном, якобы отгоняющим злых духов. На старинных колоколах были надписи: "изгоняю бесов, спасаю от молнии". Звонить из высоких колоколен во время грозы далеко небезопасно. В Германии в конце 18 века за 30 лет было убито 120 звонарей и разрушена 400 колоколен
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

О древнегреческом мудреце Анаксагоре, жившем в пятом веке до нашей эры, рассказывали, что он жаркий день надел на себя воловью шкуру. Всем смеявшимся над ним Анаксагор сказал, что скоро будет гроза. Когда хлынул дождь, мудреца обвинили в колдовстве. Он объяснил свою предсказание: если в жаркую погоду при северо-восточном ветре вершина горы и Эримантос покрывается облачной шапкой, то меньше чем через час в городе Олимпия будет дождь.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5374
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 07, 2017 12:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В небе бывает гало (круги), венцы и столбы. Суеверные люди считали их "знамением". Римский папа Пий XII заявил, что он, гуляя в ватиканском саду 29, 30 октября и 8 ноября 1950 года, "удостоился лицезреть чудо, как солнце, садясь за горизонт, превращалось в серебристый диск, вращающийся подобной колесу, отбрасывающий во все стороны пучки разноцветных, мечущихся молний, ярких лучей".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.