Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Л. Тарасов. Чудо в зеркале разума.
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Июл 31, 2019 10:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Об одном таком случае «чудесного» исцеления у мазара в селе Мерке Джамбульской области Казахской ССР рассказывалось в журнале «Наука и религия» (1987, № 5). Мулла привел немого человека к могиле святого, которая славилась тем, что из нее доносились стоны и вздохи, словно умерший просил аллаха помочь страждущим, обратившимся к нему. Оставшись один, немой услышал эти таинственные звуки. Он хотел бежать, но не смог сдвинуться с места: от страха отказали ноги. И тут большой кусок кирпича свалился ему на голову. «Спаси, аллах!» — закричал больной и упал без сознания. Со всех сторон к нему уже сбегались люди. «Чудо! Чудо! — кричали они.— Немой обрел дар речи!» Что же произошло на самом деле? Больной, подготовленный муллой к чуду, верил, что оно произойдет. И когда он испытал неожиданный стресс от упавшего на голову кирпича, то утерянная когда-то в результате шока речь вернулась к нему. Стоны же святого были вызваны тем, что мазар построен на месте более древнего мавзолея с полым склепом в глубине земли. Кирпичная кладка подземного склепа от древности разрушалась и падающие кирпичи производили шум, похожий на стенания человека.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Ср Июл 31, 2019 10:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Муллы говорят, что аллах милостив только к верным приверженцам ислама. «Не верующие в аллаха — дрова для геенны»,— предупреждает правоверных Коран. Чтобы доказать истинность своей веры. мусульмане-шииты, например, зверски избивают себя на празднике ашура (шахсей-вахсей). Они воспроизводят муки святого имама Хусейна, внука Мухаммеда, истязаемого врагами Корана. Такой «праздник» мусульман-шиитов описал А. М. Горький, которому до революции довелось быть его свидетелем в одном из аулов Кавказа: «И вот один из фанатиков, высокий и седой старик с темным иссохшим лицом, замахнулся кинжалом над своей годовой и легким, ловким ударом рассек себе лоб. Тонкая, но обильная струя крови потекла по его лицу и вызвала у его сотоварищей громкий, радостный крик. Не прошло минуты, как уже более десяти голов и лиц было изуродовано ранами и залито кровью, красными полосками стекавшей на плечи и грудь. Толпа громко запела дикую и воинственную мелодию, и я увидел. как четверо полуобнаженных людей, взмахнув чем-то в воздухе, с силой ударили себя по спинам, отчего раздался железный лязг... В руках у них были довольно толстые и длинные цепи, сложенные втрое; держа их обеими руками, эти люди с размаха, враз били ими себя по спинам, стараясь так выгибать тело под удар, чтоб на него легло возможно больше цепи... Так продолжалось долго, до поры, пока пение толпы, удары кулаков и цепей и все другие звуки не заглушил протяжный, воющий стон. Это один из бичующихся не выдержал более пытки, покачнулся назад и с воплем, плашмя рухнулся на землю. Над ним склонились правоверные, чтоб омочить руки в его крови — может быть, это будет святая, очищающая кровь, ибо человек, который умрет в этот день от истязания,— свят».
Подобные «праздники» мусульман в 1929 году в нашей стране были запрещены специальными постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

По данным журнала «Социологические исследования», полученным в 1987 году, половина из опрошенных 2400 выпускников ПТУ и средних школ верят в вещие сны, каждые 45 из 100— в гадания, 53— в приметы, 52 процента уверены в существовании телепатии и ясновидения. Двое из десяти не исключают возможности общения с потусторонним миром и божественного откровения. Объясняется этот интерес не просто любопытством, но и желанием вырваться из тусклой, бедной, эмоционально слишком заорганизованной действительности, из предкризисного состояния, в какое зашло наше общество в период застоя. Экономику и идеологию все больше захлестывали стихийные, неконтролируемые процессы, что способствовало возникновению ощущения, что над нами господствуют слепые, неподвластные нам силы, которым принадлежит монополия на высшую истину. Отсюда — тяга к религии, оккультизму.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Какое бы оккультное учение мы ни рассматривали, каждое из них так или иначе связано с верой в сверхъестественных помощников, в духов, которые якобы являются из загробного мира. И следовательно, все эти учения стыкуются с религией.
И Библия иной раз берет подобные учения под свою защиту. В 1-й книге Царств приводится эпизод, где израильский царь Саул обращается к аэндорской волшебнице с просьбой вывести из преисподней тень умершего пророка Самуила. И вот, повествует Библия, «выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил. и пал лицом на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; филистимляне воюют против меня, а бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать». И пророк предрек Саулу поражение в битве и сказал: «Завтра ты и сыны твои будете со мною». Так и случилось — три сына Саула были убиты, а царь израильский бросился на меч и умер. Таким образом, это был едва ли не первый спиритический сеанс, зафиксированный в литературе, если не считать вызывания духов погибших друзей Одиссея волшебницей Цирцеей в поэме Гомера.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Величайшее из чудес в мире, считал Руссо, это— гармония и согласие. А необычные явления, якобы совершаемые сверхъестественной силой, находятся в противоречии с законами природы, которая «не удовольствовалась установлением порядка, ' но приняла надежные меры к тому, чтобы ничто не могло его возмутить».
Философ, говоря устами своего савойского викария, героя знаменитой книги «Эмиль, или О воспитании», утверждал, что чудеса выдуманы церковниками для того, чтобы с их помощью придать больший вес проповедуемым ими «истинам». Бог, по убеждению для удостоверения своего могущества выбирает средства, которые сами нуждаются н удостоверении. «Таким образом,— заключает Руссо,— доказав учение чудом, приходится доказывать чудо учением». Возникает порочный круг. , А отсюда следует, что ссылка на чудеса не может служить доказательством истинности религиозных учений.
«Если бы я собственными глазами увидел чудо,— говорил Руссо,— я, может быть, сошел бы с ума, но не уверовал бы».
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

К среднему поколению французских энциклопедистов принадлежал Клод Адриан Гельвеций (1715—1771). В своих философских сочинениях «Об уме» и «О человеке» он доказывал ненужность веры в божество. Философ первым обосновал происхождение религии не только чувством страха, но и неудовлетворенностью человека условиями, в которых тот живет. И вера в сверхъестественные силы является фантастическим отражением в сознании людей их реального быта. В этом его основная заслуга в развитии атеизма. «Смутное желание счастья,— писал он,— заставляет нас с удовольствием бродить в стране чудес и химер... Все люди желают бесчисленных

богатств, безграничного могущества, бесконечных наслаждсний. и желания эти всегда уносятся за границы действительного обладания». Поэтому люди тянутся к сказкам. Но сказка сказке рознь. Религиозные сказки с их чудесами «вооружили народы друг против друга, заставили проливать человеческую кровь и принесли миру много скорби».
Религиозные суеверия, говорил Гельвеций, это отравленный источник, давший начало всем злосчастиям и бедствиям на земле. Поэтому нужно не только просвещать народы, но с помощью оружия уничтожить феодальное общество, оплот религиозного дурмана, и за. менить его разумным государственным устройством. Философ не дожил до Великой французской революции и не смог увидеть, что за разумное общество стала создавать буржуазия, захватив власть.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

'Чудеса природы,— настаивал Гольбах,— доказывают существование бога лишь нескольким предубежденным людям, которым до того указывали на перст божий во всех явлениях, механизм коих был непонятен для них. В чудесах природы физик, лишенный предрассудков, видит лишь мощь природы, постоянные и разнообразные законы, необходимое действие различных соединений непрерывно меняющейся материи». Втруде «Разоблаченное христианство» Гольбах утверждал, что для признания чего-то истинного и очевидного нет надобности в чудесах, а мнимые чудеса христианства, точно так же как и всех религий, покоятся на легковерии, фанатизме и невежественности народа, ловкости обманывающих его шарлатанов.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Признанным главой французских просветителей был Дени Дидро (1713—1784), основатель и главный редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», этим ее произведением,— мозг и душа. «Я работал около тридцати лет над этим произведением - писал он - нет такого преследования, которому бы я не подвергся. Я уже не говорю о всех клеветнических нападках, Посягали на мою честь, на мое состояние и свободу... Произведение мое было запрещено, а мне лично угрожали различными эдиктами короля и постановлениями парламента».
Сочинения Дидро сжигали, его самого заключали в Венсенский замок, где он провел за решеткой более трех месяцев, но никакие попытки монархистов и церковников заставить философа раскаяться, отречься от своих убеждений и стать добрым христианином ни к чему не гриве.ли. До конца жизни Диро оставался идейным вождем надвигавшейся революции.
«Доказывать евангелие с помощью чуда,— писал он,— значит доказывать нелепость с помощью протизоестественного явления». А существование загробной жизни, по его мнению, можно допустить лишь в том случае, если возможно поверить, что будешь видеть, не имея глаз; будешь слышать, не имея ушей; будешь мыслить не имея головы; будешь любить, не имея сердца; будешь чувствовать, не имея чувств; будешь существовать хотя нигде тебя не будет.
Обнажая нелепость веры в церковные чудеса, Дидро иронизировал: «А как вам нравится святой Дионисий, который шествует, держа в руках свою отсеченную голову,— фокус, который у него спешит заимствовать Святой Савиниан после того, как его обезглавил император Аврелий. И святой Николай! Он, оказывается, начал поститься со дня своего рождения: по средам и пятницам он сосал грудь своей кормилицы только раз в день... А что вы думаете о двух черепах святого Панкратия... Один череп принадлежал Панкратию, когда ему было 22 года, а другой — когда ему было 36 лет».
Дидро считал просвещение народа главным средством преодоления религиозного дурмана и требовал отделения церкви от государства.
В его философских трудах, как отмечал Ф. Энгельс, содержатся «высокие образцы диалектики», однако он не видел классовых корней религии, считая ее лишь порождением невежества и страха людей, одураченных церковными проповедями.
Немало мыслей о чудесах можно найти в сочинениях младшего поколения французских просветителей. Пьер Сильвен Марешаль (1750—1803), фактический редактор газеты «Революция Парижа», связывал преодоление религии с коммунистическим преобразованием общества. Философ высмеивал культ святых, религиозные обряды, нелепую веру в чудеса. В работе «Разоблаченная басня о Христе» Марешаль приводит якобы исторический документ вымышленного им собрания жрецов Вакха, которые задумали создать новую религию (читай — христианскую). Один из основателей ее в торжественной речи рекомендует своим собратьям предусмотреть чудеса, то есть нарушения обычного порядка во Вселенной: «Пусть чудесное ослепляет людей. Я хочу, чтобы они почитали старые косм, которые, как мы скажем, принадлежали некогда какому-нибудь святому».
Жак Андре Нежон (1738—1810), секретарь Гольбаха и редактор философского раздела «Энциклопедии», был самым молодым из плеяды просветителей Франции, Он добросовестно помогал Гольбаху в оформлении его литературных трудов, издавал сочинения Дидро, Руссо, Монтеня, выпускал свои книги, посвященные пропаганде атеизма. Его основной труд — «Воин-философ» (русский перевод «Солдат-безбожник») написан от лица безымянного отставного военного, одаренного здравым смыслом, который обращается к преподобному отцу Мальбраншу с возникшими у него вопросами относительно истинности религиозных догматов, чтобы вынести свои сомнения на суд всего мыслящего общества.
Нежон доказал в своем сочинении, что все религии ложны и противоречат разуму. И чудеса — в первую очередь. «Но,— возразят мне,— писал философ,— все религии опираются на целый ряд чудес. Да, так говорят их книги; но чтобы заставить меня поверить, укажите на какое-нибудь очевидное чудо. Вы этого не можете сделать, и поэтому я не могу поверить. Где вы найдете здравомыслящего и не зараженного предрассудками человека, который был бы очевидцем какого-нибудь чуда? Если такие люди существуют, пусть они верят, но никто не обязан с чужих слов верить даже самым правдоподобным фактам».
Чем меньше человек знаком с законами медицины, физики, химии, математики, утверждал Нежон, тем больше он видит чудес, тем охотнее доверяет всем басням церковников.
Философ ведет свою атеистическую пропаганду неназойливо, не рубит с плеча; приводя очевидные факты, он заставляет читателей поразмыслить над многими вопросами религии и сделать свои выводы.
Константин Франсуа Вольней (1757—1820), активный участник революции в Париже, также беспредельно верил в силу разума, считая, что скорее солнце изменит свой путь, чем глупость восторжествует над знанием и мудростью и слепота возьмет верх над благоразумием. Нет, этому не бывать. «Тогда Вы лучше поймете,— убеждал он,— насколько прозрачна вуаль, прикрывающая действительное существо всяческих чудес и необычных явлений, всевозможных диковинных сверхъестественных эффектов. Вы убедитесь, что все эти чудеса существовали только в фантазии людей, только в воображении невежественного народа. И Вы вместе со мной будете изумляться слепому упрямству, с каким многие и сегодня все еще стараются поддерживать столь дикие заблуждения».
Вклад французских просветителей-энциклопедистов в историю человечества был необычайно ценен. Именно они подготовили идеологическую почву для Великой французской революции.
Атеистические идеи развивались и в России, несмотря на жестокий цензурный и полицейский надзор. У истоков русского свободомыслия стоял великий М. В. Ломоносов (1711—1765). Открытый им закон сохранения материи и движения, один из основополагающих законов развития Вселенной, поставил под сомнение божественное сотворение мира, проповедуемое церковниками.
Стремясь освободить науку от опеки церкви. ученый выражал недоверие и к другим библейским мифам, а также религиозным чудесам.
Боролся с религиозными догматами и первый русский просветитель•революционер А. Н. Радищев (1749—1802). В философском трактате «О человеке. о его смертности и бессмертии» писатель, сталкивая доводы идеалистов и материалистов, показал нелепость веры в бессмертие души. Выступал он и против «рыскающих в пространных полях бредоумствований» масонов с их попытками отделить дух от тела, «зарывшись в еврейские или арабские буквы, в цыфири или египетские иероглифы». Об этом Радищев писал в своей знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Сибирь.
Яркую страницу в историю атеизма вписали русские революционные демократы в середине прошлого века, когда в связи с ростом буржуазных отношений н недрах крепостничества обострялись классовые противоречия. перераставшие в революционные выступления. Главной преобразующей силой русские революционные демократы считали крестьянство, и путь к социализму видели в крестьянской общине, освобожденной от крепостного права. Выступая против религии как одного из оплотов самодержавия, они. стремясь создать строгую атеистическую систему взглядов, ополчались и против религиозных суеверий и предрассудков. В. Г. Белинский (1811—1848) писал: «Суеверие видит во всем присутствие чего-то таинственном)... Суеверие сближает насиль• ственно самые разнородные предметы, уничтожает все законы. придает всему сверхъестественную силу... Вот источник всех нелепых предрассудков, гаданий, примет. Человек вдруг. ни с того ни с сего, связывает свою жизнь, свое предприятие с обстоятельствами, не имеющими никакой с ними связи, и связывает именно потому. что нет никакой связи; он не выезжает в понедельник, он опасается, выходя из дома, ступить первый шаг левой ногою; он задрожит, если нечаянно просыплет соль за столом; он в ужасе вскочит из-за стола, если увидит, что за ним сидит тринадцать человек и т. д.»
Чем нелепее и бессмысленнее явление, говорил Белинский, тем больше играет оно на руку предрассудку. Как-то Виссарион Григорьевич на квартире Достоевского завел разговор о религии. Если бы Христос родился в наше время, убеждал критик, то был бы самым незаметным человеком — так стушевался бы пря нынешней науке, а следовательно, его чудеса не произвели бы никакого впечатления.
Великий русский демократ А. И. Герцен (1812—
1870) веру в чудеса тоже связывал с суевериями. В своем памфлете «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», опубликованном в «Кодоколе» в 1861 году, Герцен высмеял открытие мощей новгородского епископа Тихона, которого возвели в ранг святых «за примерное нетление», и тело его употребляют «как аптеку» для сотворения чудес — исцеления больных. «Чудесам поверит своей детской душой крестьянин—писал он,— бедный, обобранный дворянством, об•ворованный чиновничеством, обманутый освобождением, усталый от безвыходной работы, от безвыходной нищеты,— он поверит. Он слишком задавлен, слишком несчастен. чтоб не быть суеверным».
Основную ставку в борьбе с религией Герцен делал на просвещение народа, но отлично понимал, что одна только просветительская деятельность ничего не даст в условиях эксплуататорского общества религия будет существовать, говорил философ, пока переворот не по-
кончит с этим обществом.
В. И. Ленин высоко оценил деятельность А. И. Гсрцена, отметив, что он сыграл «великую роль в подготовке русской революции», нарушив «рабье молчание» и обращаясь к массам с «вольная русским словом» (Ленин В. И, Полн. собр. соч.. т. 21, с. 255, 259, 262).
С резкой критикой религии и ее чудес выступал и
Н. А. Добролюбов (1836—1861). Сотрудничая вместе с Н. Г. Чернышевским в журнале «Современник», он в подцензурной печати высказал немало суждений о вреде религиозных догматов, указывая на абсурдность чуда творения, высмеивая утверждения богословов, что «можно сделать что-нибудь из ничего».
Но критику приходилось прибегать к маскировке. Он разоблачал мнимые чудеса других мировых религий, имея в виду чудеса православные. В рецензии на книгу «Жизнь Магомета» Вашингтона Ирвинга, переведенную на русский язык, он отмечал: «Как доказательство шарлатанства в Магомете приводят обыкновенно его мнимые чудеса... Невежественная часть его почитателей сложила про него предания, изукрашенные всеми чудесами восточной фантазии. Противники его веры стали злостным образом объяснять его чудеса, уверяя, что он приучал голубя клевать из своего уха, чтобы сказать народу, что это ангел прилетал к нему; что он зарывал тихонько в землю горшки с молоком и медом, чтобы потом всенародно вырыть их, будто посланные небом его молитве, и пр. Умнейшие из мусульманских писателей сделали гораздо проще: они сказали, что все эти чудеса — позднейшие выдумки невежества и что сам Магомет признавал только одно чудо— Коран».
Однако проницательные читатели отлично видели, что за покрывалом восточной цветистости ложные чудеса Востока весьма напоминают чудеса, приписываемые Иисусу Христу, и делали вывод, что они так же мнимы, как все религиозные чудеса.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Русский революционный демократ Д. И. Писарев (1840—1868) был максималистом во всем— и в литературной критике, и в проповеди атеизма, и н борьбе с самодержавием. В 1862 году за подпольную публикацию статьи, призывавшей к свержению династии Романовых, он был брошен в Петропавловскую крепость и около четырех с половиной лет своей короткой жизни провел в ее каземате.
Писарев трудился даже за решеткой. Критик оставил обширные исследования не только литературоведческие, но и 110 истории религии. Он считал, что причину возникновения верований следует искать в интересе первобытного человека ко всему необычайному и таинственному. С помощью иллюзорных средств тот пытался избавиться от тяжелой жизни.
Критик подчеркивал, что церковные чудеса, как пышные богослужения, действуют «с неотразимой силой на чувство и воображение простых людей». Он прослеживал историю религиозных чудес на протяжении веков, попутно разоблачая их.
В своей диссертации «Аполлоний Тианский» Писарев знакомил читателей с любопытной книгой древнегреческого ученого Герона Александрийского в. до н. э.) в которой даны наставления и рецепты, как делать храмовые чудеса — самопроизвольное возгорание свечей на алтаре, вызывание звука трубы при открывании дверей храма, явление духов и теней и другие фокусы, которые были в распоряжении жрецов, чтобы по желанию «потрясать воображение и нервы молящихся». А для чудесного исцеления калек, советовал Герон, следует нанять какого-нибудь бедняка, и тот за ничтожную плату охотно прикинется хромым, слепым. сухоруким и на глазах целого города охотно исцелится возле храма.
В исследовании «Историческое развитие европейской
мысли» Писарев обращал внимание па то, что в начале средних веков всякие чудеса и видения были особенно многочисленными, и единственно потому, объяснял он, потому что все мы расположены принимать за чудо каждое естественное событие в природе и в человеческой жизни: «Все рассказывали свои сны и галлюцинации,— все с жадностью слушали эти рассказы и, украсив их цветами собственной фантазии, пускали дальше в общее обращение».
Писарев отмечал, что выдумать любое чудо служителям церкви ничего не стоило; так же легко это было сделать, как дополнить своими фантазиями легенды и подделать реликвии. В статье «Перелом в умственной жизни средневековой Европы» критик приводит случай, о котором в ,XVlll веке упоминали бенедиктинские монахи в книжке «Истинная история святой слезы, пролитой нашим Спасителем над Лазарем». Там сказано: «Когда Спаситель оплакивал смерть Лазаря, тогда ангел подхватил одну слезу, вложил ее в маленький сосуд, в котором она сохраняется до сих пор; потом вложил первый сосуд во второй, побольше, и вручил все это Магдалине... Когда Магдалина почувствовала приближение смерти, она призвала к себе епископа ахенского, Максимина, и отдала ему святую слезу. Потом она попадает каким-то манером в Константинополь, потом в 1040 году появляется в Вандомском монастыре и начинает творить чудеса».
Точно таким же образом с различными вариациями в подробностях, но столь же недостоверно в церквах и монастырях оказались обломки Ноева ковчега, рога Моисея, борода Аарона, перья архангела Гавриила, святое сено, на котором лежал младенец Иисус, огарок свечи, горевшей в минуту рождения Спасителя. И все эти святые реликвии якобы творили чудеса.
Писарев объяснял это поветрие чудес работой воображения на почве бедствий и страданий, а также низким уровнем знаний в те легендарные времена. «Все дело было в господствовавшем настроении массы,— утверждал он,— то, что теперь показалось бы простым фокусом даже людям, не понимающим его устройства, то казалось грекам и римлянам чудом».
Русские революционные демократы сделали немало верных наблюдений, когда речь шла о развитии природы, но в объяснении общественных явлений они были идеалистами.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Немецкие философы приложили много усилий для объяснены, феномена религиозного чуда, хотя и их мировоззрение было идеалистическим. Даже у великого идеалиста Георга Фридриха Гегеля (1770—1831) можно найти любопытные высказывания о чудесах, Он писал: «Необходимо будто бы верить в чудеса, и это будто бы есть средство уверовать во Христа... Вера, которая выдвигает подобные требования, есть вера в некое содержание, которое является конечным и случайным, т. е. не является истинной, так как истинная вера не заключает в себе никакого случайного содержания». Необычайно трудно пробиться через частокол гегелевских формулировок, но все же в этом фрагменте отчетливо видно: даже сомневаясь в подлинности религиозных чудес, философ-идеалист ратует за чистоту истинной веры.
Вопросы истинности религиозного чуда глубоко интересовали учеников Гегеля — Давида Штрауса и Людвига Фейербаха.
Давид Фридрих Штраус (1808—1874), младогегельянец, получил широкую известность благодаря своей книге «Жизнь Иисуса», выдержавшей почти два десятка изданий на многих языках, в том числе и на русском. В этом увесистом двухтомнике Философ, пытаясь нарисовать действительный портрет Христа, отрицал его божественное происхождение. Это был обыкновенный человек, который «не делал ничего, что было выше человека и природы». Никаких чудес он не творил.
Однако Штраус, будучи идеалистом, выступал против попыток некоторых философов объяснить евангелические чудеса рациональным путем. Так, доктор богословия Гейдельбергского университета Генрих Паулус старался рассматривать все чудеса Христа и апостолов как совершенно естественные явления. В своих «Комментариях к евангелиям» он утверждал, что Христос вовсе не ходил по воде, как по суху, он ходил поверх моря, как написано в евангелии, а это, очевидно, означает, что он ходил по берегу, лежащему выше уровня моря. Точно так же Иисус не мог накормить несколькими хлебами несметное количество людей. Он даже не пытался этого сделать, а только подал пример, внеся свою долю. Вот почему столь необычное чудо не вызвало, как сообщает евангелие, удивления толпы. И благовещение о непорочном зачатии было подстроено Елизаветой, догадливой супругой священника Захарии. Она подослала к своей наивной родственнице Марни слугу под видом архангела Гавриила, и зачатие произошло совершенно есственно — без всяких чудес. Даже воскресение Христа объясняется просто: он не умер на кресте, а только потерял сознание и был похоронен в состоянии. Придя в себя от прохлады и благовоний, он отодвинул камень, прикрывавший гроб, и вышел из него. Огненные языки, сошедшие на апостолов, были обыкновенными электрическими искрами. Если Павел ослеп по дороге в Дамаск, то это— действие грозы, а его исцеление от прикосновения рук старца Анания — результат внушения, да к тому же известно, что у стариков бывают очень холодные руки, а холод уменьшает воспаление. И так далее, и так далее — по всему спектру чудес Библии. Развенчивая религиозные чудеса подобным образом, Паулус вовсе не собирался устранить их. а наоборот, пытался сделать их приемлемыми, привести Библию в соответствие с духом времени.
Д. Штраус выступал против этого, как он говорил, одностороннего принципа Паулуса. «Исключая из своей Истории сверхъестественный элемент источников,— писал Штраус,— он свидетельствует, что евангельские рассказы ускользают от требований исторического метода; признавая тем не менее эти рассказы за истинно исторические источники, он сознается, что не сумел разрешить проблему. Или евангелия — действительно исторические документы, и тогда чудо не может быть удалено из жизни Иисуса; или же чудо несовместимо с историей, тогда евангелия не могут быть историческими доку-
ментами».
Штраус сделал попытку преодолеть это противоречие идеалистических позиций. Чудеса Христа он объяснил мифами. «Мы оставим евангелиям их чудеса,— заявлял философ,— но при условии рассматривать их как простые мифы... идея мифа представляет орудие, с помощью которого мы можем удалить чудо и сделать возможным историческое изложение жизни Иисуса».
Следуя своей теории, Штраус говорил, что воскресение Христа не факт, а впечатление евангелистов, то есть поэтический вымысел, миф.
Ф. Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» указывал на расплывчатость теории мифов Штрауса. По его мнению, каждый, кто воспользуется этой теорией, может в евангельских рассказах считать историческим все, что ему угодно.
К. Маркс говорил, что Штраус как теолог «так и не высказывает окончательного суждения о том, что есть чудо, и вдобавок предполагает, что за чудом стоит еще особая духовная сила, отличная от желания (как будто желание не есть эта самая, предполагаемая им сила духа человека; как будто, например, желание быть свободным не является первым актом свободы) (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 2Cool.
В той же работе «Лютер как третейский судья между Штраусом и Фейербахом» К. Маркс, противопоставляя Штраусу крупнейшего немецкого философа-материалиста, который видит вещи такими, каковы они на самом деле, приводит определение чуда Фейербахом, считая его верным: «Чудо есть реализация естественного. т. е. человеческого, желания сверхъестественнымс пособом...» (там же, с. 2Cool.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Людвиг Фейербах (1804—1872) стремился, подобно великим французским материалистам. помочь людям избавиться от феодального рабства, от той тюрьмы, которой является Европа, где различие между свободным и заключенным чисто количественное, а именно: в том, что первый имеет несколько более просторную тюрьму.
Однако философ видел путь к свободе не столько в революции, сколько в теоретической борьбе против идеалистических спекуляций и суеверий официальной религии
Развитию материалистической теории философии атеизма Фейербах посвятил свои фундаментальные труды «Сущность христианства», «Сущность религии», «Лекции о сущности религии», где целые главы отведены разоблачению религиозных чудес, ибо, по его утверждению, «вера в чудо тождественна с сущностью веры вообще».
Религиозная вера есть вера в чудо, вера и чудо абсолютно нераздельны, постоянно подчеркивал Людвиг Фейербах.
Вера освобождает желания человека от уз естественного разума. то есть от необходимости считаться с законами природы. говорил философ, и потому доставляет ему блаженство, потому что удовлетворяет, как ему кажется. все его субъективные желания. Для веры, утверждают богословы, нет ничего невозможного, как нет ничего неисполнимого для господа. Религиозное чудо необходимо человеку, когда у него появляется нужда в чем-то, когда он хочет избавиться от какого-то зла, от которого не может быть избавлен естественным порядком.— в притом в чуде, как уверяют священнослужители, человеческие желания осуществляются моментально, непосредственно, не считаясь ни с какими препятствиями. Однако религиозное чудо, заключает философ, так же бессмысленно, недопустимо для разума, как немыслимо, примеру, деревянное железо или круг без окружности.
«Если мы внимательно рассмотрим чудо,— призывал Фейербах,— мы убедимся, что оно выражает собою что иное, как волшебную силу фантазии, которая без возражений исполняет все желания сердца». И оказывается на поверку, что чудо есть только сила воображения, а это сила мнимая, физически не ощутимая.
Правда, чудеса существуют в природе, но они коренным образом отличаются от религиозных чудес, потому что, писал Фейербах, в природе проявляется только естественный, а не божественный промысел, то есть не тот, который служит предметом религии. «Прежде всето,— пояснял философ,— мы должны поостеречься смешать чудеса религии с так называемыми чудесами природы, например, с «чудесами неба»... «чудесами геологии»... Чудеса природы суть вещи, возбуждающие наши удивление и изумление, потому что они выходят из круга наших ограниченных понятий. наших ближайших обыкновенных представлений и опыта». Если чудеса природы, продолжал Фейербах, чудеса для нас, чудеса в глазах людей, но не чудеса сами по себе (им все равно, откроют ли их люди и поймут ли), то религиозные чудеса представляют собой творения сверхъестественных существ и имеют свое происхождение не в природе, а в фантазии человека. Они немыслимы без человека — без его осмысления чуда. Они создаются. чтобы поразить его могуществом бога. И чудотворец есть существо всемогущее, сверхъестественное, наделенное самим господом-вседержителем способностью к чудесам.
Бог творит чудеса, но по просьбе человека, в ответ на его молитву, передавал Фейербах басни церковников и тут же добавлял: а если бог не творит чудеса, не внемлет молитвам людей и не исполняет их желаний. как это бывает обыкновенно, значит, такого бога следует считать негодным, бесполезным. Если же бог исполняет только те просьбы, которые могут быть выполнены и без его помощи, то есть не выходят за пределы естественных причин, то такой бог есть не что иное, как прикрытая его именем олицетворенная необходимость.
Беда в том, сокрушался философ, что для верующего
человека чудо не есть нечто находящееся в противоречии с разумом. В глазах верующего это такое же естественное явление, как восход солнца.
Религиозное чудо, утверждал Фейербах. противоречит понятию чувственного, неопровержимого факта. Факт честен, надежен, безусловен. Чудо же двусмысленно, обманчиво, нечестно. А отсюда вытекает, что библейское чудо не заслуживает доверия — оно противоречит истине, Философия, в противоположность религии, не верит н чудеса воображения и произвола, а верит в чудеса разума и природы вещей.
Людвиг Фейербах в своих рассуждениях о христианском чуде н о религии вообще опирался на человека, но имел в виду не конкретного «исторического» индивидуума, а человека абстрактного. Для него это существо биологическое, созданное природой, а не общественными отношениями. Этот антропологический подход Фейербаха к философии критиковали основоположники марксизма. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» писал: «Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с. З).
Отрицая официальную религию, подчеркивал Энгельс, Фейербах вовсе не хочет упразднить религию вообще, а лишь усовершенствовать ее, создать новую религию — без бога, религию любви. В этой новой религии человеческие чувства любви, дружбы, сострадания, самопожертвования и т. д. возводятся на пьедестал божеств. «Стремление Фейербаха построить истинную религию на основе материалистического по сути дела понимания природы,— писал Энгельс,— можно уподобить попытке толковать современную химию как истинную алхимию. Если возможна религия без бога, то возможна и алхимия без своего философского камня» (там же, т. 21, с. 293).
В этом сказывается ограниченность фейербаховского атеизма. Обрушиваясь на христианство, он все же не допускает жизни человека без веры и подставляет этику на место бога. И тем самым делает шаг назад от позиций французских энциклопедистов, требовавших, как правило, уничтожения любой религии.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Но где же корни религии? Почему держится религия в отсталых слоях городского пролетариата, в широких слоях полупролетариата, а также в массе крестьянства? — ставил вопрос В. И. Ленин в статье «Об отношении рабочей партии к религии». И давал ответ: «По невежеству на рода, отвечает буржуазный прогрессист, радикал или буржуазный материалист„, Марксист говорит: неправда... Такой взгляд недостаточно глубоко, не материалистически, а идеалистически объясняет корни религии. В современных капиталистических странах это — корни главным образом социальные. Социальная придавленность трудящихся масс. кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучеКий рядовым рабочим людям, чем всякое из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., вот в чем самый глубокий современный корень религии» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 419).
Религия, подчеркивали классики марксизма-ленинизма, не результат невежества или обмана (хотя и они имеют здесь место), но необходимый продукт такого общественного строя, где человек находится в рабской зависимости от господствующих над ним сил. И корни ее, имеющие социальный характер, можно вырвать революционным путем, преобразовав все общество и утвердив социальную справедливость. «Упразднение религии. как иллюзорного счастья народа,— подчеркивал Маркс,— есть требование его Действительного счастья» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 415)
Классики марксизма-ленинизма, отрицая религию как силу, одурманивающую массы, отрицали и религиозные чудеса. «Слабость всегда спасалась верой в чудеса,— писал Маркс в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»,— она считала врага побежденным, если ей удавалось одолеть его в своем воображении посредством заклинаний, и утрачивала всякое чувство реальности из-за бездейственного превознесения до небес ожидающего ее будущего и подвигов, которые она намерена совершить...» (там же, т. 8, с. 123).
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ныне любое представление о богословском чуде находится в очевидном противоречии с общепризнанными выводами науки. Никто не поверит сейчас, что некогда кит заглотил пророка Иону, а через три дня выплюнул его живым и невредимым из своего чрева, как об этом написано в Библии. Такое может произойти толы ко в сказке. «Но больше походило бы на чудо,— иронизировал американский просветитель XVIll века Томас Пейн,— если бы Иона проглотил кита. В этом случае, как и во всех других, вопрос решался бы так же: что вероятнее — что человек проглотил кита или солгал?» С очевидным спорить трудно. Но священнослужители спорят. Более того, они пытаются науку поставить на службу религии, совместить несовместимое, и научно объяснить библейские чудеса.
Однако прошли те времена, когда власть церкви была настолько непререкаема, что науке не позволено было выходить за рамки, установленные религией. Истины, добытые наукой, просто-напросто отметались. потому что они шли вразрез с церковными представлениями. Раз в Библии не сказано, что Земля — шар, значит, она не может быть ничем иным, как блином. И вращаться вокруг Солнца ей не положено. А в случае иных воззрений, несовместимых с библейскими, науку можно было запретить, как это делали некогда римские папы, понимая, что наука — враг религии. Так, папа Александр
1163 году издал буллу о запрете на изучение физики и законов природы, а папа Иоанн XXII в 1317 году повелел ликвидировать химические лаборатории, как мес“, где занимаются «дьявольским, искусством».
Когда же отпылали костры инквизиции, служители культа всех, кто сомневался в истинности религиозных чудес, грозили отлучить от церкви. В 1870 году Ватиканский собор предупреждал верующих: «Да будет анафема тому, кто будет говорить, что нельзя производить чудес или что их никогда нельзя знать с достоверностью».
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Но наука не в силах открыть сразу все закономерно мира, она идет долгим путем, кропотливо осваивая ступень за ступенью. За нерешенные проблемы науки а хватаются теологи, подставляя под них понятие религиозного чуда. И все, как в сказке, становится на место. Чудо есть чудо. Все проблемы снимаются единым мановением руки господа бога. Еще великий Ломоносов остроумно заметил, что легко быть философом, говоря: «Бог так сотворил», не вдумываясь в истинные причины происходящего.
современном мире, учитывая неизмеримо возрос уровень науки и техники, богословы стараются изыскивать более «убедительные» объяснения религиозных чудес, придумывая «научные» версии для оправдания сверхъестественных явлений. Утверждая библейские чудеса, они ищут аргументы и в самых современных открытиях науки.
Великий датский физик Нильс Бор разработал теорию атома. Он обнаружил, что электроны делают неожиданные «перескоки» с одной орбиты на другую, будто заранее не знают, куда им следует переметнуться. Они словно обладают «свободой воли». Сторонники физического идеализма стали уверять, что внутри атома нет места принципу детерминизма (причинной обусловленности явлений). Значит, сделали вывод теологи, чудеса, нарушающие причинную цепь событий, для «разумного человека науки» возможны. «Современная наука,— пишет богослов Лелотт,— приходит к отрицанию строгого
детерминизма законов и признает в их действии некоторую область случайности — область, в которой разыгрываются исключения из закономерности». Именно в случайностях и надо искать чудо, совершаемое по воле божьей.
Так теологи новейшей теорией атома оправдывают религиозные чудеса. Но дело все в том, что движение электронов не подчиняется законам классической механики, пригодной для расчета, скажем, движения снаряда или комет по своим траекториям. В атоме в силу вступают иные закономерности. В микромире причинная зависимость проявляется значительно сложнее, нежели в макромире. Форма взаимодействия объектов между собой изменяется, но глубинные законы детерминизма не исчезают.
Подходить к новейшим открытиям с позиций механистического материализма XVlll века невозможно. Верную картину развития мира дает лишь диалектический исторический материализм, свободный от ограниченности прежних философских систем материализма.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5483
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Авг 04, 2019 4:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Даже спутники и космические корабли служители культа вербуют себе в союзники, как одно из доказательств чудес божьих. После запуска первого спутника епископ Дибелиус из ФРГ писал, что тот вращается вокруг Земли не по собственной воле, но «по тем силам, которые творец дал своему творению, но которые человек применил умом, который бог ему подарил». Спустя более четверти века космической эры подобных речей богословов уже не слышно.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 3 из 5

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.