Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Метельский. Капля янтаря.
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:50 am    Заголовок сообщения: Метельский. Капля янтаря. Ответить с цитатой  

НЕРИНГА И НАГЛИС
Литовская легенда
На берегу Балтийского моря, у самого устья Немана, жил рыбак со своей женою. Много лет они прожили, а детей у них не было. Но вот, наконец, родилась у них дочка.* Лежит в колыбели - белая, румяная, крепенькая. А уж ласковая она была и веселая, как солнышко, что по утрам играет на балтийской волне. Родители назвали дочку Нерингой.
Много ли, мало ли времени прошло - выросла Неринга выше самой высокой сосны. Глаза у нее синее летнего неба, янтарные косы - в тридцать локтей длины, волнистые, как Неман в ветреную погоду. И сердце у Неринги было доброе. Застрянет, бывало, человек в песках - пески на взморье сыпучие да зыбучие, - а Неринга подойдет и шутя вытащит его вместе с лошадью и повозкой. Или еще: разбушуется море, подхватит корабль и гонит его к берегу - вот-вот швырнет на скалы. А Неринга, как ни в чем не бывало, ступит в воду, возьмется за якорную цепь и тащит корабль к берегу.
Поэтому-то моряки и не боялись бурь, которые раньше часто случались в устье Немана: знали, что Неринга рядом. Зато уже навезли они ей подарков - и шелка, и жемчуга, и сукна штуками, и кованых поясов золотых, и колец, и запястий. А добрую славу о ней разнесли по всему свету.
Когда буря в открытом море опрокидывала баркасы вместе с рыбаками и уловом, кто приходил рыбакам на помощь? Неринга! Выловит в передник рыбаков, выльет воду из лодок, отожмет сети и вынесет все на берег сушиться.
В тихую погоду вместе с рыбаками отправлялась на рыбную ловлю и Неринга. Рыбаки в лодках плывут, а впереди Неринга шагает, только волны в стороны от нее разбегаются. На плече несет шест из трех сосен. Забросят рыбаки сети, а Неринга шестом этим рыбу в сети загоняет. Да ведь тихая погода в устье Немана случалась редко.
А затевал эти бури король морей и ветров - девятиглавый змей. Бывало, разбушуется, разыграется. Ему только дай корабли топить да людей губить. Но и этого ему мало - начнет высокие волны на берег гнать, луга и поля заливать, рыбачьи хижины вместе с людьми, скотом и утварью в море смывать.
Как-то раз купалась Неринга в устье Немана. Плескалась в волнах, глядела по сторонам, а сама все о чем-то думала. И надумала она насыпать вал поперек устья Немана, отгородить его от Балтики. Тогда уж не добраться девятиглавому змею до людских жилищ, до их лугов и полей, не топить ему рыбацких лодок!
Созвала Неринга рыбаков и сказала им:
- Нужно отгородиться нам от Балтики валом. Будет тогда у нас тихая заводь для ловли рыбы; и луга, и поля, и дома наши будут целы. Не страшен нам будет змей!
Молодые рыбаки сразу закричали:
- Хорошо, Неринга, насыплем вал! Все, что скажешь, сделаем!
Еще бы, сила их молодая так и рвалась наружу. А старики долго думали, судили да рядили, но наконец тоже согласились:
- Хорошо, Неринга, насыплем вал!
Это мудрость и опыт такие слова подсказали.
Много людей собралось на помощь Неринге; кто ехал, кто пешком шел, кто на лодке плыл - с топорами, с лопатами, с кирками да веревками. Ровняли горы, выворачивали камни на сто верст вокруг. А Неринга камни эти на морское дно бросала, песком сверху засыпала. Песок она в переднике таскала - целая дюна в нем умещалась. Принесет и высыпет дюну в воду - только волны высотою с дом в разные стороны покатятся.
Прослышал девятиглавый змей о затее Неринги. Разъярился, поднял ветер, взбаламутил глубь морскую.
Двенадцать дней и ночей бушевала буря. Двенадцать дней и ночей трудились люди. Все одолели. И протянули длинную-предлинную косу поперек устья Немана, отгородили его от королевства девятиглавого змея.
Вернулась Неринга домой и спать легла. Проспала трое суток. А проснулась - глядит: залив тихий стоит, не шелохнется.
Понял левятиглавый змей, что не размыть ему насыпь Неринги, что сделана она прочно, на совесть. Однако не унялся: стал в Балтике бушевать - корабли топить, людей губить.
Разгневалась тогда Неринга и сказала:
- Нужно убить девятиглавого змея!
Весть о Неринге разнеслась по всей земле. Из разных стран приезжали к ней свататься удалые молодцы. Но кто бы они ни были - королевичи, князья или сыновья простых людей, каждый получал все один и тот же ответ:
- Выйду за того, кто убьет девятиглавого змея!
А как его убить, как выманить его из королевства? Ведь никто не знал даже имени девятиглавого, чтобы вызвать его на бой.
Много удалых молодцов уехало ни с чем. Были, правда, и такие, что отправились на поиски змея, да так и не вернулись.
Загрустила Неринга: неужто не найдется храбреца, который победит девятиглавого. Выйдет, бывало, на берег, сядет, подопрет голову рукой и смотрит долгие часы на море, пока ночь не настанет.
Как-то раз сидела Неринга на дюне. Тихие волны лизали ее белые ноги, а волосы ворошил ветер. И смотрит Неринга - плывет над морем тучка не тучка. А как подплыла поближе, увидела Неринга, что это парус. Потом и корабль показался. Что это был за корабль! Мачта из шести самых высоких сосен, корма золоченая, нос червленый, паруса из белого шелка. Остановился корабль далеко в море, врезался в песчаное дно.
И сходит с корабля витязь - статный, плечистый, крепкий, как дуб.
Это был охотник Наглис из Жемайтии. Избороздил он землю жемайтийскую реками и озерами, вздыбил горами, и холмами, леса же там сами выросли. Идет, бывало, Наглис, а у него под ногами земля проваливается и в клумпы набирается вода и песок с камнями. Где великан остановится вытряхнуть землю - там вырастет гора или холм; где выльет из клумп воду - там, смотришь, разливается озеро или река.
Прославился Наглис и другими подвигами. Убить медведя для него сущий пустяк, а убить кабана - это он даже за охоту не считал. Зубры завидовали его силе, рыси и лоси, дрожа от страха, укрывались от его взгляда: своей длинной рукой он их за милю шутя доставал.
Люди любили Наглиса. Он помогал им выкорчевывать леса, ставить избы из громадных бревен, настилать мосты над широкими реками.
Весть о Неринге дошла и до Наглиса. Созвал он народ на берег моря, построил корабль и приплыл в устье Немана.
Сошел Наглис с корабля, и поднялись на море волны. Одна волна добежала до Неринги, ударилась о ее колени. Неринга толкнула воду, и волна покатилась назад, к Наг-лису, весело подпрыгнула и обдала гостя по пояс. Так они перекидывались волнами несколько раз. Потом Наглис вытащил корабль на мелкое место и побрел по воде к берегу.
Пришел Наглис к отцу Неринги и говорит:
- Я охотник Наглис. Выдай за меня свою дочку!
- Дочка моя выйдет только за того, кто убьет короля морей и ветров, девятиглавого змея, - ответил отец.
- Хорошо, я убью змея.
- Как ты его убьешь? Он никогда не выходит из моря. И никто не знает его по имени! Говорят, один старый волшебник знает, но он живет на высокой горе, в дремучем лесу, к нему ни пройти, ни проехать.
- Я узнаю имя девятиглавого! - сказал Наглис и, попрощавшись, пошел разыскивать старого волшебника.
Шел он много дней и ночей - через чащи да болота, через широкие реки, глубокие озера. Голод утолял, охотясь на кабанов, жажду утолял водой из родников, отдыхал в тени развесистых деревьев.
Наконец подошел Наглис к высокой горе. Вся гора лесом дремучим поросла, а на самой вершине дымок курится. Забрался он на ту гору и видит - сидит у огня весь обомшелый, как старый пень, старик.
Говорит ему Наглис:
- Я охотник Наглис. Открой мне имя короля ветров и морей. Я хочу его убить.
Старик поднял седые брови, глянул исподлобья и усмехнулся:
- Приходили сюда не такие храбрецы, как ты, да только и оставались здесь. Ишь ты, имя ему скажи! - Поднял старик обомшелый палец и ткнул им в сторону высокого, крепкого дуба. - Видишь дуб? В его дупле лежит топор. В топоре скрыта молния. Если взмахнешь топором три раза над головой - скажу имя змея, а не станет силы взмахнуть - топор убьет тебя.
Подошел Наглис к дубу. Схватил топор да как взмахнет им над головой! Топор так и рвется из его рук, молнии из него так и бьют. Только Наглис ни на что не посмотрел- три раза взмахнул топором над головой и с размаху ударил по дубу. Блеснул огонь, запахло серой, и дуб рассыпался в прах.
- Ну, сынок, быть по-твоему! - сказал старик Наглису. - Знай же: имя короля ветров и морей - Гальвир-дас. Возьми топор, ступай на берег моря и трижды окликни змея по имени.
Наглис вскинул топор на плечо, поблагодарил старика и пустился в обратный путь - через чащи да болота, через широкие реки и глубокие озера.
Вернулся Наглис на берег моря. Встал на дюну да как закричит:
- Гальвирдас! Выплывай! Взволновалось море, поднялся ветер. Кличет Наглис змея второй раз:
- Гальвирдас! Выплывай! Взвыл ветер, забушевало море. Наглис в третий раз зовет:
- Гальвирдас! Выплывай!
До самых глубин всколыхнулось море, налетел ураган, к небу поднялись водяные смерчи. Выплыл девяти-главый змей из пучины. Весь тиной оброс да раковинами, черный, как ночь, все девять пастей огнем пышут, е глазах молнии сверкают. Выкарабкался на берег и спросил - будто гром загромыхал:
- Кто меня зовет?
- Я, охотник Наглис! Пришел твой конец!
И ударил Наглис змея топором. Блеснула молния, и три головы змея слетели в воду. Вышло море из берегов, затопило Наглиса до колен.
Снова замахнулся Наглис, ударил топором и срубил еще три головы змея. Тогда море затопило Наглиса по пояс. Волны били охотника в грудь, валили с ног, тянули в глубину, а ураган силился вырвать топор из его рук.
Собрался Наглис с силой, крепко уперся ногами в землю, размахнулся да как ударит змея в третий раз! Сверкнули молнии из топора - и полетели в воду последние головы змея. Тут же буря утихла, море успокоилось, засияло ясное солнце. Одолел Наглис змея и, счастливый, вернулся к рыбакам. Радостно встретила Неринга своего жениха. Сыграли они свадьбу и зажили счастливо.
В знак благодарности люди назвали именем Неринги узкую косу, что отделяет Куршский залив от Балтики, а именем Наглиса - горы вблизи Паланги.

* Согласно версии, изложеннойГ. В. Метельским, Неринга была послана родителям богом Перкунасом. По другой версии Неринга была дочерью князя Карвайтиса

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Восстанавливают флюгера, которые до войны украшали мачты куршских рыбацких баркасов.<...> Флюгера у куршей имели не только утилитарное назначение, сложный рисунок разной окраски отражал имущественное и семейное положение владельца баркаса.

Г. В. Метельский. Капля янтаря.

По словам некоторых исследователей, классический большой флюгер Куршского залива можно разделить на пять частей. Первая часть, наветренная, располагалась в передней части флюгера, вторая часть - на самой верхушке, а другие три части в конце флюгера назывались подветренными.

Наветренная часть:
1.Как полагается, в передней части часто изображалась символика стихий: Луна, Солнце (круги, звёзды), стрелы, перья (символ ветра, Воздух как стихия). Часто встречается в квадрат или в круг вписанный крест, что может относиться к древним религиозным и астрономическим соображениям. Наверху наветренной части флюгера часто изображался и дом, как символ уюта, целостности, и богатства.

Может быть изображение здание напоминала рыбаку про его собственный дом, а может быть это символизировало желание такой приобрести.

Верхняя часть флюгера:
2.На второй, самой высокой и самой важной части, т.е., на верхушке флюгера, было принято изображать религиозные символы, которые, как верили, должны были защитить рыбака и его семью от несчастий в море и на суше. Это было своеобразным обращением к "высшим силам" - божествам неба и земли, надеясь на их покровительство. На верхушке флюгера часто изображалась стилизованная волна, или рассекающий волны корабль, символику которого можно отнести к морской стихии, царству древнебалсткого бога Бангпутиса [4]. Иногда на верхушке флюгера изображали скрутившихся змеев, что связано с архетипом родного дома и Матери Земли. Часто верхушка флюгера украшалась крестом - символом христианской веры, знаком мужчины, или кольцом - знаком женщины, жены. Нужно сказать, что на флюгерах древние языческие символы часто переплетались с христианскими, потому вычислить какой-то конкретный символический аспект достаточно сложно. Но на самой высокой точке флюгера могли устанавливаться не только религиозные символы, но и образы зверей, птиц, растений (например, клевер - символ счастья и удачи), крепость и т.д.

Подветренная часть:
Подветренные части флюгера отличались особой красотой и сложностью резьбы. Здесь могло изображаться все что угодно: дома, церкви, люди, разные предметы, животные и даже целые надписи, потому такая символика также не может быть однозначно растолкована, и ниже мы приводим только предполагаемые значения.

3.Из символики располагающейся сразу за осью флюгера можно было узнать про семью рыбака. Возможно, что часто здесь изображающийся крест мог символизировать уважение семьи отцу и кормильцу. Крест в кольце мог символизировать то, что рыбак женат, а разные черточки и линии - количество его детей.
4.Богатство. Из этих символов можно было определить, сколькими рыбак владеет лодками (скот и т.д.). Здесь изображались и другие достижения или просто человеческие мечты, как, например, велосипед или большой дом.
5. Работа. Полагается, что число просверленных дырок сообщало о том, сколько помощников и работников работает под началом хозяина лодки. Помощники из числа родственников были отмечены несколько иначе.

Количество секторов в подветренной части флюгера не было строго установлено, потому их могло быть 3-4 и больше, в зависимости от того, сколько рыбак желал символически рассказать о себе.

Ниже, под верхними 3 и 4 частями флюгера располагался щиток, раскрашенный строго установленными властью идентификационными цветами. К щитку прикреплялся и длинный флажок.
(Автор неизвестен)




_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Янтарь в Литве окрестили "литовским золотом", должно быть за то, что этот минерал был самым дорогим среди тех подземных богатств, которыми располагал этот край. Промышленной добычи янтаря здесь не было - его ловили сетями в морской воде или же искали на берегу: авось расщедрится древний литовский бог морей Бангпутис и выбросит вместе с пахнущими йодом водорослямитускло-желтые кусочки драгоценной окаменевшей смолы.
Рыбаки заметили, что чаще всего это случалось, когда начинал с наступлением осени дуть сильный юго-западный ветер. Этот ветер они называли "янтарным ветром", "благословением моря". И сразу же оживал берег. тусклый свет фонаря падал на пенящуюся поверхность моря, и десятки глаз напряженно всматривались в нее - не мелькнет ли в волнах камень-самоцвет. Тут его и подхватывали сачком.
<...>
Национальный камень Литвы янтарь, по народному поверью, поддерживает дружбу. Его дарят на память добрым людям, из него делают разные украшения, как исстари, еще в языческую пору, делали амулеты, предохранявшие литовских охотников от бед и напастей. Больше того, в народе считают, что этот минерал обладает целебными свойствами, да и сам корень литовского слова "гинтарас" означает "защита от болезней".

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Йонушас собрал и реставрировал еще одну достопримечательность Ниды - деревянные надгробия, которые больше не встречаются нигде в нашей стране. Это так называемые крикшты - нечто среднее между надгробной плитой и крестом, тоже очень сложной работы. Крикшты, словно языческие идолы, стояли посреди сплошного моря незабудок, которыми было засеяно все кладбище куршей.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Г.В. Метельский приводит интересную легенду, которую я не могу найти. Это о том, что реликтовые деревья Литвы были такими огромными, что "у входа в Литву" (кажется - Чапкялю) на берегу Вислы крестоносцы построили свой замок прямо на дереве.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Метельский передает семейную легенду литовского рода Клова. Полушутку, как я понял. Это о том, что одна из дорог Литвы (в деревню Вянте) была настолько плоха, что Юлюс Клова, встретив отступающие части германской армии, намеренно послал их той самой дорогой. "Тогда более десяти танков так и не выбралось из трясины"
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 10:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В этом последнем на Нямунасе городе [Русне] живет немало старожилов, которые бережно хранят обычаи предков: в некоторых домах до сих пор рядом с распятием уживается маленький деревянный старичок с приоткрытым ртом, бородой и крыльями.Десятки лет он грозно смотрел из своего угла на рыбаков,если они в чем-то провинились, и улыбался, если замечал что-то хорошее. Деревянного старичка звалиБангпутис - "дующий на волны". Он был богом залива. Сотни лет назад о старичке забыли по всей Литве и только в Русне еще до недавних дней помнили о Бангпутисе и боялись его, ибо, разгневавшись, он дул на залив и топил рыбацкие лодки.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 5:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

По сторонам шоссе через каждые несколько километров в самых живописных местах стоят столбы Чюрлёниса — высоченные, в два-три человеческих роста, деревянные фигуры, украшенные лаконичный выразительной резьбой, созданные по мотивам живописных полотен и музыкальных произведений Чюрлёниса. Почти на каждом таком памятнике можно прочитать автографы народных литовских мастеров, которые создали эти произведения прикладного искусства. Мастер Карнаускас из Утены, мастер Савицкас из Тельшяя, мастерВилуцкас из Кретинги, многие другие имена. Вся Литва готовила эти памятники к столетию со дня рождения своего знаменитого художника, которое отмечалось в 1975 году.
Я помню почерневшие от времени придорожные кресты, деревянные мадонны с грудными младенцами на руках, на проселках — деревянного Христа, сидящего в спокойной позе усталого крестьянина. На протяжении столетий они были единственными памятниками на литовских дорогах. Иногда в их кованых железных ннавершиях христианский крест терялся среди древней литовской символики — волнообразных линии—лучей, напоминавших об ужах, которым поклонялись языческая Литва. Массивные, черные, в три человеческих роста, украшенные искусной резьбой, кресты со своей высоты равнодушно взирали, как текла жизнь на дорогах.
И ещё каплицы, населенные маленькими деревянными святыми , сделанными талантливой рукой безвестного мастера. С помощью простого ножа этот мастер умел передать чувства и надежды народа, с каждой фигурой связать либо то либо иное " мирское" понятие, либо историческое событие. Пророчица Анна, обучавшиеся грамоте деву Марию, появилась во время гонений на литовский язык в царской России. Святой Изидорюс — крестьянин с лукошком, сеятель — воплощал забитого судьбой литовского мужика." Скорбящий Христос" , грустно глядящий на мир, был не просто богом, а скорее человеком, воплотивший в себе тяжелую крестьянскую долю.
Деревянные кресты и фигуры святых были сделаны задолго до войны и тихо доживать свой век, не обновлялись. Прикладное деревянное искусство на какое-то время заглохло, замерло; после войны не крестов ни мадонн на дорогах больше не ставили.
Но минуло несколько лет, и на литовских дорогах появились во множестве деревянные, художественно выполненные указатели, сказочные персонажи, разные черти и ведьмы, портреты исторических деятелей, аллегорические фигуры. Удивительно, что так быстро и повсеместно возродилась на новой основе древнее прикладное искусство.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 5:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Каждую весну Нямунас грозил Каунасу . Река разливалась внезапно и стремительно, заливая одну улицу за другой. Я хорошо помню одно из таких наводнений, когда я бежал по проспекту вместе с толпой от настигающей нас воды, которая широким потоком двигалась по мостовой.
А проектировщики уже вычерчивали контуры водохранилища, будущего Каунасского моря. С мест, которое предстояло затопить, переселялись хутора и села. В разгар стройки одна американская радиостанция передала на литовском языке обращение к крестьянам: " не разрешайте переносить ваши дома. Никакой электростанции не будет. Это миф, мираж."
Сейчас все видят этот "Мираж".

" Я сын литовских родителей, не умевших читать, — сказал тогда Боноски, — приехал узнать правду о Литве. Литве сегодняшнего дня, в надежде, что всё, что я сумею рассказать о ней, в какой-то мере поможет американцам понять реальный мир, в котором они живут. Друзья взялись показать мне большую плотину, сооружающуюся в Каунасе. Я ехал по долине, с которой на новые места переселены целые деревни вместе с костелами. Предстояло, как я об этом узнал, затопить всю долину на многие мили, создать искусственное море, получить столь необходимый источник электроэнергии. После моего возвращения из Литвы, в Нью-Йорке, в книжном магазине, где я перелистывал какой-то журнал, ко мне подошел узнавший меня литовский displaced Person — перемещенное лицо — и, представавшись поинтересовался моими впечатлениями о его Родине. Рассказал ему о большой плотине, сооружающейся в Каунасе. По мере того как я передавал ему подробности, выражение его лица становилось все более скептическим.
— Вы мне не верите? — спросил я.
— Не верю, — ответил он.
— Но я видел это собственными глазами! Я ехал по долине, которую затопят в будущем году. Я стоял на плотине из настоящего железобетона.

Убедить его я так и не смог. Он был уверен, что я стал жертвой мистификации: плотина вовсе не была настоящей, сделанной из папье-маше. Ее, эту театральную декорацию, разобрали, как только я уехал, и свезли на склад за ненадобностью до другого раза, для следующего дурачка-американцы , который будет в этих краях.
Я испытывал жалость к бедному литовскому " перемещенному" и понимал, почему он так говорит. Если бы он мне поверил, то какое оправдание нашел бы своему пребыванию за океаном, проклятиям, посылаем им и подобным ему родной земле, несбыточным мечтам о возвращении в Литву через горы трупов? Это и есть та правда, от которой так тщательно оберегают американский народ", — завершил свой рассказ Боноски.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 5:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

" Пожалуй, нет страны как в Европе, так и в Америке, — писал Михаил Иванович Калинин —, где бы не обретались литовские эмигранты, бежавшие из своей родной страны не только от политических преследований, еще более просто от голода". Буржуазная Литва занимала одно из первых мест в Европе по масштабам эмиграции населения. Ворота каунасских и шауляйских заводов, перед которыми днем и ночью дежурили безработные, были заклеены плакатами, рассказавший о том "рае", который ждёт литовцев за океаном. Эмиграция была одной из важнейших статей государственного дохода — в казну ежегодно поступило около миллиона литов. Их выплачивали иностранные конторы и фирмы, вербовавшие в Литве дешевую рабочую силу.

О том, что это был за Рай на чужбине, литовцы узнали лишь после восстановления Советской власти, когда раскрылись тайники государственных архивов и бесчисленные дела с грифом "Совершенно секретно" получили огласку.

"В последнее время от литовского посольства в Буэнос Айресе получено известие о том, что сотни наших эмигрантов- безработных умирают с голоду в помойных ямах порта Буэнос-Айрес. Многие голодающие уже сошли с ума и водворены в дома для умалишенных". Или:" по всей вероятности, нигде литовские эмигранты так не мучается, так не нуждается, как в Парагвае . Очень трудно получить любую работу. Литовцев, живущих в человеческих условиях, в Парагвае нет". Или:" те наши эмигранты, которые убедились, что консульство не отправит их домой, оставляют свои паспорта и просят сообщить их родным, что они кончают жизнь самоубийством".

Здесь ничего не выдумано и не преувеличено. Это строки из официальных донесений литовских посольств Министерству иностранных дел. Здесь уже не надо было восторгаться мифическим "раем" или утверждать, что литовский сапожник может стать президентом Соединенных Штатов. Здесь можно было говорить правду.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 11:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Музей Пошки
Музей этот — наверное, единственный в своём роде — разместился в дупле огромного дуба, который даже имел свое имя — Баублис. О нём вспоминал Адам Мицкевич в поэме "Пан Тадеуш":

А как Баублис-дуб? В стволе его таилось
Дупло огромное; в нём, говорят, сходились
Двенадцать рыцарей справлять свой пир весёлый.

Мицкевич сделал такое примечание к этим строкам: "в россиенском повете , имени Пашкевича, секретаря суда, рос дуб, известный под именем баублиса, во времена язычества считавшийся священным. Внутри этого прогнившего гиганта Пашкевич построил кабинет литовских древностей".

Пашкевичем в те времена называли Дионизаса Пошку, литовского поэта начала 19 века, автора поэмы "жематийский и литовский мужик". В его имении на горе и рос дуб Баублис, у которого, по преданию, некогда приносили жертву богу Солнца. В дубе образовалась большое дупло, дерево стало сохнуть, и его срубили. Рассказывают, что, когда сорок крестьян катили огромный ствол на усадьбу Пошки, сам хозяин катил навстречу бочонок водки. На дворе ствол распилили, дупло расширили, прорубили оконце, двери и сделали крышу, похожую на шляпку гриба. В этом сказочном тереме Пошка устроил первый литовский музей. В нём хранились книги, охотничьи принадлежности, коллекция минералов, утварь, старинная одежда. Над входом Пошка написал стихотворение, в котором завещал потомкам беречь его музей.

Потомки, однако, оказались не на высоте. После смерти поэта терем стал разваливаться и до 1930 года простоял в запустении. Лишь в советское время музей полностью восстановили и всё сооружение в поместили под стеклянный колпак.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.


_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 11:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

С давних времен Литва славилась своим мёдом. Наравне со шкурками горностая и куницы, мёд долгое время заменял деньги. Путешественники 16 века говорили, что ни в одной стране они не могли найти мёду лучше литовского," как потому, что в нём очень много воску, так и потому, что белизна воску равна белизне самого отличного алебастра". Мёд отправлялся и заграницу. Им кормилась " вся Германия, Британия и отдаленнийшие страны Европы".

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Сб Май 19, 2018 11:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

И снова, в который раз, я любуюсь здесь великолепным мастерством народных умельцев. Это они вырезали и поставили на самых выгодных для обзора местах прекрасные деревянные скульптуры, изображающее отдельные персонажи или целые сценки из жизни "охотников за мёдом" прошлого. Вот стоит и смотрит на нас огромный улыбающийся, простодушный и доброжелательный бог Бабила, покровитель литовских пчеловодов. Вот крепостной крестьянин, отдающий своему барину последний мед. Какое страдальческое, печальное выражение написано на лице мужика и сколь надменен, холоден панас — пан, принимающие этот дар. Тут и там стоят похожи цветом на кость липовые колоды, покрытые сверху соломой или еловой корой; иные из них лежат на земле — длинные, корявые, отполированные временем и ветрами. И снова деревянные фигуры, шаг за шагом наглядно раскрывающие историю литовского пчеловодства.
Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пн Май 21, 2018 11:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

... Костел был деревянный и дряхлый, колокол небольшой, звон замирал, не долетев до окраин Швенчёнеляя. В костеле шла утренняя месса. Когда она закончилась, ксендз обратился к молящимся с проповедью. Он говорил о делах мирских и божеских.

У ксендза было непроницаемое худое лицо, и он опускал очи долу, то возносил их горе.

- Вы все, конечно, знаете о несчастье, которое постигло учительницу Дануте Крейвене. Она не дала денег на строительство храма, и Господь покарал ее. - ксендз сделал паузу. - Но Господь милостив, если мы будем молиться за Дануте, она может выжить, хотя еще не было случая, чтобы человек поправился, когда у него обожена половина тела. Врачи тут бессильны, и надежда осталась одна - на Бога.

Молящиеся вздыхали крестились. Им было жалко молодую женщину, с которой произошло несчастье из-за того, что она не дала денег на строительство храма...

А тем временем машина " скорой помощи" везла в Вильнюс забинтованую до глаз Дануте Крейвене. Врачи гарнизонного госпиталя, куда доставили больную, начальник хирургического отделения Иван Константинович Покутнев и старший ординатор Леодор Сергеевич Юхин делали все возможное, чтобы сохранить жизнь Дануте. Ей давали кровь и знакомые и незнакомые люди. Восемь первых суток не отходили от ее постели сестры и врачи.

Не все необходимые медикаменты можно было достать в Вильнюсе, не было их и во всей Литве. На помощь пришла Ленинградская военно-медицинская академия. И ее сотрудники поделились лекарствами, дали немало ценных советов, которые применили на практике вильнюсские врачи.

Ежедневно на утренних планерках в госпитале начальник отделения спрашивал врачей и сестёр: " Что будем делать сегодня, чтобы Дануте не умерла?"

Операция следовала за операцией, на место чёрный, шелестящий, как бумага, кожи прикрепляли донорские лоскуты живой кожи, сделали 40 вливание крови ста шестидесяти добровольцев — солдат гарнизона. В самый критический период Покутнев и Юхин переселились в госпиталь, чтобы непрерывно наблюдать за Дануте и в любую минуту быть готовыми предпринять что-либо срочное.

И смерть отступила. Правда, понадобилось еще пять месяцев, чтобы Дануте научилась вставать, стоять, ходить, двигать руками.

Прошло еще около четырех месяцев. Включив радио, Иван Константинович Покутнев услышал чей-то знакомый голос. Дануте! Да, это она выступала у себя в Швенчёнеляе перед переполненным залом, где собрались атеисты.

— Меня заживо хоронили ксендзы, они говорили, что меня покарал Господь. Но я же вам, смотрите, товарищи, я жива, здорова, я разговариваю с вами! И спасли меня от смерти не молитвы, не ксендзы, а безбожники Покутнев, Юухин, Шумский, спасли медицинские сёстры Есауленко, Северова, Гайчук, Штыпа. Это они поставили на ноги человека, который должен был умереть.

Г.В. Метельский. Капля янтаря.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Пн Май 21, 2018 11:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Г.В. Метельский опять же упоминает некого Барбатиса - "свата" из поверий Литвы. Но я не смог найти по нему информации...
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.