Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Древнерусская литература. Мнение, рецензии, интересное
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Дела давно минувших дней
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:27 pm    Заголовок сообщения: Древнерусская литература. Мнение, рецензии, интересное Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Василий Левшин.
Возможно, кто-то ценит его, как автора кулинарных книг, автора трудов по истории и т.п. А вот как образец русских литературных сказок 18 века он отвратителен. Не трогая его стиль и слог, которые являются скорее визитной карточкой его времени, нежели личным литературным недостатком, его, все равно можно было бы записать в исказителей фольклора. И - ни в коем случае не пытаться найти в его сказках о богатырях настоящие былинные сюжеты или осколки старины. Это самостоятельные произведения, своего рода фентези 18 века. Сюжеты настоящих былин Левшин исказил до неузнаваемости, ввел при этом совершенно новые, не свойственные памятникам литературы предшествовавших его времени. Снабдил новыми героями со смешными клюквенными именами - Буйслав, Самосек, Боягорд, Ваидевут. А так же прочими типичными "симбалдами" и "личардами" - Тарбелс, Алзана, Нагура, Зивиял, Ареканох и пр. После чего подогнал изложение под стиль рыцарского романа.
Да, похоже еше, Левшин принимал символизм настоящих русских былин чуть ли не за свидетельства очевидцев. И этот фактор, вкупе с сусально-церковными образами, сделал его автором соверешенно фантастических по глупости высказываний.

"Войски его ученились непобедимы и войны ужасны; понеже сражались и служили у него славнейшие богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович, Илья Муромец и дворянин Заалешенин. С их то помощью побеждал он греков, поляков, … радимичей, болгар, херсонян. Но и удивительно ли государю премудрому и имеющего таких Богатырей, покорять народы, хотя некоторые из них некогда весь свет покорили? Ибо в старину сражались не по нынешнему: довольно было одной силы и бодрости.Придёт ли войско неприятеля численностью от двухсот до трёхсот тысяч, и всякий монарх не имеющий такого же числа рати, вынужден был откупаться от неприятеля золотом, либо покоряться ему.

Но не так было с Владимиром – он посылал навстречу врагу одного лишь богатыря, и – горе, горе наступающим! "

"Богатырь гонит силу поганую, где конём свернёт, там улица, где копьём махнёт – нету тысячи, а мечом хватит – гибнет тьма людей.
Поэтому нет ни чего удивительного в том, что из множества великих народов, некогда наступавших на Россию не осталось ни единой живой души. Подобной несчетной силы, с какой в старину наступали цари Персидские наступали на Грецию, мало было бы, чтобы управиться с нею одному богатырю. Не нужно было храбрым грекам терять жизни свои, защищая Фермопилы, довольно было бы послать одного Чурилу Пленковича, и он, заслонив тот узкий путь своим щитом, поморил бы всех с досады, ибо сломить его было бы невозможно. Жаль, что Александр убрался со свету заблаговременно, – не нужно было бы ему упиваться вином до смерти – было бы и без того кому унять его проказы. Послать бы лишь к нему Илью Муромца, тот бы на коне своём поспел бы дней за пять в Индию, догнал бы его за Гангом и, приторочив к седлу своему, как славного Соловья-Разбойника, привез бы его в славный Киев-град, где заставил бы его сухари толочь."

"Россияне всех некрещеных называли «чудью поганой»"

"Из всего сказанного очевидно, что Владимиру вовсе не было нужды содержать миллионное войско, кроме как для монаршего великолепия; ведь со своими богатырями он легко мог бы завоевать весь свет, если бы его от этого не удерживала врождённая добродетель."

В общем, я удовольствия от чтения этих славяно-арийских вед 18 века удовольствия не получил.

А вот наш дорогой Прозоров Лев Рудольфович ака Озар Ворон настолько ими впечатлился, что сделал идею богатырей-рыцарей базовой для своей книги и взял постулат Левшина как неопровержимую аксиому. Который, кстати, опровергают многие былины - как своими сюжетами. так и конкретными словами их героев. Этот постулаты Левшина - "Русские богатыри почитали за стыд сражаться чем-либо, кроме ручного оружия, ибо убивать пращой или стрелой не вменяли в приличное человеку храброму, а потому луков не заводили, таковыми пользовались лишь их слуги."

В общем, если среди вас не фанатов прозоровских промахов - не рекомендую.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о Горе-Злосчастии. Век XVII.
Моралистическое сочинение. Довольно хорошо удерживает слушателя и читателя ритм прочтения (пропевания). Библейское начало - дань времени, но оно утяжеляет и без того немаленькое произведение. Мораль его, в принципе, правильная, но до наивности бессистемна. Жизнь без пьянства, послушание родителям и монастырь - как идеал. Привлекает внимание логика горя-злосчастья, которой оное толкает героя на нужные ему поступки. Неотвязчивость горя тоже момент интересный - вляпался в тяжкие, так уж не остановишься. А вот окончание повести - уход молодца в монастырь, можно расценивать и как злую шутку, если вспомнить множество народных сказаний о "беспечальном монастыре", где разгул не прекращается.
http://www.bibliotekar.ru/rus/78.htm Текст можете найти здесь
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о Савве Грудцыне Век XVII.
Моралистическое сочинение. Прототип героя существовал под той же фамилией. Перемешано напополам история (с массой неточностей) и легенды - как библейская притча о блудном сыне, так и местечковые слухи о Грудцыне. Грубо говоря - рождение героя в хорошей семье, падение, сделка с дьяволом, героизм на службе у царя, предсмертные муки по окончанию договора с нечистью, спасение.
Интересных моментов немного.
1) Описания ада и бесов на момент заключения сделки.

"По некоем же времени поемлет бес Савву и поидоша оба за град Орел на поле. Изшедшим же им из града, глаголет бес к Савве: "Брате Савво, веси ли, кто есмь аз? Ты убо мниши мя совершение быти от рода Грудцыных, но несть тако. Ныне убо за любовь твою повем ти всю истину, ты же не бойся, ниже устыдися зватися братом со мною: аз убо всесовершенно улюбих тя во братство себе. Но аще хощеши ведати о мне, аз убо сын царев. Пойдем протчае, да покажу ти славу и могутство отца моего". И сия глаголя, приведе его в пусто место на некий холм и показа ему в некоем раздолии град велми славен: стены и покровы и помосты все от злата чиста блистаяся. И рече ему: "Се есть град отца моего, но идем убо и поклонимся купно отцу моему, а еже ми дал еси писание, ныне взем сам вручи его отцу моему и великой честию почтен будеши от него". И сия изглаголя, бес отдает Савве богоотметное оно писание. Оле безумие отрока! Ведый бо, яко никоторое царство прилежит в близости к Московскому государству, но все обладаема бе царем Московским. Аще бы тогда вообразил на себе образ честнаго креста, вся бы сия мечты диаволския яко сень погибли. Но на предлежащее возвратимся.

Егда же поидоша оба к привиденному граду и приближившимся им ко вратом града, сретают их юноши темнообразнии, ризами и поясы украшены златыми и со тщанием покланяющеся честь воздающе сыну цареву, паче же рещи, бесу, такожде и Савве покланяющеся. Вшедшим же им во двор царев паки сретают инии юноши, ризами блистающеся паче первых, такожде покланяющеся им. Егда же внидоша в полаты царевы, абие друзии юноши сретают их друг друга честием и одеянием превосходяще, воздающе достойную честь сыну цареву и Савве. Вшед же бес в полату, глаголя: «Брате Савво, пожди мя зде мало: аз убо шед возвещу о тебе отцу моему и введу тя к нему. Егда же будеши пред ним, ничто же размышляя или бояся, подаждь ему писание свое». И сия рек, поиде во внутренние полаты, оставль Савву единаго. И помедлив тамо мало, приходит к Савве и по сем вводит его пред лице князя тьмы.

Той же седя на престоле высоце, камением драгим и златом преукрашенном, сам же той славою великою и одеянием блистаяйся. Окрест же престола его зрит Савва множество юнош крылатых стоящих. Лица же их овых сини, овых багряны, иных же яко смола черны. Пришед же Савва пред царю онаго, пад на землю, поклонися ему. Вопроси же его царь глаголя: "Откуду пришел еси семо и что есть дело твое?" Безумный же он юноша подносит ему богоотметное свое писание, глаголя, яко "приидох, великий царю, послужити тебе". Древний же змий сатана, прием писание и прочет его, обозревся к темнообразным своим воинам, рече: «Аще ли и прииму отрока сего, но не вем, крепок ли будет мне или ни». Призвав же сына своего, Саввина мнимаго брата, глаголя ему: «Иди протчяе и обедуй з братом своим». И тако оба поклонишася царю и изыдоша в преднюю полату, наченша обедати. Неизреченныя и благовонныя яди приношаху им, такожде и питие, яко Савве дивитися, глаголя: «Никогда же в дому отца моего таковых ядей вкушать или пития испих». По ядении же приемлет бес Савву и поидоша паки з двора царева и изыдоша из града. Вопрошает же Савва брата своего беса, глаголя: «Что убо, брате, яко видех у отца твоего окрест престола его юнош крылатых стоящых?» Бес же, улыбаяся, рече ему: «Или не веси, яко мнози языцы служат отцу моему: индеи и персы и инии мнози? Ты же не дивися сему и не сумневайся братом звати мя себе. Аз бо да буду тебе меньши брат; токмо, елико реку ти, во всем буди послушен мне. Аз же всякаго добродетельства рад чинити тебе».."

2) Факт того, что бесы ничуть не боятся храма и спокойно заходят туда хоть толпами. Что следовало бы учесть нашим "верующим" с их нежными "оскорбляющимися чувствами" при походе к попам и на собрание едномышленников. Ну, и описани бесов тут несколько иное:

"Наконец, по настояниям боголюбивой женщины он согласился на исповедь. Та послала во храм святого Николая-чудотворца за священником, который и пришел без промедления. Священник был уже в летах, богобоязненный и опытный. Придя, он, как полагается, стал читать покаяние молитвы. Когда все покинули помещение, он начал больного исповедывать. И тут больной внезапно увидел, что в комнату вошла целая толпа бесов. И с ними – мнимый брат, только уже не в человеческом облике, а в своем подлинно, зверообразном.

Он встал позади бесовской толпы и, скрежеща зубами и трясясь от злобы, стал показывать Савве его богоотступническую расписку со словам: "Клятвопреступник! Видишь, что это? Не ты ли это писал? Или думаешь, покаянием избегаешь нас? Нет, и не думай, а я со всей силой обрушусь на тебя!"

Текст можете найти тут. Адаптированный https://itexts.net/avtor-neizvesten/85049-povest-o-savve-grudcyne-avtor-neizvesten/read/page-3.html

На древнерусском https://vk.com/wall54553872_27646
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о купце, купившем мертвое тело и ставшем царем. Около XVII века. Скорее - приключения или сказка. Имеются архаичные черты из язычества.
Сюжет с благодарным мертвецом встречается во многих сказках - от народных сборника Афанасьева до авторских Ремизова.
Этот вариант куда интереснее двумя моментами - более подробное описание мертвеца-слуги и его действий. Ну, и внезапная попытка затереть его образ в угоду процерковным взглядам: во всех сказках слуга в конце признается, что он - выкупленный от поругания мертвец, а в этом памятнике он как-то сусально сказывается ангелом, благодарящим бескорыстного купца. Хотя этот "ангел" имеет пекельный атрибут - клещи, которыми и расправляется с разбойниками и нечистью. причем довольно жестоко, без обращения в невидимок, чтобы "избегнуть греха" и без "всемогущего слова божия". Т.е. по сюжету исходника.

Ну, и сам сюжет борьбы со змеей, выходящей из спящей, отсылает нас к сюжету о Михаиле Потыке, борющем змею в гробнице жены (или змею, в которую превратилась жена).

"Вдруг видит: в лесу на дороге стоит человек огромного росту, в руках держит клещи железные. И пришел он в ужас великий, решив, что разбойник стоит; не смеет к нему подъехать. А потом подумал: «Лучше мне здесь одному умереть, нежели родителям моим великую скорбь привести»."

"И едва наступила полночь, разбойники стали со­вещаться между собой в амбаре, желая их погубить. Слуга, слыша тот их разговор, поднялся, взял клещи и стал у притолоки дверей. И когда разбойники один по одному стали из амбара выходить, он хватал каждого клещами за голову и шею и сдавливал их до крови. Разбойники же, увидев, что их осиливает один человек, не смели уж из амбара вон выходить. А слуга купеческий вошел в амбар, передавил всех до смерти и, положив трупы в амбаре, запер их. И как только стало рассветать, пошел он в дом к господину своему. Господин же его не спит от страха, что один ночевал. А того не знал он, что его слуга разбойников прикончил."

"Он дал ей уснуть, а сам стал глядеть на нее. И как только заснула, необычно вздрогнула она, а он еще при­лежнее стал смотреть на нее. Потом во второй раз она вздрогнула так сильно, что от постели на аршин поднялась в высоту и затем ударилась о постель. Купец пришел в ужас, сошел с постели долой и стал на месте слуги своего. А слуга взял клещи и лег на постель. Потом из уст ее поднялось пламя огненное, и по всей палате рассыпались искры. Купец, видя это, испугался еще сильнее, упал на землю и обмер, полагая, что слуга его уже умер. А слуга встал с постели и, взяв клещи, стал у кровати. И тогда, увидев большого змея, выходящего из ее уст, взял его клещами за шею, удушил и, раздробив на мелкие части, спрятал их. После того поднял он господина своего едва живого и сказал ему: «Ляг на постель с женою своею». Тот не хотел лечь с нею, но слуга заставил его силою. И, по обычаю, сотворил муж по закону брака."

"После того подъехали они к тому месту, где слуга нанялся к нему, и стал он говорить купцу: «Господин, я теперь уйду от тебя, расплатись со мною по условленному». Купец предложил разделить ему подводы пополам, а слуга ему говорит: «Разве не обидно мне будет? Ты владеешь царевною, а мне что?» — «Да как нам ее делить? — спрашивает его купец.— Возьми ты все триста подвод, а ее у меня не тронь». А слуга отвечает ему: «Тебе обидно будет. Ты ее разруби пополам!» Заплакал купец: «Возьми уж ты ее себе живую». Но слуга не послушал его, вынул меч и ударил царевну мечом. И упала она на землю замертво. Выскочило тогда из уст ее змеиное гнездо, а в нем семьдесят змеенышей как черви шевелятся. Поднял тогда ее слуга, пере­крестил и отдал живую мужу: «Пойди ты с нею и живи без опасения, не то она с этими змеенышами съела бы тебя. И возьми себе все подводы и плату мою». "

Годный текст Н. С. Демковой можно найти тут
https://studopedia.ru/11_229258_povest-o-kuptse.html
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о купце Григории. XVII - XVII века.
Довольно примитивная попытка превратить рыцарский роман в духовно-морализаторский текст. Исходник - польский роман " О чернокнижнике и рыцаревой жене" ( иначе - "Приклад о преступлении душевном и о ранах, уязвляющих души человеческия". Римские деяния, вып. I, СПБ, 1878) То, что было уместно в рыцарском романе, в повести о купце Григории выглядит притянутым и дутым.
Текст имеется здесь
http://old-ru.ru/08-13.html
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии.XVII век
Тот самый случай, который доказывает, что даже поздние первоисточники могут превращать историю в литературную враль. И даже те, которые повествуют об основании епархий и монастырей.
Единственная ценность - упоминание родства князя Рюрика с римскими императорами.
А так, некогда православные попы поставили свою кормушку в Золотой Орде, в Сарае, и она стала Сарской епархией, в 14 веке в ее ведении были уже земли Подонья. Была перенесена в 15 веке в Москву на Крутицы. А в сказании вы встретите и "римлянина Подона" (какое римское имя, замечу!) и "мужа Сара". Ну, и до кучи, двух вымышленных детей князя Даниила Ивановича - князей Алексея и Петра.

В лЪто 6714 (1206) князь великий Данил Ивановичь, после Рюрика, короля римскаго въ 14 колене, пришед из Великаго Новаграда в Суздаль. И в Сузъдале родися ему сынъ, князь Георгий, и нареченъ Юрьи. И созда во имя его град Юрьевъ Польской. И в томъ граде церковь велелЪпну созижде во имя Георгия Страстотерпца, каменную, на рези и от подошвы и до верху. И по создании храма того поЪхалъ князь великий Данилъ Ивановичь изыскивати мЪста, гдЪ бы ему создати град престолный к великому княжению своему. И взя съ собою нЪкоего греченина, именемъ Василия, мудра и знающа зЪло и вЪдяща, чему впредь быти. И въЪхавъ с нимъ во островъ теменъ и непроходимъ зЪло. В немъ же болото велико и топко. И посредЪ того болота и острова узрЪлъ князь великий Данилъ Ивановичь звЪря превелика и пречюдна, троеглава и пестра велми пестринами различна и красна зЪло. И вопроси Василия греченина, что есть видЪние се пречюднаго звЪря. И сказа ему Василий греченинъ: «Великий княже, на семъ мЪсте созиждется град превеликъ и распространится царствие троеугольное, и в нем умножатся различных ордъ люди, то есть прообразует звЪря сего троеглавнаго, а различнии на немъ цвЪти — то же есть прообразует различных орд люди». Посемъ князь великий в том же острове наЪхалъ посредЪ болота островъ малъ, а на немъ поставлена хижина мала, а живетъ в ней пустынникъ, а имя ему Букалъ. И потому и хижина именуема Букалова. И нынЪ на том мЪсте божиимъ повелЪнием царской дворъ. И после того князь великий Данила Ивановичь с тЪмъ же греченином Василием спустя 4 дни наЪхали горы, а в горахъ тЪхъ стоитъ хижина мала, а в той хижине человЪк римлянин, имя ему Подонъ. И возлюби князь великий мЪсто сие, и на томъ мЪсте себЪ домъ устроити восхотЪ. Той же мужъ Подонъ исполненъ духа свята и рече: «Князе, не подобаетъ ти здЪ веселитися, то есть мЪсто домъ божий. Созижди ту храмъ, и пребудутъ архиереи бога вышняго служителие». Князь же великий Данилъ Ивановичъ въ 6 лЪто на хижине Букалове заложи град и нарекоша имя ему Москва. А въ 7 лЪто на горахъ Подонских на хижине заложи церковь всемилостиваго Спаса и устрои святолЪпну ю. И въ 9-е лЪто родишася у него два сына, князь АлексЪй, князь Петръ. Онъ же, князь великий Данилъ Ивановичь, любляше сына своего вельми, князь АлексЪя Даниловича, и во имя его созда град к северу и нарече имя ему Алексинъ. И тамо обрЪте во острове мужа именем Сара, земли Иверские, свята и благоговЪйна зЪло, и на его хижине заложи градъ Алексинъ. И по 29 лЪтехъ прииде из грекъ епископъ Варлаамъ к великому князю Данилу Ивановичю и многия чюдотворные мощи с собою принесе. Князь же великий Данило Ивановичь приятъ его съ великою честию и любовию, и повелЪ ему храмъ освятити на горахъ Подонскихъ, и предаст ему область Крутицкую, и нарекоша его владыкою Сарскимъ и Подонскимъ, а горы нарекоша Крутицы.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о царе Аггее. XVII век.
Довольно примитивное моралистическое сочинение. Интересно только в контексте того, что могло принадлежать перу оппозиции во время царствования Алексея Михайловича, и быть памфлетом на последнего.

Сказать откровенно, подобный, но более развитый сюжет - в русских сказках. В них царь так же оказывается нищим и вынужден трудится. Только тут ему возвращают царство после "осознания" и покаяния.А в русских сказках он заставляет местного наследного принца учиться ремеслу, если тот хочет взять его дочь в жены, а потом рассуждает - "вот! А умел бы я это - так не ходил бы за чужими коровами! Ремесло - всегда пригодится!" Ну, как видите, и мораль в русских сказках куда более ценна, чем призыв к царскому покаянию.

текст, кому надо, тут https://vk.com/wall54553872_27658
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о Бове Королевиче. XVI-XVII вв.
Довольно примитивна переделка рыцарского романа о похождениях Бово (Бэва) Дантона. Читал ее в семь лет и тихо офигевал от всяких "симбалд" с "личардами" и "милитрисами". Ну, и от слога, естественно. Сейчас такое читать уже не стану. От попыток адаптировать рыцарские романы под менталитет русского допетровских времен меня откровенно воротит
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о Еруслане Лазаревиче.XVII вв.
Герой считается одним из наиболее популярных в России. Даже при том, что эта сказка, по факту - наложение сказаний об иранском Рустаме на русские сюжеты. Сказка, в принципе, читаема, вот только от подвигов Еруслана, откровенно воротит.
Да, он громит вражьи рати, убивает чудовищ, спасает своего царя... Но, совершает он свои подвиги движимый неумеренной гордыней и всех норовит спросить - есть ли богатырь сильнее его. Несогласных он убивает. А так же между делом - насилует взятых в плен девушек, убивает из них тех, кто не признает его лучшим богатырем, глумится над поверженным богатырем, заставляя того просить пощады, после чего - убивает просильщика, потому что "девки о нем разговаривают" (т.е. из ревности), обманов проникает на службу царю, а заслужив его доверие - убивает, чтобы добыть желчь, взяв откуп у поверженного чудища - так же убивает его, бросает беременную жену, чтобы искать более красивую и жить уже с ней. Дико стесняется, что ему единожды пришлось... просить, вместо того, чтобы отобрать... В общем, в гробу я такого богатыря видел. И Пушкин, судя по всему, думал так же, создавая свое произведение "Руслан и Людмила", поскольку от оригинала узнаваемой оставил только богатырскую голову, хранящую меч.

Текст тут http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-o-eruslane-lazareviche.htm
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о Василии Златовласом. (условно) XVII вв.

Вы знаете, сам сюжет отмщения отвергнутым девушкой женихом можно усмотреть по всему миру. И в этой повести он отчасти схож с тем, что большинство из вас знает хотя бы по сказке Андерсена "Свинопас" - принцесса огромного королевства отвергает дары королевича, сочтя его низкородным, но соглашается таком принять безделушки от простолюдина, в которого переодевается отвергнутый королевич, и тем позорится в глазах отца. Но здесь сама месть намного более жестока. Известен сюжет мести и по былине Хотен Блудович. Там отвергнутый жених ломает дом невесты, убивает ее братьев и разбивает княжье войско, стоящее у него на пути. Но его жестокость - элементы богатырской жизни, и его поединки отвечают правилам чести. Чего нельзя сказать о мести Василия Златовласого. И самое противное, что сама повесть имеет эпиграф, указывающий ее претензии на морализаторскую сторону:
"Притча, яко невестам-девицам и юным вдовицам, хотящим посягати замуж, не довлеет женихов своих злословити и присланных от них безчестить."

И что же сделал Василий, когда сумел под видом опившегося раба заманить к себе королевну? "И введе ю в полату спалную, иже от зеркалъ устроена, и снявъ сукно с стеклянаго полу и рече ей: «Изволь, государыни кралевна, мою спалну полату видеть». Повеле отрокомъ своим изыти из полаты тоя, а полату замкнувъ на крюкъ, и снявъ с нее кралевское платье и срачицу26 и обнаживъ ю донага. И взялъ плеть-нагайку и нача ю бити по белому тълу и приговаривати: «Вотъ тебе не тертъ — не калачь, не мятъ — не ремень, не тот де сапогъ не в ту де ногу обутъ, садитца де лычько к ремъшку лицомъ, а хощет де смердей сынъ кралевскую дщерь понять. А ныне де кралевская дочь и сама к смердову сыну пришла!» Кралевна же зело убилась об стекляной полъ, понеже зело гладко и кольско27 и не мочно удержатися, еже бы не упасть ей. И познавъ кралевна по темъ ево словам, яко он — кралевичь Василий Златовласов. Сама начатъ его молити: «О великий мой государь прекрасный кралевичь Василий Златовласый! Помилуй мя, пусти душу на покаяние, остави вину мою! И аще тебе угодно, да буду тебе кралева».

Он же рече ей: «Ныне, страдница28, познала мя, яко азъ — кралевичь Василий! А когда азъ ко отцу твоему и матери посылалъ полномочных поклисарей, почто меня ругала и смердовым сыномъ называла и чашу мою, ругаяся мне, всю в штуки розбила?» Она же рече: «Помилуй мя, государь мой, виновата бо есмь пред тобою! И к тому не буду, государь, не угодная творити и имамъ тя, своего государя, всегда любити и почитати, и во всем волю твою творити. Азъ, государь, сие учинила от безумия моего, не ведая тя таковаго прекраснаго и премудраго, аще бы знала, и язъ бы тогда воли твоей не пререковала». И рече ей кралевичь Василий: «Виждь, страдница, како мне твои безумныя слова стали за досаду, яко доступя тя, своею волею отцу твоему продан бысть в рабы и рабъ былъ доволно время. А все то чинилъ да отмщу свое безчестие на тебе». Она же рече: «Великий королевичь Василий, мой государь Златовласый! Вина моя есть пред тобою и глава моя под мечь твой подлежитъ».

Он же бивъ ея много и потомъ отдалъ ей вину, и привествова словами, и целовав ю доволно. Потом поведе ю на кровать свою, хотя ю разстлити. Она же начат плакатися и умилно к нему глаголати: «О великий королевичь Василий Златовласый! Ради самаго Бога, излиявшаго святую свою кровь за наше согрешение, остави сие творити, да не буду засрамлена во веки. И аще сие сотвориши, како тебе, государю, буду кралева? Обаче29 реку: приими мечь и отсеки мою главу, а таковаго безчестия мне не твори!» Он же рече ей: «Аще сего не сотворю, не имаши мне быти кралева и не поидеши за мене, понеже не есть отмщенъ смех твой». Она же рече: «Великий королевичь мой государь Василий Златовласый! И такъ видиши ты наготу мою». И рече: «И аще не поимеши мене, то во веки посрамлена буду». Он же небрегъ прошения ея, положив ю на кровать свою и растливъ девство ея. И помышляя в себе, яко «по неволе будетъ ми жена».

Она же по сотворении сего со слезами рече: «Великий королевичь мой государь Василий Златовласый! Умилосердися надо мною, пойми мя за себя. Аще сего не сотвориши, не терплю поругания сего, сама себя смерти предам. И о семъ дай ты мне верное свое слово, яко пояти тебе мене за себе». Он же рече ей: «Токмо я учинилъ за посмеяние отца твоего и за посмехъ твой токмо пойму тя!»"

И потом еще похвалился содеянным - развесив лист с описанием своих злодейств. И дважды изгонял послов короля, просящих буйного мстителя хотя бы жениться на поруганной им невесте.
С текстом можно ознакомиться здесь.
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/pove..

Кстати, предполагаю, что эта былина имеет прототипом сказание о сватовстве князя Владимира к Рогнеде. Тут параллели не только в изнасиловании королевны отвергнутым женихом и последующее ее унижение. Тут даже форма отказа очень схожа с "Не хочу разуть робичича!"

"И какъ поклисари града того доехаша, и поднесоша королю дары великия и кралевъ ево, и вдаша ему грамоту, кралевнеъ же Полиместре поднесоша златую чашу. И король, и кралева ево, и дщерь ихъ прекрасная кралевна Полиместра прияша у них дары честно. И кралевна Полиместра зря на дивное учреждение чаши и видевъ на дне чаши подпись, написано сицево: «Кралевна государыни прекрасная Полиместра! Сию чашу приими и поди за меня, за кралевича Василья Златовласова». И потом кралевна вельми гнева наполнися, и удари чашу о помостъ7 и разшибе ея на мелкия штуки. И рекла выклад8 сице: «Не тертъ де — не калачъ, не мят де — не ремень, не тот де сапогъ — не в ту де ногу обутъ, садитца де лычком к ремешку лицом, понять де хочетъ смердов сынъ кралевскую дщерь! Никогда де того не будет, еже смердову сыну кралевскую дщерь поняти». И изшедши поклисарии со гневом от нея."

Ну, и еще одна параллель - Владимира в крещении нарекли Василием, как и главного героя сказания.
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-o-vasilii-zlatovlasom.htm
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть о царице и львице. Конец XVII вв.
С одной стороны - перевод повести об Оттоне и Алунде, с другой - сюжет многих русских сказок об оболганной жене, изгнанной в лес.
НО! Неожиданно увлекательно читать: переводчик умудрился незаметно подчеркивать даже второстепенные детали, давая собственный характер второстепенным персонажам и всячески избегая обобщений. Найденный и опознанные близнецы, например, отвечают не вместе, как принято в сказках, а порознь и каждый своим стилем.
Текст можно найти здесь: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-o-carice-i-lvice.htm
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Сказание о древе златом и златом попугае . Середина XVII вв.
С одной стороны ценно упоминанием о византийских рудиментах античной механики, но с другой - у автора явный кризис, потому как втораяполовина сказания - просто цитата Библии про царя Валтасара (здесь - Левтасар, почти по-скандинавски), его пиры, руку с письменами и пророка Даниила, их распознавшего..
текст можно найти тут

http://old-ru.ru/08-18.html
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Повесть об астрологе Мустаеддыне. Конец XVII вв.
Говорят, что повесть интересна описанием турецкого быта. Я так, ничего особенного не нашел. Обычна пропагандистская тема на фоне русско-турецкого обострения, написанная для поляков.
Текст тут
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-ob-astrologe-mustaeddyne.htm
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Сказание о роскошном житии и веселии.Конец XVII вв.
Было несколько неожиданно встретить своеобразную древнерусскую Утопию. но, в отличиеот привычных нам произведений мечтателей Запада, эта русская "земля обетованная" ничем не объясняет своего благополучия и изобилия. Отчасти интересно для лучшего понимания того, что у русских в это время считалось абсолютным благополучием. Плохо, что почти половиной такового по сказанию является дармовое бухло.

"НЪ в коемъ государьствЪ добры и честны дворянинъ вновь пожалованъ поместицомъ малым.

И то ево помЪстье межъ рЪкъ и моря, подле горъ и поля, межъ дубровъ и садовъ и рощей избраных, езеръ сладководных, рЪкъ многорыбныхъ, земель доброплодныхъ. Тамъ по полямъ пажити видЪти скотопитательных пшеницъ и житъ различныхъ; изобилны по лугам травы зелянящия, и разноцъвЪтущи цвЪтовъ сличных, прекрасныхъ и благовонъныхъ несказанно. По лесам древесъ — кедровъ, кипарисовъ, поль лимоновъ, орЪховъ, виноградовъ, яблонь и грушъ и вишень и всякаго плодного масличия — зЪло много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служат, преклоняя своя вершины и развевая своя ветви, пресладкия своя плоды объявляя.

В садЪхъ же и дубровах птицъ преисполнено и украшено пернатых, и краснопЪснивых сириновъ и попугаевъ, и струфокамиловъ, и иных птахъ, служащихъ на снедь человеческому роду. Сами на голос кличющему человЪку прилЪтаютъ, на дворъ и в домы, и в окна и в двери приходятъ. И кому какая птица годна, тот, ту себЪ избравъ, возмет, а остаточных прочь отгоняетъ.

А по морю пристанищъ корабелныхъ и портовъ утЪшных и утиших добрых бес числа много там. Насадовъ и кораблей, шкун и катаргъ, бус и лодей, сътруговъ и лотокъ, паюсковъ и коюковъ и карбусовъ неисчетныя тмы и тысящи, со всякими драгоценными заморскими товары, беспрестанно приходят: з бархаты и отласы, со златоглавы и оксамиты, с олтабасы и с каберцами, и с камками. И отходятъ и торгуютъ бес пошлинъ.

А по краям и бЪрегам морским драгоценных каменей — акинфовъ, алмазовъ, яхонтовъ, изумрудовъ драгоценных, бисеру и жемчугу — добрЪ много. А по дну морскому песковъ руд златых и сребреных, мЪдных и оловяныхъ, мосяровых и желЪзныхъ, и всяких кружцовъ несказанно много.

А по рекам там рыбы — белуговъ, осетровъ и семги, и бЪлых рыбицъ и севрюх, стерледи, селди, лещи и щуки, окуни и караси, и иных рыб — много. И толико достаточно, яко сами под дворы великими стадами подходятъ, и тамощния господари, из домовъ не исходя, но из дверей и из оконъ крюками и удами, снастями и баграми ловятъ.

А по домам коней стоялых — аргамаковъ, бахматовъ, иноходцовъ,— куръ и овецъ, и лисицъ и куницъ, буйволовъ и еленей, лосей и соболей, бобровъ, зайцовъ и песцовъ, и иных, одЪвающихъ плоть человЪчью во время ветровъ, бесчисленно много.

А за таким великим проходом там зимы не бываетъ, снеговъ не знаютъ, дождя и росы не видаютъ, и что зима — отнюдь не слыхаютъ. И таких зверей и шубы людем не потребны.

Да там же есть едина горка не добрЪ велика, а около ея будетъ 90 миль полских. А около тоя горки испоставлено преукрашенных столовъ множество, со скатертми и с убрусами и с ручниками, и на них блюды и мисы златыя и сребреныя, хрусталныя и стекляныя, с различными ествы с мясными и с рыбными, с посными и скоромными, ставцы и сковороды и сковородки, лошки и плошки. А на них колобы и колачи, пироги и блины, мясныя чясти и кисель, рыбныя звены и ухи, гуси жареныя и журавли, лебеди и чяпли и индейския куры, курята и утята, кокоши и чирята, кулики и тетеревы, воробьи и цыплята, хлебы ситныя и пирошки, и сосуды с различными напои. Пива стоятъ великия чяны, меду сороковыя бочки, вина стоновыя дЪлвы, ренскова и раманеи, балсамовъ и тентиновъ, и иных заморскихъ дрогоценных питей множесътво много. А браги, и бузы, и квасу столь множество, что и глядеть не хочетца.

А кто любо охотникъ и пьянъ напьется, ино ему спать доволно нихто не помешаетъ: там усланы постели многия, перины мяхкия, пуховики, изголовья, подушки и одЪяла. А похмелным людям также готово похмелных ядей соленых, капусты великия чяны, огурцовъ и рыжиковъ, груздей и ретки, чесноку и луку, и всякия похъмелныя ествы.

Да там же есть озерко не добре велико, исполнено вина двоинова. И кто хочет, испивай, не бойся, хотя въдрукъ по двЪ чаши. Да тут же блиско пруд меду. И тут всякъ пришед, хотя ковшем или сътавцомъ, припадкою или горьстью, Богъ в помощъ, напивайся. Да блиско же тово цЪлое болото пива. И тут всякъ пъришед, пей, пей, да и на голову лей, коня своего мой и сам купайся, а нихто не оговорит, ни слова молвит. Там бо того много, а все самородно. Всякъ там пей и ешь в свою волю, и спи доволно, и прохлаждайся любовно.

А около горъ и по полям, по путем и по дорогам перцу валяется, что сорю, а корицы, инбирю, что дубовова коренья. А онис и гвоздика, шаврань и кардамон, и изюмныя и винныя ягоды, и виноград на все стороны лопатами мечютъ, дороги прочищаютъ, чтоб ходить куды глаже. А нихто тово не подбираетъ, потому что всего там много. А жены там ни прядутъ, ни ткутъ, ни платья моютъ, ни кроятъ, ни шьютъ, потому что всякова платья готоваго много: сорочекъ и портъ мужеских и женских шесты навешены полны, а верхнева платья цветнова коробьи и сундуки накладены до кровель. А перстней златыхъ и сребреныхъ, зарукавей, цепочекъ и манистовъ без ларцовъ валяетца много, любое выбирай да надЪвай, а нихто не оговоритъ, ни попретит ни в чемъ.

И кромЪ там радости и веселья, пЪсенъ и тонцованья и всяких игръ и плясания никакия печяли не бывает, и тамошная музыка за сто миль слышать. Аще кому про тамошней покой и веселье сказывать начнешь, никако нихто тому вЪры не поймет, покаместъ сам увидит и услышит.

А кто изволит для таких тамошнихъ утЪхъ и прохладов, радостей и веселья ехать, и он повез бы с собою чяны с чянички и с чянцы, бочки и бочюрочки, ковши и ковшички, братины и братиночки, блюда и блюдички, торелки и торелочки, лошки и ложечки, рюмки и рюмочки, чяшки, ножички, ножи и вилочки, ослопы и дубины, палъки, жерди и колы, дреколие, роженье, оглобли и каменья, броски и уломки, сабли и мечи и хорзы, луки, сайдаки и стрелы, бердыши, пищали и пистолЪты, самопалы, винътовки и метлы,— было бы чем, едучи, от мухъ пообмахнутися.

А прямая дорога до тово веселья от Кракова до Аршавы и на Мазавшу, оттуда на Ригу и Ливлянды, оттуда на Киевъ и на Подолескъ, оттуда на Стеколню и на Корелу, оттуда къ Юрьеву и ко Брести, оттуда к Быхову и в Черниговъ, в Переяславль и в Черкаской, в Чигарин и Кафимской.

А ково перевезут Дунай, тотъ домой не думай. А там берут пошълины неболшия: за мыты и за мосты и за перевозы — з дуги по лошади, с шапки по человеку и со всево обозу по людям.

А тамъ хто побываетъ, тотъ таких раскошей вЪкъ свой не забываетъ. Конецъ."
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытень Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5424
Откуда: СПб, Род Одинокого Волка

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 23, 2018 7:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Древнерусская литература.
Лечебник на иноземцев. Конец XVII вв.
С одной стороны - весьма милая сатира на различные "травники". С другой - некоторые рецепты схожи с магическими обрядами скандинавов. Например в сагах говорится так"сделали цепь из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьих голосов и птичьей слюны. " А что в рецептах - смотрите ниже.

"Лечебник выдан от русских людей, как лечить иноземцов и их земель людей; зело пристойныя лекарства от различных вещей и дражайших



1. Когда у кого заболит сердце и отяготееть утроба, и тому при-стойныя статьи:

Взять мостового белаго стуку 16 золотников, мелкаго вешнаго топу 13 золотников, светлаго тележнаго скрипу 16 золотников, а принимать то все по 3 дни не етчи, в четвертый день принять в полдни, и потеть 3 дни на морозе нагому, покрывшись от солнечнаго жаркаго луча неводным мережным крылом в однорядь. А выпотев, велеть себя вытерть самым сухим дубовым четвертным платом, покамест от того плата все тело будет красно и от сердца болезнь и от утробы теснота отидет и будет здрав.

2. Крепителныя ахинейския статьи, им же пристоит:

Егда у кого будет понос, взять девичья молока 3 капли, густово медвежья рыку 16 золотников, толстого орловаго летанья 4 аршина, крупнаго кошечья ворчанья 6 золотников, курячья высокого гласу пол фунта, водяной струи, сметив по цыфирю на выкладку, ухватить без воды и разделить, яко доброй шелк без охлопья, длинником на пол десятины, мимоходом по писцовой книге.

3. Крепительныя порошки:

Взять воловово рыку 5 золотников, чистаго, самого ненасного свиново визгу 16 золотников, самых тучных курячьих титек, иногди пол 3 золотника, вешнаго ветру пол четверика в таможенную меру, от басовой скрипицы голосу 36 золотников, вежливаго жаравлинаго ступанья 19 золотников, денныя светлости пол 2 золотника, нощныя темности 5 золотников; яйцо вшить в япанчю и истолочь намелко, и выбить ентарного масла от жерновнаго камени 5 золотников.

4. Того ж лекарства живот и сердце крепит:

Взять женскаго плясания и сердечнаго прижимания и ладоннаго плескания по 6 золотников, самого тонкаго блохина скоку 17 золотников, и смешати вместо и вложить в ледяную в сушеную иготь и перетолочь намелко железным пестом, и принимать 3 дни не етчи, на тще сердце, в четвертый день поутру рано, после вечерень, по 3 конопляные чаши, принимать вровень, не переливая, а после того будет принимать самой лехкой прием.

5. Крепительныя статьи:

Сухой толченой воды 6 золотников, да взять ис той же обтеки горносталыя яйца желток, смешать з гусиным бродом большой руки.

6. Им же от запора:

Филинова смеху 4 комка, сухово крещенского морозу 4 золотника и смешать все вместо в соломяном копченом пиве, на одно утро после полден, в одиннатцатом часу ночи, а потом 3 дни не етчи, в четвертый день ввечеру, на зоре до свету, покушав во здравие от трех калачей, что промеж рожек, потом взять москворецкой воды на оловянном или на сребряном блюде, укрошить в два ножа и выпить.

7. Последущая лечба:

Есть и бить доволна, чего у кого не приволна, сколь душа примет, кому не умереть — немедлено живота избавит.

8. А буде от животной болезни, дается ему зелья, от котораго на утро в землю.

9. А буде которой иноземец заскорбит рукою, провертеть здоровую руку буравом, вынять мозгу и помазать болная рука, и будет здрав без обеих рук.

10. А буде болят ноги, взять ис под саней полоз, варить в соломяном сусле трои сутки и тем немецкие ноги парить и приговаривать слова: «Как таскались санныя полозье, так же бы таскались немецкия ноги»."
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Дела давно минувших дней Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.