Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Э. И. Орловский. Изделия народных художественных промыслов.
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:04 pm    Заголовок сообщения: Э. И. Орловский. Изделия народных художественных промыслов. Ответить с цитатой  

У древних славян также было широко развито производство изделий из глины. Высокого уровня оно достигло в XI веке в Киевской Руси, особенно в изготовлении гончарных изделий с белой поливной и многоцветной росписью эмалями. В период формирования Московского государства (XIV-XV века) гончарное производство на Руси продолжало интенсивно развиваться. В XVI веке большое совершенство было достигнуто в искусстве изготовления расписной глазурованной посуды.

В Москве, Владимире, Ярославле и других городах в XVII веке широко распространилось производство сосудов чернолощеных и с цветными глазурями, а также многоцветных печных изразцов с рельефным орнаментом. В XVIII и первой половине XIX века керамическое производство в России достигло расцвета. Появляются центры керамического производства: город Гжель под Москвой, Скопин под Рязанью и другие. Особенно высоко стала цениться художественная керамика – квасники, кувшины, игрушки и другие изделия, украшенные и расписанные орнаментом, характерным для каждого художественного керамического изделия. - оятского, гжельского, скопинского, опошннского, балхарского и других.

Обычно гончарные промыслы возникали там, где была доброкачественная глина. Так, гончарную глину применяют для изготовления майолики (художественные гончарные изделия с поливом), терракоты, а каолин - для фарфоровых и фаянсовых изделий.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Вепская (оятская) керамика существует с 10-11 вв (подтверждается раскопками вепских курганов). К 16-17 веку это уже развитый гончарный промысел. "Интенсивное развитие промысла относится ко второй половине 19 века, когда крестьяне после отмены крепостного права, получив худшие наделы земли, вынуждены были искать дополнительных заработков в гончарном производстве". Расцвета промысел достиг в 1930 году, после объединения в артель "Красный гончар".

Оятские изделия - судки, молочные горшки и пр. - не предназначено для варки пищи, лишь в некоторых селах изготовлялись печные горшки - черная лощеная керамика. Рисунки - скромные - волнистые линии, ободки, розетки на стенках. Цвета - синий, коричневый, белый.

Изготовляются - тарелки, миски, масленки, кувшины, кружки, молочные горшки, чашки, блюдца, бочонки, свистульки, детские игрушки и пр. Местные глины не имеют высокой пластичности, потому оятские игрушки достаточно стилизованы.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Под Москвой в Раменском районе еще с 16 века из гжельских глин (особенно славилась белая мыловская глина) изготовлялась посуда и игрушки, пользовавшиеся спросом по многим городам. Большой расцвет производства - в 18 веке, но в 19 гжель вытесняется фабричным полуфаянсом и фарфором. в 20-х годах 20 века был открыт Турыгинский завод для возрождения промысла.

Гжельские изделия изготовлены из белых глин, имеют округлую форму, роспись - сочная, широким мазком, бело-синий узор, цветочные композиции или сценки народной жизни. После расписки синим кобальтом, золотой краской производится разделка рисунка. Изготовляется посуда, игрушки, настольная скульптура.

Делятся на два типа - расписанные до глазурирования или после. Подглазурная роспись производится кобальтом Надглазурная производится азотнокислотным раствором кобальта после глазурирования коричневым или зеленым цветом. В этом случае краски чуть растекаются по краям, смягчая контур рисунка.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Скопинская художественная керамика.
"Уже в XII веке вблизи города Скопина (ныне Рязанской области) существовал гончарный промысел. Здесь изготовляли различную посуду, забавные игрушки- свистульки в виде птиц, животных, человеческих фигурок. Эти изделия находи- ли спрос на многочисленных ярмарках в центральной России. Начиная с середины XIX века, в Скопине стали выпускать своеобразные по форме и отделке декоративные сосуды, покрытые глазурью: квасники, кувшины, вазы и другие.

Скопинские скульпторы – керамисты были прирожденными сказочниками, создаваемые ими сосуды имели сложные фантастический формы птиц, драконов, львов и других животных и были покрыты разнообразными лепными украшениями, при этом причудливая форма хорошо увязывалась с назначением изделий. Например, сосуд «поющий петух» имел на голове и в клюве отверстия, что давало возможность использовать его для хранения различных жидкостей. Покрытые золотисто-желтой, малахитово-зеленой или цветной глазурью изделия имели большой спрос. Однако, и по разнообразию выпускаемых изделий, и по объему производства скопинская керамика уступала гжельской.
скпинский художественны промысел существовал до 1914 года, когда мастера его перешли на выпуск обычной гончарной посуды. После Октябрьской революции скопинский художественный керамический промысел вновь был возрожден и успешно развивался. Интересна техника изготовления скопинских фигурных сосудов. Из местных глин на гончарном круге мастера формуют отдельные части сосуда. Скульптурные детали (носики, ручки) лепят вручную. Затем все детали подсушивают и соединяют при помощи разведенной глины (шликера). Поверхность изделия обильно украшают несложным геометрическим орнаментом – кружочками, точками, полосками, зубчиками. Расписанное изделие покрывают порошком свинцовой цветной глазури и обжигают. Расплавляясь и растекаясь, глазурь образует блестящую стекловидную поверхность зеленого, коричневого или желтого цвета с затеками различных оттенков и переливов. В современных скопинских керамических изделиях значительно сильнее подчеркнута утилитарная сторона – практическое назначение предмета."

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Балхарская керамика.
Традиции ее изготовления более пяти веков.
Кистевая роспись тонким белым и коричневым ангобом по светло-коричневому неглазурованному черенку.
Изготовляются кувшины для вина (кутка), кувшины для воды (урша), миски на ножках, корчаги для зерна.


_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

"Дымковская игрушка. называется по Дымковской слободе. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков.Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице".
В первых годах 20 века промысел почти прекратился. Новый подъем начался с 1933 года, "когда после Горьковской краевой конференции по игрушке <...> было уделено большое внимание работам замечательного мастера Анны Афанасьевны Мезриной, более 50 лет изготовлявшей в Дымкове детскую глиняную игрушку."
Дымковская игрушка была на выставках в Париже, Брюсселе, Нью-Йорке и Монреале.
"Краснощекие дымковские "кормилки", "водоноски", "барыни" полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники - веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, - в качестве сувениров их увозят во все страны мира<...>"

"Игрушка лепится (только женщинами) из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляют небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной массивной части - туловища у животных, а барыню - со ступки - широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отвертсия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. мелкие игрушки просыхзают за два дня, а крупные - за неделю или даже две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900 градусов Цельсия. Обожженые мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, а крупные - дважды покрывают тем же раствором. Такой раствор образует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный "казеиновый" грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Определенного набора цветов нет: для росписи употребляют шесть, девять и более красок. Как правило, лиловый цвет не применяют. Краску наносят волосяными кистями или сплошь (пальто,кофты и т.п.), или комбинацией линий и пятен (овальных и круглых) Рот, глаза, румяна наносят палочками: "глазничка" - палочка для изображения глаз, "пятнущечка" - палочка из луба с расщепленным концом, чтобы наносить краску мелкими пятнышками. Все краски наносятся ровно, без полутонов и оттенков.
Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т.д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального из сусального золота и серебра".

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Грузинская керамика.

"В неполивных красноглиняных и чернолощенных изделиях применяются процарапанные по сырой глине узоры, обыгрывающие контрасты блестящей лощеной поверхности и шероховатых фигурных полос.

Особое внимание грузинские мастера уделяют изготовлению глиняных сосудов для вина, форма которых поражает подчас своей причудливостью. Здесь можно встретить и стилизованную лань, и оленя и птицу. Наиболее оригинальными являются марани (так называли в Грузии помещение, где хранилось вино) - это своего рода комплекс миниатюрных сообщающихся сосудов, укрепленных чаще всего на спине какого -либо стилизованной формы животного"
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Камнерезные художественные изделия.

"С давних пор на Руси стали добывать и обрабатывать красивые камни для облицовки и украшения зданий.
В XI - XIII веках широкое распространение имел розово-фиолетовый порфирофиллит Волыни. В XII веке Киев славился своими мастерами "каменного дела" (Петро Милонега и др.). В Москве в 1584 году было образовано управление по добыче и обработке камней - "Государев Приказ Каменных Дел", который существовал около двухсот лет и был закрыт в конце XVIII века при Екатерине II. С открытием местородения уральских амоцветов (в 1668 году искателем Михайло Тумашевым), алтайских яшм, прибайкальского нефрита, медноруднянского малахита, горного хрусталя, топазов и иных камней слава о русских камнях распространилась по всему миру."
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Янтарь - это окаменевшая смола гигантских деревьев, которые росли главным образом на побережье Северного моря 35-40 млн. лет назад. Смола, выделяемая этими деревьями, накапливалась у их подножия. Затем, в начале третичного периода, область, занятая лесами, покрылась водой. Легкая смола поднималась вместе с водой и отлагалась в пластах глинистого песка. По своему химическому составу янтарь принадлежит к типичным смолам и содержит в среднем 79% углерода, 10% кислорода, 10% водорода, и небольшое количество золы и серы. При 150 градусах цельсия янтарь размягчается, при 350-370 градусах цельсия он плавится. При сгорании янтарь дает приятный запах. при трении он электризуется.
Янтарь хорошо полируется. Цвет его - в основном светло-желтый, золотистый, до темно-коричневого, но встречается и более темных тонов.
Янтарь издавна известен человеку. Вместе с нефритом и кремнием он является одним из первых минералов, используемых им. Янтарные бусинки и пуговицы были обнаружены в погребениях 5-6 тысячелетней давности. Единственный из самоцветов он упоминается в "Одиссее" Гомера. В Риме, в царствование Нерона (I век нашей эры), господствовала мода на янтарь Высоко ценились кубки и другие бытовые предметы, выточенные из него.
Однако янтарь ценился не только за красоту, но и за приписываемые ему целебные свойства. Он являлся объектом обмена на золото, медь и бронзу.
В средние века янтарь продолжал играть большую роль. В эпоху Возрождения янтарь наравне со слоновой костью был излюбленным материалом для изготовления тончайших резных изделий - кубков, подсвечников, шахмат, посохов и других.<...>
художники комбината классифицируют янтарь в зависимости от цвета на семь основных сортов - абсолютно прозрачный, полупрозрачный с отдельными затемнениями, непрозрачный (матовый), костяной (белый), пенистый, слоистый, черный."
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Художественные изделия из дерева.

"Художественные изделия из дерева всегда ценились в нашей стране. Дерево — это один из самых любимых и доступных материалов. Оно просто в обработке и обладает богатыми природными свойствами. Художественная резьба по дереву и художественная роспись изделий из дерева — едва ли не самые древние традиционные формы русского народного творчества.
Правда, дерево — материал не особенно долговечный, и, очевидно, наиболее ранние образцы русской резьбы и росписи по дереву не сохранились, но памятники художественной обработки дерева, относящиеся к IX-XIV Вика, до нас дошли.
Русская роспись по дереву, яркая и красочная, украшала двери и стены крестьянской избы, покрывала дуги, прялочные донца, чашки, ложки и другие предметы домашнего крестьянского быта. Вместе с тем, эта роспись являлась источником бодрости. Нескончаемые зимние вечера, при тусклом свете лучины, их яркие радостные краски напоминали людям о ясных летних зорях, о буйном цветение трав.
Мастерство художественной росписи по дереву передавалась на Руси от поколения к поколению.
Много черт древнерусского живописного стиля сохранилась не только в народном искусстве XVIII - XIX веков, но и в некоторых современных изделиях народных художественных промыслов. Так, красно-желтая роспись с витым орнаментом на деревянной ложке, найденный в 1960 году экспедицией А. Арциховского при раскопках в Новгороде и датируемой XIV веком, по стилю — прямой предок известный современный хохломской росписи.
Когда смотришь на современные художественный резные бытовые изделия из дерева, изготовленные богородскими, загорскими, семёновскими, косовскими и другими мастерами-резчиками, не перестаешь удивляться нескончаемому разнообразию и богатству народного искусства. Сколько различных, не похожих одна на другую, техника резьбы — объёмная ( скульптурная) , рельефная, плоскорельефная, выемчатая, с подборкой фона!
Древнерусское искусство росписи резьбы по дереву всегда была юным и во все времена радовало глаз".
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Волховские изделия.

Издавна на берегах Волхова жили талантливые мастера.Ежегодно после уборки урожая шумели в Новой Ладоге знаменитые ярмарки, и почти все посетители этих веселых торжищ увозили с собой изделия волховских умельцев. Но наступил период затишья, и долго не было слышно о знаменитых волховских изделиях. Однако в 1969 году Ленинградское областное производственное объединение художественных промыслов объединило мастеров-надомников в цех..."
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Деревянные изделия с хохломской росписью.

Деревянные изделия с хохломской художественной росписью стали самыми популярными из всех русских бытовых деревянных изделий. "Золотую", "Огненную" или "пламенную" хохлому знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

"Золотой" хохломскую роспись называют потому, что простые по материалам изделия внешне похожи на золотые.

"Пламенная" — потому, что основным цветом в росписи является красный (яркая киноварь) Ну, ещё потому, то окрашенные изделия закаляются в горячей печи. Горящая на чёрно- на золотом фоне киноварь и породила романтическое название "Огненная хохлома".

Выдолбленные или выточенные на станке и мягких пород дерева ( липы, осины, ольхи) чашки, ложки, ковши, вазы, блюда и другие предметы быта грунтуются, то есть натираются раствором глины, пропитываются льняным маслом (вгонка) и шпатлюются, после чего их три-четыре раза покрывают олифой с прослушкой после каждого раза. Далее производится припудривание поверхности изделий металлическим порошком — в прежнее время оловянным, а теперь алюминиевым. По грунту, имеющему гладкую, блестящую, похожую на металлическую, поверхность, наносится художественная роспись. Затем поверхность вновь покрывать олифой и два раза бесцветным лаком. После этого следует закалка поверхности изделий в печи при температуре около 100 градусов Цельсия. При этом пленка лака, покрывающая роспись, густеет, темнеет и приобретает тёплый янтарный оттенок, а под этим желтоватым слоем серебристый алюминиевый цвет поверхности выглядит как золотой.
Хохломская роспись весьма разнообразна, но по приемам письма и её относят к двум основным типам: " верховой" и " под фон".

"Верховая" роспись характеризуется рисунком, нанесенным мазками поверх золотистого фона, который, просвечивая сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделия похожим на золотое.

Этой росписью, в основном исполняют ритмичные узоры с мотивом травок, колосьевц, ягод, листьев со стеблями , цветов, написанные жёлтый и красный краской и свободно размещенные на поверхности изделия.

Классическим письмом хохломских художников является " травка", основу которой составляет волнистая линия с отходящими в сторону завитками и мелкими, похожими на тонкие листки, мазками. В орнаменте чередуется красные и чёрные детали. Под точным, уверенным движением гибкой кисти возникает плавная линия ветви, как бы изгибающийся под тяжестью спелой ягоды; грациозные "усики" тонких травок вот-вот за колышутся на легком ветерке. Древняя "травная роспись" - тонкая черно-красная травка весело вьётся по золотому фону. Такое письмо дает возможность наносить узор на изделия любой формы и величины ( миски, стаканы, ложки).

Роспись "под фон" он отличается тем, что золотистый силуэтный орнамент пишется по черному или цветному фону. Для этого художником наносится кистью контур рисунка, закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая рисунок, он наносит травную приписку — поверх фона наносится лёгкий узор золотистых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые формы плодов и листьев, цветов, а иногда и фигуры птиц. Эти рисунки называются "кудрины", и ими расписывают чашки, миски, детские столики и стулья. "Кудрина" - это, пожалуй, второй по популярности хохломской узор.

Росписи "верховая" и "под фон" наносится мастерами кистью от руки, без предварительной графической разметки, что требует большого мастерства.

Деревянные бытовые изделия с хохломской росписью в живописны и поэтичны. Их дарят близким и друзьям с пожеланиями счастья, они давно стали популярным русскими сувенирами, любимыми произведение народного декоративного искусства.

Трудно ответить на вопрос, когда возникло искусство золотой хохломы. Некоторые исследователи (М. Званцев) считают, что зарождения хохломы " надо относить к 17, окончательно образование - к 18 веку". Другие же (В. Василенко) полагают, что уже в 16 веке отчётливо определились районы, специализирующийся на выделке одного из самых ходких товаров - деревянных ложек и деревянной посуды. Однако в последних новгородских раскопках, относящихся к концу 13 — началу 14 века , были найдены деревянные, выкрашенные желтой и красной краской, ложки. Характер готового ленточного и лиственного орнамента и колорит чрезвычайно близки к хохломскму стилю.

Родина хохломской росписи — лесное Заволжье. В тихих приволжских деревеньках, затерянных в глуши бескрайних лесов, появилось чудо — золотистый хохломская чашка. Вместе с расписной деревянной ложкой она составляет необходимую принадлежность крестьянского обихода.

Села нынешних Семёновского и Ковернинского района Горьковской области издавна славилась умелыми мастерами, которые вытачивали из легкой мягкой древесины различную посуду и расписывали её красочными узорами трав, цветов и плодов. Само происхождение промысла связано с местом скупки готовых изделий. Хохлома — это большое торговое село, расположенные недалеко от города Семёнова, куда крестьяне привозили готовые расписные изделия для продажи. Купцы- скупщики поставляли золотистую расписную посуду на Нижегородскую и другие ярмарки. Изделия, выполненные в оригинальной технике окраски ( получение золотистого цвета без применения золота) характерный только для этих мест, стали называть хохломскими (хохломой).

Перед Октябрьской революцией только в одном ложкарном промысле , в 130 деревнях Семёновского уезда, было занято свыше 15000 крестьян. Ложки резали мужчины, а украшали женщины. После революции центр хохломской росписи переместился из Хохломы в город Семёнов, где в 1918 году была создана школа художественной обработки дерева. Кустари-художники были объединены в артели промысловой кооперации . Произведениях хохломских художников демонстрируются на выставке в Париже в 1925 году и были отмечены золотой медалью.

[img]https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1101614/97852ce5-4037-4568-a963-539a2777b9d5/s1200?webp=false[/img]
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Богородские резные игрушки.

Подолгу задерживается посетители выставок и магазинов перед деревянными резными игрушками богородских мастеров. От каждой игрушки веет добрым юмором, у каждой — свой характер. Вот медведь сосет лапу, косит глазом лукавый лис, а заносчивый петух важно шагает, не замечая никого.Колоритны фигурки животных и людей. Вызывают улыбку весёлыя, движущиеся игрушки "лыжники", "солдаты на разводе", традиционные "клюющие курочки", "кузнецы" и другие. В игрушке "кузнецы" всё внимание уделено передачи движения. Очень выразительно фигура кузнецов — крестьянина и мишки, вполне реалистичные, добродушные.

Выдающийся французский скульптор Огюст Роден , рассматривая игрушку "кузнецы", сказал: "народ, который создал эту игрушку, — великий народ". Такие классические по выразительности игрушки создаются большими мастерами деревянной скульптуры в селе Богородском, близ города Загорска ( Московская область).

В далёкую старину уходят традиции прославленного промысла. В четырнадцатом веке недалеко от Москвы основывается Троице-Сергиева лавра , вокруг неё вырос Сергиев Посад ( ныне город Загорск). Крестьяне окружных сел ( в том числе и Богородского) ещё с 15 века начали заниматься изготовлением резных изделий из дерева, а с 17 века эти изделия стали широко расходиться по всей России.

Вырезают их из мягких пород дерева — ольхи, липы, осины. При этом мастер- резчик работает специальным богородским коротким и острым ножом, оканчивающимся треугольным скосом, и несколькими стамесками.

На предварительно пропаренный заготовке из древесины мастер топором делает зарубки, намечая размеры и формы будущей игрушки, затем стамеской придаёт им окончательную форму. Ножом мастер наносит небольшие нарезы и выемки в поверхности древесины, придавая ей фактуру и соответственно изображаемому животному, птице или другому предмету (оперение птицы, грибы, упряжь, одежда человека и т.д.).

Игрушки-скульптуры выполняется богородскими мастерами без всяких предварительных эскизов. Буквально 10-15 минут мастер может вырезать медведя, белку, зайца, коня. Трудно отвести глаз от работающего богородского мастера. В умелых руках грубый ольховые, липовые, осиновые чурки, как по волшебству, превращаются в чудесные фигурки-игрушки — олени, медведи, лани и многие другие. У большинства изделий сохраняется естественный светлый цвет древесины, то есть белая неокрашенная фактура дерева, с предельно выявленной текстурой. Отсюда и название — " белый товар".

Иногда игрушки проклеивают и окрашивают гуашью, после чего закрепляют светлым или масляным лаком.

Кроме резьбы богородские игрушки интересны и своей оригинальной движущиейся конструкцией. Некоторые из них укрепляются на движущихся плашках, например "Колхозная Бригада", "гусары", "кузнецы"; другие стоят на тумбочке с пружиной внутри — "как яблоньку сажали", "пряха", "пляшущий мужичок", "рыболов" и другие. Красива фигурка "скрипач". Линии, созданные резчиком, заключают в спокойный контур мягкие очертания склоненной головы, спины, плеч. Всё здесь подчинено идеи музыки. Усиливая эмоциональную Выразительность скульптуры, мастер делает голову скрипача подвижной.

Начиная со второй половины 19 века в богородской деревянной скульптуре и игрушке появляются новые фигурные группы — "тройка", "чаепитие", "гуляние" и другие жанровые сценки. В конце 19 и начале 20 века в бгородской художественной резьбе по дереву отмечается обращение к литографии и старинной гравюре ( например, "на дрожжах"). Однако в этих работах, нетрадиционных для богородского промысла, была утеряна непосредственно, искренность, свежесть народного искусства.

После Великой Октябрьской революции Богородский художественный промысел стал одним из ведущих в нашей стране.


_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Абрамцево-кудринский орнамент.

Художественные бытовые деревянные изделия с плоской рельефной резьбой (ковши, декоративные блюда, тарелки для хлеба, чайник, поставцы, вазы горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные письменные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бокалы для карандашей) изготовляется в городе Хотькове (Московская область). Основной мотив орнамента — растительный, в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Называется такая резьба абрамцево-кудринской. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла в конце 19 века. Одним из создателей этй резьбы был мастер Б. П. Ворносков.
Для изготовления изделий мастера используют древесину липы и реже — берёзы.
После токарной или столярной обработки на поверхности изделия наносится контур будущего рисунка, и несложным инструментом — стамесками, резцами и напильниками — мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.
После резьбы поверхность изделия защищают шкуркой, покрывают темными подтравами, что дает мягкую гамму оттенков — вот бледно- жёлтых до тёмно-коричневых. Зачем покрывают бесцветным прозрачным лаком или полируют до блеска. Яркий блеск выпуклых частей рисунка и тёмные углубления подчеркивают резной и рельеф, и всё это придает изделиям своеобразие и декоративность.

[img]https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/30884/pub_5b3f84d2489e8d00ac4e2a0f_5b50e847f909d900a9c07850/orig[/img]
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5482
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Городецкая роспись.
В древнем Волжском городке Городец, по соседству с Хохломой, ещё в начале 19 века возник совершенно особый самобытный промысел — Городецкая роспись. В Городце и близлежащих деревнях Кусково, и Хлебаиха впервые применили своеобразную роспись на донцах прялок (в ту пору был большой спрос на льняную пряжу). Их расписывали всадниками на черных камнях или индюками с яркими хвостами. Однако в тематике росписи начали появляться и городские сюжеты - "столование", "чаепитие", "тройка", барыньки, кавалеры и барышни и т.д.
Отличительной чертой городецкая роспись стали и " розанцы" ("яблочки") — условное красное пятно с несколькими белыми штрихами, а также черной тенью в середине и несколькими листками. Выразительные фигурки, занимательные балаганные и военные сценки, а также цветистаяя броская живопись создали донцам и лукошком городецких мастеров большую популярность. Промысел разрастался и в 80-х - 90-х годах достиг полного расцвета . Однако в начале XX века изобилие фабричных тканей сокращают потребность в кустарной пряже, падает спрос на донца. Городецкий промысел приходят в упадок. Мастера переходит на роспись мебели, используйте те же сценки "чаепития" и "столования".
После 1917 года оживилась художественная деятельность и в Городце. В 1930 году в деревне Курцево организуется артель городецкой росписи по дереву.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.