Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Э. И. Орловский. Изделия народных художественных промыслов.
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Изделия из капо-корня

Часто на прилавках магазинов мы любуемся деревянными портсигарами, трубками, ящиками для папирос, пудреницами, шкатулками. Поверхность этих изделий излучает мягкий желто-коричневый цвет, а если внимательно присмотреться, то можно разглядеть фантастические пейзажи, диковинных птиц и животных. Здесь видны очертания ёжика с воинственно понятыми колючками, там — пейзаж с заходящим солнцем. Однако рисунки эти нанесены не рукой человека, это — отполированная поверхность среза древесины, но необычной древесины, а наростов и наплывов особого происхождения на стволах и корнях деревьев, в первую очередь — берёзы; используют также наросты липы и ольхи.

Нарост на стволе дерева называют "кап" у основания ствола и на корнях — "корешок" или "корень" . Строение такой древесина поражает красотой текстуры. Капо-корень встречаются в больших количествах лишь в отдельных районах нашей страны, например в Башкирии. По весне в горные леса на юге Башкирии выходят охотники за капо-корешком. Срезают наросты со стволом, освобождают от подземных корней пеньки вместе с наростом, срезы густо смазывают парафином или известью, чтобы не растрескалась не испортилась таящийся в дереве "художественная ценность". наросты обладают большой твердостью и растут в двое-трое быстрее чем нормальные ткани дерева.

Подготовленные капо-корешки доставляют на производство для изготовления изделий. Кроме обычный столярный обработки применяют например комплекс специальных способов обработки заготовки . Так как на свежем срезе рисунок плохо заметен, то заготовки замачивают и пропаривать в печи. При этом на поверхность выходят соки и естественные красители древесины. После просушки заготовки полируют, и рисунок четко проявляется, как на фотографической пластинке. Каждый сюжет на срезе не имеет повторение, так же как не найти людей, которых совпадали бы линии отпечатков пальцев.

Для усиления цветового контраста поверхности изделия покрывают лаком. Полиэфирный лак, например, придает рисунку редкие, контрастные тона, спиртовый — более спокойная, матовые

В результате декоративной обработки изделия приобретают разнообразную лучистую окраску — от янтарно-золотистой до темно-шоколадной. Они не боятся влаги, и даже сильное нажатие и ногтем не оставляет на глянцевой поверхности сколько-нибудь заметного следа.

Декоративный эффект достигается и при сочетании капо-корешка с отделкой из резной кости, финифти, инкрустации из самшита, перламутра.

Одним из первых мастеров по изготовлению изделий из капо-корня считают Вятского столяра Макарова, работал начале 14 века. Другой умелец — Бронников — сделал из капо-корня 10 экземпляров часов. Один из них до сих пор хранится в Кировском краеведческом музее.


_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Карпатские резные изделия.
Издавна славится Карпатский край своими резьбами по дереву. Родоначальником этого вида искусства считают Юрия Шкрибляка из села Яворова ныне Косовского района Ивано-Франковской области Украины. От него пошла династия знаменитых гуцульских резьбарей Шкрибляков и Корпанюков . Этот выдающийся мастер, родившийся полтора века назад (книга 1974 года - прим.), оставил после себя непревзойденные шедевры резьбы по дереву. Его тарелки, шкатулки, баклажки, кубки, дошедшие до нашего времени, поражает четкостью, изяществом и лаконизмом стиля. Сухая резьба Шкрибляка избегала излишней пышности инкрустации, но безупречный линии орнамента прекрасны.
В селе Яворове живут и работают потомки знаменитого резьбаря, которые из поколения в поколение хранят самобытность искусства резьбы. Сейчас в яворовском колхозе "40 лет Октября" мастера художественного промысла изготовляют украшенные традиционным орнаментом школьные пеналы и пудреницы, дорогие ларцы и тяжелые призовые кубки, вырезанные из знаменитого карпатского явора, давшего имя селу.
Центром художественного творчества гуцулов является сейчас город Косов. Здесь находится техникум народных художественных промыслов, на местный фабрике "Гуцульщина" мастера изготовляют разнообразные изделия. Они украшают их трехгранновыемчатой плоскорельефной резьбой с инкрустацией металлом , перламутром, ценными породами дерева или белым бисером, что подчеркивает выразительность рисунка. <...> Особенно красивы изделия народного художника Украинской ССР С. Корпанюка, заслуженного мастера народного творчества УССР Д. Шкрибляка и ряда других.







_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Дагестанские художественные издели.
В дагестанской АССР, в селе Унцукуле, издавна изготовляют из твердых пород дерева ( граб, тис, кизил, абрикос) различные декоративные блюда, шкатулки, трости, ручки для зонтов, ножи для разрезания бумаги, письменные приборы, коробки для папирос и табака, трубки и другие изделия с интересным, оригинальным орнаментом.

Унцукульские изделия отличаются темно-коричневым или красным цветом, тщательно отполированной поверхностью и светлым насыщенным металлическим орнаментом. Декоративность сочетания темного дерева с серебром или мельхиором зачастую усиливается введением в орнамент окрашенных в различные цвета кусочков кости различной формы и размеров
Специфичность унцукульской насечки связана с национальными традициями и характером техники и материала.
Для получения на деревянной полированной поверхности изделия короткого металлического штриха, линии или точки мастер плоским резцом прорезает в дереве щель, вводит в неё узкую ленту серебряной или мельхиоровой пластинки, отрезает ее ножницами и пристукивает молоточком. Таким образом на деревянной поверхности образуется металлический узор из волнообразных, пересекающихся и прямых линий, штрихов и точек. Более простым узором дагестанского орнамента относится заполнение поверхности изделия сеткой или кирпичиками. Сетчатый рисунок называется хухунишан , а кирпичиками - анчила.Сложные рисунки состоят из комбинации различных фигур.

(от себя - эти техники идут, как считается, аж с 17-18 века)

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ажурные берестяные изделия.
Искусство берестяной резьбы зародилась на Вологодской земле. В деревне Курово-Наволок и в селе Берматино ( ныне Шемогодского сельсовета) более 200 лет назад мастера-резчики стали ножом вырезать ажурные изделия из бересты — туески, коробки, шкатулки и т.п. С тех пор из рода в род передавалось это искусство.
Техника резьбы, на первый взгляд, не сложна. Бересту снимают по весне, когда дерево в полном соку, шлифуют, затем мастер тупым концом ножа или шилом намечает на поверхности бересты будущий узор и острым ножом вырезает его. Мастер должен иметь твердую руку, точно глаз.
Удивляют фантазией, своеобразием, истинно русским колоритом творения современных мастеров. Разметались узоры и хитросплетения линий на крышках и корпусах изделий. Ажурный рисунок нигде не нарушает целостности узора бересты и равномерно покрывает всю её поверхность.
Мастера-резчики — прекрасного орнаменталисты . Они создают травные узоры, изображающий тонкие побеги травы или кустарника с многочисленными закругляющимися ответвлениями. По краям ажурный рисунок замыкается полоской с несложным узором. Готовую, украшенную орнаментом бересту наклеивают на деревянной (предварительно тонированный) остов блюда, шкатулки или другого изделия. Для усиления цветовой игры орнамента и фона иногда под ажурный берестяной рисунок подкладывают лист цветной фольги или бумаги.
Берестяное кружево придает изделиям праздничный вид. Они напоминают узоры резной кости, кружева и инкрустацию.
Кроме Шемогодских на вологодчине резные берестяные изделия изготовляют в Великом Устюге, в мастерской резьбы по бересте. Другим центром производства декоративных берестяных изделий (конфетниц, чайниц, солонок, декоративных тарелок, туесков, стаканов для карандашей и других) является производственное объединение "Вятка" (город Киров).

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Шкатулки из соломы.
В городе Жлобине Белорусской ССР существует фабрика художественной инкрустации, где мастера-умельцы изготовляют шкатулки, инкрустированные соломкой. Обыкновенная ржаная соломка играет всеми цветами радуги, придавая изделию нарядность и какую-то особую изысканность.
С 1955 года работает на фабрике первые мастера-инкрустаторы - супруги Вера Никодимовна и Михаил Васильевич Дегтяренко . Они явились организаторами этого нового художественного промысла, а сейчас там работают уже 140 инкрустаторов, и все они — ученики супругов Дегтяренко.
Всю душу вкладывают мастера в свое творение. Вот на ящик, будущую шкатулку, легла полоса ржаной соломки. Легкий взмах ножа — золотистый квадратик засветился на чёрном фоне. Соломка продвинулась дальше. Опять взмах ножа — зажглась еще одна звездочка. А потом засиял целый хоровод ромбиков. Так обыкновенный ящик превращается в сказочнуюсверкающую шкатулку.

(От себя: появление в народе этого вида искусства связывают с XVIII–XIX веками).

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Художественные изделия из металла.

На территории нашей Родины люди издавна занимались художественной обработкой металла. Ещё за 700 лет до нашей эры скифы, наряду с техникой обработки золота, применяли при изготовлении художественных изделий эмаль и инкрустацию самоцветными камнями. Изделия той эпохи — это гладкие обручи из массивного золота или серебряного прута — так называемые гривны, это полыя серьги в виде полумесяца — колты, Я это и диадемы, украшенные эмалями и драгоценными камнями, браслеты, бусы, кольца всевозможных видов.

Во времена Киевской Руси художественная обработка металла достигла высокого уровня. Изделия отличаюсь тонкой орнаментация и изяществом отделки мелких деталей. Широко применялась перегородчатая эмаль ярких цветов с сильным блеском, скань (филигрань) из тонкой волченой серебряный или золотой проволоки.

После периода упадка, вызванного монголо-татарским игом, и последующего освобождение и образование Московского государства возрождается искусство скани, осваивается производство выемчатой эмали, и в 16 — в 17 веках они достигают большого совершенства. Для украшения изделий пользуются эмалью ярких, весёлых цветов, как бы имитируя ювелирные камни-самоцветы. Основным мотивом орнаментов являются травы, покрывающие сплошной сеткой поверхности изделия.

В этот период многие города России ( Ярославль, Великий Устюг и другие) становятся центрами древнейшего вида обработки металла — кузнечного. Кузнечные ремесла этих городов славились изготовления прорезного (просечного) железа. Личинок замков, стенки деревянных ларцов, сундуков обвивали железным кружевом, придавая им легкость, подчеркивая красоту форм этих изделий и изящество пропорций.

В конце 17 - начале 18 века в Москве (Котельная Слобода) изготовляли медные литые чернильницЫ, стенки которых украшали либо орнаментальными плетенками, промежутки которых иногда заливали цветной эмалью — финифтью , либо рельефными изображениями фантастических зверей, птиц, всадников.

Однако наибольшего развития художественная обработка металла в России достигла к концу 17 началу - 19 века. В изделиях того периода поражает разнообразие способов оформления — гравировка, чернение, филигрань (скань) , эмаль, инкрустация. В старинных центрах металлических промыслов — Москве, Великом Устюге, Ярославле и других изготовлялись небольшие шкатулки и коробочки различной формы, который также отделались просечными железными пластинками , но орнамент стал тоньше, изящнее, рисунок более и ажурным.

Превосходными филигранные изделия славился Костромской (Красносельский) промысел.

В Великом Устюге совершенствовалось искусство чернения серебра, в Ростове Ярославском демонстрировали свое искусство мастера художественной эмали, в городах Касли и Куса (на Урале) получило развитие художественное литье из чугуна.

Концу 19 - началу 20 века многие художественные промыслы по обработке металла, не выдержав конкуренции с массовой продукцией развивающегося капиталистического производства, пришли в упадок, но сразу же после Великой Октябрьской Социалистической Революции, несмотря на тяжелые условия Гражданской войны и иностранной интервенции, молодая Советская республика приняла все меры, чтобы содействовать развитию творчества народных мастеров, и промыслы по художественной обработки изделий из металла стали возрождаться. В начале мастера объединялись в артели, а затем, в 1960 году, артели были преобразованы в крупные предприятия.
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Филигранные изделия

Каждый из нас, увидя в магазине или музей филигранные Пряжки, портсигары, вазы, ларцы и шкатулки, не налюбуется тонким сквозным орнаментом филигранных изделий русских умельцев, в которых тонкая Эвитая проволочка или проволочка-лента, как по волшебству, свивается в чудесный узор, заставляющий вспомнить о ручных кружевах.

Ещё в глубокой древности люди обратили внимание на то, что золото и серебро обладают свойством вытягивается в тонкую проволоку ( из одного грамма золота вытягивать 2500 м проволоки) и использовали это свойство драгоценных металлов при изготовлении ювелирных изделий ( в России с 10 века) . Вытянутые из серебра или золота две-три полосочки свивали, или "скали" ( от русского слова "скать" — сучить, свивать; отсюда и "скань"), в жгутик. Из жгутика и проволочки-ленточки нарезали детали будущего орнамента ( колечки, спирали, розетки и т.д.) и щипцами накладывали и наклеивали на узор, ранее нанесенный на металлическую поверхность изделия, либо на бумагу. Далее места соединения узора посыпали порошком припоя ( сплав серебра или золота с цветным металлом) , и на огне, под воздействием высокой температуры, бумага сгорала, а припой, расплавляясь, скрепляль эти детали. В результате получался ажурный ( сканый) узор. Позднее такие изделия стали называть филигранными ( от латинского слова филигранно - узор).

Иногда узор обогащали зеленью — шариками, ювелирными камнями металлическими накладками.

Начиная с 14 века русские ювелиры иногда обогащают скань орнамент мастикой , а 16- 17 веках мастику заменяла яркая, блестящая, многоцветная эмаль.

В 18 веке проволоку из серебра и золота применяли не только в ювелирном деле, но и для вышивки, кружев, бахромы, украшавших одежду и обувь феодальной знати.

Центром старейшего и самого большого народного ювелирно-филигранного промысла было село Красное на Волге ( в Костромской области. Традиционные, простые, скромные по форме, красносельские серьги — "калачи" и "змейки", перстни, броши, кулоны, посуда, портсигары, филигранные изделия пользовались большим спросом не только в России но и вывозились в Персию и Индию. В конце 19 - начале 20 века Красносельский промысел очень сильно разросся. Перед началом империалистической войны промыслом было занято около 6000 человек. После Октябрьской революции красносельские мастера объединились в артели и, совершенствуя традиционные изделия, значительно расширили их ассортимент.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ростовская миниатюрная живопись по эмали (финифть).

Ещё с 10-11 веков во всем мире славятся русские бытовые металлические изделия, покрытые эмалью и расписанные эмалевыми красками. Чаще всего — это ковши, кубки, декоративные блюда, ларцы, кувшины, сахарницы, браслеты, серьги. Рисунки полевых и садовых цветов на эмалевой поверхности колоритны, жизнерадостны . Яркие цвета узора в сочетании с блестящим белым или голубым эмалевым фоном нарядны и праздничны.

Высокого совершенства искусство украшения металлических изделий достигло на Руси в xvi-xvii веках. В 18 веке достигло своего расцвета искусство миниатюрной живописи по эмали в Петербурге, Москве, Ростове-Ярославском. Миниатюрная на эмали украшали вставки к церковным книгам, всевозможную церковная утварь, иконы. В 19 веке мастера из Ростова-Ярославского (ныне Ярославской области) уже не ограничиваясь росписью предметов церковного обихода, а стали усложнять композиции, используя произведение русских и западноевропейских живописцев, а также воспроизводя картины природы. В этот период создается русский художественный промысел миниатюрной живописи по эмали, слава которого разошлась далеко за пределы Владимиро-Суздальского края.
В годы Советской власти искусство финифти нашло свое развитие в начале в ростовских промысловых кооперативных артелях "Возрождение" и "Эмальер", а затем эти артели были преобразованы в фабрику "Ростовская финифть".

Традиционная технология выполнения финифти своеобразна. Из тонкого, до полутора миллиметра, медного листа (медь и золото лучше всего принимает эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой . После эмалевой грунтовки их обжигает в муфельных печах при температуре 750 градусов по Цельсию; при этом эмаль приплавляется к поверхности пластины и образует на ней твёрдую, гладкую и блестящую плёнку. Готовые пластины, чаще всего с белой поверхностью, являются как бы "холстом", на который наносится предварительно контур будущего изображения. Кисть и глазурные эмалевые краски, острый глаз и искусная рука художника — и вот на выпуклой поверхности пластины появляется миниатюра. Но нанесенные на фон эмалевые краски, разведённые на скипидаре или лавандовом масле, кажутся белыми и тусклыми. И только после вторичного обжига пластин краски сплавляются с эмалевой поверхностью, приобретает яркость, выразительность, и роспись оживает.



_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Изделия с северной чернью.

Ещё со времён Киевской Руси славились серебряные и золотые изделия с рисунками тёмного цвета — чернью. По серебряной поверхности подносов, ваз, стопок и других изделий бегут синими ручьями мягкие линии узора, и кажется, что они нарисованы тонким пером. Сдержаная, неброская, истино русская красота. Нелегким тонким ремеслом этим ещё в 18 веке овладели жителей северного города Великого Устюга. Старинные черненые изделия, созданные руками северных мастеров, экспонируется в музеях нашей страны и за рубежом.

В 1761 году в Великом Устюге была создана первая небольшая "Фабрика финифтяных и черневых на серебре изделий" . Однако через 5 лет она сгорела, и великоустюгские мастера стали самостоятельно изготовлять арки, табакерки, броши, пряжки и другие изделия, которые принесли им широкую известность.

С середины 19 века промысел стал приходить в упадок, и перед Октябрьской революцией в Великом Устюге остался только один мастер М. П. Чирков, который владел тайной черневого дела. Тревожась о судьбе древнего народного искусства, которому грозило полное забвение, мастер передал секрет варки необычного сплава, что зовётся чернью, показал своим молодым ученикам, как владеть резцом и кистью. Северная чернь — национальное достояние Советской страны, и сейчас на ювелирной фабрике "Северная Чернь" в Великом Устюге работают около 1000 человек. Фабрика выпускает ежегодно свыше 80000 черненых изделий более 50 наименований.

Умельцы ювелирной фабрики хранят и развивают древнее мастерство, создавая подлинные шедевры ювелирного искусства.

Техника производства современных изделий с чернью сложно. Сначала слитки серебра раскатывают до надлежащей тонкости и придает ему изящную форму, подсказанную художником. Затем изделия поступают в гравировальный цех. Здесь мастера, в основном женщины, наносят резцами на серебряный поверхность изделий бороздки, штрихи, образующие рисунок — пейзаж, портрет, орнаментальный мотив. Ранее начертанные контуры под резцом оживают,передавая красоту природы, орнамента, портрета.В следующем цехе бороздки рисунка покрывают густотёмной с синеватым отливом чернью — сплавом олова, меди, серебра и серы. В горне на небольшом огне чернь плавится и заполняет бороздки рисунка. Она прочно сплавляется с металлом и, очищенная с прилегающих мест, после полировки чётко обозначает рисунок, самые мелкий штрихи, по-особому оттеняя серебро или позолоту. В зависимости от состава черни цвета рисунка может быть более или менее тёмным, с металлическим отливом.

Большим достижением великоустюгских мастеров является включение в состав выразительных средств золотого фона. Кроме того, они стали применять золотой гравированный рисунок по гладкому черновому фону.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Кубачинские художественные изделия.

Тысячу лет назад уже был известен маленький дагестанский аул Кубачи, забравшийся под самые облака. На вес золота ценились мечи, кольчуги и кинжалы, выкованный кубачинскими умельцами ( "кубачи" означает кольчужники) . Но потом кубачинцы перешли на изготовление высокохудожественных ювелирных изделий. Веками здесь выработалась своя техника чернения, насечки и чеканки по драгоценным металлам и резьбы по слоновой кости . Так кубачинцы стали всемирно известными златокузнецами.

По традиции секреты гравировки, черни, насечки по металлу, искусство резьбы по кости, художественной обработки филигранью передаются из поколения в поколение.

Сейчас едва ли не всё население аула занято на комбинате художественных изделий, где из серебра и золота создаются изумительной красоты и декоративные блюда, вазы, кувшины, подносы, флаконы, и многие другие художественные изделия. Всмотритесь в кубачинский кувшин для вина. Черневой узор на его серебряной поверхности построен из элементов традиционного кубачинского орнамента, с его характерной трактовкой листьев и разнообразной разделкой поверхности металла. Форма сосуда — проста и гармонична.

В кубачинском орнаменте различают два основных вида: "тутта" (ветка) — симметричный орнамент, подобно стилизованной ветви, и "мархарай" ( заросль) — несимметричный орнамент в виде разбегающихся во все стороны спиралей.

<...>

Каждое изделие рождается в воображении художника. Вначале — десятки эскизов на бумаге, пока не будет найден нужный вариант. Эскиз утверждается на художественном совете комбината. Затем художник-мастер по эскизу создаёт из золота, а чаще из серебра задуманное изделие. Путь его начинается в цехе монтировки.. Здесь серебряным пластинкам придают необходимую форму. Из монтировочного цеха заготовка поступает в основной — гравёрный, где острым резцом мастер наносит на поверхность изделия борозды будущего рисунка. После этого борозды покрывают кашицей — чернью, состоящей из сернистых соединений серебра, свинца и меди. На следующем этапе изделие прокаливается, черни плавится и заливает борозды, выявляя рисунок орнамента. И, наконец, изделия полируются и золотятся в гальваническом цехе.

Оформление некоторых изделий дополняется филигранными вставками — сканью, иногда применяются вставки с гравированный костью.

Кубачинцы славится также как прекрасные мастера по цветной художественный эмали, потом многие изделия отделываются эмалью.










_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Каслинское художественное литье из чугуна.

Промысел художественного литья из чугуна зародился в 18 веке на Урале в городах Касли и Куса на чугунолитейных заводах. Художественные изделия, вырабатываемые искусными мастерами, славились далеко за пределами Урала. Особенно высоко ценились художественные изделия каслинских мастеров. И сейчас поразительные по изяществу творения — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрные копии скульптуры Клодта " Укротители коней" , фигурки танцовщиц на льду, чугунные цепочки, браслеты, броши, ожерелья и другие ювелирные изделия выпускают каслинские мастера.<...>

При чеканке скульптур или бытовых изделий каслинский мастера учитывает особенности материала, его пластические и цветовые свойства. Характерной особенностью этих изделий является их черная окраска. Этот традиционный чёрный цвет хорошо выявляет формы скульптуры, подчеркивает рисунок в ажурных изделиях и придает определенную законченность вещи. В тоже время окраска предохраняет поверхности изделия от воздействия внешней среды.

Производство художественных изделий из чугуна состоит из формовки, отливки, чеканки и окраски. В начале лепят восковую модель с оригинала. Зачем это модель обкладывают формовочной землей и сушат в печи, где лод воздействием высокой температуры воск растапливается и форма становится полной. Ее заливать бронзой, и полученная бронзовая модель является оригиналом для отливки чугунных копий. С бронзового оригинала делают форму, которую заливают горячим, вязким чугуном особого состава. Полученое чугунное изделие чеканят — удалять различные формовочные дефекты, а также подчёркивать детали изделия (волосы гривы, складки одежды и т.п.) . После чеканки изделия дважды окрашиваются чёрным лаком и сужаться при высокой температуре. При этом они приобретают чёрно-дымчатую окраску.




_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Грузинская чеканка.

Издавна славится Грузия своей чеканкой — сложнейшим видом художественной обработки металла. История донесла до наших дней память о знаменитом чеканном кресте Давида Куропалата, созданном во второй половине 10 века золотых дел мастером Асата, который высоко поднял искусство чеканки в древней Грузии. В эпоху царствования легендарной царицы Тамары — в двенадцатом веке — творили прославленные чеканщики братья Бешкен и Бека Опизари из Опизы. Часами можно любоваться окладом иконы Спаса, выполненым Бека Опизари. В эпоху Средневековья грузинскими мастерами создавались превосходные чеканные переплеты рукописных книг, оклады икон, всевозможная церковная утварь . Последний выдающимся мастером чеканки, дожившим до середины 19 века был Пепу Меунаргия. Затем некогда процветавшая под покровительством церкви грузинская чеканка, носившая культово-прикладной характер, постепенно стала забываться. Однако оно не вовсе ушла с мастерами прошлых веков, не кануло в небытие. Оно возродилось в наше время.

Современное искусство грузинской чеканки насчитывает всего лишь полтора десятка лет, но оно уже приобрело специфические черты и своих известных мастеров. Традиционными в современной чеканке остались, в основном , технические приемы, а новыми являются темы и сюжеты. Определяющее качество чеканки — это синтез пластических и декоративных принципов.

К числу завоеваний и открытия современных чеканщиков принадлежит использование меди, латуни, олова и других материалов вместо ранее применяемых драгоценных металлов.
<...>
Техника чеканки, применяемая грузинскими чеканщиками, традиционна и вместе с тем индивидуальна. Латунный или другой металлический лист протирается, и на него наносится тончайший слой машинного масла, — по такой поверхности лучше ложатся карандашные эскизы, мягче и увереннее идут линии резца. После нанесения карандашом рисунка чеканщик резцом делает то надрез, то наносит стремительные короткие удары — точки, тире, линии. Далее с помощью тегебе — своеобразного маленького зубила — и молотка на пластинку наносят необходимые последние штрихи, насечки, точки. И, наконец, чеканщик молотком проходит по всему полю листа, сверху вниз, оставляю вокруг чеканова рисунка причудливый узор. Миниатюра готова. Для усиления выразительности рисунка иногда обрабатывают его рельеф раствором соляной кислоты и пламенем газовой горелки.



_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Жостовская роспись.

В начале 19 века на Урале и в Петербурге было организовано производство подносов из листового железа c цветочной росписью по чёрному лаку. В Эрмитаже экспонируются подносы, мастерски выполненные нижнетагильским мастером Н. Перезоловым, а также изготовленные в Петербурге на фабрике А. Лагутина. Особенно красив лабутинский поднос, где по черному полю разбросано золотые цветы, птицы и золотые завитки.

Со второй половины XIX века в деревне Жостово (ныне Московской области), неподалеку от Федоскино, возникло производство расписных подносов. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образа, меткость характеристики , четкость рисунка, обеспечившие русским подносам с лаковой живописью долгую и неувядаемой славу. Как и мастера федоскинской лаковой миниатюры, жостовцы всё расписывают свои подносы масляными красками. Однако они нашли свой оригинальный "цветочный" стиль.
<...>
Современные технологии изготовления подносов мало отличаются от применявшихся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцевываются , выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется глифталевой шпатлевкой или тонкотертой глиной, а затем ошкуривется и покрывается чёрным ( или иного цвета) лаком. Подносы прослушиваются в печах при температуре до 90 градусов Цельсия. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность поноса приобретает блеск.

Подготовленные подносы от руки, без трафаретов, расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени , прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора — травами, стеблями и т.п. В последнюю очередь наносится орнамент, расположеный на бортах.

Декоративная живопись жостовской фабрики характерна изображением крупных цветов, букетов, гирлянд, натюрмортов. Цвета подобраны и расположены гармонично, композиция уравновешена. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск — это традиция. Яркое живописное пятно в центре — букет — окаймляется тонким орнаментом по бортам. Традиционных приемов очень много. Так, один лист розы обязательно должен быть сине-голубым , светлые пятна на ирисах и тюльпанах мягко растушевываются, эти цветы как бы выплывают из темноты чёрно-лакового фона, который объединяет всю композицию. Очень хорошо передают жостовские мастера светотеневые переходы.

После нанесения рисунка подноса трижды лакируют бесцветным лаком с просушкой после каждого покрытия в специальной камере при высокой температуре. Затем поверхность подноса полируется от руки с применением специального порошка. В результате поднос приобретает приятный устойчивый блеск.

_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Вышивка.
Шитьем на Руси занимались давно и повсюду. Игла, нитки и холст были в каждом доме. Скатерти, полотенца, подзоры, юбки, передники, рубахи служили не только необходимыми предметами быта, но, украшенные вышивкой, они отражали художественную культуру старого крестьянского быта России. В вышивках проявлялись вкус и мастерство народа, врожденный талант русских людей. Вышивки придавали неповторимый облик каждой вещи.

Однако специфические черты и приемы, выработанные многими поколениями, бережно хранятся и ныне и восхищают нас своеобразием и красотой. Вышивальный промысел так вырос, что сейчас занял одно из первых мест среди других художественных промыслов страны. Занавеси, скатерти и дорожки, передники и полотенца, ярко расшитые и украшенные национальным орнаментом, всё чаще и чаще встречаются в быту, всё больше появляется их в магазинах сувениров и подарков. Также красива и самобытна вышивка на женском костюме, на детской одежде.

Для вышивки применяют и нервную и хлопчатобумажную нить, иногда — шелк и шерсть. Для некоторых изделий, особенно головных уборов, обуви, применяется вышивка и другими материалами: металлической нитью, бисером, жемчугом. За годы Советской власти вышивальные промыслы продемонстрировали замечательные образцы русской национальной вышивки, их работы были отмечены высокими наградами на различных международных выставках.

Сейчас трудно найти в нашей стране такую область или район, где бы мастерицы не занимались вышивкой. Однако имеется у нас и исторически сложившиеся центры вышивального искусства. К ним относятся: Крестецкий район Новгородской области, районы Ивановской, Владимирской, Горьковской, Рязанской, Калининской, Калужской и других областей, где мастерицы украшают изделия превосходными вышивками в индивидуальной манере, свойственный данному промыслу.

Технические приемы вышивки можно разделить на две большие группы: вышивка по сплошной ткани ( роспись, крест, тамбур и набор) и вышивка по разреженной ткани — строчка ( мережка, белая перевить , цветная перевить).

Русская вышивка характеризуется геометрическим и растительным орнаментом. Геометрические узоры составляются из ромбиков, квадратиков, прямоугольников, крестов и других фигур. Их сочетание дает интересные композиции. Растительный орнамент изображает в условной форме елки, сосны, ромашки, васильки и другие цветы.

Русская вышивка, в которой композиция и цвет служит достижению наибольшей выразительности, декоративна и является настоящим произведением народного искусства.
НравитсяПоказать список оценивших
Комментарий
_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Скрытимир Волк
Вечный на рубеже.


Репутация: +48    

Зарегистрирован: 14.05.2008
Сообщения: 5484
Откуда: СПб, Род Волка

СообщениеДобавлено: Вс Мар 17, 2019 3:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Крестецкая строчка.

В Крестецком районе Новгородской области, на фабрике "Крестецкая строчка", выпускается широко известные белые строчевые изделия, которые отличаются чеканностью шва и рельефностью геометрического узора.

Крестецкая строчевая вышивка изделий из белого полотна характеризуется специфическими для этого района швами. Это неповторимый стиль содержит " старинный" или "рассыпной гипюр" , "сновку" или "мыльный пузырь" , и другие швы. "Старинный гипюр" характеризуется восьмилепестковыми ромашками, "рассыпной" - сочетанием сетчатых кружочков, квадратиков и плотных перемычек, то соединённых в звезде, то расположенных отдельно. "Сновки" - это плотные белые большие розетки, "мыльный пузырь" - на тонкой сетке тонкие кружочки, а "вологодское стекло" - это тонко сплетенные ажурные звёзды.

Если раньше крестецкие мастерицы выбирали какое-либо один шов и покрывале им всё выстроченое пространство, то теперь для художественного обогащение изделия они стали выполнять вышивки, соединяющие в себе различные виды узорчатых швов.






_________________
Делай, что должен, и будь, что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 2 из 5

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.