Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

"Нам ли греть потехой муть кабаков? Нам ли тешить сытую спесь? Наше дело - Правда острых углов. Мы, вообще такие, как есть!"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Презумпция невиновности истории.
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Ложь или правда?
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Вт Фев 23, 2010 2:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

О шведских исторических документах

Материалы к этой справке я взяла из перебранки на исторических форумах. Но опровергнуты они так или иначе не были.

В истории европейских государств есть две общие особенности, которые прослеживаются практически везде. Обычная «массовая» хозяйственная документация доступна для нас, как правило, с достаточно позднего времени:
- для России (Московское Царство) – это вторая половина 16 века;
-для Италии, Франции и для Ганзейских городов это 13 – 14 века.
Однако практически везде существует огромный пласт якобы очень древних материалов в виде т.н. жалованных грамот, купчих на земли, дарственных, дипломов о присвоении всевозможных невообразимых званий и титулов и т.п.

В России самые ранние, из дошедших до нас такого рода документов по монастырям, датируются XIV веком. В Европе в ходу многочисленные грамоты Карла Великого, Оттона II и других легендарных личностей.
В Швеции же, самая ранняя подобная документация датируется... серединой IX века.

В Шведских архивах находится поистине уникальнейший источник - сборник Diplomatarium Suecanum. Этот сборник содержит - более 40 тысяч документов - дарственных грамот и дипломов, датированных 1160 - 1540 годами. Впрочем, их точное количество толком никому не известно. Некоторые из этих документов, как официально признано, являются копиями еще более древних - аж с 817 года нашей эры.
Даже если предположить, что это лишь дошедшая до нас документация, ее объем все равно внушает уважение и трепет. Когда же была введена в оборот эта гора грамот, дипломов, распоряжений и т.п. материалов? Целиком она не опубликована и по сей день - на 2000 год исследователи, работающие над Национальной картотекой в Стокгольме (она создана на базе Diplomatarium Suecanum) добрались только до середины XV века. При этом не все из более ранних документов обработаны.

Причем, сам по себе сборник до начала XIX века был шведам почти не известен. Эту несправедливость поспешил исправить Йохан Густав Лильегрен (1791-1837), издатель и архивист. В 1829 году выходит первый печатный том подлинных древних грамот Швеции. Справедливости ради надо сказать, что некоторые попытки напечатать животрепещущие документы предпринимались и в конце XVIII века, но тогда дело почему-то не пошло. Изначально Лильегрен поставил задачу публиковать материалы в хронологической последовательности, а также максимально почистить их от "фальшивок". Их было обнаружено аж несколько десятков!.

Вплоть до своей смерти издатель сумел выпустить только два тома. Последующие издатели к началу XXI века успели опубликовать более десяти томов (без учета подтомников). Естественно, методика хронологического изложения была нарушена, поскольку постоянно выплывали еще более древние и интересные документы.

Diplomatarium Suecanum является живым свидетельством древности Шведского государства и дает прекрасное представление, насколько глубоки его корни.

_________________________________________________
Очень любопытно было бы узнать какие титулы и земли присваивали и дарили друг дружке выборные предводители овцеводов, рыбаков и разбойников в 9 веке? И главное как выглядели их секретари, которые это все фиксировали?

P.S. Кстати, про шведов - это еще не все.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Вт Фев 23, 2010 3:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Градарика на картах Пруссии и Польши

Взгляните на старинную карту Пруссии

http://de.wikipedia.org/wiki/Bild:PRVSSIA1...o_Henneberg.png



Изображение большего размера (4,5 Мб):
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm...o_Henneberg.png

Чем не Градарика. Куча городов – один на другом. Причем и на современных картах немецкой Померании остались «gard», а - «гарда» и «гард» - по-кошубски и до сих пор «крепость» и «город».
А ведь на немецкой карте есть Русь – Райсен. Ведь именно так называлась и Псковская, и Новгородска Русь в "Рифмованных хрониках ливонского ордена", и Россия позднее в других источниках. Есть и река Русь, и "Старая Русса" и т.д. На немецких картах в Помезании, совсем недалеко от "Новогорода"-Нoвенгарда - Nеwenburg-а. имеется и Старград, и Вышегард-Вышегрод.

И под Старгардом есть местечко Мева, которое могло быть Мевлгардом, Мевоградом.
А почему, например, Альдегъюборг это непременно Ладога, а не Ольденбург.
Почему Миклагард (в пер. со сканд. "великий город") это непременно Константинополь, а не Мекленбург?

И, в принципе, откуда пошло название пруссов ясно. Были поморы и были поруссы. Исчезновение буквы «о» - дело нормальное. Возможно так назвали литовское племя, которое жило на реке Русь соседи поморы-славяне, а немцы поздней превратили в preuss.

Города Stargard, Belgard, Naugard и т.д.. Думаю, какой-то перевод не нужен.

А вот город Столп в немецком Поморье.
http://stolp.de/

Есть там названия с окончанием на «-ц». Есть такой псковский вариант «Боровицы вместо Боровичи». Насколько я выяснила: , «tz» - это старонемецкое написание «ч». И тот же Bublitz – Бублич. Glowitz – Глович и т.д..

Названия остальных населенных пунктов заканчиваются на «-ин» и «-ов». Причем есть как «-ow», так и переделанные «-аu». Но последние онемеченные окончания встречаются намного реже.
И, например, немецкий город с красивым названием Кёзлин - это город Козлин. А Гольм – Холм и т.д. и т.п.. .

Все это можно посмотреть, например, и на более современной карте. Практически ничего не изменилось).
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/comm...ommern_1905.png


Вот карта современной Польши на ней все "гарды" видны еще наглядней.

http://www.geopoesia.ru/geo/map/admin/Poland-map-admin.jpg

И если бы из западной части немецкой Пруссии не ушло практически все коренное население, то там была бы та же картина.

И куда оно делось – это славянское и литовское местное население Пруссии, догадаться не так трудно. Если еще учесть что, очень часто переселенцы дублируют на новом месте старые названия с прежней родины, и уж всегда сохраняют принципы образования названий.

Поэтому привожу еще карту:
Вот, например, карта части Солецкого района Новгородской области со староновгородскими названиями типа Ретно, Учно, Болотно.
http://gps-map.net/karta/Soltsy.gif
Под Новгородом – Сольцы, в Куявии – Солец
Старя Русса - дубль куршской Старой Руссы – Аlt Russe.
В Пруссии место у реки Русь называлось еще и Рушанией. Так и жителей Старой Руссы долго называли именно рушанами.

И если взять топонимику Новгородских земель и Куявии, часть которой входит в Куявско-Поморское воеводство, то совпадений немало, причем даже такие уникальные названия, как Будогошь-Быдгощ. Их только две - в Куявии и в бывшей Новгородской земле, сейчас в Ленинградской области.

Я ничего не хочу доказывать или опровергать, но если попробовать все же сравнить, названия с карт Померании Пруссии и Куявии, с названиями населенных пунктов в Ленинградской и Псковской области, то наверно это было бы интересно. Я так к сожалению и не выяснила – предпринимались ли попытки такого сопоставления историками или нет.
И еще одно замечание: переселенцы не только дублируют на новом месте старые названия с прежней родины, но и берут с собой на новые земли и свои предания, сказки и легенды. Поэтому надо выяснить – была ли в Померании какая ни будь легенда про Рюрика. Ну, или про кого ни будь с похожим именем.


Последний раз редактировалось: Имандра (Вт Фев 23, 2010 3:36 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кряж
Князь


Репутация: +40/–1    

Зарегистрирован: 05.10.2008
Сообщения: 1568
Откуда: Русь

СообщениеДобавлено: Вт Фев 23, 2010 2:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ссылки не работают почему то Грустный
_________________
Знание -сила
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Вт Фев 23, 2010 3:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Кряжу

Действительно ерунда какая-то получается!

Почему- то карты загружаются если только адреса скопировать в Word, и открывать их оттуда!

А карта Польши - если открыть пустую вкладку и скопировать адрес в строку состояния.

Какие-то норовистые карты попались!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Ср Фев 24, 2010 11:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Опять шведы


Хочу представить еще несколько выдержек из еще одной статьи Л. Грота «Истоки норманизма». К сожалению не нашла ее в электронном виде в интернете, поэтому перепечатала для вас несколько абзацев.


«В науке долго преобладало представление, будто на переговорах в Выборге, 28 августа 1613 г. новгородские послы сами заявили о том, что когда-то у них был князь шведского происхождения, по имени Рюрик. В официальным отчете шведской делегации о переговорах в Выборге, хранящемся в Государственном архиве Швеции, имеется запись, что руководитель новгородского посольства архимандрит Киприан отметил, что «новгородцы по летописям могут доказать, что был у них великий князь из Швеции по имени Рюрик» (De Nougardiske kunde bewijsa af sijne Historier, at the hafwe hafft ifran Swerige en Storfurste benamndh Rurich)5. Но со временем выяснилось, что «речь Киприана» - подлог, совершенный сановниками Густава II Адольфа, которые сфальсифицировали часть данных в отчёте о переговорах, добавив от себя фразу, будто был в Новгороде «великий князь из Швеции по имени Рюрик». Сличение протокола с неофициальными записями, которые также велись при встрече в Выборге и также сохранились в Государственном архиве Шве¬ции, позволило восстановить подлинные слова архимандрита Киприана: «... в старинных хрониках есть сведения о том, что у новгородцев исстари были свои собственные великие князья, ... так из вышеупомянутых был у них собственный великий князь по имени Родорикус, родом из Римской империи» ( uti gamble Cronikor befinnes att det Nogordesche
herskap hafuer af alder haft deres eigen Storfurste for sig sielfue, ... den sidste deres egen Storfurste hafuer uarit udaf det Romerske Rikedt benemd Rodoricus)6. Следовательно, он представил ту же самую «Августову легенду», подчёркивая древность родословия новго¬родских князей.»


Как видите здесь и подтасовки со стороны шведов, и уже третья по счету версия генеологической сказки Рюриковичей.

Далее Ю.Грот рассказывает об истоках и эволюции шведских представлений о викингах в эпоху Просвещения. Т.к. именно эти представления, в конце концов, и являются базой современного норманизма, нам я думаю, будет интересно ознакомиться с этой поистине головокружительной историей!


Основополжником этих представлений Л.Грот считает шведского придворного историка и литературоведа Ю.Буре. Вот что он пишет о нем и о его теориях:

«Главным культом Гипербореев был культ Аполлона. Соответственно храм
Аполлона усматривается в языческом храме в Упсале, о котором упоминает Адам Бременский.
Отсюда делается вывод, что древнегреческие культы имеют скандинавское происхождение. С восторгом Ю.Буре отмечает, что гиперборейский мудрец Абарис, которого упоминает Геродот, поразил своей ученостью самого Пифагора. Описание морских походов гипербореев из Греции по Черному морю, затем в Скифию и далее на север оцениваются как изложение великих деяний свеев, обогативших человечество, при посредстве греков ценнейшими изобретениями . Эти заметки Ю.Буре не опубликовал под собственным именем, поскольку историей как таковой он не занимался. Но есть множество свидетельств тому, что его увлечение гипербореями и его трактовка гиперборейских мифов быстро получило распространение в шведском обществе. Ю.Буре был очень влиятельной фигурой, как в придворных, так и в ученых кругах Швеции. Рано начав придворную службу, он добился высокого положения при Карле IX и был представлен в качестве учителя к наследнику престола Густаву Адольфу, который на всю жизнь сохранил уважение и симпатию к Ю.Буре, и взойдя на престол постоянно осыпал его своими милостями и почетными должностями. Ю.Буре увлекался историей письменности и литературы, был инициатором перевода на шведский язык исландских саг и увековечил свое имя множеством реальных заслуг на поприще шведской словесности. Можно сказать, он был подлинным властителем дум образованных слоев шведского общества.
Поэтому, вполне естественно, что под влиянием Ю. Буре мифами о гипербореях увлекся его современник и и почитатель, шведский филосов и поэт Георг Штэрнъельм (1598-1672)
После смерти Г. Штэрнъельма бил издан (1685) его трактат о гипербореях под названием «De Hyperbofeis Disseratio», развивший идеи Ю. Буре о том что Скандинавский полуостров – это страна гипербореев, описанная в древнегреческих мифах, а сами свей -это гипербореи, от которых греки получили своих самых древних богов. Следовательно, древнегреческие культы имеют скандинавские истоки, а храм в Упсале – храм Аполлона. Влияние «гипербориады» Ю. Буре на ход мыслей Г. Штэрнъельма вполне очевидно. Имеете с тем, в его трактовке идеи Ю.Буре получили дальнейшее развитие. Продолжая рассуждения Ю.Буре о культе Аполона, у гипербореев, он отождествил Аполлона с Одином, а сына Одина Ньерда – с Нордом, который в греческом переводе стал Бореем. В географических названиях греческих мифов Г. Штэрнъельм усмотрел искаженные скандинавские томонимы: в частности, в Эликсии или острове гипербореев он опознал Helsingor или Heligsond в Западной Норвегии. Соответственно и в собственном именах гипербореев он выявил искаженные скандинавские имена. Например, имя гиперборейского мудреца Абарнса, из сказания, упоминаемого Геродотом, оказалось искаженным Ewari или Iwart12. По-видимому, в его сознании не возникал вопрос, что может быть общего между Одином, косматым и кривым стариком, как запечатлен этот образ в скандинавской мифологии, и стройным златокудрым красавцем Аполлоном из греческих мифов. Фантазия - великая сила, позволяющая человеку «видеть» то, что во что ему хочется верить.
Следует отметить, что духовное развитие скандинавского общества описываемого периода отмечено интенсивным осмыслением своих национальных корней. Начинаются поиски рукописей исландских саг, их исследования, переводы и публикации. Ученик Г. Штэрнъельма Олаус Верелий (1618-1682), первый профессор Упсальского университета в области изучения древней отечественной истории, положил начало сравнительному анализу исландских саг с целью обоснования выводов своего учителя о скандинавском происхождении гипербореев. И он не приминул обнаружить в сагах множество «доказательств» в пользу теории своего учителя, а его опыт получил развитие а трудах его последователей. В частности, на основе изысканий О. Верелия был сделан вывод, что античные авторы, особенно Диодор Сицилийский – неоценимый источник сведений по древней истории Швеции.

По всей вероятности, Ю. Буре занимался изучением гиперборейских мифов в период с 1610 г. но 1613 г., когда ему «открылась истина», что свеи - это гипербореи, заложившие основы европейской культуры. В 1614-1615 гг. дипломат И. Петрей публикует своё историческое сочинение, в котором родоначальник древнерусской княжеской династии Рюрик неожиданно объявляется выходцем из Швеции. Как отмечалось выше, в немецком его издании о шведском происхождении Рюрика говорилось в диспозитивной форме: либо с южного побережья Балтики, либо с северного. Это нетрудно понять, если принять во внимание распространенность во времена П. Петрея немецкоязычной историографической традиции, выводившей варягов из Вагрии. Примером может служить историко-географический труд немецкого гуманиста С. Мюнстера «Космография», вышедший в Базеле в 1543 г. и содержавший обзор европейских правителей и династий. В числе прочих, был упомянут и князь Рюрик, призванный в Новгород из народа вагров или варягов, главным городом которых был Любек (...aus den Folckem Wagrii Oder Waregi genannt, deren Hauptstatt war Lubeck)15. Важно подчеркнуть, что одним из вдохновителей труда С. Мюнстера был шведский король Густав Ваза (ум. 1560), который через своего дипломатичес¬кого советника Георга Нормана передал С. Мюнстеру пожените, чтобы в его труде но¬вым блеском засняло великое прошлое готов. С Мюнстср постарался выполнить это по-желание и посвятил свои труд Густаву Вазе6. Естественно, П. Петрею надо было про-явить дипломатическую ловкость, предлагая спою «альтернативу» столь респектабельному сочинению.

Далее рассуждения П. Петрея о летописных именах русских князей разительно напоминают рассуждения Г. Штэрнъельма о древнегреческих именах как искажённых шведских, Так, если, согласно Г. Штэрнъельму, имя гиперборейского мудреца Абарнса -это искаженное шведское Эварт илн Ивэрт, то, согласно П. Петрею, имена древнерусских князей Рюрика, Трувора и Синеуса - это искажённые шведские имена Эрика, Сигге и Туре. Отличие по существу сводится к тому, что работы Г. Шгэрнъельми давно никем всерьез не принимаются, а домыслы П. Петрея о княжеских именах, «от шведского языка испорченных», по-прежнему тиражируются в науке.

Влиянием Ю. Буре, по всей вероятности, можно объяснить и дерзость шведских сановников, сфальсифицировавших отчёт о переговорах: едва ли они решились бы на заведомый подлог без поддержки влиятельных лиц. И этот подлог имел существенный резонанс. «Сведения» из сфальсифицированного отчёта, равно как и из книги П. Петрея, стали распространяться в учёных кругах Европы, постепенно вытесняя немецкоязычную историографическую традицию, выводившую варягов из Вагрии. В 1671 г. шведский королевский историограф Юхан Видекинд опубликовал «Историю десятилетней шведско-московитской войны», с описанием событий Смутного времени, где привел слова архимандрита Киприана из этого отчёта с собственными комментариями: «Из древней истории видно, что за несколько сот лет до подчинения Новгорода господству Москвы его населе¬ние с радостью приняло из Швеции князя Рюрика» . Работа Ю. Видекинда неизменно пользовалась доверием: придворный историограф имел доступ к королевскому архиву и опирался на подлинные архивные материалы. В частности, в восприятии А.Л. Шлёцера сведения Ю. Видекинда неопровержимо свидетельствовали о том, что в Смутное время новгородцы верили в шведское происхождение Рюрика.»



Большой вклад в дальнейшее развитие этих идей внес интереснейший шведский ученый Олаф Рудбек.
(Олаф Rudbeck, 1630-1702) - шведский ученый; изучал медицину, музыку, механику, художества и древности; в 1653 г. сделал открытие лимфатических сосудов; был доцентом ботаники в университете в Упсале, где основал ботанический сад, который впоследствии, благодаря Линнею, приобрел большое значение; затем был профессором анатомии и куратором университета. Олаф Рудбек составил большой труд по ботанике с рисунками, гравированными на дереве, для чего он изготовил 11000 рисунков растений; в 1701 г. была издана вторая часть этого труда под заглавием "Campi Elysii liber secundus"; экземпляры первой части, кроме двух, сгорели в 1702 г. и лишь в 1863 г. появилось новое издание этой части, в количестве 20 экземпляров. Кроме того, Олаф Рудбек написал: "Hortus botanicus" (Упсала, 1685) и " Atland eller Manheim, Atlantica sive Manheim, vera Japheti posterorum sedes et partia" (Упсала, 1675-98, 3 т.), в котором старался доказать, что Швеция - это Атлантида Платона. Ср. Esberg, "Laudatio funebris Olai Rudbeckii patris" (Упсала, 1703).
Кстати – оказывается, цветок рудбекия назван в его честь.

Далее Л.Грот пишет:

«В книге " Atland eller Manheim, Atlantica sive Manheim, vera Japheti posterorum sedes et partia" …. «причудами фантазии» О. Рудбека предкам шведов, готам и свеям, оказалась приписана основополагающая роль и в греко-римской, и в русской истории. Имя свеев с равной легкостью переносилось и на древних гипербореев, и в русскую историю. Толкуя Геродота, О. Рудбек писал, что шведы это скифы, которые покоряли славян и обращали их в рабство. Согласно О. Рудбеку, при жизни Александра Македонского Один и его потомки властвовали над большинством земель вокруг Черного моря, а впоследствии власть перешла к готско-шведскому королю Германариху. Уже тогда «шведские волки» беспрепятственно бороздили Балтийское, Чёрное и Средиземное моря вплоть до Спарты.
Вспоминать об этом приходится постольку, поскольку именно к О. Рудбеку и восходят многие постулируемые нынешними норманистами идеи, в частности отстаиваемое ими толкование происхождения имени варягов, которое траднинонно возводится к Г.З. Байеру. Стараясь доказать шведское происхождение варягов, Г.З. Байер утверждал, что «Скандия от некоторых называется Вергион» и «оное значит остров волков,... что в древнем языке не всегда значит волка, но разбойника и неприятеля ... Скандинавии бо почти в беспрестанном морском разбое упражнялись, отчего варгами и отечество их Варгион, или Варгем, могло называться». Эту фантазию Г.З. Байер дословно позаимствовал у О. Рудбека. Так, в «Атлантиде» Рудбек писал: «Ю. Магнус в своей «Истории» неоднократно говорит, что некоторые называли остров Швеция как Вергион. П. Классон называет ее «Варгэён» (Wargoon). Шведское море, «Эстершён» (Ostersjon, т.е. «Восточное море» - Л.Г.), русские называют «Варгехавет» (Wargehafwet), как видно из русских записок Герберштейна, а шведов - «варьар» (Wargar), что показывает, что великокняжеское имя русской династии явилось из Швеции, когда мы туда пришли. Почему Швеция получила это имя, хорошо разъясняется О. Верелиусом в его примечании к Гервардовой саге: от великого разбоя на море, поскольку волки (Wargur) - это те, кто грабят к опустошают и на суше, и на море».
В чём же дело? Почему «причуды фантазии» О. Рудбека, давно получившие адекватную оценку и породившие понятие «рудбекианство» в качестве обозначения мифотворчества в исторической науке, получили постоянную прописку в русской истории? Здесь следует принять во внимание, что в западной науке негативная опенка творчества Рудбека распространяется только на его попытки доказать основополагающую роль шведов в греко-римской цивилизации. Эта часть рудбековской «Атлантиды» под обстрелом критики давно погрузилась на дно истории, причем под обстрелом критики не только научной. В рамках дискуссий о германских корнях постепенно стал развиваться немецкий германоцентрнзм, который в XIX в. приобрел форму индогерманкстики, поместившей в центр европейской истории современную Германию. Поиски исторических корней в этом направлении, как известно, породили идею праарийской «колыбели» в Германии, от которой стали отпочковываться гипотезы о решающей роли «нордической расы» прак¬тически во всей человеческой истории. Центр «нордического самосознания» сместился на Рейн.
Что же касается «причуд фантазии» О. Рудбека относительно варягов и других сюжетов древнерусской истории, то им выпала иная судьба. И в ней заметную негативную роль сыграли западноевропейские мыслители эпохи Просвещения, точнее их увлечение рудбекианством и особенно готицизмом, которому многие их них отдали обильную дань.
Видную роль в развитии готицизма опять-таки сыграли представители шведской общественной мысли. Крупными апологетами готицизма явились шведские истори¬ки XVI в. Юханнес Магнус (1488-1544) н Олаус Магнус (1490-1557). В их сочинениях мысль о приоритете германцев в европейской истории связывалась с образом Швеции как прародины готов, с обоснованием готского происхождения шведских королей и описанием их героических деяний на протяжении тысячелетий, с рассказами об их победоносных походах и т. д. Особую поддержку готицизм получил в Швеции в XVII столетии, в период правления Густава II Адольфа, на фоке громких побед шведской армии в Тридцатилетней войне (1618-1648). На основе готицизма того времени, с одной стороны, начинается серьезное изучение скандинавскими историками прошлого своих стран» а с другой, развивается склонность к романтической идеализации этого прошлого. При короле Густаве И Адольфе (1611-1632) представление о древнем величии шведских королей и грандиозных масштабах их завоеваний достигло апогея своего развития и легло в основу шведской историографии.
В русле готицизма понятия «готское» и «германское» постепенно спились в одно целое. На определенном этапе к ним добавился третий синоним, «норманское», и в итоге сложился историографический штамп: «готский период» в европейской истории стал отождествляться с «норманским периодом». Этим мы обязаны также шведскому готицизму, в частности работам шведского религиозного деятеля Олауса Петри (1493-15521, который впервые в шведской историографии затронул тему походов и завоеваний скандинавских викингов. О. Петри утверждал, что в иностранных хрониках часто упоминаются normannorum или nordmen и вполне очевидно, что они могли происходить только из трёх скандинавских стран. Почему это очевидно, не разъяснялось. Одной из таких «иностранных хроник», вероятно, были к ставшие сейчас знаменитыми свидетельства итальянского историка и дипломата X в. Лиутлранда, который отметил, что итальянцы называли русов нордманами и объяснил, почему: от тевтонского nord- северъ и man -человек, откуда и получаются северные люди, северяне. Вот этих самых северян средне¬вековых хроник представители шведского готицизма и стали поселять исключительно на Скандинавском полуострове, открыв путь для произвольных толкований сообщении средневековых хронистов.
Идеи шведского готицизма использовались представителями общеевропейского готицизма, прежде всего немецкого и английского. Сначала посредническую роль сыграла немецкоязычная литература. Затем готицизм стал популярен и в Англии XVI XVII вв. В сочинениях по английской истории стали использоваться представления шведских авторов о готах как выходцах из Скандинавии и общем готском происхождении всех германских народов. Англосаксы связывались по происхождению с древними Германцами, саксы рассматривались как ветвь готов, целые рои которых вылетали из северного улья и под руководством Одина -завладевали всеми землями Балтийского региона. Соответственно и «Атлантида» О. Рудбека, со всеми её «причудами фантазии», была встречена в Англии с энтузиазмом.
Фимиам, который курили О. Рудбеку в Англии, не прошёл мимо внимания также и французских просветителей, особенно Монтескье. В своем сочинении «О духе законов» (1748) он писал о О. Рудбеке в самых лесных тонах. Норвежский историк И.Н. Нильсен отметил, что именно у «...Монтескье мы находим представление о скандинавах как основоположниках монархии»35. Аналогичные идеи встречаются и у Вальтера в его «Истории Карла XII».
Таким образом, в 1735 г., когда Г.З. Байер опубликовал свою статью «О варягах», слава «Атлантиды» О. Рудбека была В самом зените, а сам О. Рудбек Пользовался признанием ведущих авторитетов западноевропейской общественной мысли. В сущности, родившись в конце XVII в., Г.З. Байер вырос и сформировался как мыслитель в условиях безраздельного господства рудбекианства, продолжавшего свое триумфальное шествие вплоть до середины XVIII в. Поэтому в 1726 г., когда Байер прибыл в Петербург, он имел уже вполне сложившийся взгляд на русскую историю. Мифы о гипербореях обеспечили теоретическую базу, сомневаться в респектабельности которой было бы просто провинциализмом. Не было места для сомнений в том, что летописные варяги - это скандинавские волки, бесстрашные и удачливые бродяги и разбойники. Опираясь на готицизм и рудбекианизм, Г.З. Байер увидел в Бертинских анналах — источнике, который он сам же и ввел впервые в научный оборот - неопровержимое доказательство истинности теорий, на которых он был воспитан.
Рассказ Бертинских анналов о посольстве византийского императора Феофила к императору франков Людовику I в 839 г. и появлении в Ингельгейме в составе посольства представителей народа «рос» (Rhos), правитель которого носил титул хакана (Chacanus), сообщение об их принадлежности к свеонам - всё это было увязало в один узел байеровским переводом слов «eos gentis esse Sueonum» как «от поколения шве¬ды были»37. А это явилось грубой модернизацией содержания источника, поскольку швед¬ского народа в IX в. не существовало, На территории нынешней Швеции в то время рас¬полагались два государства, свеев н гётов. Поэтому на Скандинавском полуострове gens Sueonum можно было бы связать только со свеями, но на этом пути возникало препятствие в Повести временных лет (далее ПBЛ), утверждающей, что в Балтийском регионе свеи представляют собою особый народ, не идентичный варягам и руси. Из этого мог последовать вывод, что свеоны Бертинских анналов и свей из Свеярике - два разных народа, хотя и со сходными именами. Феномен в науке известный: этнонимы кочуют, как и люди, которые, переселяясь, берут с собой имена своих предков и называют ими новые земли и, по существу, новые народы. В качестве примера можно напомнить аргумента В.Я. Петрухина и Д.С. Раевского, критиковавших А.В. Назаренко за ассоциацию руси с народом ruzzi Баварскою географа конца IX и. и отмечавших, что он не учитывает возможность такого положения вещей, «когда схожие этниконы обозначают разные этносы (Как, например, англичане и жители штата Новая Англия в США - разные этнические группы со сходным именем, восходящим к имени их общих предков, англов, кото¬рые переселились в Англию с юга Ютландского полуострова и происхождение которых теряется в глубине времён.)
Сообщение Бертинских анналов явилось тем решающим аргументом для Г.З. Байера, который позволил ему огульно отрицать свидетельства всех источников, противоречивших его концепции «народ Rhos - отроду шведы». В угоду этому «открытию» были дискредитированы, например, составители немецких генеалогий, отстаивавшие про¬исхождение Рюрика из Вагрии. Бсртинскне анналы стали главным открытием Г.З. Байера, его звёздным часом, поэтому он объявил войну любому Рюрику, который не был «отроду шведом». И позиция Г.Э. Банера получила поддержку со стороны авторитетов эпохи Просвещения, отрицавших существование институтов наследственной власти архаической эпохи и рудбекианство со всеми его «причудами фантазии» заняло прочное место в русской исторической мысли.
Из представленного материала вытекает ряд предварительных выводов, проясняющих истоки норманизма.

1. Рассмотрение мифотворчества шведских литераторов и политических Деятелей XVI-XV1I вв. обнаруживает несомненную связь между их фантастическими рекон-струкциями великого прошлого предков шведского народа и современным нормамнзмом.
2. Основой современного норманизма по существу остаются мифы о гипербореях, приспособленные учениками и последователями Ю. Буре к истории Швеции. И если сама шведская «гиперборнада» осталась феноменом шведской культуры XVI-XV1I веков, то методы ее творцов продолжают применяться норманистами.
Какими доказательствами оперировали шведские писатели XVI-XVII вв.? В первую очередь, личными именами, этнонимами и географическими названиями, этимо¬логия которых путём произвольных умозаключений выводилась из шведского языка. Какими аргументами оперируют современные норманисты? Также утверждениями о сканди-навской этимологии этнонима Русь к древнерусских княжеских имен. Чем же их аргументация отличается от аргументации П. Петрея, Г. Штэрнъельма, О. Рудбека? Из приведённых примеров видно, что по существу ничем: тот же «этимологический» метод, хотя и в наукообразной форме, с учетом достижений исторического языкознания.»

********

Еще о Полабских славянах можно почитать на сайте "Руян"
http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=2_1
http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=1_4
Или на сайте лужичан
http://www.rastko.rs/rastko-lu/istorija/spriamcuk-luzicane.html


Последний раз редактировалось: Имандра (Пн Мар 22, 2010 2:19 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Пн Мар 22, 2010 2:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Еще раз помещаю ссылку на карту Градарики и острова Рюген.

Надеюсь будут открываться.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Provinz_Pommern_1905.png

http://www.rethra-kellerei.de/images/Rethra_Vandalia_1750_900.jpg
http://www.rethra-kellerei.de/images/Rethra_Rerum_Mecleburgicarum_1741_900.jpg
http://www.rethra-kellerei.de/images/Rethra_Karte_1735_900.jpg

Если напечатать в формате А2 то эти старинные карты довольно интересно рассматривать

Если сравнивать с современными картами, то основная часть Передней Померании, сейчас в Германии, и небольшой кусок в Польше.

Есть и немецкий округ "Шлафе» как искаженное «Славе».

И предание о Рюрике, оказывается, в Померании существовало, только датировалось 7 веком.
И Холмград там есть. И Навоград. И не надо ничего переделывать и буквы заменять.

Я думаю, жителям Петербурга и Ленинградской области посмотреть эти карты будет особенно интересно.

В предыдущем посте я давала ссылку на сайт города Столп в Германии, а вот сайт города Шлаве в Польском Поморье. Согласно исторической справке, в древности здесь жило племя Ругов.
http://www.schlawe.de/gemeinden/index.htm
http://www.schlawe.de/geschichte/gesch-schlawe.htm


Еще хочу обратить внимание на несколько интересных статей Андрея Поляева, как раз посвященным Полабским славянам.

http://www.history-forum.spb.ru/viewtopic.php?p=5549

Андрей ПОЛЯЕВ

«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории
(популярный очерк)



В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой (Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена, получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее - по Средней Лабе. На юге региона, в междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз. Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне.
В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) – центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.
Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города – Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу, ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем, поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В связи с этим есть веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения. Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной, как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк (ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» - вполне подходящее имя для князя - помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для "Северной Руси" он тоже будет «варяг из-за моря».
И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с западными "балтийскими славянами" - так называется вся совокупность полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и называются "поморами", что звались так и раньше, в седой древности? Может превосходными моряками они стали ещё там - на балтийском Поморье? Такие гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.)
У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура. Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах, расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными изображениями богов из металла, камня и дерева.
Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы - через Балтику, Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).
В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста. Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края. Интересно, что знаток кельтской мифологии и раннесредневековой истории, автор эпопеи «Властелин колец», профессор Дж. Толкиен, назвал одного из магов Средиземья, друга Гендальфа, славянским именем Радегаст. Не с намёком ли?



История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. – походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г. разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского - из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика – будущая Екатерина Вторая.
В XI - нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота, славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский «крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные бедными природными ресурсами, без колебания вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство давно.

Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти небольшой городок – нынешний Берлин.
Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский «натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян, принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг: христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но, не приняв крещения, остались без помощи братских народов.
И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.
***

Андрей ПОЛЯЕВ

«Неизвестный» рубеж: граница по Эльбе или об одной картографической «ошибке»
(популярно-исторический очерк)

В апреле 1945 г., завершая разгром фашистской Германии, советские войска вышли к реке Эльбе. Затем, долгие годы, граница между Западом и Востоком пролегала по этому рубежу. В этих событиях видится некая историческая логика и справедливость: начавшийся в IX веке, от реки Лабы (Эльбы), многовековой немецкий поход на Восток («Drang nach Osten») завершился в XX веке не на кубанской Лабе или Волге, а там – откуда начинался – на Эльбе, на границе германского и славянского миров.
Многие исторические карты (особенно в западных учебниках), отображающие международную ситуацию в центре раннесредневековой Европы, в V-XI вв., грешат одной и той же ошибкой – показывают линию раздела между германскими и славянскими территориями по р. Одре (Одеру), где она проходит ныне. Однако так ли это на самом деле?
Ошибка заключается в том, что некоторые историки, главным образом немецкие, приняли часть древнеславянских племён за германские. В результате германская территория в Средней Европе, между Рейном и Эльбой, расширилась чуть ли не до Вислы. Более того, германцам была приписана цивилизаторская роль в отношении «отсталых славян». Отсюда черпает силы и так называемая «норманская» теория происхождения Руси, согласно которой новгородские словени, не совладав с внутренними распрями, пригласили варяжское (читай германское) племя «русь», во главе с их вождём Рюриком, учинять государственный порядок на своей земле.
Ещё дореволюционные российские историки пытались реконструировать процесс расселения ранних славян в Западной Европе. Вот как они это представляли: в эпоху поздней Римской империи, т.е. в первые века нашей эры (I-IV вв. н.э.), одна часть славян, перейдя Дунай в нижнем и среднем течении, заняла современные территории Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Хорватии и Словении, положив начало южной ветви славянства. По античным источникам славянские племёна, находившиеся ближе всех к римлянам, назывались венетами. Эти адриатические венеты основали знаменитый город Венецию, и прославились своими плаваниями по южным морям и богатейшей морской торговлей.
Другая часть славян, положившая начало западным славянам, поднявшись по Дунаю и его верхним притокам, перевалила в долины рек текущих в Балтийское море и, дойдя до него, прочно осела на его побережье от устья Лабы (римский Альбис) до устья Вислы (римская Вистула) и на ближайших островах. Севшие здесь раннеславянские племена прославились не меньше южных венетов, как смелые мореходы по северным морям, отважные воины и предприимчивые купцы – они известны под именем варги или вары. От этих варгов (варов), видимо, и само Балтийское море получило прозвание «Варяжское море», а впоследствии и все обитатели его берегов стали называться общим именем – варяги. Кстати, вплоть до XIX века в русском языке слово «варяжить» применялось в значении – торговать. Храбрые варги часто вступали в кровопролитные бои с соседними воинственными племенами.
Тут же, на Балтийском побережье, между Одрой (римская Виадуа) и Вислой, сели ругии или русии – своим именем они дали прозвание острову Ругия (Рюген), который тоже освоили. Ругии приобрели славу знаменитых воинов и торговцев, а много веков спустя их потомки, уйдя на восток, дали название и всей Русской Земле.
На границе с германским миром, по Лабе, обосновались балтийские венеты - венды или ванды, которые славились искусством в обрабатывании земли. Многие германские племена учились у них земледелию – до сих пор в разных местностях средней и южной Германии глубокие и узкие борозды называются вендскими. Венды (ванды) вероятно и есть те самые вандалы, что в эпоху Переселения народов, дошли через Гибралтар до Северной Африки, затем захватили Сицилию и в 455 г. разграбили Рим.
Чуть позже, по Лабе, стали известными иные славянские племена – бодричи, лютичи и другие. Берега реки Вислы заселили славяне, получившие название ляхов, а позднее поляков. В горах Карпатских и в прилегающих землях, где ранее помещались карпы, засели чехи и моравы.
Что об этих процессах могут нам поведать современные исследования? Согласно новейшим лингвистическим и археологическим данным, примерно в XV в. до н.э., в эпоху средней бронзы, в Центральной и Восточной Европе из единой германо-балто-славянской общности начали выделяться праславянские племена. От этих праславян сохранилась т.н. «тшинецко-комаровская» археологическая культура (середина – конец II тыс. до н.э.) – её западная граница распространения совпадает с р.Одрой, а восточная доходит до среднего Днепра. Ареал этой культуры и есть территория славянской прародины.
Вплоть до начала I тыс. н.э. ведущим народом варварской Европы были галлы (кельты) – в своё время главные соперники Древнего Рима. Они обжили Западную, Центральную и частично Юго-Восточную Европу (нынешняя Галичина на Украине) – их экспансия на восток доходила даже до Малой Азии (область Галлатия в Турции). Постепенно значение галлов в Европе стало снижаться: их место в прямом и в переносном смысле стали занимать германские и славянские племена, расселение которых из мест этнических прародин началось позднее.
Галлы-кельты оказали большое культурное влияние на соседние молодые этносы. Особенно интенсивно процессы культурного обмена и этнического смешения шли в контактных зонах. Одна из таких контактных зон находилась в междуречье Эльбы и Одера, где в древние времена кельты, славяне и германцы жили чересполосно – об этом нам рассказывают материалы «лужицкой культуры» эпохи поздней бронзы - раннего железа. В начале I тыс. н.э. здесь от галлов осталось только культурное наследие, и население стало преимущественно германо-славянским.
Существует ещё одно интересное свидетельство сильного влияния галлов на западную ветвь славянства – сохранилось оно на уровне национального архетипа. Посмотрите внимательно на поляков - на их историю, на их национальный характер – и увидите огромное сходство с национальным архетипом французов-галлов. «Петушиный» галльский нрав прорывается у поляка в «самостийности», «незалежности», в примате вольности над строгим порядком, в ухарстве, в огненном порыве, в изысканной куртуазности. Даже веру поляки выбрали не восточно-христианскую - православную, а западную – католическую. О безоговорочном следовании Польши, во все времена, парижской моде и говорить нечего. Видно не только ради политической корысти поляки двинулись за Наполеоном.
Есть мнение, что некоторые славянские племена взяли у кельтов не только отдельные культурные достижения и обычаи, но и приняли на себя даже названия галльских племен, уходящих с исторической сцены – связать свою родословную с более культурным народом всегда было престижно. Так пришедшие из средней Европы на Днепр, славяне ругии-русь выделялись среди местных племён - полян, древлян, северян – не только своим «иностранным» именем, а также некоторыми обычаями, явно позаимствованными у галлов. Русы, вплоть до времён князя Святослава, в отличие от окружающих славян, не отращивали бороду и длинные волосы, а выбривали подбородок и голову, носили длинные усы и чуб-хохол – это чисто кельтская причёска. Они мыли руки в тазу, как галлы и римляне, а не под струёй воды, как было принято у славян. Русы были вооружены изящными мечами галльско-романского типа – эти мечи явно нельзя спутать с грубыми мечами германо-скандинавского типа, которые использовали наёмники норманны, служившие Великому Киевскому князю. Местные славяне, впрочем, как и многие другие славянские и германские племена тех времён, предпочитали боевой топор на длинной рукояти (секиру, франциску) и тяжёлое копьё (рогатину, фрамею).
Выдающийся историк и этнолог XX века Лев Николаевич Гумилёв напрямую связывал этноним «ругии» (русии) с этнонимом «русь», ссылаясь на то, что франки называли русскую княгиню Ольгу, вдову князя Игоря, королевой ругов. Ругии, по мнению Гумилёва, были представителями кельтского мира. Однако их также можно рассматривать и как сильно кельтизированных славян.
То, что часть славянских племён, создававших Киевскую Русь, были выходцами из западных земель не ново. Нестор-летописец так и говорит - племена вятичей и радимичей пришли от ляхов, т.е. с запада. Поэтому ничего странного в факте прихода оттуда славянского племени русь или каких-нибудь других славянских «варягов» - нет. Вполне логична и культуртрегерская роль русичей в среде днепровских славян, живших на окраине Ойкумены. Ведь ругии-русы до своей культуртрегерской миссии непосредственно контактировали с римским и галльским центрами цивилизации.
Видимо, движение славян из Центральной Европы на восток было связано с перемещениями больших масс людей в эпоху Переселения народов.
Основной поток народов, в эпоху Великого Переселения (IV-V вв.), направлялся на запад, и, жившие рядом со славянами в Эльбо-Одерской зоне, германские племена (впрочем, и некоторые славянские – те же вандалы) были захвачены им и ушли. Ушли, и с V в. полновластными хозяевами в регионе стали славяне.
Археология – наука объективная, она как криминалистика использует вещественные источники, говорящие сами за себя. Найденные археологами поселения, могильники, клады и другие памятники, связанные с т.н. «пражской» археологической культурой ранних славян (V-VII вв.), чётко фиксируют границу между германскими и славянскими племенами не по р.Одре, а по р.Лабе (Эльбе) и её левому притоку р.Сале (Зале). Таким образом, в ту эпоху вся Восточная Германия была заселена только славянами.
Итак, можно констатировать: свою историю в Европе славяне ведут со времён седой старины. Однако, ретивые «норманисты-германисты» вбивают нам в голову: мол, славяне, откуда ни возьмись, объявились в Европе чуть ли не в IX веке. Странно как-то у них получается: даже о дальних «феннах», живущих на берегу «Вендского залива», римские историки I в. н.э, такие как Плиний Старший, Тацит, Птолемей, сообщают точнейшие сведения, а вот о многочисленных племенах славян римляне видите ли почему-то «ничего не знают…». Естественно, что в Риме из варварских племён Европы наиболее известными были галлы и германцы - народы с которыми Империя периодически воевала. Но римляне так же были наслышаны и о «венедах», которые «заимствовали много из обычаев сарматов, ибо они (венеды) простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкинами (фракийское племя на севере Балкан) и феннами (скандинавские финны)» (Тацит). Античные «венеды» («енеты» – из древнегреческих историков) - название собирательное, под ним скрываются многочисленные древнеславянские племена, однако рядом с ним на страницах римских анналов можно увидеть и конкретные имена отдельных славянских племён: варины, вандалы, ругии, лугии (или лужичи), карпы (или карпаты), вероятно - бастарны и другие...

В настоящее время, как ни странно, в вопросе изучения истории ранних славян наиболее продвинутыми оказались польские историки и археологи, такие как: Х. Ловмяньский, Е. Костржевский, Е. Стрельник. Это связано с тем, что русские историки и археологи, в годы советской власти, находились под большим идеологическим прессом, чем их коллеги из Польши.
Новейшие исследования в этой области побуждают пересмотреть историю раннесредневековой Европы и по достоинству оценить вклад славянства в формирование европейской цивилизации.

***
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 12:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Крещение Руси

Пока искала материалы по шведам и Градарике наткнулась еще на несколько интересных подробностей по крещению Руси.

1. Из книги Михаила Брайчевского – Утверждение христианства на Руси.
http://webreading.by/sci_/sci_history/mihail-braychevskiy-utverghdenie-hristianstva-na-rusi.html

В иностранных источниках отсутствуют сведения о крещении Руси около 988 г. В 1888 г., в связи с 900-летием "Владимiрова крещения", Ф.Фортинский проделал специальное исследование, отыскивая об этом хотя бы малейшие следы и намеки в европейских хрониках и документах [717]. Результат был ошеломляющий: ни в одном тексте не нашлось никаких сведений по поводу христианизации Руси в конце X в. Ни польские, чешские, венгерские, немецкие источники — не говоря уж об итальянских, французских или английских — не упоминают этого события. Единственное исключение — Титмар Мерзебургский, хотя и он знает только личное крещение великого князя в связи с его вступлением в брак, ничего не говоря об обращении страны или народа.

2. В письменных источниках (Лев Диакон, Михаил Пселл, Скилица-Кедрин, Зонара и др.) находим сведения о падении Херсонеса
- у Л. Диакона « Взяли Херсонес тавроскифы»,
- у И. Скилицы есть Вальдемар но никаких оснований, считать его Киевским князем нет (Вальдемар, который женился на принцессе Анне и помогал при дворцовом перевороте, умер раньше Анны на 11 лет, был у него брат Свенг, который стал архонтом вместо Вальдемара и продолжал служить Византии «на побережье»).
И ни слова о Владимире и о крещении Руси. Неужели это было такое малозначимое событие, что о нем нигде не упомянули.



3. Легенда с выбором веры Князем Владимиром, из ПВЛ, точ в точ повторяет хазарскую легенду выбора веры. Только естественно, хазары выбрали иудейскую веру. Но дело все в том, что иудаизму чужда миссионерская деятельность. Об этом можно почитать в еврейской энциклопедии http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/05-2/168.htm

Ну, якобы в письме царя Иосифа есть момент, где он пишет, что хазары не семиты…
Но в другой "еврейско-хазарской переписке" есть сообщения анонимного хазарина, от том, что хазрскими коганами были именно евреи.. http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/11-1/027.htm

4. Как же евреи могли оказаться в хазарии и занять верховную власть? Опять же в еврейской энциклопедии есть сведения, о расселении евреев в эпоху античности и средневековья. Основное занятие этих диаспор – откуп налогов и дани http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/15/288.htm
Накопив богатства – верхушка диаспоры могла приобрести и большое политическое влияние. Основное же хазарское население могло быть и не иудейским.


5. А легенда с выбором веры, что в хазарском варианте, что в варианте ПВЛ – не более, чем легенда.

6. Следующая странность.

Таинство крещения и сам обряд существовал и у католиков, и у православных с седьмого века. Когда были установлены каноны и таинства крещения. Причем, в России до 1905 года крестильное имя должно было быть еще и календарным, некалендарное могло даваться только по особому запросу в высшие церковные инстанции… А до 14 века имена Русских князей преимущественно языческие. Утверждение, что крестильное имя было, якобы, тайным не соответствует церковным канонам и никогда не соответствовало. Тем более, если летописи вели монахи, то тем более не могли (не имели права) использовать в своих записях языческие имена.


7. А вот родоначальник московских князей носил христианское имя. А начиная с детей Ярослава Всеволдовича - все его потомки носили христианские имена.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Имандра
Страж Порубежья


Репутация: +11    

Зарегистрирован: 14.11.2009
Сообщения: 210
Откуда: М.О.

СообщениеДобавлено: Чт Май 06, 2010 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Давно не писала в этот раздел. Все сижу, изучаю материалы по археологии Новгорода.

Хотя казалось бы, материалов на эту тему великое множество, однако и белых пятен тоже достаточно.
Особая тема в комплексе новгородских проблем – это радиоуглеродный и дендрохронологический анализ.
Я не историк, а в большей степени математик. И с уверенностью могу сказать, что если говорят что с помощью этих методов можно датировать какой либо артефакт с точностью до года – то это чудовищный обман.
И если радиоуглеродный анализ , пусть и с долей лукавства ( т.к. применяемая сейчас методика имеет очень много ограничений и ничем не обоснованных допущений), но претендует на научность. То дендрохронологический, вызывает настороженность только лишь тем, что в нем анализируются не интегральные, а дифференциальные характеристики (которые уже по определению не могут быть стабильными).
Если бы подобные методы попытались применить в любой другой отрасли (к примеру, в навигации, где от точности вычислений может зависеть жизнь), то за это, по-просту, набили бы морду. А в археологии – пожалуйста!

В общем, я опасаюсь, что в археологических датировках могут быть большие ошибки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алина
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Май 06, 2010 11:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В археологии всегда так. Зачастую если не хотят ничего проводить - смотрят на слои земные, какой период. Но и в этом есть недостаток - потому что вещь сама по себе могла быть старой уже в это время, а выкинули её в этом месте только в следующем слое. Так что столько нюансов существует, что точную дату и невозможно сосчитать.
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Ложь или правда? Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.