Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Писанка
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сын Ярости
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пн Апр 12, 2010 5:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Интересная трактовка.
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Апр 13, 2010 11:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Выкладываю материал по традициям и обрядам. Взят он в основном из книги Манько Веры – Украинская народная писанка, в остальном так сказать с миру по нитке. Отовсюду по чуть чуть. В основном традиции связаны с Пасхой. Вероятно это единственный праздник в который слились все традиции со всех праздников дохристианской культуры (я имею ввиду традиции связанные с писанокй).
Я пока не могу сделать каких-то более менее нормальных предположений касательно, того к каким нашим праздникам относятся те или иные традиции связанные с писанкой. Поэтому я выкладываю просто перечень того, что мне удалось найти на эту тему. В том виде, в котором прочла. Надеюсь, мне кто-нибудь поможет разобраться со всем этим.

Что касается Пасхи. Я не верю, что сей праздник существовал на Руси до принятия христианства. Во-первых само слово…. Оно явно не славянского происхождения, во-вторых сей праздник вычисляется по лунному календарю, что вообще то не свойственно культуре наших предков. В приведённом на сайте календаре вычисление времени праздника идентично христианскому способу. Возможно, был некий крупный праздник где-то в это время, который был тесно связан с раскрашенными яйцами. Хотя примерно в это время идет целая череда больших празднико, в которых все эти традиции вполне уместны.
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Апр 13, 2010 11:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в доме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.


Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей (ушедших предков). И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.


Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.



«У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.» цытата из ринесенного файла от Наташи «о писанке»



Так как считалось, что яйцо можно сглазить или вложить в него зло, то мастерица занималась росписью в уединении, когда никого не ждали в гости и не могли помешать домочадци.

В XIX столетии был зафиксирован факт написания писанок на продажу. Таких женщин называли писарками, писанчарками и писанкрками. Платой за писанку служили яйца, продукты или деньги.

На праздники каждой семьей изготовляли разное количество писанок и пасхальных яиц. Всё зависело от зажиточности семьи, и от того сколько в семье было девчат. Чем больше девчат, тем больше писалось писанок. Изготовляли от 12 до 60 писанок, а то и больше, и столько же крашенок.

На Украине, особенно на Яворивщине, сохранился такой обычай, в котором участвовали парни и девушки. Компания парней ходила по домам, где были незамужние и недавно вышедшие замуж девушки. И под скрипку пели им волочебные песни. Петь ходили ночью. После окончания песни(песен) девушки и молодые жены выносили парням несколько писанок и мелких монет.

На другой день после пасхальных праздников хозяйки, имеющие дочерей на выданье, устраивали вечерницы (посиделки вечером?) на которые сходилась молодёжь. После танцев каждая девушка была обязана подарить парню писанку. С этими писанками парни «ходили-волочилися» от дома к дому. Если встречались друг с другом, то обменивались писанками и при этом говорили – «Помоги нам Господь, чтобы «сi» видел в том мире, как «сi» здесь видишь (на украинском языке в предложении имеется частичка, или слово, сi, но переводчик её никак не перевёл). Волочебный понедельник был днём, когда парни могли присмотреться к домашним условиям девушек, чтобы выбрать себе пару.

После освящения хозяйка дарила несколько писанок священнику в церкви. Так же делалось когда ходили в гости.

Существовал не писанный закон, кому какую писанку дарить. Например детям дарили с определёнными символами, по большей части с ясными красками. Парням с красным фоном и солнечными знаками. Хозяевам в основном сорок сороков (или сорок клинцев), каракульку и с солнцами (дословный перевод с украинского –кривульку та з сонцями). Старцам с черным фоном и поясами – «небесным мостом». Такие же писанки носили и на могилы родичей, за исключением детских: на них клали с белым фоном.

Писанками украшали дома. Их вешали возле образов (красный угол), где они сохранялись до наступления праздников (каких? Пасхи?, лежали там от пасхи до пасхи?). Из них выдували внутренности, нанизывали на нитку и вывешивали перед образами. Украшали дом также голубями сделанными из выдутых писанок. К ним прикрепляли крылья и хвост, сделанных из гофрированной цветной бумаги, а также головку, сделанную из воска или запеченного теста.

Писанки по народным поверьям были источником плодородия земли, всяческих щедрот и богатства, предотвращали разные напасти и защищали от стихийных бедствий.

Когда семья приходила из церкви после пасхального богослужения, то все умывались перед праздничным завтраком из миски с водой, в которую было положено три писанки с красным фоном (перевод не полный, в книге так написано – з червоним тлом i коралi). Посл каждого умывания эту воду выливали, если же в доме была девушка на выданье, то она умывалась первой. А в конце она же и забирала писанки, чтобы быть такой же красивой и румянок как эти красные яички. После такого умывания воду считали святою, поэтому не выливали где попало, выливали под корни фруктового дерева. Люди считали, что такая вода улучшит рост дерева, увеличить его плодоносность.

В день пасхи, парни, женатые люди и дети устраивали игры с крашенками. Играли в «набитки», «котка», «кидка» (названия украинские).
Игру в «набитки» все знают. Играющие берут яички и бьют друг о друга сначала острыми концами, потом тупыми. У кого крашенка разбилась с обоих концов тот и проиграл. Проигравший отдает свою крашенку победителю.
В «котка» играют так: с наклонного места, с преградой внизу катят яйца, друг за другом, пытаясь катить так, чтобы попасть своею крашенкой в крашенку партнёра. Кто чаще попадает, тот больше выигрывает.
Игра в «кидка». Один из игроков кладёт две крашенки на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними не могло прокатиться яйцо. Другой игрок встает на расстоянии одной сажени и кидает свою крашенку. Если она попадёт сразу в две – значит выиграл. Если только в одну или ни в какую, то проиграл.

Сорок дней от Воскресения до Вознесения писанки обязательно должны быть в красном углу или на столе. Чтоб скот хорошо вёлся, т.е. не болел и был хороший приплод, хозяйки, пришедши из церкви откладывали одно освященное яйцо(вероятно крашенку, а не писанку, т.к крашенка варёное яйцо). После того как все разговеются (отведают праздничной освещённой еды или позавтракают за праздничным столом) хозяин берёт освященное яйцо и идёт с ним в стайку к скотине, там проводил яйцом по спине каждого животного, так чтоб был крест. Потом в доме очищают это яйцо от скорлупы, режут на дробное количество частей, смешивают с высевками (то что осталось от просеивания?) и дают есть скоту. Порой через писанку протягивали нитку и вывешивали в стайку.

В другой области Украины (на Гуцульщинi) хозяин, пришедши из церкви с освящения не заходил сразу в избу, а обходил всё подворье и посыпал вокруг освященной солью, «чтоб нечистую силу выгнать», шел до стайки поздороваться с «нiминою» (не перевелось, что такое не знаю). Там он зажигал освященную свечку, и подходя к каждому животному ложил ему на спину «свячево» (вероятно красное освященное яйцо) говорил: « чтоб тебе бог дал таких телят (ягнят, жеребят и т.д.) красных, как этот красный дар» (имеется ввиду красивых и здоровых). Таких слов не произносилось только над свиньями и собаками.

Скорлупу от писанки или даже сами писанки также носили в стайку, чтобы животные хорошо велись в хозяйстве. И приносили писанки на пасеку. Пасечники христосовались (трижды сообщали о том что Христос воскрес?). И закрывали на 2-3 дня писанки с бесконечником под главным ульем. Весной писанку закапывали в первую барану, чтобы был хороший урожай.
Скорлупой освященной писанки окуривали больных.
Писанки также клали под крышу чтобы предохранить от молний и огня.
Пастухи брали с собой писанки когда весной первый раз выгоняли скотину на пастбища.
Если начинали строить новый дом сразу после Пасхи, то в углы замуровывали по писанке.

На Пасху после разговнения старшие люди шли на кладбище и христосывались с умершими родными, разбивали писанку( всё же наверное крашенку, т.е. варёное яйцо) о крет, говоря «Христос воскрес», и закапывали писанку в могилу. Или разбивши писанку, они раскрашивали её на могилу с верою, что ушедшие родственники её съедят – прилетят в виде птиц и съедят покрошенные яйца.


Попозже ещё выложу, как доперевожу.
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Ср Апр 28, 2010 5:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

В южных степях Украины (на Херсонщинi) был также обычай ставить на праздничном пасхальном столе рядом с пасхой тарелку, на которой могилой была насыпанная земля с проросшей зеленой травой. Вокруг этой могилки кладут столько красных крашенок, сколько в доме умерло родни. Это своего рода маленькая символичная могилка.

Если на праздник кто-то из родни отсутствовал, или был пропавшим без вести, мать оставляла для него три писанки и кусок освященной паски (скорее всего пасхального кулича, т.к. пасха – творожное блюдо), заварачивала в рушник и убирала в уютное место. Укрывая сухой душицей – символом вечной надiï (не знаю как перевести). Этот подарок под душицей сохраняли до Вознесения Христова, и в этот день отдавали бедным.

Если перед пасхой умирала девушка, то ей в домовине вокруг головы писанками выкладывали что-то вроде брачного венка. А детям завязывали красные яички в кулачек (клуночок – переводчик это слово не перевёл, но я сделала предположение, что это всё же кулачек), чтобы на том свете им было чем играть. По одной писанке клали в гроб и другим умершим под Пасху. Украинцы также верили, что скорлупу от освященный крашенок и от писанок нельзя выкидывать куда попало. Их надо спускать по проточной воде, в реку кидать. Ещё можно сжечь или закопать там, где никто не ходит. Также надо поступать с содержимым писанки.

На Украине существует сказание про Рахманов:
«Глубоко бод землёй, в подземном царстве, за рекой Стисом, живут святые люди Рахманы, те люди, что умерли до Рождества Христова. А живут они в раю, разуясь райской жизни. Но у них нет летоисчисления, хотя они знают, что родился Христос, принял христовы муки, был похоронен и воскрес. Но когда? – Того не знают. Поэтому они празднуют тогда, когда к ним скорлупки от яиц, используемых для печения пасхи и кинутых в речку в великую субботу. А эти скарлупки приплывут к Рахманам через три с половиной – четыре недели. И тогда они уже знают, что Христос воскрес и празднуют свою пасху. Скорлупа, приплывшая к Рахманом, становится целым яйцом. Одно яйцо приходится на 12 Рахманов, и едят они яйца целый год до следующей пасхи.
В четвёртую среду после Пасхи справляли так называемую Рохманову Пасху. Этот день считался святым, не делалось никакой работы (кроме ухода за скотиной, она доится и есть хочет не зависимо от праздников). Но в церкви никаких богослужений не велось.
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Ср Апр 28, 2010 6:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

http://newacropolis.org.ua/ua/interesting/ukrsymbol/index.php?SECTION=pysanka

http://pysanka.nm.ru/simvol.html

Вот неплохие ссылки по символике. Большинство источников ничего больше не выдают. Есть некоторые дополнения. Я их выложу. Но не очень скоро. Дел немерено.

Что касается изображений храмов на писанке.... То тут я немного в замешательстве. Вероятность того, что этот символ пришол с принятием христианства велика. НО, как всегда есть "но". По устным источникам выходит, что архитекрура наших -православных - храмов взята с уже сужествующей на момент принятия христианства. На ряду с широко распространёнными капищами, вроде как, храмы существовали. Но их было очень мало. А если поверить фильму "наномир", то характерная форма маковок у наших храмов является напоминанием о возможности преодоления гравитации. Вроде так, давно фильм смотрела. Они там какие-то опыты ставили и обнаружили, что именно с такой формой эксперименты получаются удачней всего. По мнению авторов фильма, такая форма не при христианстве придумана.
В общем, хотелось услышать на этот счёт ещё чьё-то мнение.
Вернуться к началу
Сын Ярости
Гость

   




СообщениеДобавлено: Ср Апр 28, 2010 11:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Яра писал(а):
В общем, хотелось услышать на этот счёт ещё чьё-то мнение.

Об чем? Еси о гравитации, то даже думать не охота. А вот то, что наши храмы не пришлыми византийскими зодчими спроэктированы - это сомнений у меня не вызывает.
Вернуться к началу
Алина
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 12:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Писанка здоровская! Жаль, предметов нету Грустный если только фломастерами рисовать
Где-то давно читала, что это вообще от муслимок
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 5:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Сын Ярости писал(а):
Об чем? Еси о гравитации,

Смеется О изображении храмов на писанке.
И что рисовать вместо крестов.

Алина
Краски.
Можно использовать природные краски. Но процесс сбора трав, сушки, измельчения и заваривания, весьма долог.
Можно использовать пищевой краситель, я им во время пасхи запасаюсь. В качестве черной краски можно использовать анилиновый краситель для шерсти. Он совс6ем дешовенький, продается в покетиках по 10 гр. разводится как пищевой краситель. Этот краситель очень хорошо ложится на яйцо. В принципе можно пользоваться только анилиновыми красками. Цветовая гамма производителя это позволяет. Также модно использовать анилиновую краску для батика. На этикетке может быть написано - органическая краска.


Инструменты.
Наиболее удобным инструментом для росписи является конечно же кистка. Её нагревают над свечёй, хорошо закоптив. Затем прикладывают к куску воска, растапливая его, затем набирают в кистку растопленный черненый воск. Чернят воск для того, чтобы проведённые линии на яйце было хорошо видно. После снятия воска ни каких грязных пятен не остается (если пятна всё де остаются, то надо смазать грязные места растопленным чистым воском, парафин не пойдёт, грязь не снимает; затем удалить воск обычным способом- нагревая у свечи и стерая салфеткой). Отверстие у кистки может быть разного диаметра. Чтобы проводить линии различной толщины.


Найти кистку в продаже практически невозможно, обычно её делают на заказ.

В традиции изготовлением инструмента для писанки занималась исключительно сама мастерица. Впрочем как и всем, что касалось росписи яиц. Пожалуй, только посуда для красок не изготавливалась самой женщиной.
Для росписи яиц можно применять соломенки, палочки, гусиные перья (или любые другие которыми можно писать), также воск можно нанести с помощью плакатных стальных перьев, булавкой, шляпкой гвоздика, горящей тонкой свечкой. Ну или вот этим

Не могу сказать что это очень удобный инструмент, но рисовать им можно. А при должной сноровке ничуть не хуже чем кисткой. Найти этот инструмент можно в любой готовальне. У него есть небольшой плюс в том, что можно регулировать ширину линии. С помощью колёсика регулируя щель. Его, как и кистку, следует хорошенько прогреть и прокоптить и опустить в растопленный воск. Рисовать как пером.
Вернуться к началу
Алина
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Апр 29, 2010 11:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Благодарю, Яр!
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Май 02, 2010 6:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Цветочек
Пасхальное дерево Фолькера Крафта
Если на Рождество принято украшать елку, то почему нет традиции наряжать деревья на Пасху?
Ведь Пасха – это тоже большой христианский праздник, который вполне мог бы иметь собственную версию
популярной рождественской елки. Наверное, примерно так рассуждал немец Фолькер Крафт (Volker Kraft)
и принялся исправлять обнаруженную им несправедливость.
После его многолетних стараний можно с уверенностью сказать: пасхальное дерево существует Подмигивает






от (с)ель http://fishki.net/comment.php?id=67190
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Май 04, 2010 10:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Перед пасхой смотрела передачу про писанку, типа мастер класс. Так вот, там выдутую писанку тоже на дерево вешали. Точнее на ветку, стояшюю в каком то сосуде. И эта ветка должна в доме находиться.

Я уже не раз слышала, что писанку можно вывешивать на дерево. В принципе на один из праздников Красной Горки писанки можно вешать на плодоносящие деревья, как символ плодородия. Где то я кажется писала, что скарлупу крашенок закапывали под плодоносящие деревья (или прочитала, но не написала.... Смеется ), ну почему бы и не повесить на него. Красиво же. так же думаю что на священные деревья тоже можно вешать, вместо привязанных тряпочек.
Вернуться к началу
pika
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Май 04, 2010 11:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Ещё б донести до них в целости и сохранности , особенно у нас Улыбка
Вернуться к началу
Сын Ярости
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Май 04, 2010 12:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Краслава писал(а):
Если на Рождество принято украшать елку, то почему нет традиции наряжать деревья на Пасху?

Я слышал что это Тенгрианский обычай. Ёлка была жертвой подземному богу Эрлику.
Вернуться к началу
Яра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вт Май 04, 2010 1:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

pika писал(а):
Ещё б донести до них в целости и сохранности , особенно у нас

Улыбка Это да. Хорошо что есть такое чудо цивилизащии как пластиковая и бумажная упакова для яиц из супермаркета Смеется Вроде не бьются, сама проверяла.

Ой, а представте как бы красиво дерево выглядело увешанное писанками да ещё и рядом с капищем. Или яблонька в саду.

А ещё к этому делу можно детей приобщить. например собирать их творчество в виде расписных яиц весь год, а потом на праздник пойти с ними украшать деревья, обьяснить зачем да почему. Это почти обряд получится Улыбка Чтобы дети чувствовали свое участие в жизни общества и природы.
А для девочек это выставка своих работ, были же раньше вечера -посиделки, на которых для девочек своеобразные смотрины устраивали, они должны были показать на что способны, что умеют. Показывали своих кукол (даже есть отдельный вид традиционной куклы, специально для таких смотрин, на них очень богатые костюмы шили), вышивку и т.д.Какая возможность показать какая ты мастерица, да и на других посмотреть. Улыбка
Вернуться к началу
Сын Ярости
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Май 06, 2010 1:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Яра писал(а):
Вроде не бьются, сама проверяла.

При желании можно разбить всё.
Сегодня только из 120 штук десяток каким-то образомв гоголь-моголь превратился пока до дома допёр. Смеется
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Сварогова ковальня Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.