Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.


ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ.

Мнения участников могут оскорбить ваши религиозные чувства.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

В поисках Ярославны
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Имандра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Сб Окт 16, 2010 11:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Уважаемая Краслава!

Вы совершенно правы. Исходный текст зачастую, можно трактовать как угодно. И историки этим пользуются. Поэтому и важно иметь под рукой доступ к адекватно переведенным первоисточникам.

Если бы еще сообщали, как тот или иной первоисточник попал в научный оборот, как, когда, где и кем был найден, и где собственно храниться сейчас - было бы совсем замечательно.

Я уже писала в этой связи о том как были найдены некоторые трактаты приписываемые Константину Багрянородному. Я еще поинтересовалась письмами Анны Ярославны - так вот с этими письмами, еще более жуткая детективная и душещипательная история.
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Вс Окт 17, 2010 1:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Имандра
Ой, милая, а почему так официально? И на Вы? Подмигивает
Давай лучше проще, на ты? ОК?
Богумил тут упоминал про вост.лит. Там есть очень много текстов первоисточников. По временам, странам или авторам по алфавиту рассортировано.
http://www.vostlit.info/

Анна Ярославна и её приданное в виде 800 подвод с документами и книгами - это супер интересная тайна! Отлично! Очень неординарная личность, и её книги выплывают до сих пор из тайн.
Например известен такой факт, что много веков французские короли давали присягу на евангелеи писанном... по-старо русски. Просто никто того не знал.Смеется
Да там полным полно тайн, связанных с её именем.
Вернуться к началу
Имандра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Ср Окт 20, 2010 10:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Краслава писал(а):


Анна Ярославна и её приданное в виде 800 подвод с документами и книгами - это супер интересная тайна! Отлично! Очень неординарная личность, и её книги выплывают до сих пор из тайн.
Например известен такой факт, что много веков французские короли давали присягу на евангелеи писанном... по-старо русски. Просто никто того не знал.Смеется
Да там полным полно тайн, связанных с её именем.



Честно говоря, из того что удалось выяснить об Анне.
В Русских летописях упоминаний о дочерях Ярослава вообще нет.
В Реймской глоссе написано, что Генрих послал посольство в какую-то Рабастию (Rabastia) за дочерью короля Оресклава (Oresclavus) или Georgius Scavus, что одно и тоже. Причем эти сведения находятся не в основном тексте, а в приписке, неизвестно когда сделанной. Имя жены Генриха Аnna Ruffa, или Аnna Rosse - Анна Рыжая..
В З. Европе в то время было полно славян. Прямого указания нет даже на Ярослава И если бы папа был назван даже в прямую Jaroslaus, то это не было основанием считать Анну Рыжую дочерью Ярослава Киевского, а Рабатию выдавать за Русь. Ничего не связывает, кроме первой буквы..

В хронике Клария было написано про посольство Генриха, отправившееся в греческие края к безымянному королю (guidam rex in finibus Greciae)


А вот единственная Ярославна, которая действительно скорее всего не была Ярославной, так это венгерская королева Анастасия aka Агмунда, дочь некого «герцога Рутении» и супруга короля Андрея I.
Первое: в данном случае нет упоминания имени отца королевы (Ярицлейф, Герцлейф, Оресклав), которое можно было бы идентифицировать с Ярославом.
Второе: во всех остальных случаях отец будущей королевы называется королем или конунгом, а здесь всего лишь герцогом.
Третье: в 1061 г. после смерти мужа Анастасия уезжает не на Русь, а в Тюрингию. Меж тем именно в Тюрингии вплоть до 1920 г. существовало герцогство Рейс, которое, возможно, и было той «Русью/Рутенией», откуда ее и посватал Андрей.

Что же касается писем Анны. Широко известна цитата:
"В какую варварскую страну ты меня послал. Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны".
Сами письма были якобы найдены в архивах Византии????? Кто их видел и почему решил что это письма Анны Ярославны мне выяснить не удалось.
Далее начинается детектив!!!!

Якобы архивы Византии в ачале 18 века на двух тысяч возах были "эвакуированы" Румянцевым и Потемкиным на север, в какой- то монастырь. И по пути, как водится, документы исчезли.
То есть письма цитируют, но самих- то писем нет!!!


А откуда сведения про 800 подвод????
Вроде бы есть упоминания о какой то Анне в норманских летописях, но эти летописи тоже вещь неоднозначная.
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 1:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  



Анна Ярославна, дочь вел. кн. киевского Ярослава Мудрого,
королева Франции (1024-1075)

Судьба одной из дочерей могущественного киевского князя - княжны Анны - удивительна и романтична. В 1048 г. в далекий Киев, где она жила вместе с отцом и четырьмя сестрами, французский король Генрих I Капетинг направил пышное посольство. Послам было поручено получить согласие на брак одной из дочерей киевского властителя с Генрихом, ибо даже до Франции «дошла слава о прелестях принцессы, именно Анны, дочери Георгия (Ярослава)». Король велел передать, что он «очарован рассказом о ее совершенствах». Анна была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и получила неплохое по тому времени образование, «прилежа книгам» в доме своего отца.

Согласие родителей на брак княжны с французским королем было получено, и 4 августа 1049 г. Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург, въехала в Париж, где и была обвенчана с Генрихом I.

Молодая королева сразу же показала себя дальновидным и энергичным государственным деятелем. На французских документах той поры, наряду с подписями ее мужа, встречаются и славянские буквы: «Анна Ръина» (королева Анна). Римский папа Николай II, удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме:

«Слух о ваших добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом». Образованная княжна привезла во Францию свою библиотеку, в том числе знаменитое Евангелие на славянском языке (ныне оно называется Реймсским, поскольку хранится в Реймсском соборе). На этой книге в течение многих веков клялись короли Франции, вступая на престол.

В 1060 г., после смерти мужа, Анна переселилась в провинциальный городок Санлис, в 40 км от Парижа. Здесь ею был основан и женский монастырь, и костел (на портике последнего в XVII в. было воздвигнуто лепное изображение русской княжны, держащей в руках модель основанного ею храма). Оставаясь главным воспитателем подрастающего

сына и его руководителем в государственных делах, Анна тем не менее отказалась от регентства. Одной из причин отказа была страстная любовь Анны к женатому графу Раулю III из рода де Крепи и Валуа. В 1062 г. в санлисском лесу во время охоты, к которой Анна, как истинная славянка, «питала исключительное расположение», граф похитил Анну с ее согласия, увез к себе в замок и вступил с нею в тайный брак. Супруга Рауля Элеонора (Альпора) Брабантская обратилась с жалобой.на двоеженство графа к самому папе римскому, который приказал Раулю расторгнуть брачный союз с Анной, но влюбленные этим пренебрегли. Они жили в согласии и счастье еще долгих 12 лет в родовом поместье Валуа...

В 1074 г. Анна овдовела вновь. Потеряв Рауля, она пыталась забыться, окунувшись вновь в государственные дела. «Анна Ръина» поселилась при дворе сына и опять стала подписывать указы и распоряжения. В них она называет себя уже не «королевой» и «правительницей», а лишь «матерью короля», но тем не менее ее уверенная подпись не раз еще встречается на деловых бумагах французского двора рядом с «крестами» неграмотных королевских чиновников.

Существует предание, что в конце жизни Анна Ярославна вернулась на Родину и, прожив там несколько лет, умерла. Русские летописи об этом, однако, молчат. Вероятнее всего, что Анна ездила в Киев, но вернулась обратно во Францию, где она любила и была любима и где прошла вся ее жизнь.
http://pushkareva.narod.ru/zr/02anna.htm


«В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны» — эти строки из письма Анны к отцу в Киев цитируют французские исследователи 31. Но достоверных данных о ее жизни в Париже в 1051 — 1060 гг. нет. К этому времени относится лишь письмо к ней римского папы Николая II (1059 г.), в котором, в частности, говорится: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей, и с великой радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом»
http://bibliotekar.ru/polk-11/4.htm
из этой книги:

http://bibliotekar.ru/polk-11/index.htm



Анна поселилась недалеко от Парижа в замке Санлис. Замок стоял в чрезвычайно лесистой местности, где Анна, привыкшая к киевским звериным ловам, любила охотиться. “Каждый день по многу часов Анна не спускалась с коня, оставляя далеко позади своих дам”, также прекрасных всадниц. Древнерусская Диана, французская королева “за очень короткий срок… пленила рыцарей и оруженосцев своим умением запускать сокола или травить оленя”, … все… готовы были отдать жизнь за один ее взгляд и убить каждого, кто отважится ее обидеть”. С королем с “неудовольствием шли … охотиться его рыцари, предпочитавшие охоты с королевой”,- напишет Режина Дефорж в “Анне Киевской”.

Французская романистка собиралась написать биографию Анны, занималась архивными поисками документов для своей книги, работая в архивах Киева, Москвы, Новгорода, Владимира, Парижа, но вылилось все это в роман “Анна Киевская”. Сведения об Анне в многотомной французской Энциклопедии “Парусе” скупы; “Анна, княгиня киевская (1024 - примерно 1075 гг.), дочь Ярослава Мудрого, великого князя киевского. Вышла замуж около 1051 года за французского короля Генриха I, а в 1062 году за графа Рауля де Крепи. Мать короля Франции Филиппа I”. Анна поразила своей красотой и образованностью французов настолько, что они отмечали это в своих хрониках.

Монастырь в Санлисе, основанный Анной, сохранился до нашего времени. В XVII веке, после перестройки Санлиского собора, вблизи часовни времен Анны появилась скульптура в полный рост, в короне, с длинными косами, с надписью на постаменте: “Anne de Russ ie Reme de Prance (Анне русской, королеве Франции) и основательнице собора, 1060 года”. У подножья памятника можно прочитать: “Анна возвратилась на землю своих предков”. Но письменные источники этого не подтверждают. Уже давно не стало отца Анны, и застать дома она могла лишь далеких сородичей.

В одном из французских аббатств в XVII веке монах обнаружил могилу, как он считал, королевы Анны, возможно, такому утверждению послужил ее герб - лилии и открытые ворота крепости, увенчанные короной (не память ли это о парадных Золотых воротах Киева?). Существует гравюра из коллекции музея аббатства святого Винцента в Санлисе, на которой изображена королева Анна.

После 1075 года имя Анны исчезает со страниц документов (этим годом датирован последний документ, подписанный ею) и уже не упоминается. А до этого времени она подписывала все документы - среди хартий, документов, данных монастырям, ее имя стоит рядом с именем Филиппа.
http://taynivekov.ru/anna-russkaya-koroleva-francuzskaya-okonchanie

или вот ещё эта же скульптура





Мне лично очень нравится вот такое изображение Анны Ярославны вот эта картина:


[/url]
Вернуться к началу
pika
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 8:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Спасибо Крась , но я так и не понял -ЯРОСЛАВНА БЫЛА ИЛИ НЕТ ? Имандра говорит что имеенно первоисточников сию королеву упоминающие - нет , а в книге Пушкарёвой , кроме как рассуждений и догадок из всех источников приводится только часть письма от папы римского , но и в нём нет ничего , что бы можно было судить о её национальности.
Вернуться к началу
Имандра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 11:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Уважаемая Краслава!

Вы привели замечательную и довольно известную легенду из книги Н.Л. Пушкаревой. Но на чем основана эта легенда? На двух туманных фразах во французских летописях и на подписи «Анна» в нескольких документах французского двора и на письмах, которых нет ? Возможно, королева и была славянкой (с рыжими волосами), но никаких прямых указаний на то что она была дочерью именно Киевского князя в исторических источниках нет. Это всего лишь предположение историков. Факты и предположения – это разные вещи.
Так как история Древней Руси по большей части легендарна, поэтому и важно иметь доступ к первоисточникам, чтобы хотя бы иметь хоть какое то представление, на чем собственно эти легенды основаны.

Я поэтому и обращаю внимание на выход книжных серий, в которых эти источники приводятся. Мне кажется – это очень важно.
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 8:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Уважаемая Имандра!
Я приношу свои глубочайшие благодарности в Вашей заботе и обращении внимания на выход новых книжных серий. Поверьте, это замечательное событие никоим образом не ускользнёт от нашего пристального внимания. О чем мы уже сообщали.
По выше заданным вопросам о существовании дочерей Киевского князя Ярослава Мудрого, а именно ЕЛИЗАВЕТЫ, АНАСТАСИИ и АННЫ, спешу сообщить Вам, многоуважаемая, что лично у меня, нимало не вызывает сомнения их существование. Как и то, что в своей внешнеполитической деятельности, а также устройстве судьбы детей (дочек и сыновей) их уважаемый батюшка руководствовался исключительно собственными политическими целями.
Если Вам будем удобно выделить несколько минут свободного времени, и уделить внимание тому небольшому историческому опусу, что здесь накропался из различных источников, буду Вам премного благодарна и преисполнена великой радости от оного.
С уважением к Вам,
Краслава.
Подмигивает
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 9:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  




БРАЧНАЯ ПОЛИТИКА ЯРОСЛАВА В 1040-Х ГОДАХ

Вот что читаем в «Хронике» Адама Бременского в примечании (схолии) к повествованию
о норвежском короле Харальде Суровом Правителе (1046—1066 гг.):
«Вернувшись из Греции, Харальд взял в жены дочь короля Руси (rеRuziae) Ярослава; другая досталась венгерскому королю Андрею, от корой родился Соломон (король Шаламон, 1063—1074 гг. — Авт.); третью французский король Генрих, она родила ему Филиппа (короля Филиппа) 1060-1108 гг. ( Adam Brem. Ill, 13, schol. 62. P. 340).
Каждый из этих трех браков имел, разумеется, и (или даже прежде всего) политическую сторону. Попытаемся восстановить ее, насколько то позволяют западноевропейские источники. Замужество Елизаветы Ярославны, состоявшееся, очевидно, ок.
1042-1044 гг., когда Харальд незадолго до своего приглашения на норвежский престол пребывал на Руси, освещено преимущественно памятниками скандинавского происхождения.

ЕЛИЗАВЕТА ЯРОСЛАВНА НОРВЕЖСКАЯ
Дочь русского князя Ярослава Мудрого Елизавета известна только по исландским сагам, где она носит имя Эллисив (Ellisif) или Элисабет (Elisabeth). В целом ряде королевских саг первой половины XIII в. (в «Гнилой коже», «Красивой коже», «Кругеземном», «Саге о Кнютлингах»), а также (без упоминания имени невесты) в «Деяниях епископов гамбургской церкви» Адама Бременского содержатся сведения о браке Елизаветы и Харальда Сурового Правителя (норвежского конунга с 1046 по 1066 г.).
История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описываетгя сагами, весьма романтична. Через год после битвы при Стикластадире (1030 г.), в которой погиб знаменитый норвежский конунг Олав Харальдссон, его сводный (по матери) брат Харальд Сигурдарсон отправился, как сообщает Снорри Стурлусон в «Круге земном»,
«на восток в Гардарики к конунгу Ярицлейву», т.е. на Русь к князю Ярославу Мудрому. Снорри далее рассказывает, что «конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну... Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард». (Круг земной. С.402-403).
Причина отъезда Харальда объясняется в «Гнилой коже» и в восходящей к ней «Саге о Харальде Сигурдарсоне Суровом Правинителе» по рукописи XIV в. «Хульда». Здесь рассказывается о том, что «Харальд ездил по всему Аустрвегу и совершил много подвигов, и за это конунг его высоко ценил. У конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элисабет, норманны называют ее Эллисив. Харальд завел разговор с конунгом, не зaxочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением». Ярослав сказал, что «не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства для управления» и который недостаточно богат для выкупа невесты, но не отверг его предложения и обещал «сохранить ему почет до удобного времени». Именно после этого разговора Харальд отправился в Константинополь и провел там несколько лет на службе у византийского императора.
Вернувшись на Русь, Харальд забрал то золото, которое посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву. Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму «Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь». Слова саги подтверждаются ссылкой на 4-ю строфу «Драпы Стува» (ок. 1067г) исландского скальда Стува Слепого: «Воинственный конунг Эгда взял себе ту жену, какую он хотел. Ему выпало много золота и дочь конунга»,
Ни имени конунга, ни имени его молодой жены, ни «восточных» топонимов в висе нет. Однако из «Пряди о Стуве» известно, что он был дружинником конунга Харальда Сигурдарсона, так что именно Харальд, вероятно, скрывается под кеннингом «воинственный конунг Эгда». О золоте, которое «выпало» Харальду,рассказывают и другие скальды, например, Тьодольв Арнарсон и Вальгард из Веллы. О том же браке сообщает и Адам Бременский: «Харольд, вернувшись из Греции, взял в жены дочь короля Руции Герцлефа» (Adam, lib. Ill, cap. 13, schol. 62).
Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда : Веллы, Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюбор в Швецию. В исландских анналах читаем: «1044. Харальд [Сгурдарсон] прибыл в Швецию» (IA, I — 17, III — 58, IV — 108, VIII — 317). На этом основании можно сделать вывод, что брачный союз Харальда и Елизаветы был заключен зимой 1043/44 ;
Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси не говорит о том, что Елизавета уехала вместе с ним. Правда, вывод, что Елизавета приехала в Норвегию, можно сделать, поскольку в «Гнилой коже», «Красивой коже», «Круге земном» и «Хулде» упомянуты две их дочери (Мария и Ингигерд, не известные как и Елизавета, русским источникам), но нигде и не говорится что они были близнецами. В противном случае у Харалда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь. Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно «Кругу земному» и «Хульде», Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию. В «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейсних островах умерла его дочь Мария. Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада. (Msk. 282; Fask. 278,290; Hkr. Ill, 178-179, 197; Fms. VI, 404-405, 427-428). С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается.


Сейчас нас будет больше занимать судьба ее сестер.


Постоянно возобновлявшийся союз Ярослава с Германией, начавшийся при Генрихе II, успешно продолжался при Конраде II и, казалось, подхваченный Генрихом Ш, могбы продолжаться бесконечно. По политическим меркам он проявил себя исключительно долговечным. Кризис наступил в конце 1042 г., а знаем мы о нем благодаря Ламперту Херфельдскому. Вот что мы читаем в его «Анналах» под 1043 г.:
«Король отпраздновал Воплощение Господне (т.е. Рождество) в Госларе (одна из тюрингских резиденций германских королей). Там среди послов из многих стран [были] и послы Руси (Ruscorum), отбывшие в печали, ибо получили ясный отказ по поводу дочери своего короля (rex), которую надеялись сосватать за короля Генриха» (Lamp., a. 1043. Р. 44).
Об этом посольстве сообщают под тем же 1043 г. и «Альтайхские анналы»:
«Король провел Рождество Господне в Госларе... Послы Руси (Ruzorum) также (до этого шла речь о пребывании в Госларе чешского князя Бржетислава I) привезли большие дары, но в обратный путь двинулись с еще большими»(Ann. Altah., a. 1043. Р. 32).
Датировки посольства в обоих источниках следует относить к 1042 г., так как по распространенному в средневековье календарному обычаю Рождество считалось уже началом следующего года (ср. датировки в «Продолжении Регинона»: гл. 2.1). Генрих овдовел еще в 1038 г., когда умерла его первая супруга, дочь датского и английского короля Кнута Великого. Поэтому вполне вероятно, что брачные цели (среди прочих) преследовало уже русское посольство 1040 г. Но надо иметь в виду и другую возможность: на 1043 г. приходится крупное военное столкновение Руси с Византией —последний поход русского флота на Константинополь, своего рода эхо походов Xв. и ушедящей в прошлое «былинно-героической» эпохи древне-русской истории.
Очевидно, Ярослав воспринял отказ как оскорбление. Его ответный политический удар был нанесен в Венгрии. Данные венгерских источников о женитьбе венгерского короля Андрея (по-венгерски — Эндре) I (1046-1060 гг.) на русской княжне служат, в сущности, первым по-настоящему oпделенным и достоверным свидетельством о русско-венгерских политических отношениях.
Согласно «Хронике императоров», разбитый Петером в 1044 г. с немецкой помощью Шамуэль (мятежный антикороль Абы Шамумля (Самуил) (1041—1044 гг.),) «быстро собрался, // Взяв детей и жену, // Он бежал на Русь (ze den Riuzen)≫ (Regensb. Kaiserchr.,VHIH. 16438—16440. P. 378). Судя по другим источникам, бегство не удалось, но важен сам факт. Как бы ни относиться к этой информации, дальнейшее развитие событий не подлежит сомнению: после поражения Шамуэля Русь поддержала и другого соперника Петера — Андрея. Венгерская знать «отправила торжественных послов на Русь (Ruscia) к Андрею и Левенте»; что-бы вручить им престол (Chron. Hung. saec. XIV. Cap. 81. P. 337), на котором в 1046 г. и водворяется Андрей, вызвав против себя неоднократные, но безуспешные походы германского императора Генриха III. Видимо, в 1046 г. или чуть ранее, когда оборачивается политический интерес Ярослава к фигуре Андрея, и состоялся брак.
Имени русской жены короля Андрея венгерские источники не сохранили, но в польской хронике XV в. Яна Длугоша она именуется Анастасией (причем имя добавлено рукой самого хрониста). В современной исторической литературе ее часто называют небывалым именем «Агмунда». Видимо по названию монастыря Адмонт (Agmund) в Штирии, в котором, по Туроци, Ярославна провела конец жизни, Антонио Вонфини принял за имя королевы (Thur. II, 54, 56; Ant. Bonfi II, 2, 227; II, 4, 36. P. 45, 75).


ГЕНРИХ I и АННА ЯРОСЛАВНА

Второй брак французского короля Генриха I (1031-1060 гг.) на киевской княжне — собственно говоря, единственный связанный с далекой Русью сюжет, занимающий заметное место во французских средневековых текстах.
Общие упоминания о Руси во французском рыцарском эпосе нередки, но как исторический источник они не имеют большого значения.
Иные из них любопытны разве что удивительной далекостью от сути дела и курьезными искажениями непривычных имен: Ярослав в них «переодет» в древнего римлянина Юлия Клодия (Julius Clodius) (или хуже того — в какого-нибудь Bullesclot), a «Anna Russa», «Анна Русска» превращается в «Anna Rufa» — «Анну Рыжую».
Но и наиболее осведомленные не слишком многословны и молчат о причинах такого, что ни говори, довольно экзотического брака.
Сведений о французских брачных посольствах на Русь достаточнo для того, чтобы сложилось впечатление, что их было даже два. Писавший в 1108—1109 гг. монах из монастыря св. Петра в Сансе (к юго-востоку от Парижа) Кларий в своей «Хронике» (Clarii Chronicon sancti Petri Vivi Senonensis) сообщает:
«В то время (речь идет о событиях ок. 1050 г.) король Генрих послал Готье, епископа Мо (к северо-востоку от Парижа), и Гослена из Шони (на реке Уазе к северу от Суасона; в литературе Гослен часто по недоразумению именуется «Гослен де Шалиньяк») с другими к некоему королю в греческих краях (quidam rex in finibus Greciae)(вспомним «Грецию»—Русь Адама Бременского), чтобы тот дал ему в жены свою дочь. Назад во Францию тот отправил их с большими дарами и с дочерью≫ (Clar. P. 506).
Своеобразный и весьма колоритный «отчет» одного из участников поездки в Киев сохранился в качестве глоссы на полях «Псалтири Одальрика» (Psautier d'Odalric), одного из клириков Реймской церкви (отсюда ее обычное название —Реймсская).

Полного перевода этого замечательного источника на русский язык, насколько нам известно, пока нет, поэтому приводим его здесь целиком:
«В лето по воплощении Слова (т.е. от Рождества Христова)1049-е, когда Генрих, король французский, послал в Рабастию (Rabastia) шалонского епископа Роже (Шалон-на-Марне в Шампани. — Авт.) за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был же
ниться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент, и до сих пор ли отступает море в день его рождения и [к мощам] можно пройти пешком? Епископ исполнил это. От короля той страны Оресклава (Oresclavus) он узнал, что папа Юлий прибыл[некогда] в ту область, где покоился святой Климент, для борьбы с ересью, которая процветала в тех краях. Когда, сделав дело, папа из тех краев отправился было назад, явился ему ангел Господень и сказал: "Не yxoди, ибо от Господа поведено тебе вернуться и перенести тело святого Климента, которое до сих пор лежит в море". Юлий [отвечал] ему: "Как я сделаю это, если море отступает только в день его рождения?" Ангел сказал ему: "Знаком того, что Господь приказал тебе вернуться, и будет отступившее перед тобой море". Папа отправился туда и перенес тело святога Климента, положил его на берег и построил там церковь; затем, взяв от тела [часть] мощей, увез с собой в Рим. И случилось так, что в тот же деньЯ в какой римский народ встречал с высочайшими почестями принесенные им мощи, могила, оставленная в море, поднялась вместе с дном над водами и сделался остров, на котором жители той земли построили церковь и монастырь. С тех пор к той церкви плавают на кораблях. Названный король Георгий Скав (Georgius Scavus) рассказывал также шалонскому епископу, что в свое время он побывал [там] и привез оттуда с собой главы святых Климента и Фива, ученика его, и положил их в городе Киеве(Chion — видимо, неправильно прочтенное Chiou оригинала. — Авт.), где они чтимы и поклоняемы. И даже показывал эти главы упомянутому eniij
скопу» (Glossa Rem. P. 23).

Ясно, что значение этого текста выходит далеко за рамки узкой темь брака Генриха и Анны. О мощах св. Климента Римского, хранившихся в Киеве, в церкви Богородицы Десятинной, речь отдельна. По Ипатьевской летописи мы знаем также, что то, действительно, была именно глава святого (используя эту святыню, рукополагали в 1147 г. киевского митрополита Климента Смолятича) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341). Но есть в рассказе Роже Шалонского и вещи удивительные. Пожалуй, он мог напутать и приписать Ярославу перенесение мощей св. Климента и Фива
в Киев, тогда как фактически они были перенесены отцом Ярослава Владимиром после своего крещения. И ещё, вероятно, искаженное Georgius Sclavus т.е. «Славянин» — соблазнительная для иностранца этимология непонятного Ярослав: ведь христианским именем Ярослава Мудрого было именно Георгий.

Воспрос: насколько можно положиться на дату посольства, сообщаемую глоссой: 1049 г.? Но она хорошо согласуется с данными «Жития св. Литберта» , епископа Камбрэ (на севере Франции)
[«Vila sancti Lietberti Cameracensis»), источника вполне достоверного, о том, что бракосочетание Генриха I и Анны в Реймсе и рукоположение там же епископа Литберта происходили одновременно, т.е. в 1051 г. (вероятно, на Пасху или на Троицу, т.е. или 1 марта или 19 мая); «Французским королевством правил [тогда Генрих, муж сильный в битвах и достойный королевства, которым владел. До тех пор он еще не был женат (здесь ошибка, т.к. был вдов),
к французская знать готовила ему [в жены] дочь короля Руси (rexUiiKciorum)» ,— как пишет автор «Жития» монах из Камбрэ Рудольф, близко знавший Литберта (Vita s. Lietb. Cap. 11, 19. P.
BO 1, 593).
Как и ее сестра Анастасия, Анна, кажется, отличалась набожностью. Она основала аббатство
св. Винцента (Викентия) в Санли (Senlis) под Парижем, а папа Николай II (1058—1061 гг.) в послании к Анне хвалил ее за благочестие и ревность к делам церкви (Ер. Nic. II Ann. P. 653—654).
Но либо папа лукавил, либо судьба оказалась сильнее воспитания, готовя в жизни Анны драматический поворот. После смерти Генриха I она некоторое время принимала участие в делах государственного управления при малолетнем сыне короле Филиппе I (хотя не в качестве официальной регентши, как иногда утверждается,— регентом был фландрский граф Бодуэн, женатый на сестре Генриха I), и ее имя, вместе с именем ее сына, стоит под многими королевскими грамотами 1060-х годов, причем однажды даже кириллическими буквами. И вдруг Франция скандализована вестью о вторичном замужестве королевы - и за кого же? За могущественного графа Рауля де Крепи и Валуа, некогда возглавлявшего феодальную оппозицию против Генриха I. В послании реймсского архиепископа Гервазия (по-французски — Жервэ) к папе Александру II (1061-1073 гг.) читаем сетования первоиерарха французской церкви: «В королевстве нашем — немалая смута: наша королева вышла замуж за графа Рудольфа, что чрезвычайно огорчает нашего короля и более, чем стоило бы, беспокоит его опекунов» (в последних словах Гервазия как будто сквозит некоторое пренебрежение к королеве)(Ер. Gerv. P. 499). Но граф уже женат. Он расстается с первой женой, та пишет жалобы папе, папа объявляет новый союз Графа незаконным, а затем и вовсе отлучает его от церкви. Но Анна снова появляется при королевском дворе только в 1074 г., т.е уже после смерти графа Рауля. Это позволяет думать, что ни «общественное мнение», ни даже папская анафема не произвели не
романтическую пару должного впечатления.
Имя Анны пропадает из документов в 1075 г. Один из источников — сохранившиеся фрагменты «Хроники монастыря Флери» (отличавшегося интенсивностью историописания) (начало XII в.) («Chronici Ftoriacensis fragmenta») — сообщает: «После смерти короля королева Анна вышла замуж за графа Радульфа. Когда он умер, она вернулась на родину≫ (Fragm. Flor. P. 161).
Как бы то ни было, но из-за своего второго брака Анна утратила право быть погребенной в королевской усыпальнице в парижском аббатстве cв.Дионисия (Сен-Дени); может быть, поэтому предание помещает ее могилу в основанном ею монастыре св. Винцента в Санли, к северу от Парижа

Часть материалов взята из сборника материалов «Древняя Русь в свете зарубежных источников»
Авторство:
Г.В. Глазырина
Т.Н. Джаксон
Е.А. Мельникова
От туда же и схема
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 9:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

pika
Улыбка
Да всегда пожалуйста, друже. Охотно.

P.S.

Ещё хочу добавить вот чего. Никогда не надо забывать о таких ДВУХ моментах. На мой взгляд весьма важных.

Первый. Речь идёт о громаднейшем уроне, нанесённым Петром и всё его начальной романовской династией, когда они захватили трон/царство. Речь идет об уничтожении и преданию огню очень большого количества рукописных древних документов и книг, и ещё потом, при церковной войнушке - т.н. расколе Патриарха Никона - уничтожено и сожжено было книг монастырских N-ное количество возов.

Второй момент. Когда при сейчастной власти ЖДорожников кто-то начинает усиленно требовать: "а покажите мне докУмент древностный, а укажите где написано..." и т.д., прекрасно информированном, что именно эти крупицы информации были уничтожены в монастырях и реформациях романовской династией, именно это не может не вызывать подозрение.
Я ни к коей мере не призываю верить типо на слово, или a-la исповедовать инглингизм или фоменкоидизм, но всегда призывала и призываю к осторожности в суждениях, как бы с грязной водой и дитя не выплеснуть.
В любом случае, никогда не стоит забывать задать себе вопрос: А кому это выгодно? На чью мельницу водица льется? Уж не говоря про З\Плату и всякие там гранты от цывилизатоговЪ.
Разумеется, ИМХО Извините.
Вернуться к началу
Имандра
Гость

   




СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 10:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Уважаемая Краслава!

Да! Я хочу знать, где и что написано. И на основании каких данных, историки делают те или иные выводы в своих трудах. А что в этом такого особенного!
Я прекрасно знаю, что многие подлинные источники были уничтожены, а те, что находятся в современном научном обороте – вызывают сомнения в своей подлинности. И если я хочу для себя прояснить подноготную исторических документов, что в этом такого ужасного? И почему я, из – за этого, пособник жидов????????????

Ну, не устраивают мня книжки госпожи Пушкаревой! Уж извините!
Вернуться к началу
pika
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пт Окт 22, 2010 9:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Слушайте девочки Rolling Eyes , я конечно понимаю , что для ВАС коготки друг об дружку "проманикюрить" это как медведям побороться , но вы меня конкретно заинтриговали. Смеется
Меня - лёжа на диване Смеется , просто распирает от гордости , что некая "рыжая с косой" Смеется приехала к франкам и научила этих вонючих кобелей мыться в бане и мало мальской грамоте . Особенно подымается национальный дух когда узнаёш , что тамошняя рыцарская БАСОТА Улыбка предпочитала ЁЁ компанию свите ЕГО величества и с восторгом делала то , что для нашей сорви-головы в юбке , было обычным развлечением в НАШИХ лесах . ДУШУ греет , что княгиня не посрамила иммидж славянки и не пропала в сундуках истории как многие из её сословия , но БЛИН , ХОЧЕТСЯ ЗНАТЬ ПРАВДУ ! Если у нас всё спалили , то хоть у энтих супостатов Смеется есть хоть ЧТО НИБУДЬ , ХУТЬ НА КАКОМ ЯЗЫКЕ И ЛЮБЫМ ШРИФТОМ написано , вырублено , нарисовано , намалёвано , намёкнуто , устаканено ,УКАЗАНО наконец , что жена Генриха и есть наша АННА ЯРОСЛАВОВНА , то биш дочь хоть и хрянина , но нашего князя Ярослава - хотя бы потому , что в истории он остался со СЛАВЯНСКИМ , ЯЗЫЧЕСКИМ именем , а не Георгием.
Вернуться к началу
Сын Ярости
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пт Окт 22, 2010 10:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Нда... И анн по европе было как грязи и Ярославов по славянским землям, скорее всего было не меньше. Особенно если учесть, что католики языческие имена не изводили а отличии от византоидов.
Пока что мне ближе точка зрения Имандры, согласно которой, классическое мнение основано непонять на чём.
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пт Окт 22, 2010 10:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Имандра писал(а):
.... И если я хочу для себя прояснить подноготную исторических документов, что в этом такого ужасного? И почему я, из – за этого, пособник жидов????????????

Ну, не устраивают мня книжки госпожи Пушкаревой! Уж извините!


Уважаемая Имандра! Улыбка
Прояснение подноготной исторических документов - вещь весьма похвальная и уважение вызывающая. Что не может не приветствоваться на этом форуме, где собирается народ не просто "лясы точить", но сугубо трезвомыслящий. К коим, смею Вас заверить, отношу и себя.
Ни в коей мере, спешу Ваз заверить и уточнить, лично я Вас не обвиняла в пособничестве жидам. Фраза, что была мною озвучена ранее, имеет совершенно образное выражение, в общих чертах описывающая печально известную тенденцию, что складывается в последние десятилетия в исторической и других науках на просторах постсоветского пространства. К Вам лично, многоуважаемая, это ни в коей мере никак не относится.
Что касательно книжек Пушкаревой, то спешу Вас заверить, что такого рода авторы тоже нужны для любознательного читателя, уровня "что нибудь умное почитать", что нельзя отметать совершенно за ненадобностью.
Я же в выше приводимом тексте указывала конкретные источники из западных церковных летописцев, коими может воспользоваться любой умеющий читать на их языках оригинала. Ибо, как это ни прискорбно, приходится признать, что далеко не все эти документы переведены на русский язык. Более того, как выяснилось после разыскательных мероприятий, не все они ещё и изданы в печатном виде.
Но будем надеяться, что в течение нашей жизни они всё-таки увидят свет и не только в церковно-монастырский.
С уважением к вашим изысканиям
Краслава
Подмигивает


Последний раз редактировалось: Краслава (Пт Окт 22, 2010 10:45 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Краслава
Гость

   




СообщениеДобавлено: Пт Окт 22, 2010 10:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Пика, друже, да особо и не за что. Ну да ладно.
Я вот что тебе хочу предложить глянуть.
http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/44082
про Анну
http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28205
про Генриха из рода Капетингов
http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28221
про Гуго Великого основателя крестовых походов
http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29400
про сына Филиппа

ещё вот здесь есть исторический форум, где в отдельной теме обсуждается Анна Ярославовна. Там ниже в отдельном сообщение приводится много источников, которые может быть тебя заинтересуют.
http://forum.istorichka.ru/perma/2009/03/17/middle_ages/1237243304

Ах да, кстати, вот нашлась даже подпись Анны, когда она была регентшой при сыновьях
Вернуться к началу
pika
Гость

   




СообщениеДобавлено: Сб Окт 23, 2010 12:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

Смеется По первой ссылке уже интерессно -
Анна (Агнесса) Ярославна или Анна Киевская (родилась по разным источникам: около 1024[1], около 1032[2] или 1036[3][4] — 1075/1089) — старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. - тут же чуть ниже в ея биографии Смеется
Фреска в Софиевском Соборе г. Киева представляющая дочерей Ярослава Мудрого. Анна, предположительно самая младшая.
Кроме того ссылок на именно превоисточники - НЕТ , по крайней мере там ничего не сказано (в указанных ссылках) о том что жена Генриха есть дитё Ярослава из Киева.
По остальным , которые ниже картина примерно идентична.
По последней :
" Уникальный рассказ о посольстве на Русь, "за дочерью короля той страны по имени Анна", записанный со слов участника посольства, французского епископа Роже из города Шалон-на-Марне (в Шампани), сохранился в виде глоссы (примечания) XII в. на полях т. н. "Псалтири Одальрика", латинской рукописи, принадлежавшей настоятелю Реймсской церкви святой Марии. Трудно сказать с уверенностью, идет ли речь в этих источниках об одном и том же посольстве или же о разных. (В последнем случае придется предположить, что сватовство французского короля встретило в Киеве определенные трудности.) Так или иначе, но французским послам удалось выполнить возложенную на них миссию, и Анна со свитой отправилась во Францию.
Сведений о французских брачных посольствах на Русь достаточно для того, чтобы сложилось впечатление что их было даже два. Писавший в начале 12 века монах из монастыря святого Петра в Сансе (к юго-востоку от Парижа) Кларий в своей «Хроники» сообщает « В то время (речь идет о событиях около 1050 года) король Генрих послал Готье, епископа Мо (к северо-востоку от Парижа) и Жослена из Шони (на реке Уазе к северу от Суасона», в литературе Жослен именуется Жосленом де Шалиньяком, с другими к некоему королю в греческих краях, чтобы тот дал ему в жены свою дочь. Назад во Францию тот отправил их с большими дарами и с дочерью».
Глосса на полях «Псалтыри Одальрика» одного из клириков Реймсской церкви: «В лето 1049 года, когда Генрих 1 послал в Рабастию шалонского епископа Роже (Шалон – на – Марне в Шампани) за дочерью короля той страны, по имени Анна».
Состав послов Генриха на Русь по этим двум источникам не совпадает. Но вывод о двух посольствах преждевременен. Автора «Реймсской глоссы» интересовали только мощи святого Климента, поэтому , из всего посольства он мог упомянуть епископа Шалонского, принесшего в Реймс сведения о них. Кларий же вовсе не перечисляет всех членов посольства, что видно из его замечания о «других». Дата 1049 год хорошо согласуется с данными «Жития святого Литберта», епископа Камбрэ, (на севере Франции), о том, что бракосочетание Генриха 1 и Анны в Реймсе и рукоположение там же епископа Литберта происходили одновременно, то есть в 1051 году (вероятно, на Пасху или на Троицу, то есть 31 марта или 19 мая). Однако есть источник противоречащий этой дате. Это грамоты ланского епископа Элинара (город и епископство на севере Франции, к северо-западу от Реймса) от 3 декабря 1059 года, подписанной Генрихом 1 и датированной 29 годом правления Генриха и 10 годом жизни Филиппа. Отсюда следует, что Филипп родился до 3 декабря 1050 года, а брак его матери – состоялся не позднее февраля того же года. Но тогда французское посольство на Русь не могло отправится позднее 1048 года." - ну далее всё в таком же ключе , а ещё меня смутило , что якобы Генрих отправлял посольство как сватов , но эти самые "сваты" о самом сватовстве практически ничего не писали. Нифига себе - исполнители королевской воли , саму ВОЛЮ короля вроде как спустили в унитаз и отнесли ЕЁ к категории "другие". Наверное французских королей того времени можно было ПОСЫЛАТЬ не только на войны , но и за пивом. Смеется Ну а если серьёзно , то я пока неудовлетворён . Опять же конкретики нет , ни в приведённых документах , ни в констатации самого факта - всё ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО , хотя всё КАК БЫ в конве общепринятой версии. Впечатлил список литературы выложенного эссе , захотелось с ним "поработать" Улыбка , но пока я соглашусь с одним из участников того форума : "Подборка литературы хорошая (жаль, что сносок на конкретную литературу или источник отсутствует)."
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ВОЛЧЬЕ ПОРУБЕЖЬЕ. -> Друзья от науки Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.