Добавлено: Вт Мар 01, 2011 9:48 pm Заголовок сообщения:
Надежда-Зима писал(а):
Автору не помешало бы почитать "Исторические корни волшебной сказки" В.Я. Проппа. Или внимательно перечитать. Там у него и про костяную ногу, и про курьи ножки..
А так же другие труды этого выдающегося исследователя русской и германской филологии и фолклора, между прочим профессора ЛГУ:
А то человек исследовал исследовал, писал, писал, а потом, вот те на, приходит тов. Миролюбов, со своими доморощенными трактовками, такое впечатление , что с Луны свалился и ни о Проппе ни о Фрэзере слыхом ни слыхивал!!!!
Добавлено: Ср Мар 02, 2011 2:25 am Заголовок сообщения:
Ой ребята, вы столько написали, что надо отвечать многим. Я это чуть позже сделаю, т.к. своб. временем побольше буду располагать.
Хочу оставить вот такую зарисовку.
Мне тут рассылка интересная пришла, решила с вами поделиться. Читайте на здоровье. а я пошла блины печь!
МАСЛЕНИЦА У ЧАГЫЛХАЙ
Как-то раз Чагылхай у меня спросила, что я знаю о Масленице, празднике Ивана-Купалы и других славянских обычаях.
Неопределенно пожав плечами, я ответила:
- Ну, на Масленицу блины пекут, на Ивана-Купала через костёр прыгают, на Пасху там пасхи пекут, яйца цветные варят…
Поняв, что мои познания примитивны и неглубоки, Чагылхай не стала меня мучить и спросила:
- А зачем всё это делали древние?
- Ну откуда мне знать, зачем эти первобытные люди объедались блинами или прыгали через костры? Да и зачем?
- Затем, что земля, на которой ты живешь, может помочь тебе быть здоровой и сильной, молодой и красивой, и счастливой!
- Да-а-а? – я широко раскрыла глаза и сладко улыбнулась.
- Да, но это происходит только с тем человеком, который чтит и следует древним традициям, которые породила эта земля, а не первобытные люди, - передразнила она меня.
- Так мне что же через костер теперь идти прыгать? И где я его буду разжигать, когда буду в городе, например? – поинтересовалась я.
- Для начала изучи традиции, пойми их смысл, тогда поймешь, как им следовать. Конечно, придётся сообразовываться со временем, местом и обстоятельствами, как сказано в каноне.
- Каком еще каноне? – мои глаза раскрылись еще шире.
- Изучай традиции! – повелела удаганка.
* * *
Прошел год, и Чагылхай, видимо, решила призвать меня к ответу:
- Как будем Масленицу встречать? – ошарашила она меня вопросом в тот момент, когда я пыталась отчистить чугунок.
- Ммм... Блинами, а как же еще! – вспомнила я основное.
- И зачем это нужно? – безразлично произнесла она, но я-то знала, что скрывается за этим безразличием, поэтому напрягла мозги и выпалила:
- Гой ты, круглый блин, всем нам господин! Кто тя будет есть, тому горя несть!
И кстати! – решила я перейти в атаку. – Что это значит? Если я буду лопать целыми днями блины, то стану счастлива? Разве что только тем, что превращусь в такой же круглый блин, и тогда, действительно, из всех проблем останется только одна – как бы похудеть!
Чагылхай рассмеялась и ответила:
- Внешнее всегда скрывает под собой внутреннее, особенно если это - ритуал. Все, что делается в ритуале снаружи, должно происходит и внутри. Блин – это символ Солнца, и если предположить, что человек ест Солнце, то он…
- И есть солнце! – продолжила я. - Что ты ешь, то ты есть!
- Именно. А что значит быть Солнцем?
- Нуууу!!! Это значит быть центром Галактики! Это значит быть ВСЕМ! – я широко раскинула руки, представляя, как весь мир вращается вокруг меня, и я что хочу, то и ворочу.
- Да, примерно где-то так, - улыбнулась удаганка.
- Я должна не просто радостно объедаться блинами... Хотя, ведь правда – это всегда очень радостный процесс! – удивленно осознала я. - Во-первых, я должна их всем раздавать, как это и делает Солнце, раздавая свое солнечное тепло, а во-вторых, всю неделю Масленицы культивировать в себе радостное и праздничное настроение! Сиять как солнышко, как медный чайник?!
- Именно этим ты должна заниматься. Всю неделю изображать полноценную, богатую, радостную, веселую, изобильную жизнь.
- Даже если это не так?
- Да. Ведь ты не хочешь, чтобы это всегда было не так?
Я активно замотала головой.
- Тогда, будь добра, развесели и порадуй себя сама, чтобы открыть двери Солнцу и изобилию.
- Я-то всегда могу это сделать, но вот человеку, если он страдает, болеет или печалиться очень сложно будет это сделать, практически невозможно, - печально заметила я.
- Но он должен постараться. Масленица – хорошая возможность для того, чтобы выйти из гнетущего подавленного настроения, ведь оно никому не нужно. Это настроение говорит жизни: "Ты, жизнь, плохая! Ты ни на что не годишься! Я тебя ненавижу!"
- Дааа, когда такое говорят, лучшее, что можно сделать, – это развернуться и уйти, а худшее – начать ругаться в ответ, - заметила я.
- И жизнь так и делает: она или поворачивается к человеку спиной, или осыпает его градом ударов и насмешек, поэтому человек должен научиться во что бы то ни стало испытывать минимальную благодарность и радость по отношению к жизни. Обряды Масленицы служат этому.
Я подскочила как на пружинах и рванула к полке с мукой, одновременно натягивая на лицо улыбку до ушей. (На душе и правда стало намного радостней. Не верите? Проверьте. Возьмите и улыбнитесь сейчас кончиками губ, и вы почувствуете, как постепенно возникает легкая радость.)
- Ты куда? – удивилась Чагылхай.
- Буду блины готовить!
- Подожди, перед блинами нужно кое-кого смастерить, - приподняв бровь, напомнила Чагылхай.
- Я должна что ли чучело Мары сделать?
- Если не хочешь, чтобы жалкое прошлое смешалось с грандиозным будущим, и получилось невесть что, – должна.
- Не хочу я, конечно! Но где я возьму сейчас солому, интересно мне знать?
Чагылхай тут же протянула мне пучок соломы и веревок. Я опасливо взяла их и обошла вокруг удаганки, пытаясь определить, где это она так незаметно прятала всю эту кучу.
Я принялась за дело. Через полчасика было готово прекрасное чучело с головой набекрень, разной длины руками и ногами.
- Готово! – я торжественно потрясла чучелом Мары перед Чагылхай.
Удаганка рассмеялась:
- Теперь ты готова начать Масленицу. Всели в это чучело все свое прошлое, а когда закончишь, возьми старую одежду, обмотай его, и брось в темный угол поближе к выходу – там Мара будет собирать все плохое и прошлое неделю. И вот после этого можешь объедаться блинами. Но если в течение недели ты вспомнишь о чем-то еще, что готова отдать, – достань чучело и опять всели это прошлое в него. В полдень в воскресенье выйди на гору и подожги чучело Мары вместе со старой одеждой. Пока оно горит, прощайся с прошлым, прощай других людей и прощай себя…
ДЕЛАЕМ ЧУЧЕЛО
Чучело нужно делать в понедельник - в первый день масленичной недели (если не успеете - сделайте во вторник). Участникам Погружения "Благая Масленица" нужно обязательно его сделать! Итак...
1) Если у вас есть веник из каких-либо веток (обычный желтый веник-сорго, березовый и т.д.), вытащите из него немного соломинок. Если у вас есть сухие травы, прутья, сухоцветы – возьмите пару штучек. В общем, если есть возможность, отыщите несколько веточек-соломинок-прутиков.
2) Возьмите разные нитки (для вязания, шитья – все, что есть), клей, иголку, спички и старые лоскутки.
Теперь все очень просто: из всего, что вы взяли, нужно соорудить фигурку с головой, руками и ногами. Спасает то, что это - фигурка чучела, т.е. она может быть сколько угодно кривой и нелепой.
Обычно делается так: из ниток намотайте небольшой клубок диаметром 2 см – это голова. Воткните в нее спичку – это шея. Из соломинок и ниток или из спичек и ниток сделайте руки и ноги. Возьмите лоскутки и, обматывая их нитками, сделайте подобие туловища. Теперь нужно присоединить конечности и голову к туловищу – можно приклеить их клеем, можно пришить, можно примотать нитками – как угодно. Главное, чтоб чуть-чуть держалось. Если есть азарт, можете приклеить на лицо пару бусинок или пуговиц, нарисовать рот.
И не забывайте – вы делаете не куклу Барби, а чучело!
Когда чучело готово, сделайте все то, о чем говорила Чагылхай. Когда в воскресенье будете сжигать чучело, желательно взойти на гору, но если горы нет, то подойдет любой бугорочек.
Добавлено: Ср Мар 02, 2011 11:09 am Заголовок сообщения:
Имандра
вообще-то время ещё есть
это хряне масленницу до своего великого поста празднуют. а в язычестве она приходилась на дни весеннего равноденствия. так что чучело успеешь вовремя сделать.
Добавлено: Чт Мар 03, 2011 6:55 pm Заголовок сообщения:
Сын Ярости писал(а):
Ты, Яра, пожалуйста не сочти за личное, но при всём уважении к тебе, я чичас буду бомбить эту статью о трактовке сказок.
За уважение спасибо. На счёт критики спорить не буду. Вижу что основная претензия к автору - это недостаточное знание вопроса, не так подробно всё описано, как ты ожидал. Но раз уж предъявляются претензии к недостаточной информативности, то критика, если честно, могла быть более информативной. Раз ты сходу указываешь на ошибки и неполность текста, то вопросом владеешь хорошо. Мог бы и подробнее раскрыть свои слова. Тем более что для темы это было бы более чем уместно. Так что если можешь всё сходу рассказать и объяснить, сделай это пожалуйста. Особенно про тотемизм в сказках о животных.
Сын Ярости писал(а):
Женские образы: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная - символы мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают
Опять же всё упростил: мол все эти Василисы – просто хорошие бабы.
Учитывая эти слова выражение "просто хорошие бабы" к тексту отношения не имеет. Хотя впрочем всё так же не обЪясняет периодическое оборачивание в животных.
Сын Ярости писал(а):
Чё ж так разжаловал-то? Из «берегинь заботливых» в «страшные и вредные».
Дуализм героев сказок и мифов ты вообще не признаешь?
Сын Ярости писал(а):
="Баба" - почетное слово на Руси. Баба - значит опытная, мудрая, ведающая
Значит обращение «эй, бабы!» означет «эй, мудрые!»
Сын Ярости, девка становилась бабой, после рождения ребёнка, также это слово действительно означает опытная, а так же мудрая. Словами бабка и бабушка, называли повивальных женщин. Сейчас до сих пор если надо снять сглаз, заговорить грыжу и т.д. идут к бабке, бабе. Так же это слово указывает на возраст, дети этим же словом называют материй своих родителей. Так что понятия опытная, мудрая, ведающая - в традиции относятся к слову БАБА.
Касательно твоих упоминаний о психоанализе, и упоминаний автора о поиске ключей в самом себе. В традиционной культуре можно выделить целый пласт занимающийся, говоря современным языком, психологией. В современное время этот аспект культуры выделился в целое направление. Есть в нём прикладные техники и практики направленные на понимания себя и окружающих. Любки, кстати, часть этого направления. Автор текста как раз и занимается этим аспектом нашей культуры. И в сказках этот аспект традиции тоже прослеживается.
Добавлено: Сб Мар 05, 2011 1:35 pm Заголовок сообщения:
Краслава писал(а):
МАСЛЕНИЦА У ЧАГЫЛХАЙ
Первый раз вижу действительно интересный подход к этому ритуалу.
Удаганки наступают! Ура! Вернее, Хурай!
Яра писал(а):
Но раз уж предъявляются претензии к недостаточной информативности, то критика, если честно, могла быть более информативной. Раз ты сходу указываешь на ошибки и неполность текста, то вопросом владеешь хорошо. Мог бы и подробнее раскрыть свои слова. Тем более что для темы это было бы более чем уместно. Так что если можешь всё сходу рассказать и объяснить, сделай это пожалуйста. Особенно про тотемизм в сказках о животных.
Беру на заметку. правда подробный анализ каждой мелочи не обещаю, потому как можно будет совсем увязнуть. Но кое что выложу.
по крайней мере про Бабау-Ягу, после того как допишу то что обещал на тему шаманов/жрецов-правителей, выложу.
Яра писал(а):
Учитывая эти слова выражение "просто хорошие бабы" к тексту отношения не имеет. Хотя впрочем всё так же не обЪясняет периодическое оборачивание в животных.
Да, естьв сказках и рукодельницы-искусницы (не одними ведьмами они полнятся), но меня раздражает обобщающая интонация автора. Ну чисто штампы. практически любой женский образ, объясняется в стиле атеистических поп-традиций: если полождительный, то это по любому образ "любви, женственности, родины, матери". Отрицательные - ещё больше упрощаются просто персонифицируя некое зло. Детали упускаются, чё на них обращать внимание, народная фантазия панимаш.
Я сторонник предельной конкретизации.
Ксти,ч тобы не подумали, я вовсе не стремлюсь все пресонажи привязать к шаманскому древу.
Даже в тех сказках, где речь идёт о потустороннем, герой не всегда является представителем этой братии. Врочем, об этом попозже расскажу.
Яра писал(а):
Дуализм героев сказок и мифов ты вообще не признаешь?
Вот именно что признаю. Я и сам люблю менять свет и тьму. И потому знаю, что за натура у всех этих персонажей типа бабы-Яги. Нельзя их ну никак зачислить ни в заботливые берегини, ни в злобные порождения тьмы, как это делает автор статьи. Самое лучшее определение для этой породы: люди с очень сложным характером. И наши предки относились к ним именно с этой позиции, что и сквозит в сказках изо всех щелей и продолжает иметь место быть в тех краях, где архаика ещё не выветрилась.
Яра писал(а):
Сын Ярости, девка становилась бабой, после рождения ребёнка, также это слово действительно означает опытная, а так же мудрая. Словами бабка и бабушка, называли повивальных женщин. Сейчас до сих пор если надо снять сглаз, заговорить грыжу и т.д. идут к бабке, бабе. Так же это слово указывает на возраст, дети этим же словом называют материй своих родителей. Так что понятия опытная, мудрая, ведающая - в традиции относятся к слову БАБА.
Вот якак-то не видел чтобы такой смысл вкладывали в слово баба. Бабка - это да. Впрочем, могу ошибаться. И даже если ошибаюсь, всё равно неясно, в каком именно контексте употреблялось слово "баба".
Яра писал(а):
Касательно твоих упоминаний о психоанализе, и упоминаний автора о поиске ключей в самом себе. В традиционной культуре можно выделить целый пласт занимающийся, говоря современным языком, психологией. В современное время этот аспект культуры выделился в целое направление. Есть в нём прикладные техники и практики направленные на понимания себя и окружающих. Любки, кстати, часть этого направления. Автор текста как раз и занимается этим аспектом нашей культуры. И в сказках этот аспект традиции тоже прослеживается.
Опять же, несмотря на наличие там вопросов связанных с психологией, их в первую очередь следует расматривать с той точки зрения, которая типична для представителей той эпохи.
а то право, старнно порой слышать о том, как герой некоей сказки "взывает к архетипу" (доводилось такое читать). Согласись, где герой, а где все эти представления об архетипах?
Добавлено: Вс Мар 06, 2011 4:05 pm Заголовок сообщения:
Да, кстати, раз уж у тебя не идёт тема про шаманов, и ты решил заняться Бабой Ягой, то всё таки ещё про тотемизм в сказках напиши, и из какого архаического персонажа Яга вообще появилась.
Добавлено: Сб Мар 12, 2011 1:05 pm Заголовок сообщения:
Яра писал(а):
Да, кстати, раз уж у тебя не идёт тема про шаманов
Да нет, у меня не идёт не про шаманов-правителей, а про свой шаманский опыт, который я уж полгода все толком никак не опишу.
А вот насчёт шаманящих правителей у меня всё тип-топ. Я только хотел сказать чтобы ты подождала ещё недельку. Я обещал тебе выложить инфу на этой неделе, но у меня чё-то всё так масляно пошло, и мне хотелось для полноты добавить ещё примеров из некоторых других культур (изначально я хотел ограничиться только тем, что помнил и что на компе было, а вот теперь увлёкся).
Получится довольно широкий, хотя и поверхностный обзор шаманов-правителей как реальных так и легендарных.
подождёшь, добро?
Ну а потом возьмусь за бабау-ягу и следы тотемизма: это, я думаю, уложится в один небольшой пост.
Добавлено: Чт Мар 24, 2011 8:53 pm Заголовок сообщения:
Почти дочитал обе книги, хочу сделать небольшой критический обзор. Так хорошо как с кедрозвонами не получится, т.к. в отличие от полубезграмотного Мегре, Сидоров лучше знает, что пишет. У него интересная трактовка многих вещей. На мой взгляд, хватает всего, и воды и сенсаций, что не айс. Но есть и интересности.
Первую книгу я читал с мыслями: "Чё за х**ня?" или "Хммм... Проверим...". Вторая же качественно куда выше стоит, её дочитываю сейчас с огромным удовольствием.
В обоих книгах автор нарушил принцип Бритвы Оккама, и на основании общеизвестных фактов или косвенных совпадений настроил ТАКОГО...
Не всё там правда, но главное достоинство второй книги в том, что, реально появляется желание что-то делать. Очень мощное воздействие оказывает. Библейско-ведическая тема раскрыта довольно грамотно, хотя все эти указания на виманы (тарелки, НЛО) в Сибири и какие-то "Тайные Ориано-Гиперборейские Веды" - недоказуемы, увы. Выбешивают ссылки автора на Велескнигу, почему-то она проникла повсеместно, даже к некоторым боле-менее серьёзным историкам О_о
Несмотря на хрень, многое у Сидорова действительно заслуживает внимания, сейчас беседую с одной иеговисткой, которая мне компостирует мозг библейскими пророчествами (на 90% достоверными), а я, что бы всё было в равновесии, читаю ведические, и вообщем-то могу сказать, что всё "далеко не так просто в этом мире".
С большой вероятностью люди были на Земле довольно давно, до времени, положеного по Дарвиновской теории. Да и технологии были не совсем понятные сейчас. И мировоззрение близкое к ведическому было у древних славян и многих индоевропейцев, хотя никаких "Крышеней" и проч. не было.
З.Ы. Вообщем дядька со всеми его трактовками хорош как отправная точка в изучении, а далее нужно самосоятельно штудировать Афанасьева, Веды, Библию, Доп лит-ру, Поршнева, Дарвина, всевозможных расовых теоретиков и т.п. А лучше ехать в Сибирь и самостоятельно смотреть на эти таинственные пирамиды, которые никто почему-то не исследует и убеждаться в: "А есть ли оно вообще?".
З.З.Ы. И да, Я тут одну ОЧЕНЬ интересную сказку нашел из сборника 1827 года, упоминал уже (в сети ее нет). Надо скан выложить будет, может кому пригодится.
Добавлено: Пт Мар 25, 2011 3:08 pm Заголовок сообщения:
LaRoseNoire
Знаешь... Ты однако очень упорный и терпеливый человек, прочитать две книги Сидорова..... У этого автора ОЧЕНЬ своеобразный стиль изложения. К тому же автор имеет свои определённые цели, и ради них запросто и приврать может, хотя и не в глобальном масштабе.
Судя по твоей реакции
LaRoseNoire писал(а):
реально появляется желание что-то делать.
автор одну из своих целей достиг.
Что касается пирамид.... То придётся весьма далеко забраться, и общаться придётся с местным населением, что найти что надо. Не знаю как пирамиды, но в районе Васюгана можно найти остатки городищь. И никто туда не суётся, мож за ненадобностью, мож по незнанию.
Кстати у Сидорова есть работа по этнопсихологии, очень доступно описываются особенности психики малых народностей Сибири, по крайней мере он по региону походил много, чтоб сделать подобные наблюдения.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах